Реформы Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:43, контрольная работа

Краткое описание

Я считаю актуальной эту тему, так как многие историки исследовали царствование Петра I с точки зрения влияния на все действия царя европейской культуры. Мы же попытаемся рассмотреть его деятельность с точки зрения русского общества, попытаемся составить психологический портрет противоречивой личности царя. Итак, исходя из темы основной целью работы является, рассмотреть по российскому законодательству указы Петра I по реформам центрального аппарата власти. Объектом исследования будет общество. Предметом – Российское законодательство X –XXвв.

Оглавление

Введение..............................................................................................3
1. Постановка цели и задач....................................................3
2. Характеристика источников...............................................4
3. Историографический обзор................................................4
Глава I.Реформа государственного аппарата....................................8
1Эволюция Боярской Думы....................................................8
2. Сенат.....................................................................................9
3. Коллегии..............................................................................11
4. Синод...................................................................................13
Глава II. Влияние реформ на общество и обстановку в стране….16
Заключение..........................................................................................18
Список литературы.............................................................................20

Файлы: 1 файл

Контрольна работа по истории России.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

Наконец в 1722 г. эти функции  возложили на специально назначенного генерал-прокурора, который "должен был накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал", иметь надзор над прокурорами и фискалами и вообще быть "оком государевым" и "стряпчим в делах государственных". Кроме того, при Сенате образовывались должности рекетмейстера (принятие жалоб и апелляций) и герольдмейстера (учет служащих дворян).

 

3. Коллегии

 

Однако создание Сената не могло завершить реформы управления, так как отсутствовало промежуточное звено между Сенатом и губерниями, продолжали действовать многие приказы. В 1717-1722 гг. на смену 44 приказам конца XVII в. пришли коллегии. В отличие от приказов, коллегиальная система (1717-1719 гг.) предусматривала систематическое разделение администрации на определенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий уровень централизации.

В конце 1717г. начала складываться система коллегий: Сенатом были назначены  президенты и вице-президенты, определены штаты и порядок работы. Кроме руководителей в состав коллегий входили четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие. Специальным указом с 1720г. предписывалось начать производство дел ”новым порядком”.

Уже в декабре 1718г. был  принят реестр коллегий:

    • Иностранных дел
    • Казённых сборов
    • Юстиции
    • Ревизионная (бюджетная)
    • Военная
    • Адмиралтейская
    • Коммерц (торговая)
    • Штатс-контора (ведение государственных расходов)
    • Берг-мануфактур (промышленная и горнодобывающая).

 

В 1721г. учреждена Вотчинная  коллегия, заменившая Поместный приказ, в 1722г. из единой Берг-Мануфактур –  коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на которую, кроме функций управления промышленностью, были возложены задачи экономической политики и финансирования. За Берг-коллегией остались функции горнодобычи и монетного дела.

В отличие от приказов, действовавших на основании обычая и прецедента, коллегии должны были руководствоваться четкими правовыми  нормами и должностными инструкциями. Наиболее общим законодательным актом в этой области был Генеральный регламент (1720), представлявший собой устав деятельности государственных коллегий, канцелярий и контор и определявший состав их членов, компетенцию, функции, порядок деятельности. Последующее развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги нашло отражение в петровской "Табели о рангах" (1722). Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов, или рангов, чиновников. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-й тоже давали дворянство, но только личное.

С учреждением новой  столицы(1713) центральный аппарат  переместился в Санкт-Петербург. Сенат  и коллегии создавались уже там.

“Особой коллегией стал и Главный Магистрат – центральное учреждение для управления городами. Учредил его Пётр в 1721г. с целью как он объявил “всего российского купечества рассыпанную храмину паки собрать”. Членов городовых магистратов полностью избирали горожане”7 В 1721г. принят Устав Главного магистрата, регламентировавший работу магистратов и городской полиции.

Преобразование системы  государственных органов изменило характер государственной службы и бюрократии. С упразднением Разрядного приказа в 1712г. последний раз были составлены списки думных чинов. В ходе создания новых управленческих органов появились новые титулы: канцлер, действительный тайный и тайный советники, советники, асессоры и другие. Все должности (штатские и придворные) были приравнены к офицерским рангам. Служба становилась профессиональной, а чиновничество – привилегированным сословием.

