Раскол Русской православной церкви в XVII в. Движение старообрядцев

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:47, контрольная работа

Краткое описание

Церковный раскол в 17 в. Разъединил Русскую Православную Церковь и само государство. Что же послужило этому причиной? Каковы же были последствия раскола?
Разъединению государства послужило разобщение самого общества: подданные одного Царя, живущие в одном государстве разделились.
Раскол 17 в. Явился второй после “московского разорения” национальной трагедией. Раскололась и разъединилась не только Церковь, но и сама Святая Русь, сам народ, сама русская душа. Причиной этому послужила нужная, но неумело и не во время проведенная реформа. Людям не объяснили и не показали необходимость данной реформы Церкви, поэтому народ увидел в этом измену исконной отеческой вере, приход антихриста, конец Православной Руси.

Оглавление

Введение
Глава 1. Начало исправления церковных книг
Глава 2. Русская церковь накануне раскола
Глава 3. Начало раскола. Основные противники Никона
Глава 4. Отречение патриарха Никона от патриаршества
Глава 5. Собор 1666г. по делу Никона. Низложение Никона
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

История.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

9) Низверг один, без  Собора, Коломенского епископа Павла и, рассвирепев, совлек с него мантию и предал его тягчайшему наказанию и биению, от чего архиерею тому случилось быть как бы вне разума, и никто не видел, как погиб бедный, зверями ли растерзан или впал в реку и утонул.

10) Даже своего отца  духовного велел безжалостно бить и мучить целые два года, вследствие чего он сделался совершенно расслабленным, как то мы сами видели своими глазами, и, живя в Воскресенском монастыре, многих людей, иноков и бельцев, наказывал градскими казнями, приказывая одних бить без милости кнутами, других палками, третьих жечь на пытке, и многие от того умерли, как свидетельствуют достоверные свидетели. "Узнав из всего этого, - продолжали патриархи вместе со всем Собором в своем приговоре, - что Никон действовал не по-архиерейски и с кротостию, а неправедно и тиранически, мы на основании канонов святых апостолов и святых Соборов, Вселенских и Поместных, совершенно низвергли его от архиерейского сана и лишили священства, да вменяется и именуется он отныне простым монахом Никоном, а не патриархом Московским, и определили назначить ему местопребывание до конца его жизни в какой-либо древней обители, чтобы он там мог в совершенном безмолвии оплакивать грехи свои".

По прочтении приговора  патриархи велели через переводчика  Никону, чтобы он снял с себя клобук с жемчужным серафимом, но Никон не согласился. Тогда Александрийский патриарх как судья вселенский тихо подошел к Никону и сам снял с головы его патриарший клобук, а надел на нее простой клобук, который снял с находившегося вблизи греческого монаха.

Потом сняли патриархи  с Никона и «сребропозлащенную»  панагию, украшенную жемчугом и другими  драгоценными камнями, и Никон сказал: "Возьмите все это себе, бедные пришельцы, и разделите на ваши нужды". Но патриархи не взяли, а передали как клобук, так и панагию Никона стоявшему при нем монаху Марку. "Возьмите и мою мантию, если желаете", - сказал Никон. "Следовало бы, - отвечали ему, - снять с тебя теперь же и архиерейскую мантию, но по сильному ходатайству великого государя дозволяем тебе носить ее, пока не прибудешь в назначенную тебе для жительства обитель".

Т. е. мантии и посоха не взяли у Никона, "страха ради всенародного" жительства обитель". Т. е. мантии и  посоха не взяли у Никона, "страха ради всенародного". Наконец, объявив ему, что он уже не патриарх, а простой инок и должен идти на место своего покаяния в Ферапонтову обитель в Белозерских пределах, отпустили его из церкви.

Выходя из церкви, в  которой выслушал соборный приговор над собою, Никон говорил вслух  народа, толпившегося вокруг: "Погибла ты, правда, господствует ложь; не следовало тебе, Никон, так смело говорить правду царю и боярам, а льстить бы им и угождать, и ты не дожил бы до такого осуждения".

Собор 1666 – 1667 годов, осудив патриарха Никона, утвердил его реформы, в том числе реформу духовного суда.

После долгих лет ссылки, патриарх Никон скончался в 1681 году. С него было снято восточными патриархами  запрещение, и он был погребен архиерейским чином в присутствии царя.

 

 

Заключение

 

Итак, что же привело  к столь серьезным переменам в Русской Церкви? Непосредственным поводом для Раскола послужила книжная реформа, но причины, настоящие, серьезные, лежали гораздо глубже, коренясь в основах русского религиозного самосознания.

