Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:03, контрольная работа
«Русская Правда» есть памятник собственно не древнерусского законодательства, а древнерусской кодификации. Это был судебник, назначенный для суда над церковными людьми по «нецерковным» делам. Ему предстояло черпать нормы из источников двоякого рода, церковных и «нецерковных».
Сформировалась она на протяжении ХI-ХII вв., но отдельные ее статьи уходят» в языческую старину. Сейчас имеется более ста списков, сильно различающихся по составу, объему и структуре. Принято делить сборник на три редакции: Краткую (КП), Пространную (ПП) и Сокращенную (СП). В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава( или Древнейшая) и Правда Ярославичей - сыновей Ярослава Мудрого. Она целиком посвящена уголовному праву.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Досудебный процесс
Заклич и Свод…………………………………………………………………...5
Гонение следа……………………........................................................................6
ГЛАВА 2. Виды доказательств
2.1 Свидетельские показания………………………………………………..….7
2.2 Ордалии и судебный поединок…………………………………………….7
2.3 Присяга…………………………………………………………………………....8
2.4 Собственное признание и вещественные доказательства………..8
ГЛАВА 3. Судебное разбирательство по «Русской Правде»
3.1 Органы, осуществлявшие суд……………………………………………10
3.2 Положение в судебном процессе разных слоев населения ……..11
3.3 Преступление и наказание по «Русской Правде»………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………17
Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружина, местная знать, посадники, тиуны и т.д. Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за профессиональную военную организацию. Для обеспечения функций управления население платило дань и судебные штрафы. В «Русской Правде» раскрыты лишь некоторые аспекты правового статуса этого сословия. Она устанавливает двойную виру (штраф за убийство) в 80 гривен за убийство княжеских слуг, тортов, конюхов, огнищан. Но о самих боярах и дружинниках кодекс молчит. Вероятно, за посягательства на них применялась смертная казнь. В летописях неоднократно описывается применение казни во время народных волнений.
Следующая группа статей «Русской Правды» защищает собственность. Устанавливается штраф за нарушение земельной межи. Такой же штраф следует за разорение пчельников, бояриных угодий, за кражу ловчих соколов и ястребов. Высшие штрафы устанавливаются за побои, выбитые зубы, поврежденную бороду, - видимо, корпоративное понимание чести зачастую приводило к физическим столкновениям.
В феодальной прослойке ранее, всего произошла отмена ограничений на женское наследование. В церковных уставах за насилия над боярскими женами и дочерьми устанавливаются высокие штрафы.
Обязанности крестьянского населения по отношению к государству выражались в уплате налогов в форме дани и оброков и участии в вооруженной защите в случае военных действий. На крестьян распространялись государственная юрисдикция и княжеский суд.
В науке существует ряд мнений о смердах, их считают свободными крестьянами, феодальнозависимыми, лицами рабского состояния, крепостными и даже категорией, сходной с мелким рыцарством. Но основная полемика ведется по линии: свободные зависимые (рабы).
Смерд по другим источникам выступает как крестьянин, владеющий домом, имуществом, лошадью. «Русская Правда» нигде конкретно не указывает на ограничение правоспособности смердов, есть указания на то, что они выплачивают штрафы (продажу), характерные для свободных граждан.
«Русская Правда» всегда указывает при необходимости на принадлежность к конкретной социальной группе (дружинник, холоп и т.д.). В массе статей о свободных людях, именно свободные и подразумеваются, о смердах речь заходит лишь там, где их статус необходимо специально выделить.
Собственность в древнерусском обществе имела огромное значение. Отношение к личности определялось в первую очередь именно наличием собственности.
Городское население состояло из ремесленников, мелких торговцев, купечества и т.д. Свободные жители городов пользовались правовой защитой «Русской Правды», на них распространялись все статьи о защите чести, достоинства и жизни. Особую роль играло купечество. Оно рано начало объединяться в корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями. Обычно «купеческое сто» действовало при какой-либо церкви.9
3.3 Преступление и наказание по «Русской Правде»
Современная наука уголовного права под термином «преступление» понимает общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, совершённое виновно (т.е. с умыслом или по неосторожности) лицом вменяемым, достигшим возраста уголовной ответственности. А что же понималось под этим термином в далёкий период создания «Русской Правды»?
С введением на Руси христианства, под влиянием новой морали происходит замена языческих понятий о преступлении и наказании. В сфере уголовного права Древней Руси проявляется частный характер древних христианско-византийских правовых норм, основанных на римском частном праве. Наиболее ясно такая замена выражается в княжеских уставах и в «Русской Правде», где любое преступление определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как «обида», т.е. причинение материального, физического или морального вреда какому-либо лицу или группе лиц.10 За эту обиду виновный должен был выплатить определённую компенсацию. Таким образом, уголовное правонарушение не отличалось в законе от гражданско-правового.
Наказания в Киевском
государстве являлись средством
осуществления карательной
Кровная месть не соответствовала интересам класса феодалов. Основные принципы феодального права требовали ее отмены и установления норм, по которым жизнь, здоровье и честь феодалов, как и их имущество, охранялись бы несравненно строже, нежели жизнь, здоровье и имущество другого свободного человека.
