Реформы Петра I и их оценка историками

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:15, контрольная работа

Краткое описание

Личность этого выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата пользуется вниманием, как в отечественной, так и в зарубежной исторической науке. Изучение эпохи Петра 1 имеет богатую традицию - ведь началось оно еще при жизни самого великого реформатора; сейчас же литература о Петре Великом и его времени может составить целую библиотеку. Большие достижения во многих областях общественной и государственной жизни, превращение России из расположенной на задворках

Оглавление

Введение………………………………………………………….. 3
Глава I (Приход к власти Петра I. Необходимость и предпосылки преобразований. Оценка его личности и деятельности в историографии)
……………………………………………………………………….4-7
Глава 2 Экономическая и социальная политика первой четверти XVIII в.
……………………………………………………………………….8-10
Глава № 3. Реформы органов управления и армии…………… 11-13
Глава № 4 Новые явления в сфере культуры и быта……………14-16
Заключение ………………………………………………………....17
Список литературы…………………………………………………18

Файлы: 1 файл

История.docx

— 48.49 Кб (Скачать)

   К концу  Северной войны, когда победа  была очевидна, в торговопромышленной политике правительства произошли определенные изменения. Были приняты меры по поощрению частного предпринимательства. "Бергпривилегия" (1719 г.) разрешила искать полезные ископаемые и строить заводы всем без исключения жителям страны и иностранцам. Получила распространение практика передачи государственных предприятий (в первую очередь убыточных) частным владельцам или компаниям. Новые владельцы получали от казны различные льготы: беспроцентные ссуды, право беспошлинной продажи товаров и т. п. Государство отказалось от своей монополии на продажу ряда товаров на внешнем рынке.

   Однако  реальной экономической свободы  предприниматели не получили. В  1715 г. был принят указ о создании  промышленных и торговых компаний, члены которых, отдав свои капиталы  в общий котел, были связаны  круговой порукой и несли общую  ответственность перед государством. Компания фактически не обладала  правом частной собственности.  Это была своего рода аренда, условия которой определялись  государством, имевшим право в  случае их нарушения конфисковать  предприятие. Выполнение казенных  заказов стало главной обязанностью  владельца завода. И только излишки  он мог реализовать на рынке.  Это снижало значение конкуренции  как главного стимула развития  бизнеса. Отсутствие конкуренции,  кроме того, тормозило совершенствование  производства.

   Контроль за отечественной промышленностью осуществляла Берг - Мануфактур - коллегия, обладавшая исключительными правами: она давала разрешение на открытие заводов, устанавливала цены на продукцию, имела монопольное право на покупку товаров у мануфактур, осуществляла административную и судебную власть над владельцами и работниками.

   Активное  вмешательство государства в  сферу экономики деформировало  социальные отношения. Прежде  всего это проявилось в характере использования рабочей силы. Во время Северной войны государство и владельцы мануфактур использовали как вольнонаемную рабочую силу, "беглых и гулящих",5 так и приписных крестьян, отрабатывающих на заводах государственные налоги. Однако в начале 20-х гг. XVIII в. проблема рабочей силы обострилась: усилилась борьба с побегами крестьян, началось массовое возвращение беглых прежним владельцам, была проведена ревизия населения с последующей фиксацией социального статуса каждого человека путем закрепления навечно к месту записи в налоговый кадастр. Вне закона были поставлены "вольные и гулящие", которых приравняли к беглым преступникам.

   В 1718 -1724 гг. была проведена подушная перепись. Единицей налогообложения вместо  крестьянского двора стала "душа  мужского пола", которой мог  быть и грудной младенец, и  дряхлый старик. Умершие числились  в списках ("сказках") вплоть  до проведения очередной ревизии.  Подушную подать платили крепостные  и казенные крестьяне, посадские  люди. От уплаты подушной подати  освобождались дворяне и духовенство.  Введение подушной подати затрудняло  социальную мобильность населения.  В 1724 г. была учреждена паспортная  система. Без паспорта крестьянам  запрещалось удаляться от места  жительства далее 30 верст. В  1721 г. Петр подписал указ, разрешавший  покупать к заводам крепостных. Такие крестьяне стали называться  посессионными (владельческими).

