Правление первых Романовых

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:17, доклад

Краткое описание

Начало роду Романовых положил Андрей Иванович Кобыла. Его отец - Гланда - Камбила Дивонович - в 1283 г. Переселился из Литвы к столичному князю Даниилу, где принял православие и был наречён Иваном Кобылой. Его отпрыск Андрей Кобыла был приближённым столичного великого князя Симеона Гордого и имел 5 отпрыской. Потомки его до начала ХVI в. Именовались Кошкиными, до конца ХVI в. - Захарьиными. Потом Захарьины разделились на две ветки: Захарьиных - Яковлевых и Захарьиных - Юрьевых. От последних произошли Романовы. Романовы находились в тесном родстве с Рюриковичами. Никита Романович был братом первой супруги Ивана Грозного Анастасии Романовны. Отпрыск Анастасии Фёдор был последним российским царём из династии Рюриковичей. При Борисе Годунове род Романовых был обвинён в чернокнижничестве. Четыре отпрыска Никиты Романовича были подвергнуты опале. Один из отпрыской - Фёдор Никитич - был против воли пострижен в монахи под именованием Филарет. Его отпрыск Михаил был избран царём, сам митрополит Филарет в это время томился в польском плену. Последствия Смутного времени пришлось преодолевать первым Романовым.

Файлы: 1 файл

Правление первых Романовых.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

Правление первых Романовых

Начало роду Романовых  положил Андрей Иванович Кобыла. Его  отец - Гланда - Камбила Дивонович - в 1283 г. Переселился из Литвы к столичному князю Даниилу, где принял православие  и был наречён Иваном Кобылой. Его отпрыск Андрей Кобыла был приближённым столичного великого князя Симеона Гордого и имел 5 отпрыской. Потомки его до начала ХVI в. Именовались Кошкиными, до конца ХVI в. - Захарьиными. Потом Захарьины разделились на две ветки: Захарьиных - Яковлевых и Захарьиных - Юрьевых. От последних произошли Романовы. Романовы находились в тесном родстве с Рюриковичами. Никита Романович был братом первой супруги Ивана Грозного Анастасии Романовны. Отпрыск Анастасии Фёдор был последним российским царём из династии Рюриковичей. При Борисе Годунове род Романовых был обвинён в чернокнижничестве. Четыре отпрыска Никиты Романовича были подвергнуты опале. Один из отпрыской - Фёдор Никитич - был против воли пострижен в монахи под именованием Филарет. Его отпрыск Михаил был избран царём, сам митрополит Филарет в это время томился в польском плену. Последствия Смутного времени пришлось преодолевать первым Романовым.

К первым Романовым  историки относят Михаил Фёдорович (1596 - 1645), царь (1613 - 1645) - основатель царско - императорской династии Романовых. В феврале 1613 г. 16- Летний Михаил Романов был избран Земским собором "сударем всея Руси". По восшествии на престол Михаил начал сбор казны, хлеба и имущества для содержания войска, принимавших роль в борьбе за освобождение страны от внешних и внутренних противников. В правление Михаила Фёдоровича были возобновлены сношения с иностранными государствами. Погиб в возрасте 49 лет, похоронен в Архангельском соборе столичного Кремля. Михаилу Фёдоровичу досталась совсем разорённая страна. В Новгороде посиживали шведы. Поляки заняли 20 российских гродов. Татары без перерыва грабили южные российские земли. По стране бродили толпы нищих, шайки разбойников. В царской казне не было ни рубля. Поляки не признавали выборы Земского собора 1613 г. Действительными. В 1617 г. Польский королевич Владислав организовал поход на Москву, стал у стенок Кремля и требовал, чтоб российские его избрали свои царём. А молодой царь посиживал в Кремле. У него не было даже столько войска, чтоб выйти из Кремля и сразиться с Владиславом. Помочь ему в делах правления мог бы отец митрополит Филарет, опытный политик, но он был в польском плену. Положение Михаила на престоле было отчаянным. Но общество, уставшее от бедствий Смутного времени, сплотилось вокруг собственного молодого царя и оказывало ему всяческую помощь. Сначала огромную роль в управлении государством игрались мать царя и ее родственники, Боярская дума. Первые 10 лет правления Земские соборы заседали беспрерывно. В 1619 г. Из польского плена возвратился отец царя. В Москве он был провозглашён патриархом. Исходя из интересов страны, Филарет удалил от престола супругу и всех ее родственников. Умный, властный, опытный, он совместно с отпрыском уверенно стал править государством вплоть до собственной погибели в 1633 г. После Михаил сам достаточно удачно стравлялся с делами государственного правления.

