Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:23, курсовая работа
Еще в разгар тяжелых событий второй мировой войны с 19 по 30 сентября 1943 г. в Москве состоялась очередная конференция министров иностранных дел СССР, США, Англии. На ней было принято решение о создании после войны на принципах суверенитету и равноправия всех государств всеобщей международной организации ООН. Через месяц это решение было утверждено руководителями держав – участниками Тегеранской конференции.
1.Введение …………………………………………………………………..4
2.Основная часть:
а) Участие Беларуси в основании ООН……………….……..5
б) Беларусь в составе ООН. …………………………………..9
Работа Беларуси в решении ряда мировых социально-политических проблем.
в) Основные направления взаимодействия Республики Беларусь с ООН, ее фондами и программами на современном этапе………………………………………………………………….19
3.Заключение………………………………………… …………....23
4.Литература………………………………………………………..25
Представители Белорусского комитета обороны мира в 1973, 1979 гг. участвовали в рейдах мира по странам Восточной Европы. Они встречались с жителями дальней Норвегии и др. стран. Особое внимание на Беларуси уделялось проведению мероприятий, связанных с трагическими событиями второй мировой войны, сохранением мира в Европе. В 1972 в республики произошла международная встреча представителей гражданских организаций Дании Норвегии ФРГ Японии и др. стран. Она происходила под девизом: “пусть никогда не повторится трагедия Хатыни, Лидицы, Арадура, Хиросимы, Сонгми”.
Значительным достижением стран – участниц ООН, в том числе и Беларуси, явилось проведение в 1975 г. совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, на которой присутствовали руководители 33 европейских государств, США и Канады в соглашении о мерах по укреплению доверия и некоторых аспектов безопасности и разоружения предусматривалось представление первоочередных известий о проведении любых маневров военнослужащих, осуществление системы наблюдения за ними, контроля, за вооружением и т.д. Это имело непосредственное отношение к Беларуси, на территории которой находились многочисленные военные формирования, проводились различные маневры войск.
Хельсинкское руководство оповестило о вступлении Европы в новый исторический период разрядки международной напряженности. Беларусь как член ООН и одна из Европейских стран содействовала этому. В 1979 г. она поддержала решение СССР об одностороннем умещении его войск в Восточной Европе и выводе из ГДР 20 тыс. военнослужащих и 1 тыс. танков, а в 1980 г. – меморандум “за мир и разоружение”.
На рубеже 1970-80 гг. разрядка международной напряженности сменилась обострением отношений между США и СССР.
В 1979 г. США начали размещение в странах западной Европы своих ядерных ракет, которые по дальности полеты могли достичь Урала. США отказалось ратифицировать договор об ограничении стратегических вооружений (АСУ-2), ввели экономические санкции против СССР и соц. стран, вступили на путь обновления “холодной войны”.
Со свой стороны СССР приняло решение, которые противоречили интересам международного сообщества. В 1979 г. он ввел свои войска в Афганистан. По сути, Афганистан, который раньше Кореи или Вьетнам, был переделан в военный полигон, где осуществлялось испытание новых видов вооружений стран с разным социально-экономическим положением. Делегация БССР была в числе тех, кто не поддержал требования ООН о выводе Советских войск из этой страны. Представители Беларуси в числе военнослужащих Советской Армии участвовали там в боевых действиях, возникновение новой мировой войны. Поэтому не случайно в конце 1981 г. очередная сессия генеральной Ассамблеи ООН приняло предложенную делегациями Беларуси и Украины декларации о предотвращении ядерной войны. В ней определялось, что те государства и их органы власти, которые первыми начнут боевые действия с использованием ядерного оружия, будут оповещены мировым сообществом военными преступниками и понесут всю ответственность за свои действия.
Делегации Беларуси в ООН предназначалось вместе с другими вести борьбу за остановку использования космического пространства в военных целях. Это было связано с тем, что с приходом да управления президента Р. Рейгана США начало осуществлять программу “звездных войн” с использованием ядерного оружия. Потому в 1981-85 гг. белорусская делегация вместе с украинской и другими в разных редакциях выносили на обсуждение ООН почти одни и те же предложения о запрете использования космического пространства в военных целях. Однако это проблема не решилась. Только в 1993 г. США приняло решение о остановлении программы “звездных войн”.
Во внешнеполитической деятельности в Беларуси история зафиксировала и такой шаг. В 1984 г. БССР сумела с Украиной внести предложение, по которому Генеральная Ассамблея ООН приняло резолюцию “о не недопустимости политики государственного терроризма и других действий стран, направленных на подрыв гражданско-политического устройства в других суверенных государствах”. Это было символично в мире дальнейших исторических событий: развал соц. системы и СССР.
