Расселение восточных славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:43, реферат

Краткое описание

Процесс складывания Древнерусского государства был длительным. Создавшееся в X веке государство славянских племенных союзов, было далеко не прочным объединением. Входившие в него князья союзов племен, племенные князья и их вооруженная знать обладали, еще достаточной силой, авторитетом и властью. Каждый присоединенный к Киеву племенной союз стремился, при первом же удобном случае отделится, и стать самостоятельным. Наиболее ярко это проявлялось во взаимоотношениях древлян с Великим Киевским князем и его дружинной знатью. Процесс присоединения племенных союзов к Киеву, распространение на них политической власти Киевского князя ряд историков (Л.В Черепнин, Б.А Рыбаков, О.М. Рапов и др.) называют «окняжением» славянских земель. Но все эти события происходили в X веке, а что же происходило ранее со славянскими племенами?

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ:
1. Сведения античных авторов
2 .Три ветви славян
3. Соседи восточных славян
РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
1.«Русь»
2. Общественное устройство восточных славян
3. Религия восточных славян
4.Хозяйство и быт восточных славян
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

реферат расселение славян.docx

— 52.13 Кб (Скачать)

В середине VII века складывается Болгарское государство  в южных степях. Распри внутри болгарской верхушки привели к тому, что часть  болгар во главе с ханом Аспарухом  перекочевала на Дунай и оказалась  среди многочисленного славянского  населения. Пришельцы в 681 году создали  Болгарское государство, а в последствии  были ассимилированы славянами.

Другая  часть тюркоязычных болгар под предводительством  хана Батбая, перекочевала на среднюю  Волгу и нижнюю Каму, создала там  государство Волжскую Булгарию.

Болгарское  государство сгубили не только распри правящей верхушки, но и натиск тюркоязычных хазар. Они начали в середине VII в. свое движение с территории нынешнего  Дагестана и, вытеснив болгар, обосновались на Северном Кавказе, Нижнем Поволжье, Северном Причерноморье и на части  территории Крыма. На этой территории образовался Хазарский каганат, просуществовавший до середины X века. Противниками хазар были и византийцы, и арабы.

Население Хазарии было конфессионально неоднородно. В Хазарии, где в VII-VIII вв. развивались  феодальные отношения, были язычники, мусульмане, христиане. Стремясь укрепить свою власть принятием одной религии, верхушка каганата, дабы избежать политического  давления Византии, приняла в VIII в. иудаизм. Но эту религию приняла даже не вся верхушка каганата. Большинство  населения оставалась предана своим  конфессиям. Впоследствии эта верхушка хазар-иудеев все более обособлялось от основной массы населения, становилась  ей чуждой, что обособляло каганат. Немалую роль в этом сыграли восстания  коренных народов: «приднепровских» славян, которые платили дань хазарам, и  волжских булгар, поддерживаемых мусульманами. В X веке главным врагом обособленного  Хазарского каганата стало государство  Русь.

 

2. РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

 

В летописном рассказе о расселении славянских племен называется 150 племенных союзов. Племенные  союзы включали в себя 120-150 отдельных  племен, имена, которые были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состоит из большого количества родов  и занимали значительную территорию.

О расселении восточнославянских племен может поведать русская летопись «Повесть временных  лет» (сложный литературный памятник, созданный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором). Она сообщает нам о племенах, живших в среднем  Приднепровье в районе Киева, их соседях - древлянах, которые поселились в  болотистом и лесистом Припятьском  Полесье. На севере оконечности восточнославянского  мира жили словене ильменские, расселившиеся  по берегам о.Ильмень; между Припятью и западной Двиной жили дреговичи; соседями их были кривичи, огромный массив который  со временем распался на три ответвления  кривичей смоленских, полоцких и псковских; соседями полян со стороны степи  были северяне, в бассейне реки Сож  жили радимичи, а бассейне реки Оки - вятичи. На самой южной оконечности  восточнославянской территории, почти  на побережье Черного моря, поселились уличи и тиверцы.

Долгое  время историки не доверяли этой летописной географической схеме, но археология в  начале XX столетия подтвердила. Ей помогли  женские украшения. Оказалось, что  один из наиболее распространенных типов  женских украшений у восточных  славян - височные кольца, различается  по всей территории Русской равнины. Выяснилось, что определенные разновидности  этих украшений соответствует определенную летописью расселения того или оного  восточнославянского «племени». Позднее  эти наблюдения были подтверждены изучением  и других элементов культуры восточных  славян.

Со славянскими  союзами племен соседствовали балтийские и угоро-финские племена - чудь (предки эстонцев), пермь, печера (будущие коми), весь (предки вепсов), угра (нынешние ханты  и манси), ямь (современные финны), корсь, земигола, летьгола, курши (балтийские племена, населявшие территорию современной  Латвии - Земгалию, Латгалию, Курземе), ливы (обитатели северного берега Западной Двины), прусы (литовские племена  от Вислы до Немана), меря, мурома (угоро-финские  племена, жившие в районе современных  городов Ростова Великого, Мурома).

