Принятие христианства в Древней Руси и его влияние на историческую судьбу России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:11, реферат

Краткое описание

История даёт множество примеров, показывающих, как идеи и верование двигали миром, меняли облик культуры. В сфере искусства этот факт неоспорим, но его можно проследить и в эволюции науки. Даже для исследователей весьма далёких от веры, давно стало ясно, что этика и метафизика, искусство и естествознание обязаны ей своим происхождением.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Язычество древних славян.
2. Владимир Святой и проблема выбора религии.
2.1. Причины и предпосылки христианизации Руси.
2.2. Крещение Владимира.
2.3. Выбор религии.
2.4. Принятие Владимиром христианской веры.
2.5. Крещение Руси.
2.6. Крещение киевлян и новгородцев.
3. Влияние христианизации на укрепление государственности и развитие культуры Древнерусского государства.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Принятие христианства в Древней Руси и его влияние на историческую судьбу России.doc

— 181.50 Кб (Скачать)


Министерство образования республики Башкортостан

Управление по контролю и надзору в сфере образования республики Башкортостан

Негосударственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Башкирский социально – экономический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: История

на тему: Принятие христианства в Древней Руси и его влияние на историческую судьбу России.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка гр. 1ФА

специальности:

«Финансы»

Чернова И.А.

 

 

 

Проверил:

Преподаватель

гуманитарных дисциплин

Ахметгалиев Р.Н.

 

 

Оценка:_________

 

 

Уфа 2010

Принятие христианства в Древней Руси и его влияние на историческую судьбу России.

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Язычество древних славян.

2. Владимир Святой и проблема выбора религии.

2.1. Причины и предпосылки христианизации Руси.

2.2. Крещение Владимира.

2.3. Выбор религии.

2.4. Принятие Владимиром христианской веры.

2.5. Крещение Руси.

2.6. Крещение киевлян и новгородцев.

3. Влияние христианизации на укрепление государственности и развитие культуры Древнерусского государства.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

История даёт множество примеров, показывающих, как идеи и верование двигали миром, меняли облик культуры. В сфере искусства этот факт неоспорим, но его можно проследить и в эволюции науки. Даже для исследователей весьма далёких от веры, давно стало ясно, что этика и метафизика, искусство и естествознание обязаны ей своим происхождением.

В X в. Происходила очень медленная христианизация Руси. Этот процесс почти не затрагивал обитавших вне города земледельцев и охотников. Православие постепенно приобретало статус религии, терпимой в государстве, но не государственной. Распространение христианства в княжеской и дружинной среде происходило быстрее.

Постепенно создавались предпосылки для официального признания новой религии и для массового крещения восточных славян.

Крещение Руси связывают с именем киевского князя Владимира Святославовича, по инициативе которого Русь в 988 году приняла христианство в качестве государственной религии.

Принятие христианства на Руси имело очень большое значение для развития государственности, дальнейшей интеграции славянских земель, установлением внешних связей, укрепления авторитета Руси среди соседей.

Христианизация Руси - хорошо изученная в историографии проблема, выбор этой темы обоснован важностью исторического события для Киевской Руси, последствия этого события не потеряли актуальность и по сей день, вся история становления и развития Российского государства находилась под влиянием православной религии.

На введение христианства в качестве официальной религии в советской (до 1985 года) исторической науке существовало несколько точек зрения от негативной до в целом (с оговорками) позитивной.

Так, в изданной в 1930 году книге Церковь и идея самодержавия в России о крещении Руси говорится следующее: «Принесенное к нам из Византии православие сломило и загубило буйный языческий дух дикого свободолюбивого росса, целые века держало народ в невежестве, было гасителем в русской общественной жизни истинного просвещения, убивало поэтическое творчество народа, глушило в нем звуки живой песни, вольнолюбивые порывы к классовому освобождению. Само, пьянствуя и подхалимствуя, древнерусское духовенство приучило к пьянству и подхалимству перед господствующими классами и народ, а своей духовной сивухой - проповедями и обильной церковно-книжной литературой окончательно создало почву для полного закабаления трудящихся во власти князя, боярина и жестокого чиновника княжеского - тиуна, творившего суд и расправу над угнетенными массами.» Дмитрёв. А. Церковь и идея самодержавия в России. Мособлит № 5164 -- 10/III-30г., стр. 51.

