Предпринимательство в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических и юридических лиц, направленную на получение прибыли. Возрождение предпринимательства в Казахстане состоялось. Действительно, до 1917 года предпринимательство в стране имело место, но в силу слабого уровня развития производительных сил тогда оно не получило должного распространения. За годы Советской власти понятие «предпринимательство» практически было исключено из экономической лексики, а термин «предпринимательство» воспринимался негативно.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
1.1 Понятие и содержание предпринимательства
1.2 Сущность и функции предпринимательства
1.3 Виды предпринимательской деятельности
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Виды предпринимательской деятельности
2.2 Основные формы предпринимательства
2.3 Предпринимательский потенциал Казахстана
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 86.27 Кб (Скачать)

Актуальность этого вопроса  в том, что малый и средний  бизнес способен активизировать экономику  на всех уровнях; обеспечивать насыщение  рынка товарами и услугами собственного производства, способствовать поступлениям в бюджет, развивать конкуренцию  среди товаропроизводителей и услуг; создавать дополнительные рабочие  места.

Целью курсовой работы является изучить предпринимательство и  предпринимательскую деятельность.

Исходя из этой цели рассмотрим следующие задачи:

- рассмотреть понятие,  сущность и виды предпринимательства;

- изучить классификацию  предпринимательской деятельности;

- определить виды предпринимательской  деятельности.

Объектом исследования является предпринимательская деятельность.

Предметом исследования является экономическая теория.

 
1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 

1.1 Понятие и  содержание предпринимательства 

В экономической науке  нет общепризнанных определений  предпринимателя как экономической  категории, которая выражает сущность субъекта предпринимательской деятельности, особого ресурса и фактора  процесса воспроизводства и предпринимательства.

Существует представление, что предпринимательство вообще не является экономическим понятием, а относится к социологии, психологии или социокультурной сфере. Но все же имеется давняя традиция понимания предпринимательства как явления экономического. В настоящее время отсутствует общепризнанная теория предпринимательства в мировой экономической науке. То, что сегодня говорится теоретиками о предпринимательстве, представляет чаще всего некий конгломерат фрагментарных суждений. Одна часть из них базируется на предпосылках неоклассической теории и ведет речь о предпринимательских способностях как одном из факторов производства наряду с трудом и капиталом, не выделяя при этом ничего специфического в этом факторе. Другая же часть представляет собой простое обобщение суммы эмпирических данных, не связанных с концептуальной основой экономической теории.

Формирование рыночных отношений, повышение качества среды бизнеса, появление нового подхода к развитию предпринимательства требуют новой  трактовки понятий «предпринимательская деятельность», «предприятие», «бизнес», «хозяйственная деятельность», «крупные, средние и малые предприятия». Нечеткость в определении этих понятий  вызваны различиями в культуре, политике, традициях стран, а также в  практике развития предпринимательства.

Методологическим ключом к уточнению терминов может послужить  синергетический подход к экономической  теории, который опирается на достижения новейшей науки о самоорганизации  мира – синергетики. Синергетика  – направление междисциплинарных  исследований, объект которых –  процессы самоорганизации в открытых системах физической, химической, биологической, экологической и другой природы. В таких системах за счет потоков  энергии и вещества из внешней  среды создается и поддерживается неравновесность. Благодаря этому происходит взаимодействие элементов и подсистем, приводящее к их согласованному поведению и в результате – к образованию новых устойчивых структур и упорядочиванию.

В отечественной литературе выделяются четыре «волны» эволюции концепций предпринимательства, которые  дают картину двух глобальных этапов развития теории предпринимательства, связанных с формированием научной  картины мира и возникновением синергетики  как теории самоорганизации [6, 234].

Родоначальник экономической  мысли Аристотель, и Платон не могли  составить целостной экономической  теории, так как исследовали экономическую  жизнь с точки зрения аристократии, связанной с сельским хозяйством и противопоставлявшей себя классу торговцев (то есть предпринимателей).

