Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 12:10, реферат
В середине XIX в. крепостническая экономика России находилась в состоянии серьезного кризиса. Это выразилось, в частности, в росте крестьянских повинностей и платежей, временами достигавших предельного уровня, за которым крестьянскому хозяйству грозило неминуемое разорение. Оборотной стороной разорения крестьянского хозяйства становилось оскудение поместного дворянства, которое для поддержания привычного уровня жизни все чаще закладывало имения. В 50-х гг. 2/3 помещичьих имений было заложено и перезаложено.
Введение 3
1. Социально-экономическое и правовое положение
российского крестьянства в первой половине XIX века как главный
фактор отмены крепостного права 5
2. Кризис крепостничества. Попытки реформ 10
3. Характеристика губернских проектов реформы по отмене крепостного права (проекты Унковского, Позена, Самарина) и окончательное обсуждение проекта и его принятие. Манифест 19 февраля 1861 г. 14
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Крепостное право в России приняло такие жестокие формы, что мало чем отличалось от рабства. В экономической сфере – нарастал кризис помещичьего хозяйства, основанный на принудительном, крайне неэффективном, труде крепостных крестьян. В социальной сфере – усиление крестьянского протеста против крепостничества, выразившееся в увеличении численности крестьянских волнений. Крепостное право было главной причиной военно-технической отсталости страны. Русское самодержавие должно было встать на путь крестьянских реформ.
12 декабря 1801 г. императором
России Александром I (годы правления
1801-1825) были издан закон, разрешивший
покупку свободных и
20 февраля 1803 г. вышел Указ
«О вольных хлебопашцах», согласно
которому помещики могли
К идее освобождения крестьянства Александр I вернулся в 1816 году в связи с ликвидацией крепостной зависимости в Прибалтике. По просьбе помещиков крестьяне были отпущены на волю без земли, без права свободного передвижения и выбора профессии - иными словами, прибалтийские крестьяне превратились в неимущих батраков. Для разработки проекта реформы был привлечен А.А. Аракчеев. Готовый проект был представлен императору в феврале 1818 года. Проект предусматривал покупку государством у помещиков на добровольной основе их имений и крепостных с последующим наделением крестьян землей (не менее 2 десятин). На покупку имений планировалось выделять 5 млн. руб. в год, на которые можно было бы выкупить 50 тыс. душ в год. Освобождение всех крестьян затянулось бы более чем на 200 лет.
Другим способом освобождения крестьян от крепостничества служили аракчеевские военные поселения, созданные в 1816 году под личным руководством Аракчеева. У разорившихся помещиков покупались имения вместе с крепостными. В имениях поселялись кавалерийские или пехотные полки. Им передавалась земля вместе с выкупленными крепостными, которые становились поселенцами и получали надел земли, дом, орудия труда, семена для посева. На один двор поселенцев давалось 3 пары волов, 2 лошади, 2 коровы, 12 овец. Поселенцы были обязаны размещать у себя и кормить солдат с их семьями и лошадями, обучаться военному делу 3 раза в неделю. Военные поселения просуществовали до 1857 года.
По указанию императора в 1818-1819 гг. под руководством Д.А. Гурьева разрабатывался другой проект освобождения крестьян, который предусматривал разрушение сельской общины и создание фермерских хозяйств.
Однако ни проект Аракчеева, ни работа Гурьева так и не получили одобрения Александра I. Отказ от освобождения крепостных неизбежно вел к реакционным мерам. Положение помещичьих крестьян ужесточилось благодаря указу 1822 года, разрешившему помещикам ссылать своих крестьян в Сибирь.
В эпоху Николая I (годы правления 1825-1855) продолжились попытки решить крестьянский вопрос. Для этого 9 раз созывался секретный комитет. Стояла задача реформирования управления казенной и крепостной деревней. Вырабатывался план поэтапной отмены крепостного права при соблюдении интересов дворян.
