Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 22:04, реферат
В наше политически и экономически нестабильное время очень сложно выбрать правильный путь развития страны, ответ на вопрос о правильной дороге в нашей истории, которая, как известно, повторяется, а именно в деятельности Екатерины II скрыто руководство к действию будущих правителей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………….……3
Глава 1. Глава 1. Право Российской империи при Екатерине II………………….4
Глава 2. Политические учения второй половины XVIII века………………………..8
2.1. Политические взгляды Е.С. Десницкого………………………………………...8
2.2. Политико-правовые идеи Н.И. Новикова………………………………..……..11
2.3 Радикальные политические взгляды А.Н. Радищева……………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………
Новиков не выступал против крепостничества как системы, считая его, подобно сословному строению общества, неизбежным следствием и формой разделения труда. Однако знакомство с реальным положением дел в деревне, приложение естественно-правовых, нравственных оценок к крепостническим отношениям, приверженность масонским идеям всеобщего равенства людей побуждали его к радикальным для того времени выступлениям. В 1772 г. в журнале “Живописец” (издание “Трутня” было прекращено по цензурным условиям) опубликован “Отрывок путешествия в *** И *** Т ***” (предполагаемая расшифровка – “Издатель Трутня”), впервые в русской публицистике описывающий быт крепостных. Вопреки официальной точке зрения о господстве в деревне добрых помещиков, автор рассказывал о нищете и угнетении крестьян, непомерных поборах и бесчеловечном обращении с крепостными жестоких и глупых помещиков. “Бедность и рабство повсюду встречались мне в образе крестьян”, – пишет посетитель деревни “Разоренная”. Защищаясь вскоре от нападок, “будто сей листок огорчает целый дворянский корпус”, Новиков пояснял, что порицается лишь “дворянин, власть свою и преимущество дворянское во зло употребляющий”. Сатира Новикова не шла далее обличения отдельных пороков существовавшего строя; с самого начала издатель “Трутня” объявил, что “против бога и правления... в наше время никто ничего не напишет, кто хотя искру понятия имеет”. Тем не менее статьи Новикова сразу же вызвали угрозы официозных изданий; его журналы закрывались, их издатель подвергался репрессиям.5
Новикову
принадлежит заслуга
2.3 Радикальные
политические взгляды А.Н.
Управляющий Петербургской таможней Александр Николаевич Радищев (1749—1802) в начале 1790 г. отпечатал в собственной типографии и выпустил в свет книгу "Путешествие из Петербурга в Москву" (включающую часть оды "Вольность"). Книга попала в руки Екатерины П. "Сказывать изволила, – записал секретарь императрицы, – что он бунтовщик, хуже Пугачева". По указанию Екатерины Палата уголовного суда приговорила А. Н. Радищева к смертной казни. Через 40 дней смертная казнь была заменена ссылкой в Илимский острог "на десятилетнее безысходное пребывание".
Теоретической
основой политико-правовых взглядов
Радищева были идеи естественного права
и общественного договора, наиболее
радикальные концепции
Александр Николаевич
Радищев рассматривает самодержавие
как состояние, "наипротивнейшее
человеческому естеству". Царь, утверждал
он "первейший в обществе убийца,
первейший разбойник, первейший
предатель" Он не верил в возможность
появления на троне просвещённого
монарха. Радищев критикует
Свою политическую схему Радищев конструирует, основываясь на исходных положениях теории естественных прав человека и договорного происхождения государства. Причиной образования государства, по мнению Радищева, является природная социальность людей. В естественном состоянии все люди были равны, но появлением частной собственности это равенство нарушилось. Он считал, что возникновение государства связано с образование частной собственности. Государство возникло как результат молчаливого договора в целях обеспечения всем людям благой жизни, а также защиты слабых и угнетённых. При заключении договора народ является определяющей стороной и оставляет суверенитет за собой. Он не мог бы согласиться на рабство, так как это было бы противоестественно. Положительное законодательство, издаваемое государством, должно быть основано на естественном праве. "Если закон не имеет основания в естественном праве", он как закон не существует так как основанием права является справедливость, а не сила.
