Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:10, контрольная работа
С научной точки зрения, изучение судебной реформы 1922 г. является необходимым для понимания самой сути судебных органов и тех задач, которые ставились перед ними правительством в те годы, а именно: они создавались или восстанавливались вновь не только для перехода от административного произвола и беззаконий периода «военного коммунизма» к периоду «революционной законности», но также они должны были отражать происходящие в стране геополитические преобразования - создание Союза Советских Социалистических Республик (СССР),- а также ту идеологическую окраску, которая была свойственна основным параметрам судебной практики тех лет.
Такие
же требования были установлены и
к кандидатам в народные заседатели.
Особое внимание здесь обращалось на социально-классовый
состав.
3.2 Создание прокуратуры
и адвокатуры в СССР
Одной из основных частей судебной реформы 1922 г. являлось восстановление таких правовых институтов, как прокуратура и адвокатура, которые были распущены впервые же дни после Октябрьской революции.
Необходимость создания прокуратуры не вызывала споров среди юристов страны, спорным был вопрос о том, какими функциями ее наделить.
Весной
1922 года Наркомюст вошел в
Во-первых, ряд деятелей коммунистической партии относились к понятию «законность» как к чему-то временному, неизбежному придатку допущенных в период Нэпа капиталистических отношений и противопоставляли ей революционную целесообразность. Прокуратура, по их мнению, являлась временным образованием.
Во-вторых, споры возникли о ее подчиненности. Прокурор, утверждали противники создания прокуратуры в виде независимого органа, не должен стоять вне системы местных советских законов.
В-третьих, возложение на прокуратуру надзора за законностью действий всех органов власти, по мнению некоторых противников проекта, должно было привести к дублированию уже существовавшей Рабоче-крестьянской инспекции, и поэтому следовало общий надзор исключить из функций прокуратуры, ограничив ее только судебной работой, как это было в дореволюционной России.22
Огромное влияние на создание прокуратуры оказала известная статья В.И. Ленина, написанная 20 мая 1922 года - «О «двойном» подчинении и законности». В ней он обосновал принцип единства социалистической законности. Указал на ошибочность требования, вытекающего из желания «сохранить законность калужскую, в отличие от законности казанской», требовал, чтобы понимание законности было одинаковым по всей Республике.
Вторая важная часть ленинского тезиса заключалась в строгом подчинении прокуроров только по вертикали, для того, чтобы местные советские и партийные органы не могли оказывать на них давление. Именно эти принципиальные моменты и легли в основу Положения о прокурорском надзоре 1922 года.
Тем не менее, 28 мая 1922 г. ВЦИК было принято Положение о прокуратуре.
На прокуратуру возлагалось:
- осуществление
надзора от имени государства
за законностью действий всех
органов власти, хозяйственных, общественных
и частных организаций и
- наблюдение
за деятельностью следственных
органов и дознанием, за
- поддержание обвинения в суде;
- наблюдение
за правильностью содержания
заключенных под стражей. (Эти
четыре основные функции
Созданная прокуратура, однако, не стала самостоятельным органом, как это было прописано в Положении. Центральная прокуратура РСФСР входила в качестве IV отдела в состав Наркомюста РСФСР. Работой прокуратуры руководил заместитель Народного комиссара, старший помощник прокурора Республики. Нарком одновременно являлся и прокурором Республики.
После того, как советская власть уничтожила институт частных поверенных и присяжных поверенных, она сразу же начала издавать декреты о суде, в которых обеспечивались права и интересы обвиняемого и потерпевшего в судебном процессе.
Кроме того, о регулировании систематизации актов о суде и самих судебных актов можно вести речь лишь с 26 мая 1922 г. - даты принятия третьей сессией ВЦИК постановления «Об адвокатуре». По этому закону в губерниях создавались коллегии защитников, состав которых утверждался губисполкомом по представлению отдела юстиции; не разрешалось совмещение должности члена коллегии с занятием иной должности в государственном учреждении или предприятии (кроме выборных и профессорско-преподавательских должностей в учебных заведениях); коллегия управлялась президиумом, избираемым общим собранием её членов; сфера деятельности коллегии не ограничивалась судебными рамками - «основная работа коллегии выражается в консультациях и пропаганде права» Из протоколов Шестого съезда работников прокурорских, судебных и следственных органов в 1929 г.
