Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:43, контрольная работа
Я считаю актуальной эту тему, так как многие историки исследовали царствование Петра I с точки зрения влияния на все действия царя европейской культуры. Мы же попытаемся рассмотреть его деятельность с точки зрения русского общества, попытаемся составить психологический портрет противоречивой личности царя. Итак, исходя из темы основной целью работы является, рассмотреть по российскому законодательству указы Петра I по реформам центрального аппарата власти. Объектом исследования будет общество. Предметом – Российское законодательство X –XXвв.
Введение..............................................................................................3
1. Постановка цели и задач....................................................3
2. Характеристика источников...............................................4
3. Историографический обзор................................................4
Глава I.Реформа государственного аппарата....................................8
1Эволюция Боярской Думы....................................................8
2. Сенат.....................................................................................9
3. Коллегии..............................................................................11
4. Синод...................................................................................13
Глава II. Влияние реформ на общество и обстановку в стране….16
Заключение..........................................................................................18
Список литературы.............................................................................20
Наконец в 1722 г. эти функции возложили на специально назначенного генерал-прокурора, который "должен был накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал", иметь надзор над прокурорами и фискалами и вообще быть "оком государевым" и "стряпчим в делах государственных". Кроме того, при Сенате образовывались должности рекетмейстера (принятие жалоб и апелляций) и герольдмейстера (учет служащих дворян).
3. Коллегии
Однако создание Сената не могло завершить реформы управления, так как отсутствовало промежуточное звено между Сенатом и губерниями, продолжали действовать многие приказы. В 1717-1722 гг. на смену 44 приказам конца XVII в. пришли коллегии. В отличие от приказов, коллегиальная система (1717-1719 гг.) предусматривала систематическое разделение администрации на определенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий уровень централизации.
В конце 1717г. начала складываться система коллегий: Сенатом были назначены президенты и вице-президенты, определены штаты и порядок работы. Кроме руководителей в состав коллегий входили четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие. Специальным указом с 1720г. предписывалось начать производство дел ”новым порядком”.
Уже в декабре 1718г. был принят реестр коллегий:
В 1721г. учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, в 1722г. из единой Берг-Мануфактур – коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на которую, кроме функций управления промышленностью, были возложены задачи экономической политики и финансирования. За Берг-коллегией остались функции горнодобычи и монетного дела.
В отличие от приказов,
действовавших на основании обычая
и прецедента, коллегии должны были
руководствоваться четкими
С учреждением новой столицы(1713) центральный аппарат переместился в Санкт-Петербург. Сенат и коллегии создавались уже там.
“Особой коллегией стал и Главный Магистрат – центральное учреждение для управления городами. Учредил его Пётр в 1721г. с целью как он объявил “всего российского купечества рассыпанную храмину паки собрать”. Членов городовых магистратов полностью избирали горожане”7 В 1721г. принят Устав Главного магистрата, регламентировавший работу магистратов и городской полиции.
Преобразование системы
государственных органов
4. Синод
Крупнейшим феодалом-
Консервативные церковные
элементы группировались
Патриарший разряд был упразднен, а его функции были переданы восстановленному в 1701 г. Монастырскому приказу, во главе которого стояли светские лица (боярин И. Л. Мусин-Пушкин и дьяк Е. Зотов); этому приказу были подчинены патриаршие казенный и дворцовый приказы, духовные школы, типография, а также богадельни.
Собранные Монастырским
приказом доходы
Высокообразованный
деятель церкви, горячий сторонник
всех преобразований Петра I, псковский
епископ Ф. Прокопович по
25 января 1721 г. царь утвердил "Духовный регламент", по которому утверждалась и Духовная коллегия, вскоре (14 февраля) для придания большего авторитета преобразованная в Святейший правительствующий синод.
В ведении Синода
находились чисто церковные
Синод состоял из
12 членов, назначенных царем из
представителей высшего
Для надзора за деятельностью Синода ("дабы Синод свою должность хранил") Петр I назначил 11 мая 1722 г. обер-прокурора "из офицеров доброго человека, кто бы имел смелость и мог управления синодского дела знать"; ему подчинялась синодальная канцелярия и созданные вскоре церковные фискалы - "инквизиторы". Первым обер-прокурором Синода был назначен И. Болтин.
