Рецензия на монографию А. А. Горбоцкого «Старообрядчество на белорусских землях»

Автор: Анастасия Береговая, 26 Сентября 2010 в 15:26, доклад

Краткое описание

Монография «Старообрядчество на белорусских землях», Автор Александр Александрович Горбацкий
Монография посвящена истории старообрядчества. Автор высказывает свои взгляды на проблему раскола Русской православной церкви в середине XVII в. Используя архивные материалы анализирует причины переселения старообрядцев в Беларусь, показывает особенности проживания защитников старого обряда на белорусских землях.
Раскол Русской православной церкви, состоявшийся во второй XVII в. в итоге социально-экономических преобразований и "Иконной реформы патриарха Никона, явился серьёзной проблемой в истории не только Русского государства, но и Беларуси. В Беларуси, точнее на белорусских землях (которые входили в состав Великого княжества Литовского), пришлые старообрядцы создали своеобразную историю старообрядческого движения и отличительную культуру быта, обрядов и обычаев. Для русского правительства и Русской православной церкви (далее - РПЦ) существование старообрядческого движения было серьёзной как внутренней, так и внешней проблемой.
Возникновение и развитие старообрядческого движения в России совпало с периодом политических и общественных изменений, которые требовали от государства огромнейших затрат сил и средств, и были переложены на плечи народа. Реформаторское движение с одной стороны, а крепостничество с другой, вызывали решительное сопротивление народа.

Файлы: 1 файл

рецензия по историографии.docx

— 19.27 Кб (Скачать)

    Белорусский Государственный Университет

    Исторический  Факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рецензия  на монографию

    А. А. Горбоцкого

    «Старообрядчество на белорусских землях» 
 
 
 
 
 

              Подготовила студентка 4 курса 6 группы

              Береговая Анастасия 
               
               
               
               
               
               
               

Минск 2010

    Монография  «Старообрядчество на белорусских  землях», Автор Александр Александрович Горбацкий

    Монография  посвящена истории старообрядчества. Автор высказывает свои взгляды  на проблему раскола Русской православной церкви в середине XVII в. Используя  архивные материалы анализирует  причины переселения старообрядцев  в Беларусь, показывает особенности  проживания защитников старого обряда на белорусских землях.

    Раскол  Русской православной церкви, состоявшийся во второй XVII в. в итоге социально-экономических преобразований и "Иконной реформы патриарха Никона, явился серьёзной проблемой в истории не только Русского государства, но и Беларуси. В Беларуси, точнее на белорусских землях (которые входили в состав Великого княжества Литовского), пришлые старообрядцы создали своеобразную историю старообрядческого движения и отличительную культуру быта, обрядов и обычаев. Для русского правительства и Русской православной церкви (далее - РПЦ) существование старообрядческого движения было серьёзной как внутренней, так и внешней проблемой.

    Возникновение и развитие старообрядческого движения в России совпало с периодом политических и общественных изменений, которые требовали от государства огромнейших затрат сил и средств, и были переложены на плечи народа. Реформаторское движение с одной стороны, а крепостничество с другой, вызывали решительное сопротивление народа.

    Автор анализирует ситуацию второй половина XVII в., когда время определялось реформами патриарха Никона (введением новых обрядов и исправлением книг) и расколом РПЦ на официальную православную церковь и защитников старого обряда. Горбацкий основывается на том, что у старообрядцев сформировалась своя система взглядов, которая, как считает автор, имела противоположный характер в отношениях к официальной РПЦ. Актуальность поставленной в монографии проблемы старообрядчества в Беларуси в конце XVII ¾ начале ХХ вв. определяется двумя обстоятельствами: во-первых, в белорусской историографии об истории старообрядчества на белорусских землях фундаментального исследования нет. Во-вторых, автор в своей монографии показывает, что история свидетельствует о том, что власти Речи Посполитой  толерантно относились ко всем религиям, а между представителями конфессий не было противостояний. В историографии истории Беларуси еще совсем мало научных работ, в которых рассматриваются вопросы новых подходов  к пониманию сущности раскола и вины в этом всех ветвей царской власти и РПЦ.