В соответствии с Положением в систему судебных органов включались и народные следователи, которые работали при соответствующих следственных участках, губернских судах и Верховном суде РСФСР. При отделе прокуратуры Наркомата юстиции РСФСР состояли также народные следователи, которым поручалось расследование дел особой государственной важности.
Следователи при следственных участках назначались губернским судом и утверждались губернским исполкомом советов и Наркоматом юстиции. Следователи при губернских судах, Верховном суде и Наркомате юстиции назначались на должность соответствующими органами, при которых они функционировали. Важно при этом отметить, что «следователь был свободен от какой-либо административной зависимости от прокурора, последний имел право давать следователю указания о направлении и дополнении расследования, о мере пресечения».23
В том
случае, когда между прокурором и
следователем возникали разногласия,
они «решались судом, только суд обладал
полномочиями наложения на следователей
взысканий».24
4.Итоги
судебной реформы
1922 г.
Несомненно, судебная реформа 1922 г. явилась позитивным событием в истории страны. Жизнеспособность варианта трехзвенной системы судебных органов, основы которого были заложены именно во время рассматриваемой реформы, подтверждена многолетней практикой деятельности судов, а некоторые её идеи и принципы сохраняют актуальность и в наши дни.25
В целом даже пока сохраняется установленный в период судебной реформы порядок кассационного и надзорного производства по уголовным делам до сегодняшнего дня.
Детальный
анализ материалов судебной реформы 1922
г. позволяет сделать вывод о
ее неплохой теоретической проработанности.
Но, несмотря на качественную теоретическую
основу, реформа, к сожалению, не выдержала
столкновения с жизненными реалиями, что
в дальнейшем и привело к трансформации
ее первоначальной сущности.26
Заключение
Итак, рассмотрев Судебную реформу 1922 г. через призму времени и опыта советских и российских правоведов, историков, юристов, можно подвести итог этим историко-правовым изысканиям: именно в Судебной реформе 1922 г. был заложен тот базис, те основы, которые во многом предопределили дальнейшее развитие как советской судебной системы, так, впоследствии, и российской. Она сыграла свою роль, и немаловажную, в формировании нашей современности, наших реалий.
Вышеназванная реформа помогла объединить активность суда и сторон в сборе доказательств, которая является уникальной и не характерной для других основных правовых систем. Полагаем, что её разработка и принятие обусловлены в первую очередь социокультурными причинами. Российская модель сочетания активности суда и сторон в собирании доказательств является самобытной и заслуживает самой высокой оценки.
Столь
объективные предпосылки к
Уже ушли
в прошлое многие государственные
институты, - о некоторых из них
попросту забыли, другие же, напротив,
с новыми функциями и общим
наполнением возрождаются вновь (мировые
судьи, присяжные заседатели, судебные
приставы и т.п.). Не это ли является
лучшим подтверждением того, что исторический
опыт всегда полезен? На наш взгляд
- несомненно. Именно опираясь на него,
мы строим сейчас в России правовое
государство. И за советом в этом строительстве
мы не раз обратимся, в первую очередь,
к нашей истории.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Задачи судов». НКЮ. Москва.1922 г.
2. «Советская
концепция правосудия и
3. Сочинения В.И. Ленина. Т.36
4. Д.И. Курбский. Избранные статьи и речи. Москва, 1948 г.
5. СУ РСФСР 1921г.
6. Тимашев Н.С. Право Советской России. Прага, 1925 г.
7. Власов В.И. История государства и права России. Конспект лекций. Р.-на-Д. 2003 г.
8. Суд в СССР. Под ред. Л.Н. Смирнова, В.В. Куликова, С.Г. Банникова, В.М. Савицкого, Х.Б. Шейнина. М., 1977 г.
9. Бабенко В.Н. Судебная система России: история и современность. М. 2007 г.
10. Смыкалин А. Судебная реформа 1922 г.// Российская юстиция. 2002 г. №4.
11. Большой энциклопедический словарь, М., 2010 г.
12. Суд и правосудие в СССР. М., 1974 г.
13. Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы. М., 2003 г.
14. Анишина
В. Становление суда как
15. Колесняк Е.В. Об особенностях эволюции судебной системы в советском государстве в условиях Нэпа// Право и политика №5, 2008 г.
Информация о работе Реорганизация судебных органов и прокуратуры в 1922-1924