Религиозная жизнь Руси никогда не застаивалась. Обилие живого церковного опыта позволяло благополучно решать самые сложные вопросы в духовной области. Наиболее важными из них общество безоговорочно признавало соблюдение исторической преемственности народной жизни и духовной индивидуальности России, с одной стороны, а с другой - хранение чистоты вероучения независимо ни от каких особенностей времени и местных обычаев. Незаменимую роль в этом деле играла богослужебная и вероучительная литература. Церковные книги из века в век являлись той незыблемой материальной скрепой, которая позволяла обеспечить непрерывность духовной традиции. Поэтому неудивительно, что по мере оформления единого централизованного Русского государства вопрос о состоянии книгоиздания и пользования духовной литературой превращался в важнейший вопрос церковной и государственной политики.

Не удивительно, что, стремясь к унификации русской церковной  богослужебной сферы, и полному  равенству с восточной Церковью, патриарх Никон решительно взялся за исправление богослужебных книг по греческим образцам. Это-то и вызвало наибольший резонанс. Русские люди не хотели признавать «нововведения», происходившие от греков. Изменения и дополнения, внесенные переписчиками в богослужебные книги, и обряды, доставшиеся им по наследству от предков, настолько укоренились в сознании людей, что принимались уже за истинную и священную правду.

Нелегко было проводить  реформу в условиях сопротивления  большой части населения. Но дело осложнилось, главным образом, тем, что Никон использовал церковную  реформу, в первую очередь, для усиления собственной власти. Это также послужило причиной для возникновения его ярых противников и раскола общества на два враждующих лагеря.

Для устранения поднявшейся  в стране смуты, был созван Собор (1666-1667 годов). Этот собор осудил Никона, но признал–таки его реформы. Значит, не таким уж патриарх был грешником и предателем, каким старались его выставить старообрядцы.

Словом, ни один историк  пока не представил объективной точки  зрения на Раскол, которая бы охватывала все тонкости жизни русского народа в XVII веке, повлиявшие на церковную реформу. Мне тем более трудно утверждать что-то определенное по этому поводу, но я все-таки склоняюсь к мнению, что истинной причиной Раскола Русской Православной Церкви было стремление его главных действующих лиц с обеих сторон захватить власть любыми путями. Последствия, отразившиеся на всем течении жизни в России, их не волновали, главное для них было – сиюминутная ВЛАСТЬ!

 

 

Список литературы

 

  1. В.В.Андреев. "Раскол и его значение в народной русской истории". Ист. очерк. СПб., 1870.
  2. М.А.Бакунин. "Русским польским и всем славянским друзьям". ж. Колокол, 1862, №№ 122-123.
  3. В.В.Белоликов. "Историко-критический обзор существующих мнений о происхождении, сущности и значении русского раскола старообрядчества". Киев, 19l3.
  4. И.М.Громогласов "Русский раскол и вселенское православие". Богословский вестник, 1898.
  5. В.О.Ключевский. Западное влияние в России XVII в. ж. Вопросы философии и психологии. 1897.
  6. Н.И.Костомаров. "История раскола у раскольников", в сб. Н.И. Костомаров "Раскол". Смядынь, 1994.
  7. С.П.Мельгунов. "Старообрядцы и свобода совести". Исторический очерк. М., 1918.
  8. С.П.Мельгунов. Старообрядчество и освободительное движение. В защиту старой веры. Старообрядческий вопрос в освещении периодической печати. 1905-1910 г.г. П-г, 1915.
  9. П.Н.Милюков. Очерки истории русской культуры. М.,1994.
  10. В.В. Молзинский. "Старообрядческое движение второй половины 17 в. в русской научно-исторической литературе". П-г, Ак. культуры, 1997.
  11. Г.В.Плеханов. История русской общественной мысли. М.-Л., 1925.
  12. В.С.Соловьев О русском народном расколе, соч. в 2 т., М.,1989.
  13. A.П.Щапов. 'Земство и раскол", СПб, 1862.
  14. А.П.Щапов, "Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренние состоянием русской церкви и гражданственности в XVII и первой половине XVIII в", А.П.Щапов, п.с.с. т. 1, 1906.
  15. В.Ф-ов, Взаимоотношения раскола и православия (Идеалы раскола и задачи православной миссии). В защиту старой веры. П-г, 1915.
  16. Г.Флоровский, "Встреча с Западом". В сб-ке "Из истории русской культуры 17 – н. 18 вв". М., 1996.

 

 

 

Патриарх Никон –  фигура мощная, бесстрашная, волевая, темпераментная, типично русская, а потому, наверное, трагическая. Он был из породы Разина и Пугачева: несгибаемый борец, идущий до конца, вплоть до смерти.

Таким же был и его противник – идеологический лидер старообрядцев Аввакум, тоже трагическая фигура. Оба делали ставку на силу, шли напролом и оба погибли: один в борьбе с государством, другой – в борьбе с церковью.

Никона – заживо сгноили  в монастырской келье, Аввакума – сожгли. И того, и другого церковь предала анафеме, правда, после смерти, Никона признали патриархом и в церкви его поминают.

Однако поле битвы  у Никона и Аввакума было разное. Никон боролся за государство  во главе с патриархом, ставя священство выше царства.