Классическая политическая экономия осмыслила значение торговли для экономического развития государств, но предпринимательство еще не стало  самостоятельным предметом исследований, хотя появился уже сам термин: в XVII в. предпринимателем называли купца, противопоставляя его финансисту. В рамках меркантилизма были сформированы первые концепции предпринимательства, в которых прибыль представлялась в качестве доминирующего мотива предпринимательской деятельности. Уже на этом этапе началось разделение предметно-материального и идеально-творческого начал в предпринимательской деятельности.

Понятия «предприниматель»  и «предпринимательство» впервые  употребил английский экономист  конца XVII- начала XVIII вв., относившийся к исследователям первой «волны», Ричард Кантильон, считавший, что расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность покупать товары отдельным субъектам рыночных отношений более дешево и продавать более дорого по сравнению с другими. Он назвал таких бизнесменов предпринимателями, которые могут заниматься в разных сферах воспроизводства: производстве, обмене или сразу в обеих сферах. Предприниматель определялся Р.Кантильоном как субъект рыночных отношений, обладающий способностью предвидеть, брать на себя ответственность, действовать в условиях риска. Такой подход к определению предпринимательства был обусловлен тем, что в этот период внешняя и внутренняя торговля представляла собой чрезвычайно рискованный вид деятельности. Р. Кантильон отделил предпринимательскую функцию от функций капиталиста-собственника и управляющего [2, 204].

В современном обществе в  рыночные отношения с целью извлечения прибыли вступают самые разнообразные  субъекты: индивидуальные фирмы, мелкие и крупные товарищества, акционерные  общества, частные и государственные  предприятия. Сложность определения  субъекта предпринимательства, очевидно, связана с недостаточной определенностью  для современного общества самого понятия  предпринимательства, как оно было дано Кантильоном.

Этими трудностями можно  объяснить то, что предпринимателями  стали называть просто предприимчивых людей, действующих на рынке, или  просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным действиям. Любая деятельность, направленная на извлечение прибыли и сопряженная  с риском, стала представляться предпринимательством.

Формирование классической политической экономии, несмотря на различие научных взглядов ее основателей, в  определенной мере способствовало расширению понимания сути и содержания предпринимательской  деятельности.

1.2 Сущность и  функции предпринимательства

Предпринимательство, как  особый род занятий человека известно, с давних времен. Только в 18 веке Р. Кантильон дал ему первое теоретическое объяснение. Важным этапом осмысления сути предпринимательства стали работы Ж.Б. Сэя, в которых предприниматель определялся как человек, организующий других людей в рамках производственной единицы. Основы современной теории предпринимательства были заложены Й. Шумпетером в первой половине XX века.

В частности, его идея «созидательного  разрушения» развивала представления  о сути и характере предпринимательской  деятельности. В отличие от простого администратора, который управляет  имеющимися в распоряжении ресурсами, для предпринимателя характерно креативное, творческое поведение в тех или иных условиях. Если предприниматель приходит к выводу, что сложившейся ситуации должна соответствовать иная структура производства или его организация, он разрушает старую и создает новую, адекватную этим условиям. В этом проявляется «созидательное разрушение». Предприниматель, по Шумпетеру, ориентирован не на статическую эффективность, связанную с поддержанием работоспособности существующей системы, а на динамическую, предполагающую своевременное изменение, развитие управляемой системы.

Современная экономическая  теория определяет предпринимательство  как инициативную, самостоятельную  хозяйственную деятельность людей, направленную на получение прибыли посредством организации и использования ресурсов в целях производства и реализации товара. Если предположить, что организация какого-то дела потребовала от предпринимателя затрат М, то эта деятельность имеет смысл тогда, когда полученный результат М1 будет больше М. Превышение полученного дохода над затратами и составляет прибыль предпринимателя:

 

М1 - М=? М=Р,

где ?M, Р — прибыль.

Предпринимательские решения  исходят, прежде всего, от собственников  предприятий. Однако по мере развития отношений собственности, расширения ее корпоративных форм предпринимательские  решения стали все больше приниматься  и наемными менеджерами. Ведь нельзя же по каждому вопросу, скажем, собирать общее собрание акционеров. Ситуация нередко требует немедленного принятия решения. Поэтому собственники и  делегируют часть предпринимательских  функций наемным управленцам, сохраняя за собой решение стратегических вопросов. Сегодня можно говорить о предпринимательском менеджменте  как особой форме предпринимательства.