Пособие по истории СССР для подготовительных отделений вузов 1979 года издания называет введение христианства «второй религиозной реформой» Владимира I и даёт гораздо более взвешенную оценку: «… Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Древнерусского государства. Оно имело большое международное значение, которое заключалось в том, что Русь, отвергнув "примитивное" язычество, становилась теперь равной другим христианским народам… Принятие христианства сыграло большую роль для развития русской культуры.» Пособие по истории СССР для подготовительных отделений вузов. Часть I, М.-- "Высшая школа", 1979, стр. 34 -- 35.. При работе над данной темой были использованы основные источники: Древнерусские летописи - Повесть временных лет в переводе Д. С. Лихачева, и Иоакимову летопись, приведенную у Соловьева. Соловьев С.М. Об истории древней России М.:1993. - с. 50

Основные работы, на основе которых раскрывалась данная тема: работы Карамзина Карамзин Н.М. История государства Российского в 4 книгах. Книга первая.-Ростов н/Д: Издательство "Феникс",1994. - 512 с., Соловьева С. М. Из современных монографий использовались работы Токарева С. А. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - 4-е изд., испр. и доп. -М.: Политиздат, 1986. - 576 с., Аничкова Е. В. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. - М.: Политиздат, 1984. - 384 с.

 

1. Язычество древних славян.

 

У древних славян сформировался культ земли, солнца, дождя, рек, источников, то есть всего того, что было связано с производственной деятельностью земледельца. Зависимость величины урожая не только от вложенного труда, но и от природных, прежде всего погодных, условий, от правильного выбора времени работ придавало особое значение годовому сельскохозяйственному циклу и подчиняла ему всю жизнь деревенского хлебопашца. Не располагая научными знаниями об окружающем мире, причинах погодных явлений, смены времен года, рождения и смерти, человек раннего средневековья находился в плену сложных религиозных, в частности магических, верований, обожествляя постоянно повторяющиеся природные явления. "Древние славяне никогда не были объединены ни политически, ни экономически, и едва ли они могли иметь общих богов, общие культы.

Очевидно, у каждого племени были свои предметы почитания, и даже у каждого рода свои. Но конечно многое было одинаково или сходно у разных племен. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - 4-е изд., испр. и доп. -М., 1986., с. 202

Социальное усложнение общества способствовало и возникновению разных уровней богов. Вследствие значительного количества богов, а также разобщенности религиозных ценностей и верований "особенно убого было язычество Руси, жалки ее боги, грубы культ и нравы" Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. - М., 1984., с. 43. Сравнительно поздний культ Перуна стоял на ровне со сложившимся в разное время и имевшими разное происхождение культами Сварога, Хорса и Ярилы. Наряду с ними почитались божества плодородия и предков - Род и Рожаницы, бог скота Волос, женское божество Мокошь, множество низших божеств, духи добра и зла - Берегыни и Упари, Русалки и пр. Со временем бог Род превратился в главного бога, что с наметившимся развитием религиозных представлений в сторону монотеизма. Своеобразно было осмысленно суточное движение солнца, которое днем везли по небосводу везли кони, а ночью по подземному Мировому океану оно плыло в ладье. Солнечные символы Древней Руси тесно связаны с конем (коньком) и водоплавающей птицей, прежде всего с уткой. Их изображение в прикладном искусстве в виде амулетов - оберегов часто находят при раскопках курганов. Вера в существование загробного мира заставляла вместе с покойником класть в могилу все то, что могло ему пригодиться, в том числе жертвенную пищу. При похоронах лиц, принадлежавших к социальной верхушке, сжигали их наложниц.

Местами языческого культа на Руси были святилища (капища), где происходили моления и жертвоприношения. Они представляли собой округлые или сложные по очертаниям, как розетки, земляные и деревянные сооружения на возвышенных местах или насыпях, окруженные валами или рвами. В центре капища находилось каменное или деревянное антропоморфное изображение бога, вокруг него жгли жертвенные костры. Такие святилища изучены на Волхве под Новгородом и в других местах. Киевское капище на древнейшей территории города было сложено из камня и четырьмя выступами ориентированно по сторонам света. В жертву богам приносили плоды земли, животных и птиц, были известны и человеческие жертвоприношения.

Славянская мифическая мифология не была записана и литературно оформлена, но следы остались как в языке, так и в изобразительном искусстве. Передача в древнеславянских переводах греческих терминов «кошунословие» и пр. позволяет считать, что этими словами обозначались языческие космологические сказания, противопоставляемые библейским и превратно интерпретирующие их. Языческий четырехсторонний идол из реки Збруча на Волыни дает картину мира предхристианского времени. На нем изображены три горизонтальных ряда человеческих фигур, что свидетельствует о существовании в представлениях того времени трех ярусов мира - верхнего, почти бесконечного неба с устремленными вверх мужскими и женскими богами, близкого зрителям среднего - земли и нижнего - подземного, боги которого держат на себе верхние ярусы вселенной. В верхнем мире могут быть опознаны Перун с саблей и конем, Дажьбог, женские божества с рогом изобилия и коньком (Берегыня или Рожаница) и др.