Меры  Романовых по выведению  страны из Смутного времени

Романовы  отстояли независимость страны. Сил  воевать с противниками у Михаила  не было. Необходимо было мириться с  теми, с кем это было может быть. Со шведами договориться было несложно. Им не необходимы были болотистые российские земли на севере страны. Их целью было - отрезать Россию от Балтийского моря. В 1617 г. Со Швецией был заключён Столбовский мир (дер. Столбово, недалеко от Тихвина, совр. Ленинградская обл.). Швеция возвращала Новгород, но оставляла за собой побережье Балтийского моря. Поляки были утомлены долгой войной и пошли на перемирие. В 1618 г. На 14,5 лет было заключено Деулинское перемирие (дер. Деулино близ Троице - Сергиева монастыря). Поляки возвратили российским отца царя митрополита Филарета и остальных бояр, но оставили за собой Смоленск - важнейшую русскую крепость на западной границе и остальные российские города. Таковым образом, Россия растеряла значимые местности, но независимость России Романовы отстояли. Романовы покончили с преступностью в стране, применив самые беспощадные меры. Так, огромную опасность для царя Михаила Фёдоровича представляли отряды казаков атамана Ивана Заруцкого. К нему перебралась Марина Мнишек после смерти Лжедмитрия II. Марина Мнишек была российской царицей, и ее отпрыск от Тушинского вора - "Ворёнок" - был законным претендентом на российский престол. Отряд И. Заруцкого бродил по стране и не признавал Михаила Романова царём. Романовы стали преследовать И. Заруцкого. Яицкие казаки выдали И.Заруцкого и Марину Мнишек столичным властям. И.Заруцкий и 3-летний Иван - "Ворёнок" - были повешены в Москве, а Марина Мнишек была заточена в Коломне, где и погибла.

Романовы  заполнили государственную казну:

  • они обложили налогом всё новейшие категории населения;
  • правительство пускалось в откровенные денежные авантюры - резко повышало цены на соль (соль была важнейшим продуктом питания, популяция закупало ее в огромных количествах), чеканили медную монету заместо серебряной;
  • брали взаймы у больших монастырей и не возвращали долгов;
  • активно осваивали Сибирь - 1/3 всех доходов приносила казне продажа за границу сибирской пушнины.

Эти главные  меры дозволили Романовым вывести  страну из глубочайшего политического и экономического кризиса. Последствия Смуты Романовы смогли преодолеть за 30 лет. В правление первых Романовых произошли важнейшие действия российской истории: принятие Судебника 1649 г., Церковные реформы патриарха Никона 1653 г., Воссоединение Украины с Россией 1654 г.

Принятие "Соборного  Уложения" 1649 г. В правление Алексея  Михайловича на Земском соборе 1649 г. Было принято "Соборное Уложение" - новый сборник законов. Соборное Уложение состояло из 25 глав и содержало  около 1000 статей. "Уложение" было в первый раз отпечатано типографским методом тиражом в 2000 экземпляров и оставалось работающим вплоть до 1832 г.

В "Уложении" более необходимыми были три группы глав.

В одной  группе глав говорилось о грехах против царской власти и против Церкви. Неважно какая критика Церкви и хула на Бога карались сожжением на костре. Измена царю, оскорбление чести сударя, а также бояр, воевод подвергались экзекуции. Это свидетельствовало о том, что в России практически сложилась абсолютная монархия - неограниченной полнотой власти в стране владел царь. Монархия, как форма правления, начала складываться в России со времён Ивана III. В 1649 г. Она оформилась юридически. Ещё одна группа глав была посвящена правам дворян. Отныне по "Уложению" за дворянином признавалось право передачи поместья по наследству, при условии, что сыновья дворянина также будут находиться на государевой службе. Эти статьи "Уложения" свидетельствовали о том, что дворянское поместье (получали за службу) приравнивалось к боярской вотчине (получали по наследству). Новый слой феодалов - дворянство - всё более уравнивался в правах с боярством. Важнейший раздел "Уложения" был посвящён крестьянам и посадским людям. Отныне по "Уложению" крестьянам запрещался переход от одного помещика к другому и устанавливался пожизненный розыск беглых. Посадским людям переход из одного посада в другой, переход от одного ремесла к другому - запрещался. Беглые посадские люди также подлежали розыску. "Соборное Уложение" 1649 г. Завершило долгий процесс складывания крепостного права в России, начавшийся в 1497 г.

