Реформы Петра 1 в государственно-административной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:18, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение реформ Петра 1 в государственно-административной сфере.

Оглавление

Введение 4
1.Реформа государственного управления 5
2.1.Создание коллегий 8
2.2.Церковная реформа 11
2.3. Местные органы власти 12
3.Порядок прохождения службы 14
4.Военная реформа 14
5.Судебная реформа 16
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

петр.docx

— 113.09 Кб (Скачать)

3.Адмиралтейская коллегия ведала "флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями" и руководствовалась в своей деятельности "Регламентом о управлении адмиралтейства и верфи" (1722) и "Регламентом морским". В ее состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.

4.Малороссийская коллегия была образована указом от 27 апреля 1722г., с целью "Ограждать малороссийский народ" от "неправедных судов" и "утеснений" налогами на территории Украины. Она осуществляла судебную власть, ведала сборами податей на Украине. В последние годы существования основными ее целями была ликвидация самоуправления и прежних органов власти.

5.Камер-коллегия должна была осуществлять высший надзор за всеми видами сборов (таможенные пошлины, питейные сборы), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело. Камер-коллегия имела свои органы: в провинциях - конторы камерирских дел, в дистриктах - учреждения земских комиссаров.

6.Штатс-контор-коллегия по регламенту 1719г. осуществляла контроль за государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций). Она имела свои провинциальные органы - рентереи, которые являлись местными казначействами.

7.Ревизион-коллегия должна была осуществлять финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами "ради порядочного в приходе и расходе исправления и ревизии всех счетных дел". Ежегодно все коллегии и канцелярии присылали в коллегию счетные выписки по составленным ими приходным и расходным книгам и в случае несходства судили, и наказывала чиновников за преступления по доходам и счетам. В 1722г. функции коллегии были переданы Сенату.

8.В круг обязанностей Берг-коллегии входили вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, закупка золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была создана сеть местных органов: Московский обер-берг-амт, Казанский берг-амт, Керченский берг-амт. Берг-коллегия была объединена с другой - Мануфактур-коллегией "по сходству их дел и обязанностей" и как одно учреждение просуществовало до 1722г.

9.Мануфактур коллегия занималась вопросами всей промышленности, исключая горнодобывающую, и управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири. Коллегия давала разрешение на открытие мануфактур, обеспечивала выполнение государственных заказов, предоставляла различные льготы промышленникам. Также в ее компетенцию входило: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактуры, контроль технологии производства, снабжение заводов материалами. В отличие от других коллегий она не имела своих органов в провинциях и губерниях.

10.Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней. Коллегия осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

11.Юстиц коллегия (1717-1718гг.) руководила деятельностью губернских надворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов; действовала как суд первой инстанции по спорным делам. Ее решения могли быть обжалованы в Сенате.

12.Вотчинная коллегия, образованная в 1721г. разрешала земельные споры и тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на спорные решения по поместным и вотчинным делам.

13.Тайная канцелярия (1718г.) ведала сыском и преследованиями по политическим преступлениям (дело царевича Алексея).

Существовали и другие центральные учреждения (старые сохранившиеся  приказы, Медицинская канцелярия).

Все коллегии имели конторы  в Москве, некоторые — Камер- и  Юстиц-коллегия — располагали сетью  учреждений на местах. Местные органы Берг-коллегии и Адмиралтейства были в местах сосредоточения металлургической промышленности и кораблестроения.

Особое место занимала образованная в 1721 г. Духовная коллегия, или Синод, управлявшая делами церкви.

 

2.2. Церковная реформа

Серьезные изменения произошли  в положении церкви, которые также  отразили тенденцию бюрократизации и централизации управления.

 В 1700 г. умер патриарх  Адриан. Приближенные царя посоветовали  ему подождать с избранием  нового патриарха, так как от  патриаршества, по их мнению, добра  не будет. Долго убеждать царя  не пришлось, ему хорошо была  известна история борьбы патриарха  Никона с его отцом, знал  он и об отрицательном отношении  большинства духовенства к своим  нововведениям. Местоблюстителем  Патриаршего Престола был объявлен  рязанский митрополит Стефан  Яворский, имуществом церкви распоряжался  Монастырский приказ.

