Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:43, контрольная работа
Я считаю актуальной эту тему, так как многие историки исследовали царствование Петра I с точки зрения влияния на все действия царя европейской культуры. Мы же попытаемся рассмотреть его деятельность с точки зрения русского общества, попытаемся составить психологический портрет противоречивой личности царя. Итак, исходя из темы основной целью работы является, рассмотреть по российскому законодательству указы Петра I по реформам центрального аппарата власти. Объектом исследования будет общество. Предметом – Российское законодательство X –XXвв.
Введение..............................................................................................3
1. Постановка цели и задач....................................................3
2. Характеристика источников...............................................4
3. Историографический обзор................................................4
Глава I.Реформа государственного аппарата....................................8
1Эволюция Боярской Думы....................................................8
2. Сенат.....................................................................................9
3. Коллегии..............................................................................11
4. Синод...................................................................................13
Глава II. Влияние реформ на общество и обстановку в стране….16
Заключение..........................................................................................18
Список литературы.............................................................................20
Владимирский государственный гуманитарный университет
Кафедра истории России
Контрольная работа
По истории России
Тема: ______________________________
3 курс ОЗО
Гр. И-3
Исторический Факультет
Антонова Дарья
Владимир 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................
1. Постановка
цели и задач..................
2. Характеристика источников.....
3. Историографический обзор......
Глава I.Реформа государственного
аппарата......................
1Эволюция Боярской Думы..........................
2. Сенат.........................
3. Коллегии......................
4. Синод.........................
Глава II. Влияние реформ на общество и обстановку в стране….16
Заключение....................
Список литературы.............
Введение
1. Постановка цели и задач
Реформы Петра I начались на рубеже веков и продолжались по нарастающей до смерти преобразователя. Их расцвет приходится на период царствования, но умер император в январе 1725г., так и не успев довести задуманное до конца. В реформаторской деятельности он учитывал зарубежный (особенно шведский) опыт. В своих реформах Пётр I не мог держаться заранее выработанного плана и точной последовательности, потому что все его преобразования происходили под давлением военных нужд, одна порождала другую, удовлетворяя требования данного момента. И каждая из них порождала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением с обеих сторон. Война со шведами приняла затяжной характер, была трудной, убыточной и опасной. Пётр полностью втянулся в военные дела. Он то - непосредственно сражался в первых рядах своего войска, то бросался в Архангельск и в Воронеж для того, чтобы организовать оборону северных и южных границ страны от возможных нападений врага. В таких условиях государь не мог думать о систематических преобразованиях. Его главной заботой становилось добыть достаточно людей для успешного продолжения войны. Война требовала регулярных войск: Пётр искал способы их увеличения и лучшего устройства, и в процессе поиска Пётр всё больше осознавал необходимость проведения податной реформы и осуществления перемен в положении народов страны и крестьянства в целом. Под давлением военных нужд Пётр спешно совершил ряд нововведений, разрушивших старые порядки, но ещё не создавали ничего нового в управлении государством. Господствовал некоторый хаос и чем дальше, тем больше давал о себе знать.
В моей работе я внимательно рассмотрю реформы Петра I, Их влияние в первую очередь на обстановку в стране, влияние на общество.
Я считаю актуальной эту тему, так как многие историки исследовали царствование Петра I с точки зрения влияния на все действия царя европейской культуры. Мы же попытаемся рассмотреть его деятельность с точки зрения русского общества, попытаемся составить психологический портрет противоречивой личности царя. Итак, исходя из темы основной целью работы является, рассмотреть по российскому законодательству указы Петра I по реформам центрального аппарата власти. Объектом исследования будет общество. Предметом – Российское законодательство X –XXвв.
2. Характеристика источников
«Российское законодательство X – XX вв.» - это письменный источник, сборник законодательных актов, то есть правовых актов исходящих от органов верховной власти и имеющих высшую юридическую силу на определенной территории. В своей работе я буду опираться на него, как на основной источник данных, так как не доверять ему, у нас нет никаких оснований.
