Развитие писбменности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 23:47, доклад

Краткое описание

Одним из самых удивительных достижений месопотамской культуры было изобретение еще на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. письма, с помощью которого стало возможным сначала фиксировать многочисленные факты повседневной жизни, а довольно скоро также передавать мысли и увековечивать достижения культуры. Не исключено, что приоритет в создании письма принадлежал неизвестному нам народу, который жил в Южном Двуречье еще до прихода туда шумеров. Однако в любом случае именно шумеры поставили письменность на службу цивилизации.

Файлы: 1 файл

развитие письменности.docx

— 28.81 Кб (Скачать)

Словесность 

Сохранилось значительное количество поэм, лирических произведений, мифов, гимнов, легенд, эпических сказаний и сборников пословиц, которые  когда-то составляли богатую шумерскую  литературу. Особый жанр составляли произведения о гибели шумерских городов из-за набегов соседних племен. Большой  популярностью пользовался «Плач  о гибели жителей Ура» (в конце XXI в. до н. э.), где описываются страшные подробности о страданиях женщин, стариков и детей, которые мучились от голода, горели в объятых пожаром  домах и тонули в реке. 

Самым знаменитым памятником шумерской литературы является цикл эпических сказаний о легендарном  герое Гильгамеше. В наиболее полном виде этот цикл сохранился в более  поздней аккадской переработке, найденной в библиотеке Ашшурбанапала. Это величайшее литературное произведение Древней Месопотамии. Согласно преданию, Гильгамеш был сыном смертного  человека и богини Нинсун и правил в Уруке. Но сохранившаяся традиция позволяет полагать, что Гильгамеш  был историческим лицом. Например, в  шумерских царских списках он упоминается как один из царей  Первой династии города Урука. 

В этом произведении рассказывается о том, как Гильгамеш  начал угнетать жителей Урука, заставляя  их работать все время над сооружением  городских стен. Измученные горожане обратились к богам с мольбой  избавить их от своего царя. Когда многократные их жалобы надоели богам, Ану, бог  неба, велел одной богине сотворить  героя, который мог бы состязаться  в силе с Гильгамешем. Богиня слепила  из глины могучего героя по имени  Энкиду. Его тело было покрыто шерстью, и сам он жил в степи среди  диких зверей. Узнав о существовании  Энкиду, Гильгамеш решил побороться с ним, чтобы жители Урука могли  убедиться в доблести своего царя. Поэтому в степь была послана  блуднице по имени Шамхат, чтобы  соблазнить Энкиду и привести его  в Урук. Энкиду целую неделю наслаждался  ласками Шамхат, после чего решил  вернуться к зверям. Однако последние  уже не признали Энкиду и бежали прочь от него. Тогда Шамхат удалось  привести Энкиду в Урук, где на виду у всего города состоялось его  единоборство с Гильгамешем. Силы соперников были равными, и они решили стать  друзьями. Эта дружба оказалась верной, и они вместе убили страшное чудовище Хумбабу, которое охраняло кедровый лес, и совершили много других подвигов. После этого богиня Иштар  влюбилась в Гильгамеша и предложила ему свою любовь. Гильгамеш отверг ее, бросив ей упрек, что в прошлом  она без конца меняла мужей  и не способна на постоянное чувство. Оскорбленная такой дерзостью, Иштар  пришла в ярость и послала против смельчака чудовищного быка. С  помощью Энкиду Гильгамеш убил чудовище. При этом Энкиду нанес богине тяжкое оскорбление, бросив ей в лицо ляжку  убитого быка со словами, что, если бы он мог добраться до Иштар, он убил бы и ее. За это оскорбление Энкиду суждено было умереть. Гильгамеш  долго переживал смерть верного  друга и в тоске решил отправиться  на край света, к своему отдаленному  предку Зиусудре, еще в незапамятные времена спасшемуся от потопа. Зиусудра рассказал Гильгамешу следующую легенду о потопе. В отдаленные времена, когда богам надоели людские беззакония и грехи, они решили уничтожить род человеческий, сделав исключение лишь для праведного и благочестивого Зиусудры и его жены. Бог Энки предупредил Зиусуд-ру о грозящей опасности и велел ему построить корабль и перебраться на него заблаговременно, еще до начала потопа. После настойчивых просьб Гильгамеша Зиусудра рассказал также ему, каким образом можно найти волшебное растение, дающее бессмертие. Преодолев большие опасности и испытав тяжкие трудности, Гильгамеш смог найти это растение. Однако он не съел его, а решил доставить в Урук, чтобы поделиться им с жителями своего родного города и тем самым сделать их также бессмертными. Однако, когда на обратном пути в Урук Гильгамеш решил искупаться и оставил траву на берегу реки, змея похитила ее и приобрела бессмертие. Тогда Гильгамеш убедился в невозможности бороться с предначертаниями богов, которые присвоили себе секрет бессмертия и присудили человеку лишь короткий век. 

