Расселение восточных славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:43, реферат

Краткое описание

Процесс складывания Древнерусского государства был длительным. Создавшееся в X веке государство славянских племенных союзов, было далеко не прочным объединением. Входившие в него князья союзов племен, племенные князья и их вооруженная знать обладали, еще достаточной силой, авторитетом и властью. Каждый присоединенный к Киеву племенной союз стремился, при первом же удобном случае отделится, и стать самостоятельным. Наиболее ярко это проявлялось во взаимоотношениях древлян с Великим Киевским князем и его дружинной знатью. Процесс присоединения племенных союзов к Киеву, распространение на них политической власти Киевского князя ряд историков (Л.В Черепнин, Б.А Рыбаков, О.М. Рапов и др.) называют «окняжением» славянских земель. Но все эти события происходили в X веке, а что же происходило ранее со славянскими племенами?

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ:
1. Сведения античных авторов
2 .Три ветви славян
3. Соседи восточных славян
РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
1.«Русь»
2. Общественное устройство восточных славян
3. Религия восточных славян
4.Хозяйство и быт восточных славян
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

реферат расселение славян.docx

— 52.13 Кб (Скачать)

Феодал  был для крестьянина не только владельцем земли, но и господином, судьей, политическим владыкой. Недаром  в России родилась и укоренилась  поговорка: «Вот приедет барин - барин  нас рассудит». Каждый феодал стремился  получить от государства право сбора  налогов со своих крестьян, права  суда над ними.

 Изъятие  феодала из общегосударственной  системы сбора налогов и суда  над крестьянами и предоставления  ему этих прав называется феодальным  иммунитетом.

У восточных  славян становление феодализма осуществлялось в форме государственного феодализма. В VIII-IX вв. князья и военнодружинные  корпорации, из которых впоследствии сформировался государственный  аппарат, становились собственниками земель, а жившие и работающие на них общинники-земледельцы платили  им дань - налог за пользование землёй. Военно-дружинные объединения становились  корпоративными эксплуататорами зависимого от них населения. Дань называлась полюдьем, так как основная масса членов племени именовалась «люди».

Полюдье собиралось путем объезда князьями и дружинниками подвластных территорий. Оно выполняло в восточнославянском обществе, переходившем от родоплеменного строя к феодальному, несколько  функций. В экономическом плане  оно устанавливало регулярное изъятие  части произведенного лично свободными земледельцами-общинниками прибавочного продукта при личном участии Великого князя. В социальном плане через  полюдье великий князь укреплял свои связи с сопровождающими  его членами военно-дружинной  корпорации и населением объезжаемых  общин. Политическая функция полюдья  заключалось в укреплении великим  князем и всей дружинной корпорацией  своей власти и границ своих владений, принятие законов верности и отражении вражеских набегов. Политическая функция тесно перекликалась с судебной. Князь и дружинники прекращали междоусобные войны, вершили суд, облагали виновных штрафами - вирами.

Таким образом, у восточных славян появились  эксплуататоры и эксплуатируемые. Они подошли вплотную к необходимости  создания государства.

 

2.3 Религия восточных славян

 

Зарождение  языческих культов произошло  в глубокой древности - в эпоху  верхнего палеолита, около 30 тыс. лет  до н.э. С переходом к новым  типам хозяйствования языческие  культы трансформировались, отражая  эволюцию общественной жизни человека. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись более  новыми, а наслаивались друг на друга. Поэтому реконструкция славянского  язычества чрезвычайно сложна.

