Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 23:47, доклад
Одним из самых удивительных достижений месопотамской культуры было изобретение еще на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. письма, с помощью которого стало возможным сначала фиксировать многочисленные факты повседневной жизни, а довольно скоро также передавать мысли и увековечивать достижения культуры. Не исключено, что приоритет в создании письма принадлежал неизвестному нам народу, который жил в Южном Двуречье еще до прихода туда шумеров. Однако в любом случае именно шумеры поставили письменность на службу цивилизации.
Словесность
Сохранилось значительное
количество поэм, лирических произведений,
мифов, гимнов, легенд, эпических сказаний
и сборников пословиц, которые
когда-то составляли богатую шумерскую
литературу. Особый жанр составляли произведения
о гибели шумерских городов из-за
набегов соседних племен. Большой
популярностью пользовался «
Самым знаменитым памятником
шумерской литературы является цикл
эпических сказаний о легендарном
герое Гильгамеше. В наиболее полном
виде этот цикл сохранился в более
поздней аккадской переработке,
найденной в библиотеке Ашшурбанапала.
Это величайшее литературное произведение
Древней Месопотамии. Согласно преданию,
Гильгамеш был сыном смертного
человека и богини Нинсун и правил
в Уруке. Но сохранившаяся традиция
позволяет полагать, что Гильгамеш
был историческим лицом. Например, в
шумерских царских списках он
упоминается как один из царей
Первой династии города Урука.
В этом произведении
рассказывается о том, как Гильгамеш
начал угнетать жителей Урука, заставляя
их работать все время над сооружением
городских стен. Измученные горожане
обратились к богам с мольбой
избавить их от своего царя. Когда многократные
их жалобы надоели богам, Ану, бог
неба, велел одной богине сотворить
героя, который мог бы состязаться
в силе с Гильгамешем. Богиня слепила
из глины могучего героя по имени
Энкиду. Его тело было покрыто шерстью,
и сам он жил в степи среди
диких зверей. Узнав о существовании
Энкиду, Гильгамеш решил побороться
с ним, чтобы жители Урука могли
убедиться в доблести своего царя.
Поэтому в степь была послана
блуднице по имени Шамхат, чтобы
соблазнить Энкиду и привести его
в Урук. Энкиду целую неделю наслаждался
ласками Шамхат, после чего решил
вернуться к зверям. Однако последние
уже не признали Энкиду и бежали
прочь от него. Тогда Шамхат удалось
привести Энкиду в Урук, где на виду
у всего города состоялось его
единоборство с Гильгамешем. Силы соперников
были равными, и они решили стать
друзьями. Эта дружба оказалась верной,
и они вместе убили страшное чудовище
Хумбабу, которое охраняло кедровый
лес, и совершили много других
подвигов. После этого богиня Иштар
влюбилась в Гильгамеша и предложила
ему свою любовь. Гильгамеш отверг
ее, бросив ей упрек, что в прошлом
она без конца меняла мужей
и не способна на постоянное чувство.
Оскорбленная такой дерзостью, Иштар
пришла в ярость и послала против
смельчака чудовищного быка. С
помощью Энкиду Гильгамеш убил чудовище.
При этом Энкиду нанес богине тяжкое
оскорбление, бросив ей в лицо ляжку
убитого быка со словами, что, если бы
он мог добраться до Иштар, он убил
бы и ее. За это оскорбление Энкиду
суждено было умереть. Гильгамеш
долго переживал смерть верного
друга и в тоске решил
В конце II тысячелетия
до н. э. в Вавилонии появилось
философского характера произведение
на аккадском языке под названием
«Да прославлю я владыку
По своему содержанию
к произведению о невинном страдальце
примыкает и поэма «Вавилонская
теодицея» (дословно «богооправдание»),
возникшая в первой половине XI в.
до н. э. В отличие от большинства
древневосточных литературных произведений,
носящих анонимный характер, нам
известен автор этой поэмы. Им был
некий Эсагил-кини-уббиб, служивший
жрецом-заклинателем при царском
дворе. В ней в яркой форме
излагаются религиозно-философские
идеи, волновавшие вавилонян. «Теодицея»
построена в форме диалога
невинного страдальца с его другом.
На протяжении всего произведения страдалец
обличает неправедность и зло, излагает
свои претензии к богам и сетует
на несправедливость общественных порядков.
Друг стремится опровергнуть эти
рассуждения. Автор произведения не
высказывает своего отношения к
сути спора и не навязывает своего
мнения читателю или слушателю.
X веком до н.
э. датируется интересное
Но самым знаменитым ассирийским произведением была повесть о премудром писце и советнике ассирийских царей Ахикаре. Сохранился клинописный текст, который называет Ахикара ученым советником Асархаддона (681—669 гг. до н. э.). Таким образом, герой повести был историческим лицом. Как видно из самого произведения и упомянутого клинописного текста, он происходил из арамейской среды, в которой, по-видимому, и возникла сама повесть. Текст ее еще в древности и в средние века был переведен на греческий, сирийский, арабский, армянский, славянские и другие языки. В наиболее полном виде повесть сохранилась на сирийском языке. Сюжетная линия повести такова: Ахикар не имел своих детей, поэтому он усыновил сына своей сестры Надана и, научив его почетной профессии писца, устроил на придворную службу. Но племянник оказался неблагодарным человеком и оклеветал перед царем своего приемного отца. В результате этого Ахикар подвергается бесконечным злоключениям, но в конце концов справедливость восторжествовала, и Надан умирает, понеся заслуженное им божье наказание.