Раздел чехословакии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Чехословакия - государство в центральной Европе (существовало до 1993). Чехословакия образована в 1918 на чешских и словацких землях. Территория страны была равна 127,8 тыс. км., а население - около 15,6 млн. чел.[8,4]
Предметом исследования данной работы является процесс изменения общественно-политической системы Чехословакии, включая распад государства.

Оглавление

Введение
1. Пусковой механизм политической и экономической трансформации Чехословакии
1.1.Первые шаги к разделению. « Бархатная революция»
1.2. Баланс политических сил
1.3.Экономическое и социальное развитие стран в период предраспада
2.Распад Чехословакии и мирное урегулирование вопросов разделения
2.1.Распад Чехословакии
2.2. Согласование условий мирного распада
3.Экономическое реструктирование стран после распада
Заключение.
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

          24 -25 ноября на внеочередном пленуме ЦК КПЧ М. Якеш оценил ситуацию так: нынешняя политическая ситуация вылилась в открытую борьбу за власть в государстве, что ставит под угрозы «наше социалистическое развитие» и если интересы социалистического общества потребуют, то будут применены средства в соответствии с Конституцией и действующими законами. Министр национальной обороны ЧССР М. Вацлавик предложил для нормализации ситуации использовать вооруженные силы. Однако члены ЦК выступили за решение проблем политическими средствами. Пленум высказался за «постоянный диалог со всеми, кто уважает Конституцию ЧССР. На пленуме была принята коллективная  отставка генерального секретаря, президиума и секретариата ЦК КПЧ. Новым генеральным секретарем был избран К.Урбанек, представитель второго эшелона руководства – в прошлом молодежный и профсоюзный деятель. Однако в новый состав президиума вошли и те, кто нес прямую ответственность за кризис, в том числе М. Штепан, при личном участии которого была разогнана демонстрация 17 ноября.[4,346]

          В тот же день президент Г.Гусак предпринял ряд важных политических шагов. Он помиловал и приостановил следствие по делу восьми диссидентов (среди них были Я.Чарногурский и М. Кусы). 26 ноября начались переговоры между делегацией народного фронта и правительства. В тот же день была принята программа Гражданского форума «Чего мы хотим» - план перехода массовых протестов к созданию конструктивной оппозиционной программы. Этот документ содержал требования о необходимости коренного, последовательного и необратимого изменения политической системы, отказа КПЧ от руководящей роли, восстановления демократических институтов, проведения свободных выборов. Чехословацкая Республика должна была стать правовым демократическим государством. Авторы программы предполагали полностью отказаться от прежнего способа хозяйствования и создать «развитый, не деформированный бюрократическим вмешательством рынок»; включить страну в европейскую интеграцию. Программа призывала положить конец господству прежнего режима и провозглашала привлекательные для населения страны цели создания демократического общества и рыночного хозяйства, пути достижения которых еще не конкретизировались.[12,70]

          28 ноября в ходе второго тура переговоров с председателем федерального правительства Л.Адамецом делегация Гражданского форума и «Общественности против насилия» выдвинула ряд требований, среди которых были отставка федерального правительства, исключение из Конституции статей о руководящей роли КПЧ, отставка А.Индры с поста председателя Федерального собрания, отзыв скомпрометировавших себя депутатов законодательных органов всех уровней, создание до 1 декабря нового правительства во главе с Л. Адамецом, уход в отставку до 10 декабря президента Г. Гусака, легализация Гражданского Форума и др. 2 декабря президиум ЦК КПЧ публично осудил вторжение вооруженных сил Организации Варшавского Договора в Чехословакию, сообщил всем членам партии, что КПЧ отказалась от монополии на власть и намерена стать современной политической партией.[5,71]            

           6 декабря Л. Адамец подал в отставку, а на следующий день Г. Гусак поручил формирование нового правительства вице – премьеру, словаку М Чалфе. Последний 9 декабря представил обществу новое правительство, в состав которого вошли 10 коммунистов, по два представителя от Чехословацкой социалистической партии, а также 7 беспартийных. Среди последних были известные представители оппозиции, как Я. Чарногурский и И. Динстбар, а также технократы В. Клаус и В. Длоуги. 10 декабря после назначения нового правительства Г. Гусак подал в отставку. КПЧ теряла власть в стране. Союзнические партии фактически перешли на сторону оппозиции. Распад Национального фронта углубил кризис прежней политической системы. Оппозиция все больше вытесняла партию с политического поля. Органы и организации КПЧ до конца 1989 года должна были прекратить свою деятельность в армии, войсках МВД, в органах прокуратуры и юстиции, в государственном арбитраже, аппаратах федерального и республиканских правительств.[6,38]