Церковные реформы патриарха Никона. В правление  Алексея Михайловича в 1653 г. Патриархом Никоном были проведены церковные  реформы. Они потрясли духовную базу общества - Русскую Церковь. Патриарх Никон (в миру Никита Минов) был выдающейся личностью. Личный друг и советчик Алексея Михайловича, он в 1652 г. Был избран патриархом. Никон воспринял идеи монаха Филофея о Москве как третьем Риме. После унии с римской церковной церковью, после падения Византийской империи престиж Константинополя, как центра мирового православия, резко упал. В то же время, после возведения столичного митрополита в сан патриарха престиж российской Церкви на православном Востоке резко возрос. И патриарх Никон стал развивать идеи Филофея - он стал стремиться к тому, чтоб Россия, российская правоверная Церковь стали центром мирового православия. Алексей Михайлович поддержал патриарха, так как у правительства были планы объединения православных церквей Украины и Балканских государств с российской Церковью. Но к этому времени в Москве и Константинополе установились различные церковные уставы - порядок совершения церковных служб. Дело в том, что во времена принятия Русью православия в Византии действовали два церковных устава. Они были совсем равноправны. Русь переняла один из них, а Византия позднее остановилась на другом. Не считая того, в российских и византийских церковных книгах содержались разночтения, так как российские церковные книги переписывались от руки. Итак, патриарх Никон стремился к тому, чтоб российская Церковь игралась ту роль в православном мире, какую игралась Константинопольская, т.Е. Стала наследницей Константинопольской. Но для этого требовалось перейти на греческий церковный утомившись, привести тексты богослужебных книг в соответствие с греческими эталонами. Книгопечатание давало такую возможность. В 1653 г. Никон начал проводить реформу. Российская Церковь стала переходить на греческий церковный утомившись, богослужебные книги стали приводиться в соответствие с греческими. Но реформы вызвали резкий протест части общества - боярства, духовенства, народа. Сторонники старых обрядов - старообрядцы - отказывались признать реформы Никона и призывали возвратиться к дореформенным порядкам. Главой старообрядцев стал протопоп Аввакум, во всем похожий на Никона - фанатичный и нетерпимый. Снаружи разногласия сводились: по каким образцам - греческим либо российским унифицировать церковные книги, креститься двумя либо тремя перстами, как совершать крестный ход - по ходу солнца либо против хода солнца. Но причина неприятия реформ была более глубочайшей. Церковные споры в Византии были обыденным делом. Византия была наследницей Римской империи. Византийцы впитали культурное наследие Рима. Византийцы привыкли, могли мыслить. У восточных славян культурного наследия не было. Размышлять, вести богословские споры восточные славяне не могли. Поэтому ещё со времён старой Руси богословская учёность приняла характер беспредельной веры в книгу. Реальным, истинным, ценным на Руси числилось то, во что верили предки, что было проверено временем, - старина, традиции. Отказ от традиций отцов частью общества был воспринят как отказ от заветов отцов. В это же время на страну обрушились голод и моровая язва. Люд посчитал эти бедствия карой Божьей за отступление от веры предков. Тыщи фермеров, посадских людей бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь. Поддержали раскол и представители неких авторитетных боярских фамилий, в частности, родственницы первой супруги Алексея Михайловича царицы Марии Ильиничны Милославской боярыня Ф.П. Морозова и ее сестра Е.П. Урусова. Авторитетных сестёр заковали в кандалы, подвергли ужасным пыткам, позже сослали в Боровск, где в земляной тюрьме они и погибли. Протопоп Аввакум и его сторонники были сосланы на Cевер в г. Пустозёрск. Там в земляной тюрьме в зоне вечной мерзлоты они провели 14 лет. Но от собственной веры Аввакум не отрёкся. За это он и его единомышленники были сожжены на костре. Патриарх Никон также впал в немилость царя. В 1666 г. На церковном соборе он был смещен с поста патриарха и сослан под Вологду. После погибели Алексея Михайловича Никону было разрешено возвратиться из ссылки. В 1681 г. Он погиб под Ярославлем. Похоронен патриарх - реформатор под Москвой, в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, который выстроил по тому же плану, что и Храм Гроба Господня в Иерусалиме.С тех пор единая российская Церковь расколота на две - Русскую Православную Церковь (никонианскую) и Русскую Православную Старообрядческую Церковь.