Более культа видимой природы у русских славян был развит культ предков, связанный с родовым бытом. Родоначальник, давно умерший, обоготворялся и считался как бы живым покровителем своего потомства. Его звали родом, щуром (отсюда наше слово пращур) и приносили ему жертвы. Прародительницы рода назывались рожаницами и так же почитались, как и род. С падением родовых связей, когда семьи обособлялись в отдельных дворах, место рода заступил семейный предок -- дедушка домовой, покровитель своего двора, невидимо управляющий ходом его хозяйства. Вера в загробную жизнь, проникавшая весь этот культ предков, сказывалась и в том веровании, что души умерших будто бы бродили по земле и населяли поля, леса и воды (русалки). Веря в существование таинственных хозяев человеческих жилищ, славянин искал таких же хозяев жилищ, в лесу (лешие), в воде (водяные). Вся природа казалась ему одухотворенной и живой. Он вступал с ней в общение, хотел участвовать в тех переменах, которые совершались в природе, и сопровождал эти перемены различными обрядами. Так создался круг языческих праздников, связанных с почитанием природы и с культом предков.

Наблюдая правильную смену лета зимою, а зимы летом, видя как бы уход солнца и тепла к зиме и их возвращение к лету, славяне приветствовали "поворот солнца на лето" особым праздником - колядою (от латинского calendae; другое название этого праздника "овсень" - от "о-весень"). За этим праздником следовали другие в честь того же солнца - проводы зимы, встреча весны ("красная горка"), проводы лета (праздник "купалы"). Одновременно шли праздники и в воспоминание об умерших, носившие общее название тризн. Была весенняя тризна по предкам - "радуница", был летний праздник "русалий", такого же поминального характера. Обряды, сопровождавшие языческие праздники, пережили самое язычество. Они удержались в народе даже до нашего времени и были приурочены к праздникам христианского календаря: коляда - к Святкам, проводы зимы - к масленице, красная горка и радуница - к Святой и Фоминой неделям, "купала" и русалий - к Иванову дню.

Обслуживанием культа и выполнением ритуальных действий занимались волхвы, кудесники, обладающие даром психологического воздействия на людей и составлявшие особый социальный слой. В древности функции культа были соединены с властью племенных старейшин и князей, но в Древней Руси жречество уже отделилось от политической власти, и свидетельства XI в. о языческих выступлениях против князей подтверждают это.

Формирование господствующего класса, связано с военной функцией, с внеэкономическим принуждением изменяло традиционное соотношение божеств и выдвигало дружинного бога молнии Перуна на первое место. Именно он мог стать объектом монотеистического культа при дальнейшем развитии религии на основе язычества.

Создание государственности и превращения князя из предводителя племени или племенного союза в главу социальной группы осуществляющей классовую основной массы трудящегося населения, поднимало язычество на новую ступень и делало его государственным культом.

 

2. Владимир Святой и проблема выбора религии.

 

2.1. Причины и предпосылки христианизации Руси.

 

Необходимость новой религии определялась социально-политическим развитием страны. С ликвидацией автономии славянских союзов, племенных княжеств складывалась структура единого государства с единой династией во главе, с единым господствующим слоем, представленным военно-служилой знатью (включавшей дружину киевского князя и дружины его родственников-вассалов). В этих условиях оказались непригодными для центральной власти старые центры племенных княжеств, создавались новые (Владимир-волынский, Смоленск на новом месте, Ростов, новая крепость-детинец в Полоцке, Туров и т.д.), в которых и располагались князья - родственники, киевского правителя. Со временем древние славянские племена "по мере классового расслоения стали переходить к государственным формам жизни, возникли и условия превращения племенных культов в государственные. Быть может культ Святовита у поморских славян распространился именно в связи с этим." Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - 4-е изд., испр. и доп. -М., 1986., с. 210

В сфере же идеологической стали непригодные прежние языческие культы, носившие местный характер и могущие служить сепаратистским тенденциям. «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: Се скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними, и они будут Его народом, и сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти уже не будет, ни плача, ни вопля, ни болезни, ибо прежнее прошло» Откровение Иоанна Богослова 21,3,4.

Принятие на Руси христианства как государственной религии определялось рядом причин. Возникновение в VIII-IX вв. кассового раннефеодального строя явилось результатом связанных друг с другом процессов. Это было перерастание родовой и племенной знати поздних этапов первобытнообщинного строя в местных князей, союзов племен - в государственные организации, социального неравенства внутри традиционных коллективов (общин, миров), имевшего различное происхождение, как функциональное (должностное), так и имущественное, - в неравенство классовое. Составной частью этих процессов было и появление в составе челяди наряду с пленниками - иноплеменниками и иноземцами - также и рабов - соотечественников.

Информация о работе Принятие христианства в Древней Руси и его влияние на историческую судьбу России