         20 декабря 1989 года на своем чрезвычайном съезде КПЧ отказалась от прежней модели партии и общества, объявила себя парламентской партией, сторонницей политического плюрализма и демократического правового государства. В партии шло обновление. Из 197 членов и кандидатов ЦК КПЧ, избранных на последнем XIV съезде, в состав нового ЦК были избраны только четыре человека. 28 декабря, после кооптации в соответствии с законом в состав Федерального собрания 23 новых депутатов, среди которых был и А. Дубчек, последний был избран председателем парламента Чехословакии. На следующий день на заседании Федерального собрания новым президентом страны единогласно был избран В.Гавел. Этот день считается окончанием политической «бархатной революции» в Чехословакии.[11,47]

          Революция в Словакии по сравнению с Чехией имела ряд специфических черт. В Словакии почти не было оппозиции, и важную роль играли небольшие группы критически мыслящей научной и творческой интеллигенции, несколько тысяч активистов – католиков, а также словацкие венгры. В Чехии революционный процесс четко контролировался оппози- цией. Революция в Словакии усилила стремление словаков к национальной самостоятельности. Поэтому если чехов главным сразу стали институ- циональные изменения и рыночные экономические реформы, то для словаков – обустройство национального государства, в котором новые структуры энергично «обживала» национальная элита. 

          Оценив ее в целом, необходимо подчеркнуть, что в своей начальной стадии она носила ярко выраженный спонтанный характер. Ни оппозиция, ни общество не были готовы к ней. Никто не ожидал выступлений против власти, против режима. Не было политической программы. Отсутствовали политические лозунги. События застала врасплох даже активистов диссидентского движения. Однако, видя, как забурлили студенческие массы и творческая интеллигенция, люди преодолели и заторможенность, стали включаться в митинги, демонстрации. Общественное движение протеста чрезвычайно быстро приобрело массовый характер, применение насилия становилось неэффективным и было полностью исключено в течение нескольких дней. Все это предопределило «бархатный характер» чехословацкой политической революции.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Баланс политических сил.

 

        «Бархатная революция» 1989 года положила начало значительным переменам в Чехословакии, встреченным с энтузиазмом большинством населения страны. Однако единодушие довольно быстро сменилось на острое противоборство различных партий и объединений, в немалом числе возникших в политически неискушенном обществе. Противоречивость процесса преобразований В Чехословакии явилась следствием необычайно пестрой палитры интересов, предоставленных почти шестью десятками партий, союзов, объединений, оказывающих давление на лидеров государ- ства, парламент, правительство.[14,291]

        Первое полугодие после ноября 1989 года характеризовалось кристаллизацией различных интересов, постановкой проблем, к решению которых республика приступила после парламентских выборов. К выбором в Чехословакии в июне 1990 года готовились как Компартия, так и новые, а также возрожденные партии и движения. Среди них движение «Обществен -ность против насилия» (ОПН) получило на выборах 32,5% голосов, за ним следовали: Христианско-демократическое движение-18,98%, Коммунисти -ческая партия-13,8%,а также движение национальных меньшинств движение ОПН, возникшее на волне революционных событий 1989 г., являлось самой влиятельной политической силой в Чехословакии с ноября 1989 г. по март 1991 г. Оно провозгласило в качестве своих основных целей создание правового демократического государства, принятие новой конституции, развитие демократических институтов, сохранение федеративного государственно-правового устройства страны, построение недеформирован- ного рынка, реформирование прав собственности и постепенное открытие экономики мировому рынку. Объединив в первые месяцы после ноября 1989 г. вокруг себя широкие слои населения, у которых была общая цель — борьба с тоталитаризмом, ОПН в ходе процессов политической
дифференциации в ее рядах в 1991 г. разделилась. Распад ОПН при- .
вел к выделению из него Движения за демократию Чехословакии, которое  свою очередь стало с момента образования наиболее влиятельной общест-    вено- политической силой.[3]

         Не покинула политическую сцену и обновляющаяся Компартия, продолжавшая пользоваться доверием значительной части населения.
Руководство партии призывало к консолидации и конструктивному сотрудничеству партий ради создания социально справедливого общества. Осенью 1991 г. дифференциация внутри левого движения привела к образованию Партии левых демократов (ПЛД), которая, опираясь на широкую социальную базу, смогла дистанцироваться от ошибок прошлого и занять в 90-е годы значительное место на Чехословацкой политической арене, став выразителем социально-демократических идей в республике. Другие партии левой ориентации, за исключением Партии демократического социализма, ориентированной на социальную защиту граждан, были достаточно малочисленными и слабыми, рейтинг их был невысоким.
По мере актуализации проблем, связанных с государственно - правовым устройством ЧСФР, ввиду нерешенности вопроса о месте и положении народа в чехословацком государстве а усиления конфронтации между сепа- ратистами и сторонниками федерации в Чехословакии быстро росли ряды приверженцев националистически ориентированных движений. Ко  времени           проведения предвыборной компаний 1992 г. произошла существенная дифференциации партий, конкретизировались программы и цели, различных общественно-политических формирований. Но ни ПЛД, ни другие сторон- ники федерации не смогли остановить распад Чехословакии, произошедший на рубеже 1992—1993 гг. Существенную роль в усилении тенденции к распаду сыграли именно результаты выборов, столкнувшие и на чешской, и на словацкой сторонах группировки.[2,56]

 

 

 

1.3.Экономическое и социальное развитие    

стран в период предраспада.

