Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:15, контрольная работа
Личность этого выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата пользуется вниманием, как в отечественной, так и в зарубежной исторической науке. Изучение эпохи Петра 1 имеет богатую традицию - ведь началось оно еще при жизни самого великого реформатора; сейчас же литература о Петре Великом и его времени может составить целую библиотеку. Большие достижения во многих областях общественной и государственной жизни, превращение России из расположенной на задворках
Введение………………………………………………………….. 3
Глава I (Приход к власти Петра I. Необходимость и предпосылки преобразований. Оценка его личности и деятельности в историографии)
……………………………………………………………………….4-7
Глава 2 Экономическая и социальная политика первой четверти XVIII в.
……………………………………………………………………….8-10
Глава № 3. Реформы органов управления и армии…………… 11-13
Глава № 4 Новые явления в сфере культуры и быта……………14-16
Заключение ………………………………………………………....17
Список литературы…………………………………………………18
К концу Северной войны, когда победа была очевидна, в торговопромышленной политике правительства произошли определенные изменения. Были приняты меры по поощрению частного предпринимательства. "Бергпривилегия" (1719 г.) разрешила искать полезные ископаемые и строить заводы всем без исключения жителям страны и иностранцам. Получила распространение практика передачи государственных предприятий (в первую очередь убыточных) частным владельцам или компаниям. Новые владельцы получали от казны различные льготы: беспроцентные ссуды, право беспошлинной продажи товаров и т. п. Государство отказалось от своей монополии на продажу ряда товаров на внешнем рынке.
Однако
реальной экономической
Контроль за отечественной промышленностью осуществляла Берг - Мануфактур - коллегия, обладавшая исключительными правами: она давала разрешение на открытие заводов, устанавливала цены на продукцию, имела монопольное право на покупку товаров у мануфактур, осуществляла административную и судебную власть над владельцами и работниками.
Активное вмешательство государства в сферу экономики деформировало социальные отношения. Прежде всего это проявилось в характере использования рабочей силы. Во время Северной войны государство и владельцы мануфактур использовали как вольнонаемную рабочую силу, "беглых и гулящих",5 так и приписных крестьян, отрабатывающих на заводах государственные налоги. Однако в начале 20-х гг. XVIII в. проблема рабочей силы обострилась: усилилась борьба с побегами крестьян, началось массовое возвращение беглых прежним владельцам, была проведена ревизия населения с последующей фиксацией социального статуса каждого человека путем закрепления навечно к месту записи в налоговый кадастр. Вне закона были поставлены "вольные и гулящие", которых приравняли к беглым преступникам.
В 1718 -1724
гг. была проведена подушная
Особенностью
развития русской
Глава № 3. Реформы органов управления и армии.
Придя к власти
в 1689 г., Петр унаследовал традиционную
систему управления XVII в. с Боярской
думой и приказами как
Образование
Сената в 1711 г. стало следующим
шагом в организации нового
аппарата управления. Сенат создавался
как высший орган управления,
сосредоточивший в своих руках
административно - управленческие,
судебные и
Реформа административной системы была продолжена на рубеже 10 - 20-х гг. XVIII в. В ее основе лежали принципы камерализма - учения о бюрократическом управлении, который предполагал: функциональный принцип управления, коллегиальность, четкую регламентацию обязанностей чиновников, специализацию канцелярского труда, единообразные штаты и жалованье.
В 1718 г.
был принят "Реестр коллегиям".
Вместо 44 приказов учреждались коллегии.
Их число составляло 10 -11. В 1720
г. был утвержден Генеральный
регламент коллегий, согласно которому
каждая коллегия состояла из
президента, вице-президента, 4 - 5 советников
и 4 асессоров. Помимо четырех
коллегий, ведавших иностранными, военными
и судебными делами (Иностранная,
Военная, Адмиралтейская, Юстиц-коллегия),
группа коллегий занималась
Особой
коллегией стал Святейший
Генеральный
регламент, другие указы Петра
I закрепляли идею о службе
русского дворянства как
Одно
из центральных мест в
Однако
оборотной стороной реформ
Из вышесказанного
видно, что в России в первой
четверти XVIII в. сформировалась мощная
военно-бюрократическая
В
современной исторической
Вторая точка зрения: поскольку классический абсолютистский, феодальный по своей сущности, режим впервые сложился на Западе в период "равновесия" и "противовеса", а в России этого не было, так как капитализм и буржуазия еще не сформировались, то: а) или в период Петра мы имеем не абсолютизм, а азиатский деспотизм, лишь внешне похожий на западные абсолютистские монархии; б) или в петровский период в России возник абсолютистский режим, типологически отличный от западного.
Очевидно,
что вторая позиция ближе к
научной истине. Особенность "российского
абсолютизма", его отличие от западного
заключались в большей самостоятельности
по отношению к гражданскому обществу.
Режим как бы стоял над обществом и заставлял
служить себе все сословия.
Глава № 4. Новые явления в сфере культуры и быта.