Восточные славяне в IV-X вв. были язычниками. Язычество  возникло как результат полной зависимости  человека от стихийных сил природы. Оно появилось в глубокой древности  и постоянно развивалось. Восточные  славяне поклонялись многим божествам. Мир представлялся им состоящим  из злых и добрых духов, ведущих между  собой постоянную борьбу. Злые духи - «упыри», вампиры, оборотни. Чтобы  уберечься от оборотней, прибегали  к различного рода заговорам, амулетам - оберегам. «Упырями» противостояли  добрые духи - «берегыни», охранявшие жизни  и покой человека, его деятельность. Славяне думали, что символы добра, помещенные на их одежде, на посуде, в  жилище, прогонят духов зла. К таким  знакам относились изображения солнца, женщин, растений, цветка. И «упырями», и «берегинями» приносились жертвы, чтобы умилостивить их. Славяне делали жертвоприношения лесам, водоемам, где, они считали, живут лешие и  водяные. В глубокой древности зародился  у славян культ Рода и рожаниц, божеств плодородия. В IX-X вв. культ  Рода и рожаниц глубоко чтился среди земледельцев. Рожаниц изображали в виде маленьких женских фигурок. Род считался верховным божеством  неба и земли, он главенствовал над  солнцем, дождем, водой, грозами.

Бог Ярило, по поверьям славян, был олицетворением весны, а Купала был оплодотворяющим  богом лета. Велес был богом, покровительствовавшим  скотоводам, накоплению богатств. Он был  также покровителем творцов песен  и музыкантов.

Язычники  верили в загробную жизнь. Рай, по их мнению, был на небе, которое с  землей находилось в супружеских  отношениях. Летом небо держало землю  в своих объятиях, освещая её лучами света, окропляя дождем, а зимой они  расходились. Бог Сварог был властителем  неба. Он давал жизнь людям, повелевал  дождями, его сыновья Сварожич и  Дажьбог олицетворяли собой соответственно огонь и солнце. Тесно связан был  с ними Хорс. Славяне представляли его белым конем, бегущим на землёй с востока на запад. Почитаемым у  славян богом был Перун - повелитель грома и молний, покровитель войнов и военного искусства. Стрибогу - богу ветра, бури и урагана - поклонялись  земледельцы, мореплаватели, путники, жизнь и деятельность которых  во многом зависела от погоды. Богом  подземного царства считался Симаргл (Семаргл), а богиня Мокошь (Макошь) покровительствовала  женщинами, их рукоделию, а также  считалась покровительницей торговли. В языческий пантеон входили  также Велес или Волос - покровитель  скотоводства и хранитель подземного мира предков. Культ Велеса - очень  древний. Вероятно, он возник в период, когда основными занятиями древних  людей была охота и собирательство. В дальнейшем, по мере перехода к  производящему типу хозяйства, Велес  стал олицетворять хозяйственную удачу, богатство, достаток.

 

 В  период христианизации культ  этого божества трансформировался  в облик святого Власия. Свантовит  - бог процветания и войны, Триглав  - бог чумы и войны, Стрибог  - бог зимы и ветров, Белбог - бог  Добра, Чернобог - бог Зла, Симорг - страж растительности.

Истоки  славянской мифологии очень сложны. На ее формирование оказали влияние  различные народы. Так, на Севере был  распространено божество Тур, очевидно имеющее скандинавское происхождение, а на Юге Восточной Европы сказалось  влияние иранской мифологии. Сохранялись  и тотемические представления. Кроме  того, мир восточных славян был  населен многочисленными берегинями, русалками, лешими, оказывавшими непосредственное влияние на их жизнь.

Нет точных данных о языческих жрецах, видимо ими были летописные волхвы, боровшиеся в ХI в. с христианством. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах - капищах (от старославянского капь - изображение, идол), богам приносились жертвы, включая человеческие. По умершим устраивали тризну, а затем труп сжигали на большом костре. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян.

Язычники  всегда стремились воздействовать на своих богов. К ним обращались с просьбами, совершали моления, устраивали пиры-братчины, для которых забивали быков, козлов, баранов, варили пиво, пекли пироги. Богов как бы приглашали к участию в этих пирах, они обязательно должны были стать сотрапезниками людей. Пиры устраивали в специально созданных для этого святилищах - требницах.