Михаи́л Фёдорович Рома́нов (1596—1645) — первый русский царь из династии Романовых (правил с 24 марта 1613 года), был избран на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта) 1613 года, что закрывало период Смутного времени. Сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии — Патриарха Московского Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой (урождённой Шестовой). Приходился двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей, Фёдору I Иоанновичу.

Биография

Род Романовых  принадлежит к числу древних  семей московского боярства. Первый известный нам по летописям представитель этой фамилии — Андрей Иванович, имевший прозвище Кобыла, в 1347 году находился на службе у Великого Владимирского и Московского князя Семена Ивановича Гордого. При Борисе Годунове Романовы подверглись опале. В 1600 году начался розыск по доносу дворянина Бертенева, служившего казначеем у Александра Романова — дяди будущего царя. Бертенев донес, что Романовы хранят у себя в казне волшебные коренья, намереваясь «испортить» (умертвить колдовством) царскую семью. Из дневника польского посольства следует, что отряд царских стрельцов совершил вооруженное нападение на подворье Романовых. 26 октября 1600 г. братья Романовы были арестованы. Сыновья Никиты Романовича, Фёдор, Александр, Михаил, Иван и Василий были пострижены в монахи и сосланы в Сибирь в 1601 г., где большинство из них погибли. В 1605 году Лжедмитрий I, желая на деле доказать родство с домом Романовых, вернул из ссылки оставшихся в живых членов фамилии. Были возвращены Фёдор Никитич (в монашестве Филарет) с женой Ксенией Ивановной (в монашестве Марфа) и детьми, и Иван Никитич. Марфа Ивановна с сыном Михаилом поселились сперва в костромской вотчине Романовых, селе Домнине, а затем укрывались от преследования польско-литовских отрядов в Ипатьевском монастыре в Костроме. Избрание на царство

13 марта  1613 года послы от Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём,  во главе с архиепископом Рязанским  Феодоритом, келарём Троице-Сергиева  монастыря Авраамием Палицыным  и боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым прибыли в Кострому; 14 марта они были приняты в Ипатьевском монастыре с решением Земского собора об избрании Михаила Фёдоровича на московский престол. Инокиня Марфа была в отчаянии, она слёзно умоляла сына не принимать столь тяжкое бремя.Михаил и сам долго колебался. После обращения к матери и Михаилу рязанского архиепископа Феодорита Марфа дала своё согласие на возведение её сына на престол. Через несколько дней Михаил выехал в Москву. Мать благословила его на царство Феодоровской иконой Божией Матери, и с этого момента икона стала одной из святынь дома Романовых. В предании об иконе есть такие слова, приписываемые Марфе: «Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству». По дороге он останавливался во всех крупных городах: Костроме, Нижнем Новгороде, Владимире, Ярославле, Троицком монастыре, Ростове, Суздале. Прибыв в Москву, он отправился через Красную площадь в Кремль. У Спасских ворот его встречали крестным ходом с главными государственными и церковными реликвиями. Затем он молился у гробниц русских царей в Архангельском соборе и у святынь первопрестольного Успенского собора. 11 июня 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание Михаила на царство, ознаменовавшее основание новой правящей династии Романовых. Царь Михаил Фёдорович был молод и неопытен, и до 1619 года страной правили великая старица Марфа и её родня. Потом, после освобождения в 1619 году из польского плена Патриарха Филарета, фактическая власть перешла в руки последнего, также носившего титул Великого государя. Государственные грамоты того времени писались от имени царя и патриарха.