Meнеджер, реализующий предпринимательские полномочия, изыскивает возможности и идет на преднамеренный риск, осуществляя изменения и вводя усовершенствования на своем предприятии. Риск — это неотъемлемая черта предпринимательства. Конечно, постоянно рискуют все люди. Выходя из дома в гололед, мы рискуем получить травму от падения, существует угроза, что сорвет водопроводный кран у соседа сверху и затопит вашу квартиру; фермер рискует понести убытки от вымерзания озимых и т. п. Однако избежать потерь в перечисленных случаях — в принципе возможно. Для этого можно обратиться к услугам страховых компаний. Последние определят вероятность наступления страхового случая, возможный ущерб от него и за определенную плату согласятся взять на себя риск. Предпринимательство же связано с нестрахуемым риском. Предприниматель сознательно идет на риск. Он не имеет никаких гарантий в том, что его товар будет куплен, что полученная выручка покроет издержки и принесет ему прибыль. Конечно, умение делать точные расчеты и предвидеть рыночную конъюнктуру снижает вероятность неудачи, но устранить полностью риск невозможно. [1, 67]

Функции предпринимательства 

Для лучшего понимания  сущности предпринимательства обратимся  к выяснению его функций и  роли в экономической системе.

1. Ресурсная функция. Она  реализуется в мобилизации капитала, трудовых, материальных, информационных  и других ресурсов для их  производительного использования.  Нацеленность предпринимателя на  динамическую эффективность вынуждает  его к постоянному поиску дополнительных  ресурсов. Множество потенциальных  ресурсов общества были бы  невостребованы, не занимайся предприниматели их мобилизацией. Яркий пример тому — преобразования множества запущенных помещений и полуподвалов домов, подземных переходов в различного рода магазины, офисы и т. п.

2. Организаторская функция.  Мобилизованные ресурсы могут  принести пользу их собственнику, предпринимателю и обществу в  целом лишь в том случае, если  они будут должным образом  использоваться. Поэтому предприниматель  берет на себя функцию организации  производства, сбыта, исследования  рынка, научных разработок и  т. п. Конечно, непосредственно  организацией работы предприятия  в тех или иных направлениях  могут заниматься наемные менеджеры,  но это не меняет существа  дела. Ведь предприниматель проявил  организаторские способности, уже  хотя бы в том, что нашел  нужных, способных эффективно управлять  предприятиями людей. Кроме того, принятие принципиальных решений  предприниматель всегда оставляет  за собой. 

3. Творческая функция.  Предприниматель постоянно нацелен  на поиск новых решений. Стремление  максимизировать прибыль или  другой результат, признаваемый  предпринимателем в качестве  цели своей деятельности, не дает  ему довольствоваться сложившимся  положением. Он постоянно ищет, как  улучшить свое дело. Появлением  множества оригинальных научно-технических,  экономических и организационных  решений человечество обязано  творческой функции предпринимательства. [11, 217]

1.3 Виды предпринимательской  деятельности

Поскольку любая экономическая  деятельность связана с типовыми фазами воспроизводственного цикла (производство – обмен – распределение –  потребление), в зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными фазами воспроизводственного процесса различают  следующие виды предпринимательства:

- производственное;

- коммерческое;

- финансовое;

- посредническое;

- страховое.

Производственное предпринимательство  – это деятельность, в условиях которой предприниматель непосредственным образом осуществляет производство продукции, товаров, работ, услуг, информации, духовных ценностей для последующей  продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. При этом функция  производства является для предпринимателя  основной.

Результатом производственно - предпринимательской акции является реализация покупателю определенного  объема произведенных товаров и  получение за них денежной выручки.

В коммерческом предпринимательстве  предприниматель выступает в  роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителя, покупателю. В таком предпринимательстве  фактором является сам товар, а прибыль предпринимателя образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения.

Информация о работе Предпринимательство в Республике Казахстан