Серьезные
преобразования в области
Главное, с чем столкнулся Петр в начале
своих преобразований- это отсутствие
подготовленных кадров, способных проводить
реформы во всех сферах: военном деле,
государственном аппарате, науке, строительстве,
архитектуре и т. д. Нельзя было находиться
в постоянной зависимости от иностранцев.
К приходу Петра к власти страна располагала
единственным учебным заведением - Славяно
- греко - латинской Академией. Но после
отстранения в 1694 г. основателей братьев
Лихуд она вместе со 150 учениками стала
хиреть.
Имелось два пути приобщения к западной
науке: приглашение иностранных ученых
(а это обходилось очень дорого) и отправка
русской молодежи для учебы за границу
(более дешевый путь). До Петра общение
с иностранцами не поощрялось и разрешение
на выезд получали лишь две категории
людей: члены посольства и гости (то есть
верхушка купечества). Теперь выезд за
границу не только не запрещался, но даже
стал поощряться, а к некоторым применялся
в принудительном порядке. В 1696 г. был принят
специальный указ о направлении в разные
государства на учебу 61 человека, из них
23 принадлежали к княжеским фамилиям.
Сближение с Западом проявлялось в заботах
правительства о том, чтобы русский человек
и внешним видом напоминал европейца.
На следующий день после приезда из-за
границы (26 августа 1698 г.) Петр выступил
в роли цирюльника - велел принести ножницы
и самочинно обрезал бороды у шокированных
этой выходкой бояр. Подобную операцию
Петр повторял несколько раз. Был введен
металлический бородовой знак - своего
рода квитанция об уплате денег за ношение
бороды. Указ 1705 г. обязывал все мужское
население страны, за исключением священников,
монахов и крестьян, брить бороды и усы.
Не желавшие бриться платили дифференцированный
налог: от 30 до 100 руб. в год (в зависимости
от сословной принадлежности и имущественного
положения) - огромные по тому времени
деньги.
Борьба шла и с широкорукавным платьем.
Вскоре после возвращения "великого
посольства" состоялось шуточное освящение
Лефортова дворца. Многие гости прибыли
на пир в традиционной русской одежде:
в сорочках с вышитым воротником, шелковых
зипунах яркого цвета, поверх которых
были надеты кафтаны с длинными рукавами,
стянутыми у запястья нарукавниками. Поверх
кафтана было длинное платье из бархата,
сверху донизу застегнутое на множество
пуговиц. Шуба и меховая шапка с высокой
тульей и бархатным верхом завершали наряд
знати (такой наряд был совершенно неудобен
для работы). В тот день царь вновь шокировал
многих знатных людей, собственноручно
взяв ножницы и начав укорачивать рукава.
В 1700 г. был принят специальный указ об
обязательном ношении венгерского платья
(кафтанов), а в следующем году было запрещено
носить русское платье, его изготовление
и продажа карались законом, предписывалось
носить немецкую обувь - сапоги и башмаки.
Это было сознательное противопоставление
нового, современного, удобного - старому,
архаичному. Очевидно, долгие годы только
насилием можно было поддерживать новые
моды и нравы. Не раз публиковались указы,
угрожавшие нарушителям различными карами,
вплоть до каторги.
Подлинным пособием для дворянина стало
так называемое
Перемены в быте и нравах высших кругов
проявлялись в возникновении новых форм
развлечений. Специальным указом 1718 г.
были введены ассамблеи, которые становились
обязательными для дворян в городах и
сочетали в себе отдых и деловое общение.
Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось
новое летосчисление: не от сотворения
мира, а от Рождества Христова; новолетие
начиналось не с 1 сентября, а с 1 января,
как во многих европейских странах. Празднование
нового года должно было происходить с
1 по 7 января. Ворота дворов надлежало
украшать сосновыми, еловыми или можжевельными
деревьями, а ворота бедных владельцев-
ветвями. Каждый вечер по большим улицам
предписывалось жечь костры, а при встрече
поздравлять друг друга. В столице в эти
дни устраивались фейерверки.
Для новой культуры были характерны светскость
и "государственный" характер. Последняя
черта культуры являлась особенностью
России. Государство финансировало и поощряло
развитие тех сфер культуры, которые считались
наиболее нужными. Культуру в целом, науку
и даже искусство Петр I оценивал с позиций
пользы. Огромная роль государства, его
вмешательство в сферу культуры привели
к ее бюрократизации: труд писателя, художника,
актера, архитектора превратился в разновидность
государственной службы, обеспеченной
жалованьем. Культура стала государственной,
выполняя определенные служебные функции.
Она начала оказывать мощное воздействие
на людей, чей стиль жизни и мышления нивелировался
и унифицировался в соответствии с интереса
ми самодержавия.
Петровские реформы грандиозны по своим
масштаба и последствиям. Эти преобразования
способствовали решению остро стоявших
перед государством задач, прежде всего
- в сфере внешней политики. Однако они
не могли обеспечить долговременный прогресс
страны, так ка проводились в рамках существующего
строя и, боле того, консервировали российскую
феодально-крепостническую систему.