 

.1 «Русь»

 

Наряду  со славянами (словенами), балтами и  угро-финнами, в Повести временных  лет упоминается народ русь, а  также то, что славянский и русский  языки одинаковы и что поляне жили на земле, которая называлась «Русь». В исторической науке одной из дискуссионной стала проблема «славяне и русь». Одно племя или разные? Кто назывался «русью», какую  территорию занимали русы? В письменных источниках даются разные ответы на эти  вопросы. В византийском памятнике X века «Житие Стефана Сурожского»  русы - это рать пришедшая из Новгорода; в Бертинских анналах (история франкских  Каролингов монаха Пруденция) русы - это  шведы; в византийском памятнике  «Житие Георгия Амастридского» (XI в.) русы - дикий и грубы народ, варвары. Арабский географ IX века Ибн-Хордадбек  писал о том, что русь - вид славян, а Ар-Русийя арабского географа X века Ибн-Руста находилась на болотистом острове, и русь нападала на славян.

Противоречивые  данные письменных источников, данные археологии, на основании которых  ученые пытаются определить территорию славян, позволяют делать выводы, которые  вызывают несогласие и споры среди  археологов и историков.

 Они  породили в исследованиях ученых  разные концепции по этой проблеме. Академики М.Н.Тихомиров и Б.А.Рыбаков  считали, что название «русь»  пошло от названия племенного  союза на реке Рось, притоке  Днепра, и этот антоним перешел  впоследствии на полян, а затем  и на всех славян.

Е.А.Мыльникова и В.Я.Петрухин полагают, что этноним  «русь» северного происхождения, происходит от финского слова «ruotsi» - гребцы. Сначала  оно обозначало варягов-норманов, затем  этнический смысл слова «русь» ушел в прошлое и стал употребляться  в социальном смысле, обозначая дружину  князя Олега, ставшего великим киевским князем в 882г., после чего название дружины  «русь» стало названием всего  государства, образовавшегося на землях восточных славян.

А.Г.Кузьмин  считает, что этноним «русь» идет от славян южного побережья Балтики  и острова Рюген (Ругов). В III-IV вв. руги-русь расселились по Европе, в  том числе в Подунавье, имевшем  средневековое название Ругиланд. Они  ославянили на Балтике варинов и  ободритов - варягов (по Повести временных  лет), которые и пришли впоследствии к озеру Ильмень, где возник город  Новгород.

О.М.Рапов  считает, что варяги-русь Повести  временных лет - славяне-ободриты, варины Прибалтики, пришедшие под давлением  германских племен с побережья Балтики  на Ильменское озеро, откуда их название «русь» перешло на всех славян.

В.В.Седов  на основании изучения письменных источников, и прежде всего археологических  данных, говорит о существовании  в IX веке Русского каганата, занимавшего  земли между Доном и Днепром. Его истоки восходят к антскому союзу, сформированному славянами и  скифо-сарматами. «Русь» - ославяненный первоначально не славянский этноним. В основе его лежит либо древнеиранское «чаик-чик» («свет, белый»), либо индоарийское «чикса» («светлый, белый»). В период гуннского нашествия носители этого  этнонима славяне ушли в Среднее  Поволжье, а через три столетия возвратились на левое побережье  Днепра и Дона. Здесь закрепилось  их место проживания. В VII-VIII вв. поляне были поглощены миграцией славян-руси из Среднего Поволжья и стали называться руссами, что отметил летописец  в Повести временных лет фразой «поляне ныне зовомая Русь». Отсюда Русью впоследствии стала зваться  вся территория восточнославянского  государства.

древнерусский государство восточный славянский

 

 

2.2 Общественное устройство восточных  славян

 

VI-VIII вв. были последней стадией родоплеменного  строя, получившей название военной  демократии. У восточных славян  это был переходный этап от  первобытнообщинного строя к  феодальному. В это время высшим  органом управления у славян  продолжало оставаться народное  собрание - вече, которое обеспечивало  политическое и экономическое  равенство всех членов племени.  Постепенно значение его падало. Разложение родовых общин и  разрушение старых племенных  структур вело к усилению племенных  старейшин, глав родов, патриархальных  семей.

У восточных  славян существовал следующая схема, племена выбирали сто войной, которые  в свою очередь объединялись в  союз племен, а те разделялись на тысячи, тысячу возглавлял «тысяцкий». Одним из военных руководителей  был князь.

Вече - важнейший  элемент в социально-политической структуре восточных славян. Племенные  вече - народные собрания - возникли в  глубокой древности. О них писал  ещё византийский писатель-историк  Прокопий Кесарийский (VI в.) повествует об антах и склавенах. Изучение древнейших документов о вече свидетельствует  о том что в вече участвовало  все население, включая знать. Вече действовало на протяжении IX-XIвв.

