Автор: Анастасия Береговая, 26 Сентября 2010 в 15:26, доклад
Монография «Старообрядчество на белорусских землях», Автор Александр Александрович Горбацкий
Монография посвящена истории старообрядчества. Автор высказывает свои взгляды на проблему раскола Русской православной церкви в середине XVII в. Используя архивные материалы анализирует причины переселения старообрядцев в Беларусь, показывает особенности проживания защитников старого обряда на белорусских землях.
Раскол Русской православной церкви, состоявшийся во второй XVII в. в итоге социально-экономических преобразований и "Иконной реформы патриарха Никона, явился серьёзной проблемой в истории не только Русского государства, но и Беларуси. В Беларуси, точнее на белорусских землях (которые входили в состав Великого княжества Литовского), пришлые старообрядцы создали своеобразную историю старообрядческого движения и отличительную культуру быта, обрядов и обычаев. Для русского правительства и Русской православной церкви (далее - РПЦ) существование старообрядческого движения было серьёзной как внутренней, так и внешней проблемой.
Возникновение и развитие старообрядческого движения в России совпало с периодом политических и общественных изменений, которые требовали от государства огромнейших затрат сил и средств, и были переложены на плечи народа. Реформаторское движение с одной стороны, а крепостничество с другой, вызывали решительное сопротивление народа.
Белорусский Государственный Университет
Исторический
Факультет
Рецензия на монографию
А. А. Горбоцкого
«Старообрядчество
на белорусских землях»
Подготовила студентка 4 курса 6 группы
Береговая
Анастасия
Минск 2010
Монография «Старообрядчество на белорусских землях», Автор Александр Александрович Горбацкий
Монография
посвящена истории
Раскол Русской православной церкви, состоявшийся во второй XVII в. в итоге социально-экономических преобразований и "Иконной реформы патриарха Никона, явился серьёзной проблемой в истории не только Русского государства, но и Беларуси. В Беларуси, точнее на белорусских землях (которые входили в состав Великого княжества Литовского), пришлые старообрядцы создали своеобразную историю старообрядческого движения и отличительную культуру быта, обрядов и обычаев. Для русского правительства и Русской православной церкви (далее - РПЦ) существование старообрядческого движения было серьёзной как внутренней, так и внешней проблемой.
Возникновение и развитие старообрядческого движения в России совпало с периодом политических и общественных изменений, которые требовали от государства огромнейших затрат сил и средств, и были переложены на плечи народа. Реформаторское движение с одной стороны, а крепостничество с другой, вызывали решительное сопротивление народа.
Автор анализирует ситуацию второй половина XVII в., когда время определялось реформами патриарха Никона (введением новых обрядов и исправлением книг) и расколом РПЦ на официальную православную церковь и защитников старого обряда. Горбацкий основывается на том, что у старообрядцев сформировалась своя система взглядов, которая, как считает автор, имела противоположный характер в отношениях к официальной РПЦ. Актуальность поставленной в монографии проблемы старообрядчества в Беларуси в конце XVII ¾ начале ХХ вв. определяется двумя обстоятельствами: во-первых, в белорусской историографии об истории старообрядчества на белорусских землях фундаментального исследования нет. Во-вторых, автор в своей монографии показывает, что история свидетельствует о том, что власти Речи Посполитой толерантно относились ко всем религиям, а между представителями конфессий не было противостояний. В историографии истории Беларуси еще совсем мало научных работ, в которых рассматриваются вопросы новых подходов к пониманию сущности раскола и вины в этом всех ветвей царской власти и РПЦ.
В своей работе автор использовал главным образом письменные источники ¾ архивные и старообрядческие рукописи. Кроме того, автор использовал собранные им этнографический материал. В работе использовалась монографическая литература, которая была написана в разные периоды. Так, например, Н. М. Никольский в своей книге «История русской церкви» называет причины раскола РПЦ, анализирует религиозно-социальные движения во второй половине XVII в. М.С. Корзун, говоря о старообрядчестве как своеобразном этапе в истории РПЦ, обращается только к вопросу социальной сущности церковного раскола. Однако в своих трудах Н. М, Никольский и М. С. Корзун не затрагивают историю русского старообрядчества на белорусских землях, в их работах нет анализа отношений между Россией и Речью Посполитой в вопросах о русских старообрядцах, что в свою очередь анализируется в работе А. А. Горбацкого. В Беларуси только в 80-е годы на стыке истории религии и истории народной культуры проявилась заинтересованность старообрядчеством в историческом и социологическом планах. В процессе написания монографической работы, сам автор сообщает, что собрал большой архивный материал по истории старообрядцев на белорусских землях, который не вводился в научный оборот. Большой интерес по мнению автора представляют старообрядческие рукописи.
Монография
«Старообрядчество на белорусских
землях» является первым специализированным
исследованием истории
Монография
состоит из четырех глав. Все вопросы
изучаемые автором связаны
Не подлежит сомнению, что данное исследование затронуло самые глубокие аспекты данной проблематики. Автор проделал большую работу по сбору информации. Однако в своей работе автор монографии исследуя проблему старообрядчества в Беларуси только с исторической точки зрения, не вмешивался в вопросы богословия традиций Русской православной церкви, что, на мой взгляд, не дает полного представления по изучаемому вопросу.
В
данной монографии автором рассмотрена
недостаточно изученная в дореволюционный
и послереволюционной историографии
тема, которая касается старообрядчества
в Беларуси. Исходя из монографии можно
сделать вывод о том, что раскол
Русской православной церкви в
середине XVII в. не был результатом
случайных стычек или результатом
внутриполитического конфликта. Раскол
был порожден социальными противоречиями
самодержавно-крепостного
Информация о работе Рецензия на монографию А. А. Горбоцкого «Старообрядчество на белорусских землях»