   Особенностью  развития русской промышленности  в первой половине XVIII в. стало  широкое применение подневольного  труда. Это означало превращение  промышленных предприятий, на  которых мог зародиться капиталистический  уклад, в предприятия крепостнической  экономики. Преобладание на мануфактурах  труда посессионных и приписных  крестьян в конечном итоге  предопределило отставание России  от Европы. Но эта тенденция  отставания проявилась несколько  позже. А в первой четверти XVIII в. была создана сравнительно  мощная экономическая база - около  100 мануфактурных предприятий. Однако  создание экономического потенциала  сопровождалось деформацией тенденций  развития страны. Государственное  вмешательство в экономику, отсутствие  рынка рабочей силы тормозили  вступление России на путь, по  которому уже шли многие европейские  страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава № 3.  Реформы органов управления и армии.

Придя к власти в 1689 г., Петр унаследовал традиционную систему управления XVII в. с Боярской думой и приказами как центральными учреждениями. По мере усиления самодержавия Боярская дума, как узкий сословный  орган, утрачивала свое значение и в начале XVIII в. исчезла. Сведения о заседаниях Боярской думы обрываются в 1704 г. Ее функции стала выполнять "консилия министров" - совет начальников важнейших правительственных ведомств. В деятельности данного органа уже видны элементы бюрократизации управления - режим работы, строгое распределение обязанностей, введение регламентированного делопроизводства.

   Образование  Сената в 1711 г. стало следующим  шагом в организации нового  аппарата управления. Сенат создавался  как высший орган управления, сосредоточивший в своих руках  административно - управленческие, судебные и законосовещательные  функции. В Сенате вводился  принцип коллегиальности: без  общего согласия решение в  силу не вступало. Впервые в  государственном учреждении, как  и в армии, вводилась личная  присяга.

   Реформа административной системы была продолжена на рубеже 10 - 20-х гг. XVIII в. В ее основе лежали принципы камерализма - учения о бюрократическом управлении, который предполагал: функциональный принцип управления, коллегиальность, четкую регламентацию обязанностей чиновников, специализацию канцелярского труда, единообразные штаты и жалованье.

   В 1718 г.  был принят "Реестр коллегиям". Вместо 44 приказов учреждались коллегии. Их число составляло 10 -11. В 1720 г. был утвержден Генеральный  регламент коллегий, согласно которому  каждая коллегия состояла из  президента, вице-президента, 4 - 5 советников  и 4 асессоров. Помимо четырех  коллегий, ведавших иностранными, военными  и судебными делами (Иностранная,  Военная, Адмиралтейская, Юстиц-коллегия), группа коллегий занималась финансами  (доходами - Камер-коллегия, расходами  - Штатс - контор - коллегия, контроль за сбором и расходованием средств - Ревизион -коллегия), торговлей (Коммерц-коллегия), металлургией и легкой промышленностью (Берг-мануфактур-коллегия, позже разделенная на две). В 1722 г. был создан важнейший контрольный орган - прокуратура. Неофициальным главой Сената стал генерал-прокурор П. И. Ягужинский. Явный государственный надзор был дополнен тайным надзором путем введения системы фискалов, которые осуществляли негласное наблюдение за деятельностью администрации на всех уровнях. Петр освободил фискалов от ответственности за ложный донос. Феномен доносительства прочно утвердился в государственной системе и в обществе.

   Особой  коллегией стал Святейший Синод,  созданный в 1721 г. Должность  патриарха была упразднена. Во  главе Синода был поставлен  государственный чиновник - обер - прокурор. Церковь фактически превратилась в составную часть государственного аппарата.

   Генеральный  регламент, другие указы Петра  I закрепляли идею о службе  русского дворянства как важнейшую  форму исполнения обязанностей  перед государем и государством. В 1714 г. был принят указ о  единонаследии, по которому дворянское  поместье уравнивалось в правах  с вотчиной. Он способствовал  завершению процесса консолидации  сословий феодалов в единый  класс-сословие, обладавшее определенными привилегиями. Но дворянское звание могло быть привилегированным только тогда, когда его обладатель служил. Табель о рангах (1722 г.) вводил новую иерархию чинов. Все военные и гражданские должности подразделялись на 14 рангов. Для получения следующего ранга нужно было пройти все предыдущие. Военный или гражданский чиновник, достигший восьмого ранга, соответствовавшего коллежскому асессору или майору, получал потомственное дворянство. Принцип родовитости при назначении на государственную службу был окончательно заменен принципом выслуги. За отказ служить владения дворян конфисковывались. Если на Западе служба была привилегией, то в России- обязанностью. В связи с этим в литературе высказывается мнение, что едва ли можно полностью зависимое от государства дворянство считать господствующим классом. Скорее, это был привилегированный класс-сословие военных и гражданских слуг самодержавия, преимущества которых существовали до тех пор, пока они несли службу. "Эмансипация" дворянства произошла позже-в 30 -60-е гг. XVIII в.