 

4. Синод

 

Крупнейшим феодалом-землевладельцем  Русского государства оставалась церковь, которая к концу XVII в. все еще  сохраняла некоторые остатки  политической самостоятельности, так же несовместимые с неограниченной властью монарха, как Боярская дума и боярская аристократия.

 Консервативные церковные  элементы группировались вокруг  патриарха. Когда в 1700 г. умер  патриарх Адриан, то по совету  известного "прибыльщика" А. Курбатова Петр I решил "обожда-ти" с избранием нового патриарха, а назначил временно во главе всего духовенства рязанского митрополита Стефана Яворского, который стал называться "местоблюстителем патриаршего престола" и по всем важнейшим вопросам должен был советоваться с епископами, вызываемыми поочередно в Москву; эти совещания патриарха с епископами назывались "освещенным собором" и представляли собой в зачатке подобие духовной коллегии. Впрочем, С. Яворский, не разделявший взглядов Петра I на необходимость церковной реформы, вскоре был фактически устранен от церковного управления; его власть ограничилась узкими вопросами церковного культа. Церковные преобразования были подготовлены и проведены без его участия.

 Патриарший разряд  был упразднен, а его функции были переданы восстановленному в 1701 г. Монастырскому приказу, во главе которого стояли светские лица (боярин И. Л. Мусин-Пушкин и дьяк Е. Зотов); этому приказу были подчинены патриаршие казенный и дворцовый приказы, духовные школы, типография, а также богадельни.

 Собранные Монастырским  приказом доходы использовались  на государственные нужды. 

 Высокообразованный  деятель церкви, горячий сторонник  всех преобразований Петра I, псковский  епископ Ф. Прокопович по заданию  и с помощью Петра I составил "Духовный регламент" и научный  трактат "Правда воли монаршей", в которых давал теоретическое обоснование абсолютизма, коллежской системы, а также подчинения церкви государству. Император объявлялся "верховным пастырем" православной церкви.

25 января 1721 г. царь  утвердил "Духовный регламент", по которому утверждалась и  Духовная коллегия, вскоре (14 февраля) для придания большего авторитета преобразованная в Святейший правительствующий синод.

 В ведении Синода  находились чисто церковные дела (истолкование церковных догм, распоряжения  о молитвах, церковных службах,  утверждение житий святых, мощей,  явлений, "чудотворных" икон и т. п.), цензура духовных книг, борьба с ересями и расколом, заведование учебными заведениями, назначение и смещение церковных должностных лиц и т. п. Кроме того, Синод имел и функции духовного суда: судил духовных лиц, а также мирян (последних по некоторым категориям гражданских дел: бракоразводным делам, сомнительным духовным завещаниям, а из уголовных - по вероотступничеству).

 Синод состоял из 12 членов, назначенных царем из  представителей высшего духовенства  (архиепископов, архимандритов, игуменов, протоиереев): президента, двух вице-президентов, четырех советников и четырех асессоров. При вступлении в должность члены Синода принесли присягу на верность императору.

 Для надзора за  деятельностью Синода ("дабы Синод  свою должность хранил") Петр I назначил 11 мая 1722 г. обер-прокурора "из офицеров доброго человека, кто бы имел смелость и мог управления синодского дела знать"; ему подчинялась синодальная канцелярия и созданные вскоре церковные фискалы - "инквизиторы". Первым обер-прокурором Синода был назначен И. Болтин.

 Церковными имуществами,  землями и крестьянами управлял  восстановленный (после упразднения  в 1720 г.) в третий раз Монастырский  приказ, который был подчинен  Синоду и с 1724 г. назывался  Камер-конторой синодального правительства. Значительная часть доходов, стекавшихся в это ведомство, поступала в общегосударственную казну.

 На сенатском докладе  в апреле 1722 г. Петр I попытался  определить юридическое место  Синода в государстве: "понеже  Синод в духовном деле равную  власть имеет, как Сенат, того ради респект и послушание равное издавать надлежит..." Фактически же Синод, являясь высшим государственным учреждением, занимал подчиненное положение в отношении к Сенату и Кабинету Петра I.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Влияние реформ на общество и обстановку в стране.

 

Важнейшим итогом Петровских преобразований являлась европеизация страны. Под европеизацией следует  понимать обширный комплекс мер, нацеленных на повышение культурного уровня населения, на его цивилизованное поведение в обществе, на внедрение современных форм промышленного производства и т.д. и т.п.