В книге проанализированы понятие абсолютизма, особенности его становления в России, характерные черты государства и права этой эпохи. Представлены документы второй половины XVII -начала XVII в., отражающие реформы Петра I и его предшественников. В том вошли законодательство о правовом статусе населения (о статусе феодалов, крестьян и городского населения), в том числе Соборное деяние об уничтожении местничества 1682 года. Наказ сыщикам беглых крестьян и холопов 1683 года и др., о государственном строе, а также памятники гражданского, уголовного права, процессуальное законодательство.
3. Историографический обзор
“Время правления Петра I напоминает ослепительную вспышку, после которой трудно рассмотреть что – либо другое. Грандиозные реформы, охватившие все сферы русской действительности, иная, чем прежде, философия жизни, всё новое, непривычное – эти и тысячи других черточек уже современникам говорили о необычайности времени, в котором они жили”.1- так отзывался в своей книге Анисимов Е.В. о деятельности Петра I и грандиозности его преобразований в жизни России.
Рассматривая реформы Петра I нужно в первую очередь обратить внимание на причины их проведения.
В основе перестройки
государственного аппарата
Петр I разделял эти идеи, отсюда и становится понятным то значение, которое он придавал реформе государственного аппарата.
Петр I, исходя из традиционных представлений о роли самодержца в России, придавал огромное значение писаному законодательству.
“Чтобы добиться “общего блага” государства по мнения Петра I должно иметь “добрые порядки”, то есть хорошо составленные законы, а также разветвленную сеть местных и центральных учреждений”2
Он считал, что “правильный” закон, вовремя изданный и последовательно осуществленный в жизни, может всё, начиная со снабжения народа хлебом и кончая исправлением нравов. Великий реформатор России мечтал создать совершенное и всеобъемлющее законодательство, которым была бы охвачена и регламентирована вся жизнь подданных. Он мечтал о точной, идеальной государственной структуре, через которую законодательство могло бы реализоваться.
Идею создания совершенного государственного аппарата Петр вынашивал давно, но только когда сомнений в победе над Швецией не оставалось, он решился приступить к осуществлению своей мечты. Именно в этот период Петр во многих сферах внутренней политики начинает отходить от принципов прямого насилия к регулированию общественных явлений с помощью бюрократической машины. Образцом для задуманной государственной реформы Пётр I избрал шведское государственное устройство.
Рассматривая преобразования Петра, нельзя не коснуться вопроса о степени заимствования им западноевропейского опыта.
Шведская государственная система была построена на принципах камерализма – учения о бюрократическом управлении, получившего распространение в Европе XVI-XVII веков. Камерализм содержал ряд черт привлекавших Петра. Во-первых, это функциональный принцип управления, который предусматривал создание учреждений, специализировавшихся в какой-либо сфере. Во-вторых, это устройство учреждений на началах коллегиальности. Четкой регламентации обязанностей чиновников, специализации канцелярского труда, установление единообразных штатов и жалования.
Используя шведский административный
опыт и беря за основу шведские образцы,
Пётр, как правило, вносил в них
обусловленные особенностями
Рассматривая этот вопрос, стоит заметить, что у историков стали зарождаться сомнения в авторстве идей проводимых реформ. П.Н. Милюков первым открыто усомнился в величии Петра. Он утверждал,”что сфера влияния Петра была весьма ограниченной: реформы разрабатывались коллективно, а конечные цели преобразований осознавались царем лишь частично”3
Таким образом, Милюков обнаруживает длинный ряд “реформ без реформатора”. Эти высказывания побудили других историков на новые исследования. После проведенных исследований Н. П. Павлов-Сильванский смог сделать вывод; ”что в области реформ ПётрI, и никто иной был побудительной и движущей силой, Пётр часто действовал без учета мнений своих советников”4
Когда после Полтавской победы и Прутского похода военные действия стали менее напряженными, а настроение Петра более уверенным и спокойным, Пётр принялся приводить в порядок всё, что было сделано им раннее торопливо и по частям. В последнее десятилетие жизни Петра(1716-1725) была достигнута некоторая система и налажен новый строй управления. Смысл и цель общественной политики Петра I заключалась в усилении роли, места и значения класса феодалов в государстве. В результате проведения преобразований тип государства, существовавший до Петра, не был изменен, и в этом отношении Пётр не совершил никакого государственно переворота. Все перемены должны были лишь совершенствовать старый строй, придавая ему более культурные европейские формы5.