   Одно  из центральных мест в реформах  Петра занимало создание мощных  вооруженных сил. В конце XVIII в. Русское войско состояло  из полков солдатского строя  (в 1689 г.- 70 % общей численности), стрелецких  полков и дворянского ополчения.  Солдатские полки были лишь  зачатком регулярной армии, так  как казна не могла их взять  полностью на свое содержание, и в свободное от службы  время солдаты занимались ремеслом  и торговлей. Стрельцы все больше превращались в полицейскую силу и орудие дворцовых интриг (Петр говорил о них: "Во истину пакасники, а не воины были"). Дворянская конница уже к середине XVII в. в значительной степени утратила свою боеспособность. Наиболее боеспособной частью войска были так называемые "потешные" полки - Преображенский и Семеновский - основа будущей гвардии. Не имея выходов к незамерзающим морям, Россия не имела и флота. Центральным вопросом создания регулярной армии был вопрос о новой системе ее комплектования. В 1705 г. была введена рекрутская повинность: с определенного числа дворов податных сословий в армию должен был поставляться рекрут. Рекруты пожизненно зачислялись в сословие солдат. Дворяне начинали служить с чина рядового в гвардейских полках. Так была создана регулярная армия, обладавшая высокими боевыми качествами. Армия была перевооружена, с учетом зарубежного и отечественного опыта были модернизированы стратегия и тактика, введены Воинский и Морской уставы. К концу правления Петра Россия обладала сильнейшей в Европе армией численностью до 250 тыс. человек и вторым в мире военным флотом (более 1000 кораблей).

   Однако  оборотной стороной реформ стала  набиравшая темпы милитаризации  имперской государственной машины. Заняв в государстве весьма  почетное место, армия стала  выполнять не только военные,  но и полицейские функции. Полковник  следил за сбором подушных  денег и средств на нужды  своего полка, а также должен  был искоренять "разбой", в том  числе пресекать . крестьянские волнения. Распространилась практика участия профессиональных военных в государственном управлении. Военные, особенно гвардейцы, часто использовались в качестве эмиссаров царя, причем наделялись чрезвычайными полномочиями.

   Из вышесказанного  видно, что в России в первой  четверти XVIII в. сформировалась мощная  военно-бюрократическая система.  Наверху громоздкой пирамиды  власти находился царь. Монарх  был единственным источником  права, имел необъятную власть. Апофеозом самодержавия стало  присвоение Петру I титула императора.

    В  современной исторической литературе  существуют две основные точки  зрения по проблеме абсолютизма  в России. Первая сводится к  следующему: в России, как минимум  со времен Петра, утвердился  абсолютистский режим, который  ничем существенно не отличался  от абсолютистских режимов Запада (неограниченная власть монарха,  постоянная армия, развитый бюрократический  аппарат, централизованная система  налогов); на Западе классические  формы этого феодального по  своей природе режима возникли  в ситуации относительного "равновесия" сил буржуазии и дворянства, следовательно, "равновесие" и "противовес" (в лице абсолютизма) существовали  и в России.

  Вторая точка зрения: поскольку классический абсолютистский, феодальный по своей сущности, режим впервые сложился на Западе в период "равновесия" и "противовеса", а в России этого не было, так как капитализм и буржуазия еще не сформировались, то: а) или в период Петра мы имеем не абсолютизм, а азиатский деспотизм, лишь внешне похожий на западные абсолютистские монархии; б) или в петровский период в России возник абсолютистский режим, типологически отличный от западного.

   Очевидно, что вторая позиция ближе к  научной истине. Особенность "российского  абсолютизма", его отличие от западного заключались в большей самостоятельности по отношению к гражданскому обществу. Режим как бы стоял над обществом и заставлял служить себе все сословия.   
 
 
 
 
 
 

Глава № 4. Новые явления  в сфере культуры и быта. 