Церковными имуществами,
землями и крестьянами
На сенатском докладе в апреле 1722 г. Петр I попытался определить юридическое место Синода в государстве: "понеже Синод в духовном деле равную власть имеет, как Сенат, того ради респект и послушание равное издавать надлежит..." Фактически же Синод, являясь высшим государственным учреждением, занимал подчиненное положение в отношении к Сенату и Кабинету Петра I.
Глава II. Влияние реформ на общество и обстановку в стране.
Важнейшим итогом Петровских преобразований являлась европеизация страны. Под европеизацией следует понимать обширный комплекс мер, нацеленных на повышение культурного уровня населения, на его цивилизованное поведение в обществе, на внедрение современных форм промышленного производства и т.д. и т.п.
К европеизации России может быть отнесено и создание мануфактурного производства. Пересаженная на крепостную почву, мануфактура в России функционировала на крепостном труде, приобрела специфику, что, однако, не мешало ей процветать в металлургии, суконной и полотняной промышленности.
Под европеизацией подразумевается и распространение светского образования в форме Навигацкой школы, школ цифирных и гарнизонных в провинциальных городах, открытой Морской академии, в подготовке к открытию Академии наук.
В емкое понятие европеизации может быть вложено и создание современного административного аппарата, замена обветшалой и хаотичной приказной системы коллегиями, каждая из которых ведала точно очерченными функциями. Вместо архаичной Боярской думы, комплектовавшейся из родовитых людей, был учрежден Сенат: критерием для сенатора являлось не знатное происхождение, а способности, личные качества.
С появлением новых учреждений началось формирование в России бюрократии, связанное с появлением уставов, наставлений, инструкций, определяющих унифицированные для всей страны функции каждого учреждения и персонала, его обслуживающего. Создание бюрократии отнюдь не является абсолютным злом - без бюрократии не может существовать ни одно цивилизованное государство. Петр знал об изъянах бюрократии и пытался преодолеть их доступными ему средствами: вместо общественного контроля он ввел практически бюрократический принцип надзора за деятельностью должностных лиц, поручив осуществлять его отдельным персонам - фискалам. Систему контроля венчал созданный царем институт прокуратуры: чиновник контролировал деятельность другого чиновника. Однако следует признать, что система контроля Петра Великого оказалась малоэффективной, а пороки бюрократии - неуязвимыми. Оказалась неудачной и предпринятая Петром I попытка отделить суд от административных органов.
Негативным следствием петровских преобразований стал очередной виток в развитии крепостного права. Оно действовало растлевающим образом не только на крестьян, но и на дворян. Петр принуждал дворян служить в казармах и канцеляриях, проливать кровь на поле брани. Но после его смерти дворяне шаг за шагом освобождались от повинностей, превращались из служилого в земледельческое сословие. Живя плодами чужого труда, дворянство приучалось к лености, лишалось предприимчивости, стремления к овладению знаниями.
Особенно же пагубно крепостное право отражалось на крестьянстве, приучая его к рабскому повиновению, безропотности, лишая способности отличить свое от чужого. Веками формировавшийся менталитет русского человека дает о себе знать и в наши дни.
Таким образом, реформы Петра укрепили господствующее положение дворянства в феодальном обществе. Однако классовая направленность преобразований не исключает их громадной общенациональной значимости. Они вывели Россию на путь ускоренного экономического, политического и культурного развития и вписали имя Петра - инициатора этих преобразований - в плеяду выдающихся государственных деятелей нашей страны.
Заключение
В результате Петровских реформ к концу первой четверти XVIII в. сложилась следующая система органов власти и управления.
Вся полнота
законодательной, исполнительно
Члены совета
назначались императором. В
Никак не
соответствовали новым
Последующее развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги нашло отражение в петровской "Табели о рангах" (1722).
Принятие "Табели
о рангах" свидетельствовало о
том, что бюрократическое