Реформы Избранной Рады

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:44, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос о правительстве 50х годов XVI в и характер его политики традиционно связывается с вопросом о "избранной раде". Полемика по вопросу о том, что такое "избранная рада", интересы каких классов она выражала, в каком отношении ее политика находилась к реформам 50х годов и т.д. началась на другой же день после событий, которые приписывались деятельности "избранной раде",- в переписке между Иваном Грозным и Курбским. Существует две основных точки зрения на "избранную раду". Первая из них ведет свое начало от самого Ивана Грозного, который в посланиях к Курбскому охарактеризовал Сильвестра и Адашева как последовательных проводников боярско-княжеской политики, а время господства Сильвестра и Адашева - как наибольший расцвет власти бояр и княжат. Власть, захваченная Сильвестром, держалась на поддержке боярского сословия и на обмане царе. Бояре выдвигали Сильвестра, зная его самомнение, и посредством этой его черты характера проводили свои дела, уничтожая все, что было создано дедом и отцом Грозного. Во время правления "избранной рады" удалось ввести порядки времен Василия Темного. Однако существует другая точка зрения по данному вопросу, выдвинутая И.Н. Ждановым. Он уделяет большое внимание деятельности Сильвестра и Адашева и высказывается против традиционного взгляда на "избранную раду". По его мнению основной задачей "избранной рады" является устройство "Стратилатских чинов", как выражался Курбский, т.е. организация служивого сословия. "Избранная рада" играла видную роль, борясь за переход княжеской и вотчиной Руси в Русь царскую и поместную.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

Неспокойная обстановка в правительстве и в стране в целом в период 1553-1554 гг. не смогла надолго задержать проведение намеченных реформ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Реформы 1556 – 1560 г.г.

 

18 января 1555 г. издается серия законов о губной реформе. Ряд приговоров усиливал меры наказания, предписывали ужесточить контроль над губными старостами и их деятельностью. Одной аз важнейших задач стала защита феодальной собственности от хищения.

В те же 1555-56 гг. наряду с губной происходило осуществление и земской реформы, приведшее к ликвидации системы кормлений. Расширялся круг выборных лиц земской администрации. Наряду с земским старостой и дьяком предписывалось избирать целовальников. Стремясь добиться заинтересованности в исправном отправлении судебных обязанностей и сбора оброка правительство освободить пашню земских старост от податей и повинностей, С другой стороны злоупотребления старост карались смертной казнью. Земская реформа, задуманная как общегосударственная, была в полной мере осуществлена только на черносошных территориях русского Севера. На основных территориях Русского государства земская реформа оставалась неосуществленной.

В результате ликвидации системы кормлений и создания на местах сословно-представительских учреждений русское правительство смогло добиться решения важнейших задач в деле укрепления централизованного аппарата власти. Был сделан шаг по пути создания специальных органов местного управления взамен "многочисленных кормленщиков, для которых исполнение должностей наместников и волостей было эпизодом их военно-служилой деятельности. В результате реформы основная масса дворян была освобождена от "кормленных" функций, что повысило боеспособность и увеличило личный состав русской армии ; дворянство укрепило свои позиции - за исправное несение военной службы оно получали регулярное вознаграждение. Военные реформы 50-х годов XVI в. были только первым приступом к преобразованиям в армии. Когда в составе правительства Адашева усилилась дворянская группировка, оказалось возможным углубить и расширить, уже намеченные раньше. военные реформы. Эта реформа находилась в тесной связи с отменой кормлений. Теперь военно-служилый человек получал компенсацию не кормлением, т.е. не выполнением дополнительных судебных или административно- финансовых поручений, а жалованием из казны за военную службу. Однако реформа не была доведена до своего логического конца, т.к. имела одним из следствий увеличение роли отрядов феодальной аристократии в составе дворянской конницы. Но все же реформы русской армии привели к усилению ее боеспособности и численному росту. Русская армия стала насчитывать 15 000 человек. Реформа потребовала создания специального штата правительственных чиновников, которые могли бы обеспечить руководство военно-служилыми делами.

Поскольку местничество приговором 1550 г. не отменялось, постольку  правительство решило провести еще  ряд мероприятий, имевших целю усилить  контроль над местническими счетами  феодальной знати. Для этой цели в 1555 г. было принято составление Государева родословца, куда должны были быть включены все родословные росписи важнейших кнжеско-дворянских фамилий.. В составлении родословца принимал участие Алексей Адашев, что подчеркивает значение проводившегося мероприятия. Памятник наглядно отразил компромиссную основу деятельности правительства А. Адашева. В его вступительной части находилось "Сказание о князьях владимирских", которое должно было исторически обосновать венчание на царство Ивана Грозного.

