Реформы Петра 1 в государственно-административной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:18, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение реформ Петра 1 в государственно-административной сфере.

Оглавление

Введение 4
1.Реформа государственного управления 5
2.1.Создание коллегий 8
2.2.Церковная реформа 11
2.3. Местные органы власти 12
3.Порядок прохождения службы 14
4.Военная реформа 14
5.Судебная реформа 16
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

петр.docx

— 113.09 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение                                                                                                                 4 

1.Реформа государственного управления                                                           5

2.1.Создание коллегий                                                                                          8

2.2.Церковная реформа                                                                                        11

2.3. Местные органы власти                                                                                12

3.Порядок прохождения  службы                                                                        14

4.Военная реформа                                                                                               14

5.Судебная реформа                                                                                             16

Заключение                                                                                                           18

Список литературы                                                                                              19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Преобразования проводимые Петром I в XVII– XVIII вв. не были последовательны  и не имели единого плана, их порядок  и особенности были продиктованы ходом войны, политическими и  финансовыми возможностями в  тот или иной период. Историки выделяют три этапа в реформах Петра I.:

Первый (1699-1709\10гг.) - изменения  в системе государственных учреждений и создание новых, перемены в системе  местного самоуправления, установление рекрутской системы.

Второй (1710\11-1718\19гг.) - создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений, первая областная реформа, проведение новой военной политики, широкое строительство флота, учреждение законодательства, перевод государственных  учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.

Третий (1719\20-1725\26) - начало работы новых, уже созданных учреждений, ликвидация старых; вторая областная  реформа; расширение и реорганизация  армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой  системы налогообложения и нового порядка государственной службы.

Преобразования Петра 1 были ярким примером радикальных реформ, проведенных государством без поддержки и даже при сопротивлении широких слоев общества. Во многом они были подготовлены его предшественниками. Личное знакомство с Европой в период пребывания Петра в составе Великого посольства в конце XVII в. определили цель и направление преобразований.

Реформы Петра 1 принято разделять  на 2 группы: реформы в области  социально-экономического развития, и  государственно-административные реформы. К государственным реформам относятся: реформа государственного  управления, местного самоуправления, военная реформа, церковная реформа, судебная, культура.

Целью данной контрольной  работы является изучение  реформ Петра 1 в государственно-административной сфере.

 

 

 

 

 

 

1.Реформа государственного  управления

 

Из всех преобразований Петра 1 центральное место занимала реформа  государственного управления, - реорганизация всех его звеньев. Это и понятно, так как старый приказный аппарат унаследованный Петром, был не в состоянии справиться с усложнившимися задачами управления. Поэтому стали создаваться новые приказы, канцелярии.

Государственное управления - проводилась около 2 десятилетий, не по плану, а в силу той или иной необходимости. Целью реформы было- превратить Россию в грозную и процветающую державу.

В результате сложилась следующая  структура государственной власти: Император (абсолютный. монарх, кабинет  императора или личная канцелярия, Сенат, за сенаторами был контроль: генерал-прокурор обер-фискал, во главе коллегии. президент, вицепрезидент + штадт исполнитель), решения принимали консенсусом).

22 октября 1721 г. Петру  I был присвоен титул Отца Отечества,  Императора Всероссийского, Петра  Великого. Принятие этого титула  соответствовало юридическому оформлению  неограниченной монархии. Монарх  не был ограничен в своих   полномочиях и правах никакими  высшими  административными   органами власти и управления.   Власть   императора   в   такой  мере  была  широка  и сильна, что Петр I преступал  сложившиеся обычаи, касавшиеся персоны монарха. Монарх был главою государства, церкви, высшим судьей, верховным главнокомандующим, в его исключительной компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами. Монарх рассматривался как верховный носитель законодательной и исполнительной власти.

В 1722 г. Петром I был издан  Устав о престолонаследии, по которому монарх мог определять своего преемника "признавая удобного" и имел право, видя "непотребство в наследнике", лишить его престола "усмотря  достойного". Законодательство того времени определяло действия против царя и государства самыми тяжкими  преступлениями и всякий "кто  какое зло умышлять будет" и  те, которые "вспомогали или совет  подавали или ведая не известили" наказывались вырыванием ноздрей, смертной казнью или высылкой на галеры - в  зависимости от преступления.