    В своей работе автор использовал  главным образом письменные источники ¾ архивные и старообрядческие рукописи. Кроме того, автор использовал собранные им этнографический материал. В работе использовалась монографическая литература, которая была написана в разные периоды. Так, например, Н. М. Никольский в своей книге «История русской церкви» называет причины раскола РПЦ, анализирует религиозно-социальные движения во второй половине XVII в. М.С. Корзун, говоря о старообрядчестве как своеобразном этапе в истории РПЦ, обращается только к вопросу социальной сущности церковного раскола. Однако в своих трудах  Н. М, Никольский и М. С. Корзун не затрагивают историю русского старообрядчества на белорусских землях, в их работах нет анализа отношений между Россией и Речью Посполитой в вопросах о русских старообрядцах, что в свою очередь анализируется в работе А. А. Горбацкого. В Беларуси только в 80-е годы на стыке истории религии и истории народной культуры проявилась заинтересованность старообрядчеством в историческом и социологическом планах. В процессе написания монографической работы, сам автор сообщает, что собрал большой архивный материал по истории старообрядцев на белорусских землях, который не вводился в научный оборот. Большой интерес по мнению автора представляют старообрядческие рукописи.

    Монография  «Старообрядчество на белорусских  землях» является первым специализированным исследованием истории старообрядчества в Беларуси в конце XVII ¾ начале XX вв. Работа выполнена преимущественно на основе малоизвестных архивных источников, часть данных из которых использована автором в публикациях. Большое внимание в монографии уделяется рассмотрению принципиально важных материалов о старообрядчестве из источников,  которые автор собрал как в Беларуси, так и в России, Литве и Польше.

    Монография  состоит из четырех глав. Все вопросы  изучаемые автором связаны хронологически и логически. В начале своей работы, автор изучает историю вопроса становления старообрядчества . Затем автор раскрывает эволюцию старообрядческого движения в Беларуси, затрагивая такие вопросы как основные регионы распространения старообрядчества  в Беларуси. В третей главе, автор рассматривает хозяйственно-этнографические особенности жизни и старообрядцев в Беларуси. В четвертой главе А. А. Горбацкий рассматривает культурную, духовную жизнь, издательскую деятельность, литературу и самодеятельное творчество старообрядцев в Беларуси. Таким образов автор проанализировал все аспекты изучения истории старообрядцев на территории Беларуси. Раскрыл все вопросы изучения начиная от истории вопроса и проблематичности анализа отношений между Россией и Речью Посполитой и до культурных аспектов жизни старообрядцев в Беларуси.

    Не  подлежит сомнению, что данное исследование затронуло самые глубокие аспекты  данной проблематики. Автор проделал большую работу по сбору информации. Однако в своей работе автор монографии исследуя проблему старообрядчества в  Беларуси только с исторической точки  зрения, не вмешивался в вопросы  богословия традиций Русской православной церкви, что, на мой взгляд, не дает полного  представления по изучаемому вопросу.

    В данной монографии автором рассмотрена  недостаточно изученная в дореволюционный  и послереволюционной историографии  тема, которая касается старообрядчества в Беларуси. Исходя из монографии можно  сделать вывод о том, что раскол Русской православной церкви  в  середине XVII в. не был результатом  случайных стычек или результатом  внутриполитического конфликта. Раскол был порожден социальными противоречиями самодержавно-крепостного строя, а церковная реформа  стала только формальной его причиной. Социальные и политические мотивы, экономическая неудовлетворенность, недоверие к церковному и государственному руководству, озлобленность против бояр и личные обиды ¾ все это привело к тому, что старообрядцы вынуждены были переселятся на окраины Русского государства. Анализ государственной политики Речи Посполитой в отношении к старообрядчеству показывает, что в любой политической ситуации правительство может мирно сосуществовать с религиозными конфессиями при условии, что их идеология не является антигуманной и не ведет к конфронтации в обществе.  Подводя итог данной работе можно сделать вывод:  в любом человеческом обществе имеют места разные религиозные мировоззрения, поэтому государство должно проводить политику мирного сосуществования тех религиозных взглядов, которые не противоречат нормам человеческой морали, и использовать возможность любой религиозной кофессии для воспитания человека.

Информация о работе Рецензия на монографию А. А. Горбоцкого «Старообрядчество на белорусских землях»