В язычестве  был целый ряд праздников, впоследствии воспринятых христианством. Это  новогодние празднества - святки, продолжавшиеся 12 дней, с конца старого года и  захватывающие начало нового года (в  христианстве святки приходятся на период с Рождества до Крещения - 25 декабря  и 6 января по григорианскому календарю). Праздник весеннего равноденствия, встречи солнца, назывался масленицей и проводился на кануне пахоты. В  период пахоты, сева яровых и ожидания всходов посеянного зерна славяне  обращались к предкам - «дедам», лежащим  в земле. В эти дни люди шли  на кладбища, несли «дедам» пшеничную  кутью, яйца, мёд, считая, что похороненные предки помогут всходам зерновых. Кроме помощи «дедов» для всхода яровых были необходимы дожди, солнечное  тепло. Этому были посвящены три  праздника - 1-2 мая, когда появлялись первые всходы; второй праздник - день бога Ярила (4 июня), когда молодую  берёзу увивали лентами, а дома украшали берёзовыми ветками (в христианстве этот праздник слился с праздником Троицы); самым торжественным праздником конца весны и начало лета был  праздник Купала (летний солнцеворот 24 июня).

 В  праздник Купала отмечалось поклонение  воде и огню. В ночь на Купала  девушки бросали в воду венки,  а пары юношей и девушек  прыгали через огромные костры.

Перед жатвой отмечался день Рода-Перуна, дабы задобрить  богов плодородия и грозы. Это  был мрачный праздник, лишённый веселья  и забав, когда богам, дабы они  даровали хорошую погоду перед жатвой и в сому жатву, приносили жертвы. Существование в язычестве славян земледельческих праздников свидетельствует  о том, что земледелие было основным их занятием. Они также занимались разведением домашнего скота, охотой, рыболовством и бортничеством (сбор мёда диких пчел).

В целом, славянское язычество не могло удовлетворить  потребностям зарождавшихся у славян государств, ибо оно не имело разработанной  социальной доктрины, способной объяснить  реалии новой жизни. Дробный характер мифологии препятствовал целостному пониманию восточными славянами  природного и социального окружения. К Х веку стала очевидной необходимость  модернизации религиозной системы.

 

2.4 Хозяйство и быт восточных  славян

 

Во II-V вв. у славян юго-степной и лесостепной  полосы господствовала пашенная система  земледелия - перелог. Свободные участки  засеивали и, когда через несколько  лет земля истощалась, перекладывались  на новые участки. Орудиями труда  были рало, соха, деревянный плуг с лемехом. В лесных районах существовала подсечно-огневая  система земледелия. Для того чтобы  подготовить участок земли для  посева, в первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали. Рыхлили верхний слой земли, перемешивая  его с золой и засевали. Через 2-3 года земля истощалась, и начинали гот овить новый участок. При  этом использовали топор, мотыгу, борону-суковатку  и заступ для рыхления почвы.

Огромные, дремучие леса, изобилившие природными богатствами, способствовали развитию всякого рода промыслов. Летописи пестрят  сообщениями о княжеских охотах, а также простого люда. В реках  Восточной Европы было огромное количество рыбы, которую славяне добывали различными способами: ставили ловушки, были остроги. Рыба составляла важную часть рациона  восточных славян.

Бортничество - добыча меда диких пчёл. Борть - место  обитания роя пчёл. Мёд и горячительные  напитки из него - излюбленное питьё  славян. Хорошо развивались ремёсла, в частности метало обработка. Восточные  славяне добывали металл на дне болот  или на корнях растущих там.

Для выработки железа из руды применялся сыродутный процесс. Руда доводилась до тестообразного состояния, а затем обрабатывалась кузнецом.

Развивалось и гончарное дело. Сырьё гончары  находили по берегам рек, собирали разнообразные  глины, качество которых было хорошо известно мастерам. Из неё изготавливали  посуду, и красивую столовую посуду. Хорошо было обеспечено сырьём ремесло  кожевенное и ткацкое, в котором  восточные славяне были мастера. Гораздо хуже было с сырьём для  ювелирного ремесла. Месторождения  находились на территории Волжской Булгарии, поэтому сырьём служили монеты с  Востока.

В древнейший период зарождается и торговля, развитие которой связанно со становлением путей  сообщения на основе крупных речных систем. Путь из «варяг в греки», один из важнейших путей он проходил из Варяжского (Балтийского) моря по Неве шёл в Ладожское озеро, затем  в Ильменское озеро и далее, по Ловати, волоковым путём на Днепр, по Днепру в свою очередь в Черное море и в Царьград. С древних  времён основными предметами восточнославянского  экспорта были предметы промыслов: мех, воск, мёд и др. В большом количестве вывозились рабы-добыча в бесчисленных войнах. Ввозились предметы роскоши, украшения, вина и т.д.