В конце II тысячелетия  до н. э. в Вавилонии появилось  философского характера произведение на аккадском языке под названием  «Да прославлю я владыку мудрости». Оно рассказывает о жалкой и жестокой судьбе невинного страдальца. Хотя он жил праведно и соблюдал все  божеские установления и человеческие законы, бесконечные беды, страдания  и гонения не переставали преследовать его. В этом произведении ставится вопрос, почему Мардук, верховный бог вавилонян, допускает, чтобы самые лучшие люди бесконечно страдали без всякой вины с их стороны? На этот вопрос дается следующий ответ: воля богов непостижима  и поэтому люди должны беспрекословно покоряться им. Позднее этот сюжет  нашел дальнейшее развитие в библейской книге Иова, мужа непорочного, справедливого  и богобоязненного, которого тем  не менее настигали бесконечные  удары судьбы. 

По своему содержанию к произведению о невинном страдальце примыкает и поэма «Вавилонская теодицея» (дословно «богооправдание»), возникшая в первой половине XI в. до н. э. В отличие от большинства  древневосточных литературных произведений, носящих анонимный характер, нам  известен автор этой поэмы. Им был  некий Эсагил-кини-уббиб, служивший  жрецом-заклинателем при царском  дворе. В ней в яркой форме  излагаются религиозно-философские  идеи, волновавшие вавилонян. «Теодицея» построена в форме диалога  невинного страдальца с его другом. На протяжении всего произведения страдалец  обличает неправедность и зло, излагает свои претензии к богам и сетует на несправедливость общественных порядков. Друг стремится опровергнуть эти  рассуждения. Автор произведения не высказывает своего отношения к  сути спора и не навязывает своего мнения читателю или слушателю. 

X веком до н.  э. датируется интересное произведение  под названием «Раб, повинуйся  мне», пронизанное пессимистическим  отношением к жизни и ее  превратностям. Оно содержит диалог  господина со своим рабом. Скучая  от безделья, господин перечисляет  самые различные желания, которые  он хотел бы исполнить. Раб  сначала поддерживает намерения  хозяина и высказывает свои  доводы в пользу их осуществления.  Затем, когда господин отказывается  от их реализации, раб всякий  раз приводит аргументы относительно  того, что все действия человека  бесполезны и бессмысленны. Так,  если господин поступит на  службу к правителю, тот может  отправить его в опасный поход; если он отправится в путешествие, то может погибнуть в пути; можно было бы завести семью, но и этого не следует делать, ибо в таком случае дети разорят отца; если заняться ростовщичеством, можно потерять и свое имущество и заслужить черную неблагодарность должников; бессмысленно также приносить жертвы богам, ибо последние капризны и жадны, а взамен за приношения оставляют людей без всякого внимания. Раб внушает господину, что не следует делать добро людям, ибо после смерти и злодеи, и праведники, и знатные, и рабы равны и никто не отличит их друг от друга по черепам. В конце произведения раб убеждает своего пресыщенного жизнью хозяина, что единственное благо заключается в смерти. Тогда господин высказывает желание убить своего раба. Но тот спасается тем, что указывает на неизбежность скорой смерти и самого господина. Большую художественную ценность имеют ассирийские анналы, написанные ритмическим языком и содержащие яркие образы, в том числе и описания природы чужеземных стран, через которые проходили ассирийские воины. 

Но самым знаменитым ассирийским произведением была повесть о премудром писце  и советнике ассирийских царей  Ахикаре. Сохранился клинописный текст, который называет Ахикара ученым советником Асархаддона (681—669 гг. до н. э.). Таким образом, герой повести  был историческим лицом. Как видно  из самого произведения и упомянутого  клинописного текста, он происходил из арамейской среды, в которой, по-видимому, и возникла сама повесть. Текст ее еще в древности и в средние  века был переведен на греческий, сирийский, арабский, армянский, славянские и другие языки. В наиболее полном виде повесть сохранилась на сирийском  языке. Сюжетная линия повести такова: Ахикар не имел своих детей, поэтому  он усыновил сына своей сестры Надана и, научив его почетной профессии  писца, устроил на придворную службу. Но племянник оказался неблагодарным  человеком и оклеветал перед  царем своего приемного отца. В  результате этого Ахикар подвергается бесконечным злоключениям, но в конце  концов справедливость восторжествовала, и Надан умирает, понеся заслуженное  им божье наказание.


Информация о работе Развитие писбменности