Фактически он хотел  стать Папой Московским, в чьих руках была бы сосредоточена и  священническая власть, и государственная. Вопрос стоял так "Каким будет  государство Российское: светским или  теократическим?" Это была Никоновская  утопия.

Аввакум боролся на церковном поле, отстаивая сохранение внешней обрядовой стороны в неизменном виде, как той единственной скрепы, которая могла бы сохранить уже фактически утраченную в ходе смуты внутреннюю силу и веру, хотя возврат к старине уже был невозможен.

Это было то состояние, в котором Россия пребывает последние двадцать лет и сегодня, выйдя из смуты девяностых духовно опустошенной, ослабленной и потерянной. Не зря риторика Аввакума и главы сегодняшней государства так похожи. Реанимация прошлого, скрепы и т.д.: бандаж требуется больному, здоровый и растущий организм во внешних скрепах не нуждается.

П. Мясоедов. Сожжение протопопа  Аввакума

Ни тот, ни другой не были чутки к веяниям времени. Никон  не видел, что секуляризация государственной  власти неизбежна, более того, она уже наступила: Алексей Михайлович мягко, но верно шел вслед за западом.

Аввакум был на шестнадцать  лет младше Никона, и это, казалось бы, должно было делать его более  современным и гибким, но односторонность  и фанатичность в вопросах веры стали  шорами, которые мешали смотреть на церковь как на организм, где главное не обряды и старина, а духовность и вера.

протопоп Аввакум

Никон прямолинейностью, напористостью, силой и властностью  породил раскол, который увел из церкви наиболее стойких и сильных, значительно ослабив ее духовный потенциал. Аввакум преданностью старым обрядам и чинопоследованиям, непреклонностью и резкостью вел лучших людей на костры и в леса.

Оба они, не чувствуя времени, работали против церкви, подтачивая ее с обеих сторон: Никоновские реформы, жестокостью и силой, навсегда отбили желание что-либо менять в церковной жизни, боясь нового раскола.

Аввакумовское бегство  старообрядцев в Сибирь и далее  везде, изуверства и костры с заживо сжигаемыми людьми, законсервировали старые формы, все дальше и дальше отдаляя их от современности. И сегодня они также боятся реформ, как и РПЦ.

В.Суриков. Боярыня Морозова

С того времени живая  церковная жизнь стала постепенно затухать. До сих пор появляются книги, анализирующие церковную  реформу XVII века, оценивая ее как разорительную для русской нации, церкви и даже как победу католицизма. И в этом есть много правды.

Но вернемся к патриарху  Никону, которого считают виновником всего случившегося. Никон вошел  в русскую историю как крупная  историческая личность, хотя великим человеком он не был. Не был он чуток к веяниям времени и не обладал исторической прозорливостью.

Был властным, но ни перед  кем не заискивал, был скор на расправу, но защищал бунтовщиков, кормил бедных и открывал богадельни. Но все это  было до того, как Никон стал входить во властные структуры.

С этого момента у  него появилась идея-фикс и цель его служения, даже скорее миссия, как  он это видел: победа над боярами  и государством, которых считал нечестивыми. Свою миссию он видел в том, чтобы  поставить церковь выше государства и царя.

Никон вырос из смутного времени, и смута вошла в него как червоточина. Родился он в 1605 году, в бедной мордовской семье (по другим источникам в Нижнем Новгороде). Крещен был с именем Никита. Рано лишился матери, мачеха его ненавидела, била, морила голодом, бросала в холодный подвал, а однажды, когда мальчик залез в печь погреться, наложила дров и подожгла. Хорошо бабушка заметила и вытащила.

В двенадцать лет мальчик  убежал в монастырь и жил там  почти до двадцати лет, собираясь принять монашеский постриг. Отец уговаривал его вернуться домой, но Никита вернулся, только когда отец сильно заболел. Похоронив отца, поддался на уговоры родных, женился и стал священником.

 

 

Священником он был хорошим, о нем ходили легенды. Однажды московские купцы, приехавшие на нижегородскую ярмарку, уговорили о.Никиту переехать в Москву. В Москве он тихо-мирно служит десять лет. Пока не случилось горе: все трое детей его один за другим умирают. Никита считает это Божьей карой за свой отказ от монашеского служения и как призыв уйти из мира.

 

Он уговаривает жену принять постриг в Московском Алексеевском монастыре, сам постригается в Соловецком с именем Никон. Он возлагает  на себя богатырские подвиги, поскольку  сам был физически сильным, высокого роста, крепкого телосложения.

 

Потом, став патриархом, носил облачения тоже богатырские  и с теми богатыми украшениями, которые  он любил, они весили: саккос - четыре пуда (это около 67 кг), омофор (головной убор патриарха) - полтора пуда (около 25 кг). То есть все облачение весило около ста килограмм.

Информация о работе Раскол Русской православной церкви в XVII в. Движение старообрядцев