В секретном комитете при участии М.М. Сперанского, князя И.В. Васильчикова, графа П.Д. Киселева, министра финансов Е.Ф. Кантрина на протяжении 30-х годов было разработано более 100 указов и законов о крестьянах, которые в какой-то мере ослабляли тяжесть крепостного права. Большинство из них было отвергнуто Николаем I.
Указ от 30 августа 1827 года дозволял отсылать в Сибирь людей не старше 50 лет, не дряхлых и неувечных. Вменялось не разлучать мужей и жен и с ними отправлять малолетних детей муж. пола до 5 лет, а жен. пола – до 10 лет [8].
В 1836 году была предпринята попытка реформ управления государственными крестьянами, для чего учреждалось управление императорской канцелярии, преобразованное в 1837 г. в Министерство государственных имуществ, которое возглавил П.Д. Киселев.
В результате разработанной и проведенной Киселевым реформы государственной деревни (1838-1856гг.) у государственных, а позднее и у удельных крестьян, вводилось местное самоуправление, общее руководство государственной деревней передавалось в ведение Министерства Киселева.
Указ от 2 мая 1838 года запрещал принимать крепостных людей без земли в удовлетворение частных долгов, а также продавать или менять крепостных людей без земли или отдельно от семейства. Указ от 2 апреля 1842 года «Об обязанных крестьянах», разработанный на основе этих проектов. Указ предписывал помещикам, отпускавшим крестьян на волю, предоставлять им землю в пользование на обязанностях выполнения повинностей в пользу помещика. Помещики могли дать личную свободу крестьянам без выкупа, но и без земли. В положение «обязанных» перешли лишь 25 тыс. душ мужского пола
Все
это были частные меры. В целом
же крепостное право
1861 год стал переломным
в истории России: крепостное
право было отменено. Александр II
(годы правления 1855-1881), открывший
новую эпоху либеральных реформ
60-70-х годов, предпринял решительную
попытку устранить одно из
самых серьезных препятствий
на пути к модернизации
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ГУБЕРНСКИХ ПРОЕКТОВ РЕФОРМЫ ПО ОТМЕНЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА (ПРОЕКТЫ УНКОВСКОГО, ПОЗЕНА, САМАРИНА) И ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА И ЕГО ПРИНЯТИЕ. МАНИФЕСТ 19 ФЕВРАЛЯ 1861 Г.
Проекты предусматривали
разные условия освобождения
крестьян, что определялось различием
хозяйственных интересов
Интересы помещиков
нечерноземных губерний России
с более развитыми здесь
В проекте Унковского обозначилось также характерное для либерального направления русской общественной мысли того времени требование проведения других реформ: в области суда, администрации, печати и т.д. Это требование было четко изложено в поданном 16 октября 1859 г. Александру II адресе пяти представителей тверского, ярославского и харьковского дворянства — А.М. Унковского, Д.В. Васильева, П.Н. Дубровина, Д.А. Хрущова и Д.А. Шретера, которые предлагали «даровать крестьянам полную свободу, с наделением их землей в собственность, посредством немедленного выкупа», образовать «хозяйственно-распорядительное управление, общее для всех сословий», основанное на выборном начале, учредить «независимую судебную власть», т. е. суд присяжзтых, с введением гласного и словесного судопроизводства, «дать возможность обществу путем печатной гласности доводить до сведения верховной власти недостатки и злоупотребления местного управления».
Интересы помещиков черноземной полосы, где преобладало барщинное хозяйство, связанное с рынком, и где земля особенно высоко ценилась, воплотил проект крупного полтавского помещика М.П. Позена. Проект Позена выразил стремление помещиков черноземных губерний к сохранению в своих руках максимального количества земли, но вместе с тем и их незаинтересованность в полном обезземелении крестьян: сохранение крестьянского хозяйства необходимо было для обеспечения помещиков рабочими руками [12].