Прежде всего, Петр I перестал советоваться с Боярской думой, а  в 1701 г. создал «консилию министров» из 8 доверенных лиц. Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В консилии был установлен определенный режим работы, каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность, протоколы заседаний, т. е. происходит бюрократизация управления. Указом 22 февраля  1711 г. Петр I учредил Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую думу. Это был верховный орган управления страной, состоящий из девяти человек, назначаемых царем. В состав Сената входили крупнейшие деятели того времени.

Сенат не прерывал своей  деятельности и был постоянно  действующим государственным органом. Сенат учреждался в качестве коллегиального органа, в компетенцию которого входило: отправление правосудия, решение  финансовых вопросов, общие вопросы  управления торговлей и другими  отраслями хозяйства. Таким образом, Сенат был высшим судебным, управленческим и законосовещательным учреждением, которое выносило на рассмотрение различные  вопросы для законодательного разрешения монархом.

 Указом от 27 апреля 1722г. "О должности Сената" Петр I дал подробные предписания по  важным вопросам деятельности  Сената, регламентируя состав, права  и обязанности сенаторов, установил  правила взаимоотношений Сената  с коллегиями, губернскими властями  и генерал-прокурором. Издаваемые  Сенатом нормативные акты не  имели высшей юридической силы  закона, Сенат принимал лишь участие  в обсуждении законопроектов  и давал толкование закона. Сенат  возглавлял систему государственного  управления и был по отношению  ко всем другим органам высшей  инстанцией. Коллегии ежемесячно  подавали в Сенат ведомости  о входящих и исходящих делах. 

Структура Сената складывалась постепенно. Первоначально Сенат  состоял из сенаторов и канцелярии, позднее в его составе сформировалось два отделения:

1. Расправная палата - по судебным делам (существовала в качестве особого отделения до учреждения Юстиц-коллегии)

2. Сенатская контора по вопросам управления.

 Сенат имел свою  канцелярию, которая делилась на  несколько столов: секретный, губернский, разрядный, фискальный и приказный.

В 1722 г. последовало назначение на должность герольдмейстера, в  обязанности которого входило составление  списков всего государства, дворян, наблюдением за тем, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской  службе было не более 1/3.

16 марта 1711г., в связи  с перераспределением компетенции  органов государственного управления (после губернской реформы), Сенат  ввел должность губернских комиссаров, которые следили за поместными, военными, финансовыми делами, набором рекрутов, содержанием полков. Они занимались непосредственно отправлением указов, присылаемых Сенатом и коллегиями.

Учреждение Сената было важным шагом складывания бюрократического аппарата абсолютизма. Сенат являлся  послушным орудием самодержавия: сенаторы были лично ответственны перед  монархом, а в случае нарушение  присяги, наказывались смертной казнью, опалой, отрешением от должности, денежными  штрафами.

 Учреждение института фискалов и прокуратуры в системе органов государственной власти в I четверти  XVIII в. было одним из явлений связанных с развитием абсолютизма. Указами от 2 и 5 марта 1711г. предполагалось "учинить фискалов во всяких делах". Фискалитет создавался как особая отрасль сенатского управления. Глава фискалов (обер - фискал) состоял при Сенате, который "ведал фискалов". Одновременно фискалы были и доверенными лицами царя. Последний назначал обер - фискала, который приносил присягу царю и был ответственен перед ним.

Указ от 17 марта 1714 г. наметил  компетенцию фискалов: проведывать  про все, что "ко вреду государственному интересу быть может"; докладывать "о  злом умысле против персоны его величества или измене о возмущении или бунте", "не вкрадываются ли в государство шпионы", а также борьба со взяточничеством и казнокрадством. Основной принцип определения их компетенции - "взыскание всех безгласных дел".

Сеть фискалов расширялась, и постепенно выделились два принципа формирования фискальства: территориальный и ведомственный.