Таким образом, в заключении можно сказать, что хотя Беларусь и входила в состав СССР и во многих важных решениях она не могла отстаивать свою точку зрения, все-таки она внесла свой вклад в дело мира и сотрудничества между народами. Являясь постоянным членом ООН, БССР на протяжении 1945-1985 гг. принимало активное участие в разработке и осуществлении решений этой организации по самым разнообразным проблемам жизни мирового сообщества. Входя в состав многих комитетов и организаций ООН, республика делала все возможное, чтобы сохранить мир и безопасность между народами, уменьшить военное противостояние, предотвратить вооруженные конфликты и войны, остановить испытания и распространения ядерного оружия. Особое внимание притягивали события на Европейском континенте. Белорусский народ расширял и закреплял свой связи с мировым обществом, прилаживал усилия в решении сложных проблем, сто волнуют человечество.
Основные направления взаимодействия Республики Беларусь с ООН, ее фондами и программами на современном этапе
Сотрудничество между Республикой Беларусь и Организацией Объединенных Наций является одним из приоритетных направлений внешнеполитической деятельности нашей страны.
Белорусская делегация постоянно участвует в регулярных и специальных сессиях Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального Совета и других ведущих органов ООН. Белорусская дипломатия отстаивает национальные интересы в сфере укрепления роли ООН в поддержании международного мира и безопасности, повышения потенциала Организации в разрешении возникающих локальных вооруженных конфликтов и споров, преодолении существующих глобальных социально-экономических и экологических проблем, противостоянии трансграничной преступности и терроризму, другим вызовам современности.
По инициативе и при содействии белорусской делегации Генеральной Ассамблеей и Экономическим и Социальным Советом ООН были приняты важные для Беларуси резолюции и решения. Большинство из них закрепили необходимость учета специфических нужд и потребностей государств с переходной экономикой при планировании и осуществлении программной деятельности ООН и открыли дополнительные возможности использования интеллектуальных и материальных ресурсов Организации для решения насущных проблем социально-экономического развития Республики Беларусь.
Беларусь стремится внести свой посильный вклад в борьбу с терроризмом. В ходе 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН с целью доведения до международного сообщества шагов, предпринимаемых Беларусью в контексте борьбы с международным терроризмом, была проведена встреча Министра иностранных дел Республики Беларусь М.Хвостова с Председателем Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН Дж.Гринстоком, распространены в качестве официальных документов 57-й сессии Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН письма Президента Республики Беларусь А.Лукашенко в адрес Генерального секретаря ООН К.Аннана и Президента США Дж.Буша в связи с годовщиной трагических событий 11 сентября 2001 года, а также сделано выступление по пункту повестки дня «Меры по ликвидации международного терроризма» в Шестом комитете 57-й сессии Генеральной Ассамблеи.
Делегации и представители Республики Беларусь принимают участие во всех значимых мероприятиях, которые проводятся по линии ООН. Созданы необходимые предпосылки для наращивания эффективного взаимодействия с Программой ООН по населенным пунктам, Программой развития ООН, Программой ООН по окружающей среде, Объединенной и совместно организованной программой ООН по ВИЧ/СПИД и другими оперативными программами и фондами системы ООН.
Одним из центральных направлений взаимодействия Беларуси и ООН является тематика международной безопасности и разоружения. Белорусская делегация на регулярной основе принимает активное участие в основных сессиях Комиссии ООН по разоружению. На 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята инициированная Республикой Беларусь резолюция «Запрещение разработки и производства новых видов оружия массового уничтожения и новых систем такого оружия».
Беларусь выступила в качестве соавтора трех проектов резолюций - «Контроль над обычными вооружениями на региональном и субрегиональном уровнях», «Доклад Комиссии по разоружению» и «Предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве».
Состоялись выступления в ходе общей дискуссии, а также по пунктам повестки дня «Запрещение разработки и производства новых видов оружия массового уничтожения и новых систем такого оружия: доклад Конференции по разоружению» и «Всеобщее и полное разоружение: контроль над обычными вооружениями на региональном и субрегиональном уровнях».
Республика Беларусь занимает активную позицию на открытых заседаниях Совета Безопасности ООН. В частности, белорусские дипломаты участвовали в обсуждении вопросов обеспечения эффективной роли Совета в поддержании международного мира и безопасности, предотвращении вооруженных конфликтов, распространения и продажи стрелкового оружия, борьбе с международным терроризмом.
