Раскол Русской православной церкви в XVII в. Движение старообрядцев

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:47, контрольная работа

Краткое описание

Церковный раскол в 17 в. Разъединил Русскую Православную Церковь и само государство. Что же послужило этому причиной? Каковы же были последствия раскола?
Разъединению государства послужило разобщение самого общества: подданные одного Царя, живущие в одном государстве разделились.
Раскол 17 в. Явился второй после “московского разорения” национальной трагедией. Раскололась и разъединилась не только Церковь, но и сама Святая Русь, сам народ, сама русская душа. Причиной этому послужила нужная, но неумело и не во время проведенная реформа. Людям не объяснили и не показали необходимость данной реформы Церкви, поэтому народ увидел в этом измену исконной отеческой вере, приход антихриста, конец Православной Руси.

Оглавление

Введение
Глава 1. Начало исправления церковных книг
Глава 2. Русская церковь накануне раскола
Глава 3. Начало раскола. Основные противники Никона
Глава 4. Отречение патриарха Никона от патриаршества
Глава 5. Собор 1666г. по делу Никона. Низложение Никона
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

История.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

Никон положил себе каждый день, кроме обычного монашеского  келейного правила, вычитывать ежедневно  всю Псалтырь и делать по тысячу земных поклонов. Кроме того, он много  читал святоотеческих творений и  других церковных книг.

Он был действительно  строгим аскетом, настоящим монахом, жил в полном одиночестве только по субботам и воскресеньям монахи сходились для служения и совместной трапезы. В результате такой жизни  он сподобился дара видений, которые  его не оставляли до конца дней.

Но он по натуре был  все-таки деятель, а не отшельник. Его  энергия требовала другого подвига, не затворнического, а практического. Настоятель монастыря берет Никона с собой в Москву, где они  хотели просить у царя материальной помощи на постройку каменного храма. Так состоялась встреча с царем Михаилом Федоровичем, который еще был жив.

Вернувшись в Соловки, Никон хотел поскорее реализовать  задуманное строительство, но настоятель не спешил. На этой почве у них  произошла ссора и Никон из монастыря убежал. Вместе с одним из поморов он сел в лодку и хотел перебраться на берег, но их застала буря и они еле спаслись.

Панорама Соловецкого  монастыря

В честь своего чудесного  спасения Никон устроит около  города Онеги Крестный монастырь. Отсюда он прошел 120 верст в Кожеезерский монастырь, где и остался. Три года он проводил в аскетических трудах и подвигах, заслужив уважение у братии, которая и избрала его по смерти настоятеля своим игуменом.

 

Через пять лет он прибыл по делам монастыря в Москву и встретился уже с царем Алексеем Михайловичем, молодым, шестнадцатилетним, полным веры и надежд. Он с юношеским восторгом слушал сорокатрехлетнего умудренного жизненным опытом и аскетическими подвигами монаха. Никон покорил и очаровал царя, Алексей Михайлович пожелал постоянно видеть его рядом.

 

 

 Кожеезерский монастырь

 

Он поставляет его  архимандритом монастыря, в котором  была усыпальница дома Романовых, и  постоянно ездил к Никону. Никон  тоже стал часто бывать у царя: каждую пятницу был на заутренней службе в дворцовой церкви. Здесь Никон  докладывал о просьбах, с которыми к нему обращался народ, а потом и бояре.

 

Через некоторое время  царь ставит Никона митрополитом на самой  престижной кафедре – в Великом  Новгороде и получает от царя особые полномочия. В этом же 1649 год выходит  «Уложение» царя, согласно которому начинается постепенная секуляризация церковного имущества и ограничение автономии церкви, в частности, ограничивается ее судебная власть над  живущими на церковных землях.

 

Церковь была недовольна ограничением своих привилегий, но только Никон смог сначала испробовать свою модель отношений церковь-государство в Великом Новгороде, а потом распространить ее  на всю Россию. Он  не обиделся на царя, но стал выстраивать свое богословие по возвышению церкви над государством, сделав попытку теократического переворота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Патриарх Никон  – фигура мощная, бесстрашная, волевая, темпераментная, типично русская, а  потому, наверное, трагическая. Он был  из породы Разина и Пугачева: несгибаемый  борец, идущий до конца, вплоть до смерти.

 

Таким же был и его противник  – идеологический лидер старообрядцев  Аввакум, тоже трагическая фигура. Оба  делали ставку на силу, шли напролом и оба погибли: один в борьбе с  государством, другой – в борьбе с церковью.

 

Никона – заживо сгноили  в монастырской келье, Аввакума – сожгли. И того, и другого церковь предала анафеме, правда, после смерти, Никона признали патриархом и в церкви его поминают.

 

Однако поле битвы у  Никона и Аввакума было разное. Никон  боролся за государство во главе  с патриархом, ставя священство выше царства.

 

Фактически он хотел стать  Папой Московским, в чьих руках  была бы сосредоточена и священническая власть, и государственная. Вопрос стоял  так "Каким будет государство  Российское: светским или теократическим?" Это была Никоновская утопия.

 

Аввакум боролся на церковном  поле, отстаивая сохранение внешней  обрядовой стороны в неизменном виде, как той единственной скрепы, которая могла бы сохранить уже  фактически утраченную в ходе смуты  внутреннюю силу и веру, хотя возврат  к старине уже был невозможен.

 

Это было то состояние, в котором  Россия пребывает последние двадцать лет и сегодня, выйдя из смуты  девяностых духовно опустошенной, ослабленной  и потерянной. Не зря риторика Аввакума и главы сегодняшней государства  так похожи. Реанимация прошлого, скрепы и т.д.: бандаж требуется больному, здоровый и растущий организм во внешних скрепах не нуждается.

Размещено на


Информация о работе Раскол Русской православной церкви в XVII в. Движение старообрядцев