 Указом 17 марта 1714г.  предписывалось в каждой губернии "быть по 4 человека в том  числе провинциал - фискалам из каких чинов достойно, также и из купечества". Провинциал-фискал наблюдал за городовыми фискалами и один раз в год "учинял" контроль за ними. В духовном ведомстве во главе организации фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях – провинциал -фискалы, в монастырях - инквизиторы. Со временем предполагалось ввести фискальство во всех ведомствах.

После учреждения Юстиц-коллегии фискальские дела перешли в ее ведение и попадали под контроль Сената, а с учреждением должности  генерал-прокурора фискалы стали  подчиняться ему. В 1723г. был назначен генерал-фискал, который был высшим органом для фискалов. В соответствии с указами (1724 и 1725гг.) он имел право  требовать к себе любое дело. Его  помощником был обер - фискал.

 

 Первым законодательным  актом о прокуратуре был указ  от 12 января 1722г.: "быть при Сенате  генерал-прокурору и обер-прокурору,  также во всякой коллегии по  прокурору...". А указом от 18 января 1722г. учреждены прокуроры в  провинциях и надворных судах.  Если фискалы находились частично  в ведении Сената, то генерал-прокурор  и обер-прокуроры подлежали суду  самого императора. Прокурорский  надзор распространялся даже  на Сенат. Указ от 27 апреля 1722г. "О должности генерал-прокурора" устанавливал его компетенцию, в которую входило: присутствие в Сенате и осуществление контроля за фискалами.

Генерал-прокурор имел право: ставить вопрос перед Сенатом  для выработки проекта решения, представляемого императору на утверждение, выносить протест и приостанавливать дело, сообщая об этом императору. Прокурор коллегии присутствовал на заседаниях коллегий, осуществлял надзор за работой учреждения, контролировал финансы, рассматривал донесения фискалов, проверял протоколы и другую документацию коллегии.

 

2.Создание коллегий. Церковная реформа. Местные органы власти.

2.1.Создание коллегий

1717-1719 годы были подготовительным  периодом становления новых учреждений - коллегий. До 1719г. президенты коллегий  должны были сочинять регламенты  и не вступать в дела. Образование  коллегий вытекало из предшествующего  приказного строя, т.к. большинство  коллегий создавалось на базе  приказов, и являлись их правопреемниками. Система коллегий не сложилась сразу.

По указу 14 декабря 1717г. было создано 9 коллегий: Военная, Берг, Ревизион, Иностранных дел, Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контор, Мануфактур. Всего к концу первой четверти XVIIв. существовало 13 коллегий, которые стали центральными государственными учреждениями, формируемыми по функциональному принципу.

 Генеральный регламент  коллегий (1720г.) устанавливал общие  положения управления, штаты и  порядок делопроизводства. Присутствие  коллегии составляли: президент,  вице-президент, 4-5 советников, 4 асессора. Штат коллегии состоял из секретарей, нотариуса, переводчика, актуариуса, копиистов, регистраторов и канцеляристов.  При коллегиях состоял фискал (позднее прокурор), который осуществлял  контроль за деятельностью коллегий  и подчинялся генерал-прокурору.  Коллегии получали указы только  от монарха и Сената и имели право не исполнять указы последнего, если они противоречили указам царя.

 Коллегии выполняли  сенатские указы, присылали копии  своих решений и доклады о  своей деятельности в Сенат. 

1.Коллегия иностранных дел заменила собой Посольскую канцелярию. Ее компетенция была определена указом от 12 декабря 1718г., в которую входило ведать "всякими иностранными и посольскими делами", координировать деятельность дипломатических агентов, заведовать сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществлять дипломатическую переписку. Особенностями коллегии являлось то, что в ней "никаких судных дел не судят".

2.На Военную коллегию возлагалось управление "всеми воинскими делами": комплектование регулярной армии, управление делами казачества, устройство госпиталей, обеспечение армии. В системе Военной коллегии находилась военная юстиция, состоящая из полковых и генеральных кригсрехтов.

Информация о работе Реформы Петра 1 в государственно-административной сфере