Беларусь активизирует свое участие в мероприятиях ООН в области финансирования развития. Наша страна выступила в качестве автора проекта резолюции «Интеграция стран с переходной экономикой в мировое хозяйство», которая была принята в ходе 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Резолюция подчеркнула необходимость полноценной интеграции стран с переходной экономикой в мировое хозяйство, в том числе с учетом соответствующих решений Международной конференции по финансированию развития (Монтеррей, Мексика, март 2002 г.) и Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию(Йоханнесбург, ЮАР, сентябрь 2002г.). В соответствии с резолюцией организации системы ООН, включая бреттон-вудские учреждения, а также соответствующие многосторонние и региональные институты, не входящие в систему ООН, призваны продолжать оказание правительствам стран с переходной экономикой необходимой консультативной и технической помощи в осуществлении ими социально-экономических реформ для обеспечения полноценной интеграции этой группы государств в мировую экономику.
Результаты работы белорусской делегации на Международной конференции по финансированию развития можно рассматривать как дополнительную политическую основу для расширения и оптимизации взаимовыгодного диалога Беларуси с соответствующими фондами и программами ООН, со Всемирным банком, МВФ и ВТО.
Одним из ключевых направлений взаимодействия Республики Беларусь и ООН была и остается мобилизация дополнительных ресурсов международного сообщества в целях преодоления долгосрочных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Дальнейшим совместным действиям Правительства Республики Беларусь и Секретариата ООН на чернобыльском направлении были посвящены состоявшиеся в ходе 57-й сессии Генассамблеи ООН встречи Министра иностранных дел Республики Беларусь М.Хвостова с заместителем Генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам, Координатором международного сотрудничества в рамках ООН по Чернобылю К.Ошимой, заместителя Министра иностранных дел Беларуси А.Сычева с заместителем Координатора международного сотрудничества ООН по Чернобылю, Директором Регионального бюро Программы развития ООН для Европы и СНГ К.Мижеи, на которых обсуждались пути реализации новой стратегии ООН по международному чернобыльскому сотрудничеству. Члены белорусской делегации приняли активное участие в очередном заседании Межведомственной целевой группы ООН по Чернобылю.
В ходе 57-й сессии Генассамблеи белорусская делегация выступила по чернобыльской проблематике с изложением своего видения дальнейшего развития международного сотрудничества в этом направлении. Совместно с делегацией Украины была организована работа по проекту резолюции «Действие атомной радиации» в контексте вопроса о возможном расширении членского состава Научного комитета ООН по действию атомной радиации (НКДАР).
Следует отметить и такое направление участия Беларуси в деятельности ООН, как реализация программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие». В 2002 году белорусские экспортеры поставляли в Ирак автотракторную технику, металлопрокат и другую продукцию.
После принятия Советом Безопасности ООН резолюции 1409 (2002) в значительной степени была упрощена регистрация и осуществление контрактов в рамках реализации вышеупомянутой программы. Однако в связи с приостановкой Генеральным секретарем ООН в марте 2003 года действия программы «Нефть в обмен на продовольствие» участие в ней Республики Беларусь в данный момент не представляется возможным.
Развивается взаимодействие с ООН по линии правовых вопросов. В ходе 57-й сессии Генассамблеи ООН Республика Беларусь выступила в качестве соавтора по четырем проектам резолюций – о деятельности ЮНСИТРАЛ, статусе Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года, разработке конвенции против клонирования человека в целях воспроизводства и предоставления статуса наблюдателя Межпарламентскому союзу в Генеральной Ассамблее ООН.
Республика Беларусь достойно представлена в выборных органах системы ООН. Страна является членом Комиссии по устойчивому развитию, Комитета по экономическим, социальным и культурным правам, Комиссии по науке и технике в целях развития, Подкомиссии по поощрению и защите прав человека, Комиссии по наркотическим средствам и других структур Организации (всего восемь).
В настоящее время продолжается реализация Вторых страновых рамок сотрудничества Программы развития ООН (ПРООН) и Республики Беларусь на 2001-2004 годы. Общий индикативный объем средств, привлекаемых в соответствии с документом для оказания содействия Беларуси, превышает 9 млн. долларов США.
В 2002 году принята новая Страновая программа действий Правительства Республики Беларусь и Детского фонда ООН на 2003-2005 годы в размере более 3 млн. долларов США.
Наработанный опыт и значительный потенциал взаимодействия Республик Беларусь с ООН позволяет с оптимизмом смотреть в будущее данного приоритетного направления внешней политики нашего государства. Являясь государством-учредителем, Беларусь и впредь намерена добиваться устойчивого и эффективного функционирования крупнейшей универсальной организации в интересах всех ее членов.
Информация о работе Республика Беларусь и Организация Объединённых Наций