Раздел чехословакии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Чехословакия - государство в центральной Европе (существовало до 1993). Чехословакия образована в 1918 на чешских и словацких землях. Территория страны была равна 127,8 тыс. км., а население - около 15,6 млн. чел.[8,4]
Предметом исследования данной работы является процесс изменения общественно-политической системы Чехословакии, включая распад государства.

Оглавление

Введение
1. Пусковой механизм политической и экономической трансформации Чехословакии
1.1.Первые шаги к разделению. « Бархатная революция»
1.2. Баланс политических сил
1.3.Экономическое и социальное развитие стран в период предраспада
2.Распад Чехословакии и мирное урегулирование вопросов разделения
2.1.Распад Чехословакии
2.2. Согласование условий мирного распада
3.Экономическое реструктирование стран после распада
Заключение.
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

В целом в 1992—1993 гг. между Чешской Республикой и Словацкой Республикой были заключено более тридцати договоров и соглашений, касающихся различных аспектов разделения единого государственного образования.
          Наиболее сложным был вопрос о механизме раздела федерального имущества ЧСФР между государствами-преемницами — Чехией и Слова-кией. После долгих дискуссий относительно критериев раздела совместного имущества был выбран максимально простой механизм, учитывающий на основе Конституционного Закона о разделе имущества ЧСФР между ЧР и СР от 13 ноября 1992 г. два принципа: согласно территориальному принципу имущество переходило тому государству, на территории которого оно находилось. В соответствии с принципом численности населения имущество делилось между ЧР и СР в соотношении 2:1, поскольку на момент распада ЧСФР численность населения Чешской Республики составляла 10,3 18 млн. человек, а в Словацкой Республике проживало 5,307 млн. человек.
          Второй принцип был использован для раздела того имущества,   в отношении   которого нельзя было использовать территориальный принцип.

          В отношении объектов культурного наследия был частично применен исторический принцип, в соответствии с которым республики должны были обменяться некоторыми культурными ценностями. Заботу о недвижимых исторических и культурных памятниках, которые принадлежат одной республике, а находятся на территории другой, должно осуществлять то государство, на территории которого эти памятники расположены. Исторический принцип был распространен лишь на 1% общей стоимости имущества.[15,374]
          Высокой оценки заслуживает акт раздела валют, создавший основы для самостоятельного развития чешского и словацкого банковских секторов, что позволило проводить политику стабильного валютного курса и дальнейшего продвижения по пути к конвертируемости национальных валют, хотя этот шаг и сказался на сужении внутреннего рынка обеих республик. Создание единого таможенного пространства смягчило воздействие негативных последствий для развития взаимной торговли, кооперационных связей и в экономике.
         В мае 2000 г. были решены последние спорные проблемы в вопросе раздела федерального имущества между ЧР и СР и прежде всего в разделе активов и пассивов Государственного банка Чехословакии. Оставляя за скобками политические мотивы распада единого чехословацкого государства, явившегося, по сути, решением узкой политической элиты Чехии и Словакии, принятого без проведения всенародного референдума, следует признать, что реализация этого решения может служить положительным примером “культурного бархатного развода” на тщательно проработанной согласованной законодательной базе. Двусторонни согла- шения, регулировавшие экономические и денежно-финансовые вопросы раздела, в основном выдерживались как чешской, так и словацкой стороной.

 

 

 

 

 

 

 

3.Экономическое реструктирование стран после распада.

 

            Исключительно сложные и болезненные проблемы стояли перед Чехией и Словакией в сфере реструктуризации экономики. Отличительной особенности экономической структуры Чехии и Словакии – гипертрофированное развитие тяжелого ядра промышленности, низкая доля финальных стадий производства, высокий уровень ресурсо- и импорто- емкости – сформировались в последние четыре десятилетия под определяющим влиянием двух следующих процессов.

  Во – первых, «подгонки» словацкой экономики под потребности более развитой Чехии, что нашло свое отражение в закреплении за Словакией функций поставщика компонентов (стали и других полума- териалов) и полуфабрикатов – для конечного производства в Чехии.

  Во – вторых, интенсивного вовлечения республик в процессы восточноевропейской интеграции. В «наследство» от СЭВа Словакии достались сложнейшие проблемы по реструктуризации тяжелой индустрии, работающей на импортном сырье, оборонной промышленности, утратившей заказы с окончанием «холодной войны», производства потребительских товаров, ориентировавшегося исключительно на восточные рынки.

В первой половине 90-х годов, когда с среде чешских и словацких реформаторов господствовало неоправданно оптимистическое видение перспектив рыночной саморегуляции, структурные реформы в обеих республиках были пущены на «самотек»: руководство ЧСФР рассматривало изменение формы собственности как единственный рыночный источник сдвигов в межотраслевых пропорциях и, не желая искажать «рыночные сигналы», от проведения активной структурной и промышленной политики отказались. В соответствии с принятой концепцией «реструктуризации через приватизацию» правительства Чехии и Словакии:

-свертывают в 1991- 1992 гг. систему централизованных инвестиций и бюджетного кредитования, отключая предприятия реального сектора от госфинансирования;

-представляют предприятия реального сектора к приватизации без проведения их предварительной организационной и финансовой реструктуризации (подавляющая часть предприятий приватизируются с долгами, осуществляется государственно-правовое сдерживание процессов ликвидации убыточных производств и т.д.);

- обеспечив для отечественных и иностранных субъектов равный доступ к инвестициям в хозяйственную сферу, не принимают меры к поддержке и стимулированию тех или иных категорий инвесторов или направлений инвестирования. В этой связи вплоть до 1998 года в системе государственного регулирования инвестиционной деятельности как в Чехии, так и в Словакии не имели широкого применения налоговые льготы для инвесторов, не использовались такие общепринятые в мировой практике частных инвестиций, как субсидии на инвестиции в основной капитал, меры по поощрению и отраслевой селекции иностранных инвестиций, проведение ускоренного амортизационного списания основного капитала.