Михаил Фёдорович  на собрании боярской думы (Андрея Рябушкин, 1893) В царствование Михаила Фёдоровича были прекращены войны со Швецией (Столбовский мир 1617, по которому России были возвращены Новгородские земли) и Польшей (1634), возобновлены отношения с иностранными державами. В 1621 году специально для царя дьяки Посольского приказа стали готовить первую русскую газету — «Вестовые письма». В 1631—1634 годы осуществлена организация полков «нового строя» (рейтарского, драгунского, солдатского). В 1632 году Андрей Виниус с разрешения Михаила Фёдоровича основал первые чугуноплавильные, железоделательные и оружейные заводы близ Тулы. В 1637 году срок поимки беглых крестьян был увеличен до 9 лет, а в 1641 году — ещё на год. Вывезенных же другими владельцами разрешалось искать до 15 лет. Скончался 13 июля 1645 года от водяной болезни неизвестного происхождения в возрасте 49 лет. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Итоги правления

  • Заключение «вечного мира» с Швецией (Столбовский мир 1617 г.). Границы, установленные Столбовским миром, сохранялись до начала Северной войны 1700—1721 г. Несмотря на потерю выхода к Балтийскому морю, возвращены большие территории, ранее завоёванные Швецией.
  • Деулинское перемирие (1618 г.), а затем «вечный мир» с Польшей (Поляновский мир 1634 г.). Польский король отказался от претензий на русский престол.
  • Установление прочной централизованной власти на всей территории страны посредством назначения воевод и старост на местах.
  • Преодоление тяжелейших последствий Смутного времени, восстановление нормального хозяйства и торговли.
  • Присоединения к России нижнего Урала (Яицкие казаки), Прибайкалья, Якутии и Чукотки, выход к Тихому океану.
  • Реорганизация армии (1631—1634 г.). Создание полков «нового строя»: рейтарского, драгунского, солдатского.
  • Основание первого железоделательного завода под Тулой (1632 г.).
  • Основание Немецкой слободы в Москве — поселения иностранных инженеров и военных специалистов. Менее чем через 100 лет многие жители «Кукуя» сыграют ключевую роль в реформах Петра I Великого.