 

          Словакия и Чехия приступили к рыночному реформированию экономики с 1990 г. в составе единой Чехословакии. Включение обеих республик в рыночные отношения происходило согласно одному и тому же сценарию с использованием пакета мер, центральными составляющими которого выступали либерализация цен и внешней торговли, дерегулирование экономики, аннулирование субсидий, резкое сокращение бюджетных расходов, проведение масштабной приватизации.
         Первые три года трансформации оказались для Чехословакии весьма болезненными. В 1989—1991 гг. состояние чехословацкой экономики характеризуется всеми основными признаками стагфляции: высокой — выражающейся двузначным числом — нормой инфляции, систематическим падением ВВП (на четверть за три года), ростом безработицы (до 13% к 1991г.), хроническим дефицитом госбюджета и платежного баланса, возрастающей недозагрузкой производственных мощностей. Существенно снизились, хотя и удалось не допустить их обвального падения, покупательная способность, уровень и качество жизни основной массы населения. О степени ухудшения отдельных сторон жизни населения Чехословакии позволяют судить следующие факты: за период 1989 - 1991 гг. при среднем росте потребительских цен на 174%, средние заработки увеличились на 100%, потребление продовольствия в физическом объеме сократилось на 20%, расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг возросли.[16,49]                
         При единых для Чехии и Словакии концепции и способах транс- формирования совокупные социально-экономические издержки этого процесса оказались для Словакии гораздо выше — в силу худших стартовых условий и более разрушительных для ее экономики последствий дезинтеграции СЭВ и прекращения военных заказов с окончанием “холодной войны”. Условия реформирования словацкой экономики еще более усложни -лись. Словакия, во-первых, вследствие особенностей внутреннего разделения труда в федерации утратила после ее распада две трети своего внутреннего рынка (тогда как Чехия лишь 1/3) и, во-вторых, лишилась ежегодных финансовых трансфертов из федерального бюджета (до разделения Чехословакии на два независимых государства около трети своих расходов Словакия покрывала за счет доходов, формировавшихся на территории Чехии).[17,157]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Распад Чехословакии и мирное урегулирование вопросов разделения.

2.1.Распад Чехословакии.

 

Процесс трансформации был осложнен распадом чехословацкой федерации. Искусственно подавляемые в течение многих лет противоречия в чешско-словацких отношениях не удалось преодолеть и в новом демократическом государстве, что, в конечном счете, и привело к разделу Чехословакии.
        После ноябрьской «бархатной революции» в 1989 г. словацкая политическая элита стала настаивать на широкой передаче Словакии законотворческих и исполнительных функций, усилении суверенитета Словацкой Республики и переходе на конфедеративное устройство. По мнению же ведущих чешских политиков, это нарушило бы целостность федеративного государства. Кроме того, выявились различия в подходах чешской и словацкой сторон к стратегии и тактике перехода к рыночной экономике. После выборов 1992 г. это вылилось в соглашение победивших в Словакии и Чехии политических партий о прекращении существования государства.[15,260]
       Без проведения всенародного референдума 25 ноября 1992 г. вступил в силу Конституционный Закон о прекращении существования Чешской и Словацкой Федеративной Республики. Государствами - приемницами ЧСФР с 1 января 1993 г. стали Чешская и Словацкая Республики.

Отличительной чертой разъединения Чехии и Словакии стал договорный процесс, протекавший на солидной законодательной базе, предусмотревшей быстрое и квалифицированное решение всех возможных проблем раздела и их последствий. Был разработан широкий комплекс мер, направленных против стихийного и неконституционного распада федерации. Законодательное и практическое решение политических, экономических и денежно-финансовых процессов раздела чехословацкого государства представляет собой положительный и весьма поучительный пример решения подобных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Согласование условий мирного распада.

 

После заключения политического соглашения правительства ЧР и СР приступили к согласованию условий мирного распада ранее единого государства. Сложность задачи экономического раздела ЧСФР была обусловлена высоким уровнем интеграции чешской и словацкой экономик: по разным оценкам, накануне распада чехословацкой федерации ЧР поставляла в СР 12—15% совокупного объема своей продукции, а СР в ЧР — соответственно 26—32%.

Информация о работе Раздел чехословакии