Необходимость перехода к активной структурной и промышленной политике осознается в середине 90-х годов: в качестве основных направлений государственного регулирования структурных преобразований правительства признают поддержку приоритетного развития отраслей тяжелой индустрии (металлургии, нефтехимии и нефтепереработки, «оборонки») и инфраструктуры (транспортной инфраструктуры, телекоммуникаций, атомной энергетики). Источниками финансирования структурно – инвестиционной деятельности государств в 1993-1994 гг. выступают дефицитное финансирование, правительственные кредитные гарантии и кредиты международных организаций.[1,79]

  Выбор отраслей тяжелой индустрии в качестве «точек роста» усугубляет проблемы экономики государств. Наметившиеся в первой половине 90-х годов благоприятные подвижки в структуре ВВП, связанные с рационализацией межотраслевых пропорций (повышением удельного веса в создании ВВП занятости сферы обслуживания при снижении доли материального производства), с середины 90-х годов в результате реализации курса на поддержку приоритетного развития тяжелой индустрии замедляются и сходятся на нет (табл.1). Инвестиционно – структурная политика правительства ведет к дальнейшему утяжелению экономической структуры, росту ресурсо- и импортозависимости экономики и в этой связи подвергается критике: по мнению оппонентов, более целесообразным вариантом промышленной политики для Чехии и Словакии является перенос акцента на развитие автомобилестроения, легкой химии и других нересурсоемких, ориентирующихся  на квалифицированную рабочую силу, отраслей, чья продукция пользуется массовым спросом на внутреннем и внешнем рынках.

      Структура ВВП Словакии (в % ко всему ВВП).

 

1992г.

1993г.

1994г.

Материальное производство

      промышленность

       сельское хозяйство

       строительство

Услуги

       рыночного сектора

       государственного сектора

  З6, 6

  26,4

  3,4

  2,4

  59

38,8

   28

   34

  24,1

      3

   2,5

  61,6

  39,2

  20,2

  36,1

   26

  2,6

  2,1

  59,5

  41,2

  16,1

         Структура ВВП Чехии (в % ко всему ВВП).

 

1992г.

1993г.

1994г.

Материальное производство

      промышленность

       сельское хозяйство

       строительство

Услуги

       рыночного сектора

       государственного сектора

38,8

28,6

5,6

4,6

61,2

41

20,2

36,2

26,2

5,2

4,7

63,8

41,4

22,4

38,3

28,2

4,8

5,3

61,7

43,4

18,3

 

         Таким образом, с середины 90-х годов вопросы макроэкономического реструктурирования, так или иначе, попадают в сферу внимания руководств стран. Что же касается реструктуризации микросферы, то положение здесь не меняется: она по-прежнему государствами на поддерживается и не стимулируется и в этой связи протекает крайне медленно и болезненно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Заключение

Делая заключение в своей работе необходимо сказать, что быстрота процесса революционных перемен, легкость, с которой были сломаны структуры “партии-государства”, не позволили компартии, потерявшей лучшие кадры после подавления “пражской весны”, перестроиться и включиться в процесс трансформаций, а Чехословацкая федерация в результате развернувшихся событий без взвешенного анализа и серьезной подготовки распалась на две части.

Одной из главных причин этого было включение Чехословакии в уже набравший силу процесс демократической трансформации субрегиона Центрально-Восточной Европы.         

В странах Юго-Восточной Европы — Албании, Болгарии, Румынии и Социалистической Федеративной Республике Югославии — за 45 послевоен-  ных лет не было явных массовых социальных протестов. В обществе и коммунистических партиях отсутствовала какая- либо серьезная оппозиция.
          В большинстве стран этого субрегиона антитоталитарные демократические революции стали результатом подключения к общему процессу политических революций в странах Центральной Европы, адаптации к новым международным условиям. Вместе с тем революции в этих странах приняли разные формы и весьма отличались друг от друга по темпам и методам осуществления. Чехословакия вошла в их число и не смогла выдержать такого оппозиционного настроя со стороны  общества. 
          Оставляя за скобками политические мотивы распада единого чехословацкого государства, явившегося, по сути, решением узкой политической элиты Чехии и Словакии, принятого без проведения всенародного референдума, следует признать, что реализация этого решения может служить положительным примером “культурного бархатного развода” на тщательно проработанной согласованной законодательной базе. Двусторонни соглашения, регулировавшие экономические и денежно-финансовые вопросы раздела, в основном выдерживались как чешской, так и словацкой стороной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Раздел чехословакии