Принятие христианства в Древней Руси и его влияние на историческую судьбу России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:11, реферат

Краткое описание

История даёт множество примеров, показывающих, как идеи и верование двигали миром, меняли облик культуры. В сфере искусства этот факт неоспорим, но его можно проследить и в эволюции науки. Даже для исследователей весьма далёких от веры, давно стало ясно, что этика и метафизика, искусство и естествознание обязаны ей своим происхождением.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Язычество древних славян.
2. Владимир Святой и проблема выбора религии.
2.1. Причины и предпосылки христианизации Руси.
2.2. Крещение Владимира.
2.3. Выбор религии.
2.4. Принятие Владимиром христианской веры.
2.5. Крещение Руси.
2.6. Крещение киевлян и новгородцев.
3. Влияние христианизации на укрепление государственности и развитие культуры Древнерусского государства.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Принятие христианства в Древней Руси и его влияние на историческую судьбу России.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

В послемонгольское время церковь станет крупнейшим феодалом. Это увеличит ее экономические и политические возможности, но не поднимет нравственного авторитета. Борьба крестьян с монастырями за землю станет одним из главных проявлений классовой борьбы XV - XVII веков, пока монастырские земли не будут переведены в казну. В эпоху становления абсолютизма у церкви возрастут возможности подчинять, но таким образом она становится лишь ветвью и проявлением Власти, все более отдаляющейся от Народа. Сила способна подавить, но связанные с ней идеи не станут органический частью мировоззрения ни тех, кого подавляют, ни даже тех, кто подавляет.

Хотя христианство и дало название основной массе сельских жителей - «крестьяне», мировоззрением их оно не овладело. В быту в производстве крестьянин оставался язычником. Иначе и быть не могло. В условиях жизни и труда крестьянина за тысячу лет мало что изменилось. По-прежнему подворье составляло основу хозяйства и повседневной жизни, а община удовлетворяла большую часть потребности в общении, обмена знаниями и опытом.

На византийской почве возникло двоеверие. Связи с фетишизмом мощей и икон и с магией таинств и обрядов и было той плоскостью, на которой произошло слияние днепровской религии с византийским христианством. В христианских святых и священных реликвиях, которым церковь присвоила чудотворную силу, приднепровец вновь находил утраченных, было специальных богов -0покровителей и фетишей. В непонятном для него культе он находил замену прежних волхований, а на монахов и на священников смотрел как на волохов. Наконец византийские погребальные обряды с учением о бессмертии души и, воскресении легко соединялись с первобытным культом мертвых.

Разложение общины отодвигало в привычные поверья. Поверья и предрассудки теперь вытеснялись не другой верой, а наукой, просвещением. Можно лишь пожелать, что искоренение предрассудков не обошлось и без некоторых потерь. Ведь в мистической форме часто выступали знания, добытые многовековой практикой. Само знание традиционно мистифицировалось, и даже шарлатаны далеко не всегда были просто шарлатанами. Что-то они знали из недоступного простым смертным, хотя и не могли объяснить природы своих секретов.

Заключение

Принятие официальной религии раннефеодальными государствами имело большое значение. Правящие классы получили в новой религии мощное идеологическое средство для укрепления своего господства, а в лице христианской церкви - новую разветвленную политическую организацию, осуществляющую задачи божественного освящения существующего строя.

Принятие христианства, сменившего собой изжившее себя язычество, позволило продолжить дальнейший экономический рост страны, позволило значительной увеличить вес Руси в окружающем ее мире, превратив варварскую страну язычников в просвещенную нацию. Христианство, как наиболее гуманистическая религия, способствовала духовному и моральному росту нашего народа.

Историческое значение этого времени заключалось в следующем:

1)Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.

2)Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.

3)Русь была признана как христианское государство, что опредилило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.

Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.

Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального государства (это государство развивалось на основе не национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же народ потерял веру, государство развалилось).

Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование становилось основой для сотрудничества. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточно-славянских и соседствовавших с ними племен - крещение Руси создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.

Таким образом, религия как господствующая форма идеологии раннефеодального общества сыграла огромную роль в становлении государственности и культуры, в укреплении первых государств на территории России.

                  

                

Список используемой литературы:

1. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. - М.: Политиздат, 1984. - 384 с.

2. Бушуев С.В., Миронов Г.В. История государства Российского: Историко-библиогр. очерки. Кн. первая. IX-XVI вв. - М.: Кн. палата, 1991. - 544 с.

3. Ильтенбаев А.Ф, Карев В.П., Конюков Т.С, Филимонов М.А. История Отечества. Часть I (древнейшее время - середина XIX в.):Учеб. пособие / Уфимск. гос. авиац.техн. ун-т. Уфа, 1993.- 102 c.

4. Повесть временных лет. В переводе Лихачева Д.С. Часть II. // http://www.hrono.info

5. Карамзин Н.М. История государства Российского в 4 книгах. Книга первая.-Ростов н/Д: Издательство "Феникс",1994. - 512 с.

6. Соловьев С.М. Об истории древней России (сост., авт., предисл., примеч.,А.И. Самсонов.) - 2е изд. - М.:Просвещение, 1993. - 544 с.

7. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1986. - 576 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 



Информация о работе Принятие христианства в Древней Руси и его влияние на историческую судьбу России