Крепостное право, по оценке Радищева, представляет собой нарушение естественных законов, кроме того, оно и экономически не состоятельно, так как подневольный труд непроизводителен; с ним связано и нравственное падение народа, причём как крепостников, так и крепостных. Радищев обращает внимание на отсутствие в законах юридического статуса крепостного крестьянина. Радищев признаёт право за народом на восстание в этом случае, если его естественные права грубо нарушаются.
Социальный идеал Радищева - общество свободных и равных собственников. Земля должна быть передана безвозмездно тем, кто её обрабатывает. В таком обществе социальные привилегия отменяются, дворянство уравнивается в правах со всеми остальными сословиями. наилучшей политической организацией такого общества является народное правление, где народ избирает магистратов, сосредотачивая всю полноту власти у себя. Будущее государственное устройство России Радищев представлял в форме свободной и добровольной федерации городов с вечевыми собраниями, со столицей в Нижнем Новгороде. Такое устройство государства сможет обеспечить народу его священные естественные права, которые заключаются: в свободе мысли; в свободе слова; в свободе деяний; в праве собственности и др.
Организацию правосудия он представлял себе в виде системы земских судов, избираемыми гражданами республики. Он полагал, что в России должны быть учреждены суды духовные, гражданские, военные и совместные похвально отозвался также и о судах присяжных. В размышлениях о наказаниях Радищев склоняется к мысли об отмене смертной казни и смягчении суровых санкций. Он также высказался против телесных наказаний.
Радищев придерживался мирной ориентации в международных отношениях и активно выступал против агрессивных войн и отстаивал идею равноправия всех народов.
Социальные
и политико-правовые идеи Радищева
были восприняты русской политической
мыслью и получили дальнейшее развитие
в трудах декабристов, а затем
и в революционно-
Заключение
В середине 18 века в России сформировалась идеология Просвещения, характер которой определялся условиями экономического, социального и политического развития страны. Такие видные теоретики как Новиков, Десницкий, Радищев обличали язвы современной социальной и политической действительности; критиковали произвол крепостников-помещиков, отмечая общую бесперспективность крепостного права с точки зрения возможности дальнейшего экономического и промышленного развития России. В период просвещённого абсолютизма даже высказывались идеи социального равенства, что не характерно для более ранних этапов развития политической мысли.
Конечно, последствия новосоздавемых учреждений не всегда были однозначно хороши. Кое-что разрушилось уже при Петре 1, время показало ненужность некоторых судебных инстанций. Многократно, хотя и закономерно, возросла численность чиновничьей братии с 5 тысяч до 12 тысяч. Образованность их была относительной, а руки загребущие, да и нравы весьма "свободные".
За период царствования Екатерина внесла много законов, которые после ее кончины долго служили России. Екатерина внесла неоценимый вклад в развитии и укреплении России.
Укрепление в России феодально-крепостнического строя, обострение порожденных этим общественных противоречий обусловили развитие политико-правовой идеологии. Твердо определилась характерная и для последующего времени программная проблематика этих учений, центральными стали проблемы крепостничества и самодержавия.
Библиографический список:
1 Калашников И.А. Курс:История отечественного государства и права.Современный гуманитарный университет. Москва г.
2 Кузьмин А.Г. Начало Руси. - М., 2003.
3 Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. — М.: Юрист, 2003.
4 «ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ» Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. - М.: Юридическая литература, 1997.
5 История отечественного государства и права / Под ред. О.В. Степанова, В.И. Власова, В.К. Цесоева. — М.: МарТ, 2003.
6 Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. — М.: Юрист, 2003.
7 Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву М.1992
Информация о работе Правовые взгляды Екатерины II, Десницкого, Новикова, Радищева