Личность  Петра I

Обращаясь к ранним годам жизни первого российского императора, невольно стремишься найти первые свидетельства неординарности Петра I. Ничто не говорит о грядущем гении. Мальчик, родившийся в день Исаакия Далматского, 30 мая 1672 года ничем особо не отличался от своих многочисленных братьев и сестёр.  Своё детство будущий император провёл в Преображенском, которое с его бытом летней царской дачи, окруженной полями, лесами, способствовало развитию способностей Петра. Уже в раннем возрасте проявились присущие Петру черты характера: живость восприятия, неугомонность и неиссякаемая энергия, страстная самозабвенная увлеченность игрой, незаметно переходящая в дело. “Потешные игры” и английский бот, найденный в сарае, не остались только игрой, а стали началом будущего грандиозного дела, преобразовавшего Россию. Большое значение имеет еще одно обстоятельство: совсем близко от Преображенского располагалась Немецкая слобода – Кокуй, поселение иностранцев, приехавших в Россию из разных европейских стран, которых за плохое знание русского языка москвичи называли немцами,  немыми. По традициям того времени это поселение купцов, дипломатов, ландскнехтов было отделено от города оградой. Кокуй был своеобразной моделью Европы, где рядом – так же тесно, как и в Европе – жили католики и протестанты, немцы и французы, англичане и шотландцы. Знакомство с иностранцами, интересными, образованными людьми, Францем Лефортом, Патриком Гордоном, непривычные вещи, обычаи, многоязычие, а потом и первые интимные впечатления в доме виноторговца Монса, где жила его дочь, красавица Анна, - всё это облегчило Петру преодоление невидимого, но прочного психологического барьера, разделявших два чуждых друг другу мира – православной Руси и “богопротивной” Европы, барьера, который и сейчас всё ещё трудно преодолевать.  На мой взгляд, нельзя составить объективное мнение о человеке, ничего не зная о его характере,  привычках внешности, поэтому мне бы хотелось  набросать некоторые штрихи к портрету  Петра I и Екатерины II. “Петр I – фигура противоречивая, сложная. Таким породила его эпоха. От своих отца и деда унаследовал он черты характера и образ действий, мировоззрение и замыслы на будущее. В то же время он был яркой индивидупльностью во всём, и именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями и деяниями, заимствовать нужное и полезное у других народов” “…За ручной труд он брался при всяком представлявшемся  к тому случае. В молодости, когда он еще много не знал, осматривая фабрику или завод, он постоянно хватался за наблюдаемое дело. Ему трудно было оставаться простым зрителем чужой работы, особенно для него новой. Ему все хотелось работать самому. С годами он приобрел необъятную массу технических познаний. Уже в первую заграничную его поездку немецкие принцессы из разговора с ним вывели заключение, что он  в совершенстве знал до 14 ремесел. Успехи в разных ремеслах поселили в нем большую уверенность в ловкости своей руки: он считал себя и опытным хирургом и опытным зубным врачом. Бывало, близкие люди, заболевшие каким-либо недугом, требовавшим хирургической помощи, приходили в ужас при мысли, что царь проведает об их болезни и явится с инструментами, предложит свои услуги. Говорят, после него остался целый мешок с выдернутыми им зубами - памятник его зубоврачебной практики...” “Петр был честный и искренний человек, строгий и взыскательный к себе, справедливый и доброжелательный к другим, но по направлению своей деятельности он больше привык общаться с вещами, с рабочими орудиями, чем с людьми, а потому и с людьми обращался, как с рабочими орудиями, умел пользоваться ими, быстро угадывал, кто на что годен, но не умел и не любил входить в их положение, беречь их силы, не отличался нравственной отзывчивостью своего отца. Петр знал людей, но не умел или не всегда хотел понимать их”. На мой взгляд, его манера общения с людьми не имеет никакого оправдания. “Он сознавал, что он – абсолютный монарх, и всё, что он делает и говорит неподвластно людскому суду; лишь Бог спросит с него за всё, и хорошее, и плохое…” “Всё дрожало, всё безмолвно повиновалось” - так обобщил А.С. Пушкин сущность натуры Петра I как государя и  человека. Хотя, как ни странно, Петр сознательно избегал повсеместных проявлений того особого полубожественного почитания личности русского царя, которым окружались с незапамятных времен его предшественники на троне. Причем создается впечатление, что Петр делал это умышленно, демонстративно нарушая принятый и освященный веками этикет. При этом было бы неправильно думать, что подобным пренебрежением обычаями он стремился разрушить почитание верховной власти, поставить под сомнение ее полноту и священность для подданных. В его отношении к величию и значению власти самодержца прослеживается иной подход, основанный на принципах рационализма. “Добрый по природе как человек, Петр был груб как царь, не привыкший уважать человека ни в себе, ни в других; среда, в которой он вырос, и не могла воспитать в нем этого уважения. На большом празднестве один иноземный артиллерист, назойливый болтун, в разговоре с Петром расхвастался своими познаниями, не давая царю выговорить слова. Петр слушал-слушал хвастуна, наконец, не вытерпел и, плюнув ему прямо в лицо, молча отошел в сторону”. Петр мог появиться в любом уголке Петербурга зайти в любой дом и  сесть за стол, не брезгуя самой