 Серьезные  преобразования в области культуры  начались еще в XVII в. в связи  с наступлением Нового времени.  Эти преобразования значительно  ускорились в эпоху Петра Великого. 
   Главное, с чем столкнулся Петр в начале своих преобразований- это отсутствие подготовленных кадров, способных проводить реформы во всех сферах: военном деле, государственном аппарате, науке, строительстве, архитектуре и т. д. Нельзя было находиться в постоянной зависимости от иностранцев. К приходу Петра к власти страна располагала единственным учебным заведением - Славяно - греко - латинской Академией. Но после отстранения в 1694 г. основателей братьев Лихуд она вместе со 150 учениками стала хиреть. 
   Имелось два пути приобщения к западной науке: приглашение иностранных ученых (а это обходилось очень дорого) и отправка русской молодежи для учебы за границу (более дешевый путь). До Петра общение с иностранцами не поощрялось и разрешение на выезд получали лишь две категории людей: члены посольства и гости (то есть верхушка купечества). Теперь выезд за границу не только не запрещался, но даже стал поощряться, а к некоторым применялся в принудительном порядке. В 1696 г. был принят специальный указ о направлении в разные государства на учебу 61 человека, из них 23 принадлежали к княжеским фамилиям. 
   Сближение с Западом проявлялось в заботах правительства о том, чтобы русский человек и внешним видом напоминал европейца. На следующий день после приезда из-за границы (26 августа 1698 г.) Петр выступил в роли цирюльника - велел принести ножницы и самочинно обрезал бороды у шокированных этой выходкой бояр. Подобную операцию Петр повторял несколько раз. Был введен металлический бородовой знак - своего рода квитанция об уплате денег за ношение бороды. Указ 1705 г. обязывал все мужское население страны, за исключением священников, монахов и крестьян, брить бороды и усы. Не желавшие бриться платили дифференцированный налог: от 30 до 100 руб. в год (в зависимости от сословной принадлежности и имущественного положения) - огромные по тому времени деньги. 
   Борьба шла и с широкорукавным платьем. Вскоре после возвращения "великого посольства" состоялось шуточное освящение Лефортова дворца. Многие гости прибыли на пир в традиционной русской одежде: в сорочках с вышитым воротником, шелковых зипунах яркого цвета, поверх которых были надеты кафтаны с длинными рукавами, стянутыми у запястья нарукавниками. Поверх кафтана было длинное платье из бархата, сверху донизу застегнутое на множество пуговиц. Шуба и меховая шапка с высокой тульей и бархатным верхом завершали наряд знати (такой наряд был совершенно неудобен для работы). В тот день царь вновь шокировал многих знатных людей, собственноручно взяв ножницы и начав укорачивать рукава. 
   В 1700 г. был принят специальный указ об обязательном ношении венгерского платья (кафтанов), а в следующем году было запрещено носить русское платье, его изготовление и продажа карались законом, предписывалось носить немецкую обувь - сапоги и башмаки. Это было сознательное противопоставление нового, современного, удобного - старому, архаичному. Очевидно, долгие годы только насилием можно было поддерживать новые моды и нравы. Не раз публиковались указы, угрожавшие нарушителям различными карами, вплоть до каторги. 
   Подлинным пособием для дворянина стало так называемое 
"Юности честное зерцало" (1717 г.). Это сочинение неизвестного автора формирует новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости, придерживающегося европейских светских манер. Основная мораль данного произведения: молодость - подготовка к службе, а счастье - следствие прилежной службы. Дворянскую честь следует беречь, но защищать ее не шпагой, а жалобой в судебные инстанции, ибо дворянин должен проливать кровь, только защищая Отечество. 
   Перемены в быте и нравах высших кругов проявлялись в возникновении новых форм развлечений. Специальным указом 1718 г. были введены ассамблеи, которые становились обязательными для дворян в городах и сочетали в себе отдых и деловое общение. 
   Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось новое летосчисление: не от сотворения мира, а от Рождества Христова; новолетие начиналось не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах. Празднование нового года должно было происходить с 1 по 7 января. Ворота дворов надлежало украшать сосновыми, еловыми или можжевельными деревьями, а ворота бедных владельцев- ветвями. Каждый вечер по большим улицам предписывалось жечь костры, а при встрече поздравлять друг друга. В столице в эти дни устраивались фейерверки. 
   Для новой культуры были характерны светскость и "государственный" характер. Последняя черта культуры являлась особенностью России. Государство финансировало и поощряло развитие тех сфер культуры, которые считались наиболее нужными. Культуру в целом, науку и даже искусство Петр I оценивал с позиций пользы. Огромная роль государства, его вмешательство в сферу культуры привели к ее бюрократизации: труд писателя, художника, актера, архитектора превратился в разновидность государственной службы, обеспеченной жалованьем. Культура стала государственной, выполняя определенные служебные функции. Она начала оказывать мощное воздействие на людей, чей стиль жизни и мышления нивелировался и унифицировался в соответствии с интереса ми самодержавия. 
    Петровские реформы грандиозны по своим масштаба и последствиям. Эти преобразования способствовали решению остро стоявших перед государством задач, прежде всего - в сфере внешней политики. Однако они не могли обеспечить долговременный прогресс страны, так ка проводились в рамках существующего строя и, боле того, консервировали российскую феодально-крепостническую систему.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Реформы Петра I и их оценка историками