Интересы помещиков степной полосы, относительно слабо заселенной, с преобладанием крупного помещичьего хозяйства, выражал проект известного славянофила, помещика Самарской губернии, Ю. Ф. Самарина. В этом проекте, опубликованном в журнале «Сельское благоустройство», Самарин предусматривал необходимость личного освобождения крестьян с землей и предоставления им гражданских прав. Но ввиду недостатка в степной полосе рабочих рук он считал необходимым установить «переходный период» сроком на 10—12 лет, во время которого сохранялись бы отбывание крестьянами барщинных работ за надельную землю и право вотчинной полиции за помещиком в его имении.
Несмотря на различия, все проекты объединяло стремление сохранить помещичье землевладение, власть помещиков и самодержавную монархию; они были направлены на создание условий для предпринимательской перестройки помещичьего хозяйства. Однако, в конечном счете преследовалась главная цель — предотвратить «пугачевщину» в стране.
В августе 1859 г. проект «Положений о крестьянах» Редакционными комиссиями был в основном подготовлен. В конце августа 1859 г. было вызвано 36 депутатов от 21 комитета, а в феврале I860 г.— 45 депутатов от остальных комитетов. Проект «Положений о крестьянах», представленный депутатам, был подвергнут ими резкой критике. Депутаты «первого приглашения» считали установленные Редакционными комиссиями нормы крестьянских наделов завышенными, а повинности за них — заниженными. Депутаты «второго приглашения», представлявшие главным образом черноземные губернии, настаивали на сохранении в руках дворянства всей земли, а также вотчинной власти помещиков[14].
Во время подготовки реформы помещики предприняли конкретные контрмеры, чтобы «упредить реформу». Если ранее их аппетиты несколько сдерживались желанием сохранить платежеспособность крестьян и тем самым обеспечить поступление доходов от своих имений, то в последний момент, когда помещики были поставлены перед фактом скорой отмены крепостного права, ограбление ими крестьян приняло прямо-таки хищнический характер. В отчете III отделения за 1858 г. говорилось: «Одни [помещики] переносили крестьянские усадьбы на новые места или переменяли у них земляные участки: иные переселяли крестьян в другие свои имения, уступали их степным помещикам не только за бесценок, но и даром, третьи отпускали крестьян на волю без земли и вопреки их желанию; сдавали их в рекруты в зачет будущих наборов, отправляли в Сибирь на поселение — одним словом, вообще употребляли разные средства, чтобы избавиться от излишнего числа людей и чтобы сколь возможно меньшее их число наделять землею». Эти действия помещиков, метко названные А.И. Герценом «предсмертными злодействами помещичьего права», побудили правительство в предотвращение их в 1858—1860 гг. издать ряд указов и распоряжений.
10 октября 1860 г. Редакционные
комиссии завершили свою
16 февраля 1861 г. в Государственном
совете было завершено
Подготовка к обнародованию «воли» потребовала две недели. Обнародование проходило в течение месяца — с 5 марта (в Петербурге и Москве) по 2 апреля (на местах).
«Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» касалось только помещичьих крестьян великорусских, украинских, белорусских и литовских губерний и предусматривало освобождение крепостных по этапам, в течение довольно длительного срока. Оно постановляло: «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда» 1.Крестьянам предоставлялись «права свободных сельских обывателей» 2.За крестьянами признавалось право владеть собственностью, поступать на службу, заниматься любым видом торгово-промышленной деятельности, вступать с другими лицами и учреждениями в договорные отношения и т. д. [15].
Однако земли помещиков были признаны их собственностью, и потому крестьяне за отводимые им земельные наделы сначала должны были отбывать рабочую повинность или единовременно вносить наличными 20—25% всей выкупной суммы, становясь таким образом «временнообязанными крестьянами»; затем, по заключению так называемых уставных грамот, их отношения к помещику окончательно ликвидировались, а казна процентными облигациями уплачивала помещикам остальные 75—80% стоимости их земель, отошедших под крестьянские наделы; после этого крестьяне должны были в течение 49 лет погасить свой долг государству ежегодными взносами «выкупных платежей» в размере 6% с выкупной ссуды.
Информация о работе Проекты освобождения крестьян в 1 половине 19 века