Во второй половине XI в. кровная месть как наказание была заменена денежным взысканием.
«Русская Правда» знает довольно сложную систему денежных штрафов: виру, продажу, урок.11
Вира уплачивалась не за все преступления, а за убийство свободных людей и лиц княжеской администрации, за отсечение руки, ноги, носа или выкалывание глаз (ст. 1, 2, 3, 11, 12, 27 КП), за убийство «княжеского мужа» взыскивалась двойная вира - 80 гривен, а за убийство холопа она не предусматривалась.
В некоторых случаях «Русская Правда» назначала дикую виру, или повальную. Община оплачивала дикую виру, если при совершении убийства в разбое она отказывалась искать преступника. В этом случае уплата общиной виры предусматривалась в рассрочку на несколько лет. Дикая вира назначалась за убийство в ссоре, если преступник состоял с членами верви в круговой поруке. Обязанность общины помогать преступнику в уплате виры наступала только тогда, когда преступник ранее сам участвовал в платежах дикой виры.
Продажа назначалась за имущественные преступления в зависимости от количества похищенного и за некоторые преступления против личности, предусматривающие материальную компенсацию за увечья.
За нанесение материального ущерба виновные по «Русской Правде» уплачивали пострадавшим денежную компенсацию - урок. Он предусматривался за убийство холопов, нанесение увечья, побои.
Высшей мерой наказания
были поток и разграбление. Сущность
этого наказания постепенно была
сведена к физическому
Смертная казнь как наказание в «Русской Правде» не упоминается. Однако она широко применялась к восставшим против княжеской власти, к изменникам. Князь Владимир по совету епископов ввел смертную казнь для наказания разбойников, хотя спустя некоторое время были восстановлены виры, необходимые для пополнения княжеской казны.12
В системе наказаний, установленных «Русской Правдой», получили ясное выражение принципы права привилегии и четкий классовые подход к наложению наказаний. Системой высоких денежных штрафов «Русская Правда» старалась внушить трудовому народу страх перед невозможностью его уплаты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бесспорно, «Русская Правда» является уникальнейшим памятником древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем не менее, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу тогдашних отношений. Она представляет собой свод развитого феодального права, в котором нашли отражение нормы уголовного и гражданского права и процесса.
Следует отметить, что, несмотря на, внешнюю объективность, древнее судопроизводство последовательно отстаивало интересы господствующего класса феодалов. Феодал мог привести в суд и наибольшее количество «послухов», и более успешно организовать «свод» и «гонение следа». Он, имея лучшее оружие и лучшего боевого коня, мог рассчитывать на победу в судебном поединке и, конечно же, на его стороне стояли судьи – представители того же господствующего класса. Она всесторонне защищает интересы господствующего класса и откровенно провозглашает бесправие несвободных тружеников - холопов, челяди.
Без «Правды» мы не знали бы, что древние россияне, подобно другим народам, употребляли железо и воду для изобличения преступников - обыкновение безрассудное и жестокое, славное в истории средних веков под именем суда небесного. Ум здравый и самая вера истинная долго не могли истребить этого устава языческих времен, и христианские пастыри торжественно освящали железо и воду для испытания добродетели или злодейства. Народ думал, что Богу легко сделать чудо для спасения невинного.
«Русская Правда», представлявшая собой первоначально большей частью свод церковных правил и языческих обычаев, постепенно превращается в свод правил исходящих от администрации, и в первую очередь от государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Рогов В. А. История государства и права России IX-начала XX вв. - М.: Высшее образование, 2004
2. История государства и права России. Учебник для вузов / под ред. Чибиряева С.А.- М.: Былина, 2008
3. Правда русская. Т. 1-3. - М.-Л., 1940—1963
4. Свердлов М. Б. Русская правда. - СПб.: Образование, 2002
5. Тихомиров М. Н. Исследование о Русской Правде. Происхождение текстов. - М.: Норма, 2003
6. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х книгах. Книга первая. – М.: Мысль, 2005
7. Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие. - М., 1998
8. Материалы сайта http://ru.wikipedia.org/
Дата ___________ __________/Кротова/
1 Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х книгах. Книга первая. – М.: Мысль, 2005
2 Свердлов М. Б. Русская правда. - СПб.: Образование, 2002
3 Правда русская. Т. 1-3. - М.-Л., 1940—1963
4 Материалы сайта http://ru.wikipedia.org/
5 Тихомиров М. Н. Исследование о Русской Правде. Происхождение текстов. - М.: Норма, 2003
6 История государства и права России. Учебник для вузов / под ред. Чибиряева С.А.- М.: Былина, 2008
7 Правда русская. Т. 1-3. - М.-Л., 1940—1963
8 Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х книгах. Книга первая. – М.: Мысль, 2005
9 Свердлов М. Б. Русская правда. - СПб.: Образование, 2002
10 Правда русская. Т. 1-3. - М.-Л., 1940—1963
11 Там.же
12 Тихомиров М. Н. Исследование о Русской Правде. Происхождение текстов. - М.: Норма, 2003