простой пищей. Не оставался он равнодушен к народным развлечениям и забавам. Ф. В. Берхгольц, камер-юнкер голштинского герцога Карла Фридриха, записал в своем дневнике за 1724 год, что 10 апреля император “качался у Красных ворот на качелях, которые устроены там для простого народа по случаю праздника”, а 5 ноября зашел в дом одного немецкого булочника, “вероятно, мимоездом, услышав музыку и любопытствуя видеть, как справляют свадьбы у этого класса иностранцев”. Нельзя не сказать несколько слов о необычайной внешности Петра. “Петр был человеком высокого роста (исследователи называют 204см), но отнюдь не богатырского сложения (размер одежды 48-50, обуви – 39-40) Судя по всему, не отличался он и крепким здоровьем, был подвержен простудам и ежегодно тяжело болел”. Первое, на что обращали внимание наблюдатели и что их более всего поражало в Петре, - это его необычайная внешность, простота образа жизни и демократизм в общении с людьми разных слоев общества. Его современник, вспоминая поразившие его в царе привычки и черты, писал: “Его царское величество высокого роста, стройного телосложения, лицом несколько смугл, но имеет правильные и резкие черты, которые дают ему величественный и бодрый вид и показывают в нём бесстрашный дух. Он любит ходить в курчавых от природы волосах и носит небольшие усы, что к нему очень I пристало. Его величество бывает обыкновенно в таком простом  платье, что если кто его не знает, то никак не примет за столь  великого государя... Он не терпит при себе большой свиты, и мне часто случалось видеть его в сопровождении только одного или двух денщиков, а иногда и без всякой прислуги”.  “От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком еще больше развило его мускульную силу и сноровку. Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету. Петр уродился в мать и особенно походил на одного из ее братьев, Федора.… Очень рано уже на двадцатом году, у него стала трястись голова и на красивом лице в минуты раздумья или сильного внутреннего волнения появлялись безобразившие его судороги. Все это вместе с родинкой на правой щеке и привычкой на ходу широко размахивать руками делало его фигуру всюду заметной. Его обычна походка, особенно при понятном размере его шага, была такова, что спутник с трудом поспевал за ним. Ему трудно было долго усидеть на месте: на продолжительных пирах он часто вскакивал со стула и выбегал в другую комнату, чтобы размяться. Эта подвижность делала его в молодости большим охотником до танцев. Он был обычным и веселым гостем на домашних праздниках вельмож, купцов, мастеров, много и недурно танцевал, хотя не проходил курса танцевального искусства. Если Петр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли”. Совершенно одинаково он вел себя и за границей, и дома. Шведский дипломат Прейс, встречавшийся с Петром в 1716— 1717 годах в Амстердаме, среди особых черт царя отмечал: “Он окружен совершенно простым народом, в числе его перекрещенец-еврей и корабельный мастер, которые с ним кушают за одним столом. Он сам часто и много ест. Жены и вдовы матросов, которые состояли у него на службе и не получали следующих им денег, постоянно преследуют его своими просьбами об уплате...”  Ко времени Великого посольства относится одно любопытное свидетельство  - письмо ганноверской принцессы Софии, в котором она очень непринужденно передает свои впечатления от встречи с молодым русским царём 11 августа 1697 года в городе Коппенбюрке. “Царь – высокий мужчина с прекрасным лицом, хорошо сложен, с большой быстротой ума, в ответах скор и определителен, жаль только, что ему недостаёт при таких природных выгодах полной светской утонченности... [Петр] совершенно необыкновенный человек. Его нельзя описать и вообразить, а надо видеть. У него славное сердце и истинно благородные чувства.” Но в чем же суть, смысл такого поведения царя? Не будем излишне обольщаться широко известным демократизмом первого императора. Не всё так просто и однозначно. В довоенном фильме “Петр Первый” есть один замечательный по своей выразительности эпизод. Иностранный дипломат, впервые попавший на петровскую ассамблею, поражен, увидев Петра за столом в окружении шкиперов и купцов. Он вопрошает стоящего рядом П. П. Шафирова: “Говорят, царь прост?” На это вице-канцлер с улыбкой отвечает: “Государь прост в обращении”. Любопытно упоминание о голосе Петра - мы так привыкли, что голоса людей далекого прошлого не слышны нам сквозь толщу столетий, и история часто кажется немой. “ Во времяобедни сам читал апостол: голос сиповатый, не тонок и не громогласен” В. О. Ключевский писал: “Самовластие само по себе противно как политический принцип. Его никогда не признает гражданская совесть. Но можно мириться с лицом, в котором эта противоестественная сила соединяется с самопожертвованием, когда самовластец, не жалея себя, идёт напролом во имя общего блага, рискуя разбиться о неодолимые препятствия и даже о собственное дело. Так мирятся с бурной весенней грозой, которая, ломая вековые деревья, освежает воздух и своим ливнем помогает всходам нового посева”. Таким был Петр I. Таким нам его оставила история. Им можно восхищаться, можно осуждать, но нельзя отрицать того, что без Петра, этой по-настоящему, сильной личности, Россия была бы совсем другой – лучше ли, хуже ли, этого мы никогда не узнаем, но она была бы совсем другой.

Информация о работе Правление первых Романовых