Основным источником права в период становления абсолютной монархии оставалось Соборное Уложение 1649г., чья правовая сила неоднократно подтверждалась указами. В первой четверти XVIII в. круг источников существенно изменился: пополнился манифестами, именными указами, уставами, регламентами, учреждениями, объявленными докладами и др6.
Многочисленные перестройки, проводимые Петром в области управления государством, привели к созданию централизованной системы органов управления.
Глава I .Реформа государственного аппарата
1. Эволюция Боярской думы.
Бюрократизация
Центральные органы управления, такие как Боярская дума и приказы, прежде чем трансформироваться в новые структуры, проделали значительную эволюцию. Боярская дума из органа, вершившая вместе с царём все важнейшие дела в государстве, к концу XVII в. превратилась в периодически созываемое совещание приказных судей. Она стала контрольным органом, наблюдавшим за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления.
Численность Боярской думы постоянно возрастала, и её внутренняя структура начала дифференцироваться: уже в конце XVII в. из состава Думы официально выделилась “Ближняя Дума” – прототип кабинета министров; ещё одна структура – Расправная палата, просуществовавшая до 1694г.
Боярская дума из политического совета превращалась в судебно-управленческий орган. В 1710г. функции Боярской думы перешли к Ближней канцелярии, координирующей работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединились в Совет, получивший название Конзилии министров(8-12 человек)
В 1711г. с образованием
Сената прекратились дальнейшие трансформации
Боярской думы. Аристократический орган,
основанный на принципе местничества,
окончательно исчез. На вершине властной
пирамиды его заменил новый бюрократичес
2. Сенат
В 1711г. вместо Боярской Думы был учрежден Сенат. Он был образован как чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военных походах. В него вошли девять ближайших Петру сановников. Статус нового органа не был детализирован, это произошло несколько позже – из двух дополнительно принятых указов стало ясно, что Сенат – постоянно действующий орган.
К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. О законодательных полномочиях ничего не говорилось.
Указом 1711г. устанавливался порядок заседаний и делопроизводства в Сенате. Все указы должны были собственноручно подписываться всеми членами Сената. В 1714г. меняется порядок принятия решений – вместо единогласного достаточно большинства голосов.
В 1711г. сформировалась система фискального надзора, при Сенате учреждалась должность обер-фискала. Последний получал возможность осуществлять надзор за деятельностью госаппарата, используя систему фискалов.
Все поступающие в Сенат дела заносились в реестр, заседания протоколировались.
С 1722г. Сенат посылал в провинции сенатора-ревизора. Генерал-прокурор мог ставить вопрос перед Сенатом о ликвидации пробелов в законодательстве и осуществлял гласный надзор за деятельностью Сената и коллегий.
Структура Сената включала присутствие (общее собрание сенаторов, на котором принимались решения) и канцелярию, которую возглавлял обер-секретарь и которая состояла из нескольких столов (секретный, губернский, приказный и прочие). В 1718г. штат сенатских подьячих переименовался в секретарей, канцеляристов и протоколистов (в 1722г. канцелярия Сената переподчинена генерал-прокурору).
В 1712г. при Сенате была восстановлена Расправная палата, рассматривавшая дела местных судов и администрации в качестве апелляционной инстанции.
В 1722г. Сенат был реформирован указом императора.
Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом.
Своеобразие эпохи петровских реформ состояло в усилении органов и средств государственного контроля. А для надзора за деятельностью администрации при Сенате была учреждена должность обер-фискала, которому должны быть подчинены провинциал-фискалы (1711). Недостаточная надежность фискалитета привела в свою очередь к возникновению в 1715 г. при Сенате должности генерального ревизора, или надзирателя указов. Главное дело ревизора - "чтобы все исполнено было". В 1720 г. сделан был более сильный нажим на Сенат: предписано было наблюдать, чтобы здесь "все было сделано порядочно, и суетных разговоров, крика и прочего не было". Когда и это не помогло, через год обязанности и генерального прокурора и обер-секретаря возложили на военных: один из штаб-офицеров армии дежурил в Сенате помесячно для наблюдения за порядком, а "кто из сенаторов бранился или невежливо поступал, того дежурный офицер арестовывал и отводил в крепость, давая, разумеется, знать государю".