К европеизации России может  быть отнесено и создание мануфактурного производства. Пересаженная на крепостную почву, мануфактура в России функционировала на крепостном труде, приобрела специфику, что, однако, не мешало ей процветать в металлургии, суконной и полотняной промышленности.

Под европеизацией подразумевается  и распространение светского  образования в форме Навигацкой школы, школ цифирных и гарнизонных в провинциальных городах, открытой Морской академии, в подготовке к открытию Академии наук.

В емкое понятие европеизации может быть вложено и создание современного административного аппарата, замена обветшалой и хаотичной приказной  системы коллегиями, каждая из которых ведала точно очерченными функциями. Вместо архаичной Боярской думы, комплектовавшейся из родовитых людей, был учрежден Сенат: критерием для сенатора являлось не знатное происхождение, а способности, личные качества.

С появлением новых учреждений началось формирование в России бюрократии, связанное с появлением уставов, наставлений, инструкций, определяющих унифицированные для всей страны функции каждого учреждения и персонала, его обслуживающего. Создание бюрократии отнюдь не является абсолютным злом - без бюрократии не может существовать ни одно цивилизованное государство. Петр знал об изъянах бюрократии и пытался преодолеть их доступными ему средствами: вместо общественного контроля он ввел практически бюрократический принцип надзора за деятельностью должностных лиц, поручив осуществлять его отдельным персонам - фискалам. Систему контроля венчал созданный царем институт прокуратуры: чиновник контролировал деятельность другого чиновника. Однако следует признать, что система контроля Петра Великого оказалась малоэффективной, а пороки бюрократии - неуязвимыми. Оказалась неудачной и предпринятая Петром I попытка отделить суд от административных органов.

Негативным следствием петровских преобразований стал очередной  виток в развитии крепостного права. Оно действовало растлевающим образом не только на крестьян, но и на дворян. Петр принуждал дворян служить в казармах и канцеляриях, проливать кровь на поле брани. Но после его смерти дворяне шаг за шагом освобождались от повинностей, превращались из служилого в земледельческое сословие. Живя плодами чужого труда, дворянство приучалось к лености, лишалось предприимчивости, стремления к овладению знаниями.

Особенно же пагубно  крепостное право отражалось на крестьянстве, приучая его к рабскому повиновению, безропотности, лишая способности отличить свое от чужого. Веками формировавшийся менталитет русского человека дает о себе знать и в наши дни.

Таким образом, реформы  Петра укрепили господствующее положение  дворянства в феодальном обществе. Однако классовая направленность преобразований не исключает их громадной общенациональной значимости. Они вывели Россию на путь ускоренного экономического, политического и культурного развития и вписали имя Петра - инициатора этих преобразований - в плеяду выдающихся государственных деятелей нашей страны.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В результате Петровских реформ к концу первой четверти XVIII в. сложилась следующая система органов власти и управления.

 Вся полнота  законодательной, исполнительной, и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны получил титул императора. В 1711г. был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. Он принципиально отличался от своего предшественника - Боярской думы.

 Члены совета  назначались императором. В порядке  осуществления исполнительной власти  Сенат издавал указы, имевшие  силу закона. В 1722 г. во главе  Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль  за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал- прокурор должен был выполнять функции "ока государства". Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. В первой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая обер-фискалом. В обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших "казенный интерес".

 Никак не  соответствовали новым условиям  и задачам приказная система, сложившаяся при Боярской думе. Возникшие в разное время приказы сильно различались по своему характеру и функциям. Распоряжения и указы приказов зачастую противоречили друг другу, создавая невообразимую путаницу и надолго задерживая решение неотложных вопросов. Взамен устаревшей системе приказов в 1717-1718 гг. было создано 12 коллегий. Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении - все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

Последующее развитие принципа чиновной, бюрократической  выслуги нашло отражение в петровской "Табели о рангах" (1722).

 Принятие "Табели  о рангах" свидетельствовало о  том, что бюрократическое начало  в формировании государственного  аппарата, несомненно, победило начало  аристократическое. Профессиональные  качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Признаком бюрократии как системы управления являются вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными - его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.

Информация о работе Реформы Петра I