Низкий  уровень развития земледельческой  техники требовал больших затрат физического труда для получения  необходимого продукта. Поэтому основной хозяйственной единицей тогда была родовая община, где земля обрабатывалась всеми членами рода, общими орудиями труда и полученный необходимый  продукт потреблялся совместно. В VII-VIII вв.пашенная система земледелия вытесняет подсечно-огневую, контраст между степным югом и ленным севером  сглаживается. И там и тут совершенствовалась техника обработки железа и изготовления земледельческих орудий. К IX в. пашенное земледелие повсеместно стало господствующей отраслью хозяйства.

Следствием  этого было то, что основной хозяйственной  единицей стала отдельная семья. Родовая община распалась, на смену  ей пришла соседская сельская община, где семьи селились по принципу соседства, а не родства. В соседской общине сохранялась общинная собственность  на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоёмы, пахотную землю. Но пашня уже  делилась на наделы, которые обрабатывала своими орудиями труда каждая отдельная  семья, и собственностью этой семьи  становился собранный ею урожай. Совершенствование  орудий труда позволило каждой отдельной  семье производить не только необходимый, но и прибавочный продукт.

Соседская община у славян называлась вервью (от слова верёвка, которую использовали для выделения отдельным семьям наделов земли).

 Община  обеспечивала проведение цикла  сельскохозяйственных работ, общественный  порядок на всей территории, несла  ответственность за своих членов  и платила за виновных штрафы. Кроме общинной собственности,  в общине существовала личная  собственность. Каждая семья владела  домом, приусадебной землёй, орудиями  труда, тягловым скотом. Уничтожение  принудительного родового равенства  и замена родовой собственности  собственностью семейной и личной  вели в разных семьях к неравномерному  накоплению прибавочного продукта, росту имущественного не равенства  внутри общины. В ней выделялись  «лучшие мужи», «нарочитые люди»,  получавшие преимущества при  распределении земель, военной добычи. Но община сдерживала процесс  развития социального неравенства.

У восточных  славян родовые старейшины имели  большую власть и каждый в своём  роде. Они решали споры и столкновения между членами рода; если же кому-либо из родичей была нанесена обида от чюжеродцев, то родичи мстили убийством, так называемая «кровная месть». Если возникали вопросы касающиеся всего  племени, особенно в случаях внешней  опасности, родовые старейшины собирались на совет и тогда выбирали общих  предводителей, власть которых прекращалась после опасностей.

Однако  этот примитивный партиархально-родовой  быт начал быстро разлагаться  по мере того, как славяне расселялись  в Поднепровье и далее на север  и восток.

Ключевский  так описывал быт восточных славян: «В этом лесистом пустынном краю пришельцы  занимались пушных зверей, лесным пчеловодством  и хлебопашеством. Пространство удобные  для этих промыслов не шли друг за другом. Такие места удалялись  друг от друга островками, среди  моря лесов и болот. На этих островах поселенцы и ставили свои одинокие дворы, окапывали их и расчищали  в окрестностях поле для пашни, приспособляя в лесах борти и ловища». Границы  выделений каждого двора определялись впоследствии стереотипным выражением: «Куда топор и коса и соха ходили...». Однако трудные условия жизни  и хозяйства, необходимость расчищать  пашни из под леса, охота на хищных зверей - не допускали чрезмерного  дробления сил. Типичной формой славянского  поселения становятся небольшие  поселения в один, два, три двора, а основной ячейкой общественной организации становятся сложные  семьи во главе с домохозяином, включающих нескольких родственников., а иногда посторонних лиц принятых в хозяйство. Несколько таких  поселений объединялись в союзы, но это уже были союзы не кровные, а территориальные, соседи связанные  экономическими интересами, а также  интересами взаимной защиты.

Информация о работе Расселение восточных славян