Синод был главным центральным  учреждением по церковным вопросам. Его вице-президент псковский архиепископ Феофан Прокопович, убежденный сторонник Петра, сочинил регламент Синода — Духовный регламент, который определял его функции и обязанности. Он назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении таких преступлений как ересь, богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием - конференцией. Компетенция Синода ограничивалась светской властью. Преобразованный государственный аппарат был призван укрепить господство дворянства и самодержавную власть, способствовал развитию новых производственных отношений, росту промышленности и торговли

По указу Синода 1722 г. все  священники были обязаны доносить властям  о намерениях исповедавшегося совершить  «измену или бунт». В том же 1722 г. была установлена должность  обер-прокурора Синода. Таким образом, церковь лишалась самостоятельности и превращалась в составную часть государственного бюрократического аппарата.

 

2.3.Местные органы  власти

   Реформы местного  управления проводились с целью укрепления власти дворянства путем создания на местах бюрократических    учреждений    с   наделением   их   широкими полномочиями.

Историческая литература выделяет три этапа в реформе  областного управления: I-й - до 1708г., 2-ой - с 1709 по 1718 (первая областная реформа), 3-й с 1719 по 1725 (вторая областная реформа).

 На первом этапе  произошли незначительные изменения  в системе местного управления: с созданием Бурмистерской палаты (1699г.) из ведения воевод было  изъято посадское население; 1702-1705гг. - местные дворяне привлечениы  к воеводскому управлению.

Указом от 18 декабря 1708г. вводится новое административно-территориальное  деление, по которому необходимо "учинить 8 губерний и к ним расписать  города". Вначале было образованы Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская  и Сибирская губернии.В 1713-1714 еще  три: из Казанской выделены Нижегородская  и Астраханская губернии, из Смоленской - Рижская губерния. Во главе губерний стояли губернаторы, генерал-губернаторы, которые объединяли в своих руках  административную, военную и судебную власть. Губернаторы назначались  царскими указами только из числа  близких к Петру I дворян. У губернаторов были помощники, контролирующие отрасли  управления: обер - комендант - военное управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер - губернские и др. сборы, ландрихтер - губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела, обер-инспектор - сборы налогов с городов и уездов. Губерния делилась на провинции (во главе - обер-комендант), провинции - на уезды (во главе - комендант). Коменданты были подчинены обер-коменданту, комендант - губернатору, последний Сенату.

  В уездах городов,  где не было крепостей и  гарнизонов - органом управления  были ландарты. Местным органам  принадлежала видная роль в  выполнении важнейшей функции  феодально-абсолютистского государства  - поддержании и укреплении господства  дворян.

  Вторая областная  реформа проводилась на основе  тех преобразований, которые уже  были сделаны. В 1718г. Сенат  установил   штаты   и   номенклатуру   должностей  для   губернских учреждений, а в мае  1719г. было дано четкое расписание  губерний, провинций и городов  по губерниям и провинциям. С этого периода деление на провинции вводится на территории всей страны. Провинция становится основной единицей областного управления. Было создано 50 провинций, которые в свою очередь делились на округа - дистрикты. Инструкции возлагали на губернаторов широкий круг полномочий (включая прежние), которые обязывали их осуществлять надзор за губернскими "камерными служителями" и земскими судьями, приводить в действие наказания, контролировать городское управление.

Главной особенностью органов  местного управления I четверти XVIII в., было то, что они наряду с административными исполняли и полицейские функции.

В XVII в. посадское население находилось в подчинении приказов и местных органов власти, но введение в 1681г. стрелецкой подати подчинило городское население в финансовом вопросе Стрелецкому приказу.

В 1699г. была проведена городская  реформа. Была создана Бурмистерская  палата (Ратуша) с подведомственными  земскими избами. В их ведении находилась торгово-промышленное население городов  по части сбора податей, повинностей  и пошлин. Цель реформы - улучшение  условий развития торговли и промышленности. Создание Ратуши способствовало обособлению  городского управления от органов местной  администрации, но губернская реформа 1708-1710гг. вновь подчинила земские  избы губернаторам и воеводам.

Однако в 20-х гг. XVIII в. городское управление принимает форму магистратов. В 1722-1723гг. были образованы Главный магистрат и местные магистраты при непосредственном участии губернаторов и воевод. Магистраты подчинялись им в вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты и магистраты городов, входящих в провинцию, представляли собой одно из звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов высшим. Выборы в магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора. Иногда принцип выборности нарушался, и назначение проводились царскими или сенатскими указами. В обязанности магистратов входили вопросы полицейской службы, благоустройство городов, продажа отписного имущества, окладные и неокладные сборы, обеспечение мануфактур компаньёйщиками, учреждение полиции, контроль за правосудием.