В это  время восточные славяне вели многочисленные войны, отражая натиск кочевых народов. Они также совершали  походы на Балканы и Византию. В  этих условиях необычайно возрастала роль военачальника - князя, который  одновременно является высшим лицом  в исполнительной власти племенного управления. Первоначально князь  выбирался на вече, там же избирался  предводитель племенного войска - воеводы. Усиления значения князя в условиях постоянных войн привело к тому, что он пытался превратить свою власть в наследную, все меньше зависеть от вече, интересы князя все больше отчуждались от интересов соплеменников. Военные успехи, выполнение усложнявшихся  управленческих функций, отделение  от соплеменников дел, отдельная  резиденция князя порождали в  сознании общинников убеждение в  том, что князь наделен сверхъестественными  силами, соплеменники стали видеть в нем залог своего благополучия. Личность князя все больше отождествлялась  с племенным тотемом богов, что  вело к сакрализации личности князя.

Когда войны  были редки, на них выходило все мужское  население племени - племенной полк («вои»).

 

 В  условиях частых войн это становилось  экономически выгодным. Рост прибавочного  продукта у племени позволял  содержать людей, основным занятием  которых было военное дело. Вокруг  племенных князей формировались  дружины, которые создавались  из представителей родоплеменной  знати и незанятых людей, выделявшихся  личной храбростью. Дружина не  было подотчетна народному собранию. Это была группа войнов, лично  преданных только князю. Князь  и дружины существовали как  в племенах, так и в союзах  племен. Средством содержания князей  и их дружин вначале были  военная добыча и добровольные  приношения соплеменников.

Сведения  о первых князьях содержатся в  Повести временных лет. Летописец  отмечает наличие у племенных  союзов, правда, не у всех, своих княженье. Так в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях  города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.

Более достоверными являются данные арабского энциклопедиста ал-Масуди (Х в.), который писал  о том, что задолго до его времени  у славян существовало политическое объединение, названное им Валинана. Скорее всего речь идет о славянах-волынянах (летописных дулебах), чей союз был  сокрушен, согласно данным Повести  временных лет, аварским нашествием в нач. VII в. В трудах других арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куявии, Славии, Артании. Первый некоторые отечественные историки отождествляют с Киевом, второй - с Новгородом или его более древним предшественником. Месторасположение Артании продолжает вызывать споры. Видимо они представляли собой предгосударственные образования, включающие в себя по нескольку племенных союзов. Однако все эти местные княжения были мало друг с другом связаны и не могли противостоять мощным внешним силам: хазарам и варягам.

Таким образом, в период военной демократии в  племенах и племенных союзах формировалась  княжеская власть и военно-дружинная  знать, сильная своей корпоративной  сплоченностью. Она выдвигалась  на передний план в обществе и родоплеменная  знать в X веке окончательно влилась  в ее состав. Туда же IX-X вв. начали входить  представители других слоев общества и лица иностранного происхождения.

Постепенно  в руках этих военно-дружинных  корпораций сосредотачивается вся  полнота власти, и в VIII-IX вв. ими  создается система эксплуатации свободного земледельческого населения. Объявив себя собственниками земель племени или племенного союза, они  существуют уже не за счет добровольных приношений соплеменников, а за счет обложения их налогами - данью, которая, правда, до середины 40-х годов X в. не была еще фиксированной. Получаемый доход распределялся между членами  этих военно-дружинных корпораций, становился основным средством существования  военно-дружинной знати, значение же военной добычи как средства существование  постепенно уменьшалось. Таким образом, можно говорить о том, что в VIII-IX вв. у восточных славян наступил период перехода к феодальным отношениям.

Феодализм возникает в разных обществах  по разному. Феодальные отношения либо зарождались на развалинах рабовладельческого строя, либо вырастали непосредственно  из первобытнообщинного строя. Главные  классы феодального общества - феодалы  и крестьяне. Крестьяне ведут  собственное хозяйство на своем  земельном наделе, являющемся собственность  феодала или феодального государства. Они работают на этом наделе своими орудиями и тягловым скотом. За пользованием наделом земли крестьянин платит его собственнику (феодалу или  феодальному государству) феодальную ренту. Рента - доход, который не требует  от его получателя затраты собственного труда. Обычно выделяют три основных формы феодальной ренты:

Отработочную (барщина),

Натуральный оброк,

Денежный  оброк.

Крестьянин, имея свое хозяйство и земельный  надел в наследственном пользовании, был формально экономически зависим  от феодала, но эта зависимость не действовала на прямую, т.е. не вынуждала  его продавать феодалу свою рабочую  силу, как это делает наемный рабочий  при рыночных отношениях.

Внеэкономическое  принуждение может выражаться не только в юридической или экономической  форме, но и в ментальной. В сознании крестьянина барин и государство  представляют его защитниками и  покровителями, защищающие его от внешних  врагов, произвола других феодалов, всегда готовыми прийти на помощь в  случае стихийных бедствий, неурожаев. Патерналистский характер отношений  крестьянина, феодала и государства  в лице царя укоренился в сознании крестьянина, заставлял их мириться с налогами и повинностями, платить  их и выполнять.

Информация о работе Расселение восточных славян