Наряду с  этим пространные родословные росписи княжеских и боярских семейств, помещенные в Государеве родословце, как бы подчеркивали заслуги представителей феодальной аристократии в строительстве Русского государства. Значение Государева родословца приуменьшать нельзя.

Правительство Адашева получило теперь возможность контролировать местнические счеты не на основе тех или иных словесных заявлений спорящих лиц или отдельных документов из частных архивов, а на основании официального справочника.

Если Государев  родословец был справочником по вопросам "родовитости феодальной знати", то роль справочника по вопросам службы играли разрядные книги, обобщающая редакция которых - Государев разряд, составленный одновременно с родословцем. Он должен был регулировал местнические отношения феодальной знати. Помогая навести порядок в местнических счетах знати, он фактически легализовал местничество и отразил тем самым противоречивый, компромиссный характер деятельности "избранной рады". В ходе дальнейших реформ оформились 2 избы: Поместная, ведавшая вопросами земельного обеспечения дворянства, и Разрядная, распоряжавшаяся организацией военной службы.

Исходя из реформ центрального аппарата власти стали  ясно вырисовываться очертания приказного управления. В документах "изба" становиться уже нарицательным названием центрального правительственного учреждения. С течение времени ведомства центрального управления стали именоваться "приказами". Термин "приказ" постепенно вытеснил название "изба" из обихода.

Законодательные нормы Судебника 1550 г. по земельному и крестьянскому вопросу не удовлетворили дворянство. Т.о. создаются новые законопроекты, разрешавшие основные 3 вопроса, волновавшие широкие круги феодалов : регламентация заемных операций, судьбы служилого и полного холопства и мобилизация земельной собственности.

Если подвести итог второму периоду реформ " избранной рады", то придется отметить, что в 1550-60 гг. правительство в  большей мере проводит линию по осуществлению  требований широких кругов феодалов, чем в предыдущий период. Неудача  попыток решить земельный вопрос за счет ликвидации монастырского землевладения поставила на очередь вопрос о наступлении на земельные богатства феодальной аристократии. Были созданы дворянские и посадско-черносошные органы местного управления. Старый территориально- дворцовый центральный аппарат власти с Боярской думой во главе вынужден был уступить свои позиции дьяческой приказной администрации. Уложением о службе и другим военным реформам строго регламентировались служилые обязанности всего без исключения служилого класса. Родовитая знать оказалась в опасном положении, окруженная дворянством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Во время  правления “избранной рады” удалось  ввести порядки времен Василия Темного. Однако существует другая точка зрения по данному вопросу, выдвинутая И.Н. Ждановым. Он уделяет большое внимание деятельности Сильвестра и Адашева и высказывается против традиционного взгляда на Избранную раду. По его мнению основной задачей Избранной рады является устройство “Стратилатских чинов”, как выражался Курбский, т.е. организация служивого сословия. Избранная рада играла видную роль, борясь за переход княжеской и вотчиной Руси в Русь царскую и поместную. И.Н. Жданов впервые в историографии перенес вопрос об Избранной раде в плоскость изучения реформ 50х годов. Теперь вопрос об Избранной раде нельзя было решат путем выбора между двумя противоположными оценками Сильвестра и Адашева - Ивана Грозного и Курбского. Характер оценки деятельности Избранной рады обуславливался, во-первых, характером оценки реформ 50-х годов; во-вторых, характером оценки отношений к этим реформам со стороны Избранной рады. Перед новым правительством встал вопрос о путях преобразования государственного аппарата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного. Л.: Наука, 1988. – 241 с.
  2. Валишевский К. Иван Грозный: Репринт. Воспроизведение издания 1912 г. М., 1989. – 418 с.
  3. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного: Очерки социально-экономической и политической истории середины XVI в. М.: Наука, 1960. – 511 с.
  4. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. М.: Наука, 1982. – 184 с.
  5. Кобрин В.Б. Иван Грозный. М.: Моск. рабочий, 1989. – 174 с.
  6. Сахаров А.М. Образование и развитие единого Российского государства в XIV – XVII вв. М.: Высш. шк., 1969. – 224 с.
  7. Тихомиров М.Н. Российское государство XV – XVII вв. М., 1973. – 422 с.

 


Информация о работе Реформы Избранной Рады