 

 

 

 

3. Порядок прохождения  службы.

 

 Бюрократический характер  государства требовал изменить  и порядок прохождения службы. До Петра I служебное продвижение  зависело от происхождения, знатности.  Петр перестал обращать внимание  на происхождение человека, главным  стал принцип личной выслуги.  Молодой человек начинал службу  рядовым в гвардейском полку  или мелким чиновником и должен  был пройти все ступени —  от низших до высших.

 В 1722 г. была разработана  «Табель о рангах», которая  определяла порядок прохождения  службы. Вводились три чиновничьи  категории:

> военные;

> гражданские;

> придворные.

Все чины делились на 14 рангов-классов, 14-й ранг считался низшим (коллежский регистратор, прапорщик), а 1-й ранг —  высшим (фельдмаршал, канцлер). Присвоение очередного ранга производилось  за служебные заслуги. Выходцы из низших сословий, достигнув 8-го ранга  на гражданской службе (коллежский асессор) или 14-го на военной службе, получали потомственное дворянство.

Сформулированная Табелью  о рангах новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебные качества : любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов.

Служба была пожизненной, выход в досрочную отставку запрещался. Имения по наследству передавались лишь одному из сыновей, остальные должны были добывать средства к жизни службой. Различия между поместьем и вотчиной ликвидировались. Сам царь Петр получал очередные звания только за конкретные заслуги.

 

4.Военная реформа.

 

Военные преобразования XVIII в. имели целью создать новую организацию армии. К этому периоду правительство вооружило войска однообразным оружием, армия успешно применяла линейную тактику ведения боя, производилось вооружение новой техникой, проводилась серьезная военная подготовка, большое значение имели маневры 1689-1694гг. и Азовские походы 1695-1696гг. Русская стратегия отличалась активным ведением военных действий, большое значение придавалось генеральному сражению, линейной тактике и различной технике ведения боя для разных родов войск.

Организация и устройство армии сложились в ходе Северной войны (1700-1721гг). Петр I превратил отдельные  наборы "даточных людей" в ежегодные  рекрутские наборы и создал постоянную обученную армию, в которой солдаты  служили пожизненно. Указ 1699г. "О  приеме в службу в солдаты из всяких вольных людей" положил начало наборам в рекрутскую армию. Оформление рекрутской системы проходило в  период с 1699 по 1705гг. Рекрутская система  основывалась на классовом принципе организации армии: офицеры набирались из дворян, солдаты - из крестьян и иного  податного населения. Всего за период 1699-1725гг. было проведено 53 набора, которые  составили 284187 человек. Указ от 20 февраля 1705г. завершил складывание рекрутской системы. Были созданы гарнизонные  внутренние войска, которые обеспечивали "порядок" внутри страны. Вновь  созданная русская регулярная армия  показала свои высокие боевые качества в битвах под Лесной, Полтавой и  других сражениях.

Реорганизация армии сопровождалась изменением системы ее управления, которую осуществляли Разрядный  приказ, Приказ военных дел, Приказ генерал - комиссара, Приказ артиллерии и др. Впоследствии были образованы Разрядный стол и Комиссариат, а в 1717г. создана Военная  коллегия. Рекрутская  система  дала  возможность  иметь большую однородную армию, обладавшую лучшими боевыми качествами, чем армии Западной Европы.

 Одновременно с проведением  военной реформы был подготовлен  ряд законов, положенных в основу "Устава воинского": 1700г. - "Краткое  обыкновенное учение", 1702г. - "Уложение, или право воинского поведения  генералам, средним и меньшим  чинам и рядовым солдатам", 1706г. - "Краткий Артикул" Меньшикова. В 1719г. были опубликованы “Устав  воинский” вместе с “Артикулом  воинским” и другими военными  законами. “Артикул воинский” содержал  главным образом нормы уголовного  права и предназначался для  военнослужащих. Воинские артикулы  применялись не только в военных  судах и по отношению к одним  военным, но и в гражданских  судах по отношению ко всем  остальным жителям. Российский  флот также как армия комплектовался  из призываемых рекрутов. Тогда  же была создана морская пехота. Военно-морской флот создавался  в процессе войн с Турцией  и Швецией. С помощью российского  флота Россия утвердилась на  берегах Балтики, что подняло  международный престиж и сделало  ее морской державой. Вместе с  тем, армия и флот составляли  неотъемлемую часть абсолютистского государства, были орудием укрепления господства дворянства.

Информация о работе Реформы Петра 1 в государственно-административной сфере