Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:14, реферат
Основываясь на своих знаниях и руководствуясь используемой литературой , думаю , что смогу сказать о Екатерине Великой как о человеке своей эпохи . Цель , которую я преследовал в написании данной работы , - не просто изложить факты биографии этой женщины , вознесенной судьбой на самую вершину власти , а попытаться с возможной точностью нарисовать ее исторический портрет , размышляя о судьбе великой императрицы и , вместе с тем , еще раз задуматься о судьбе России . Я не собираюсь взвешивать на весах истории достижения и неудачи правления Екатерины Великой . Для меня важны не столько исторические факты и даты , сколько сами люди прошлого , их черты и характеры , привычки и причуды , слабости и достоинства , умение в самых непредсказуемых ситуациях повести себя достойно , словом, их жизнь , в чем-то так похожая и так непохожая на нашу.
Введение………………………………………………………..3-4
Глава 1.Великая княгиня Екатерина Великая.
Детство и юность будущей императрицы…………………………..5-6
Восшествие на престол и начало царствования…..…………………..7
Глава 2.Екатерина Вторая .Самодержавная императрица.
Забота о благе страны и народа………………………………………8-9
Просвещенный абсолютизм Екатерины II…………………………….10
Законодательная деятельность…………………………..…………11-13
Крестьяне и крепостное право……………………………………..14-16
Предотвращение “оскудения” дворянства. Вольное экономическое общество…………………….……………………………………….17-18
Глава 3. Под Скипетром Екатерины.
Генеральное межевание 1765 г…..…………………………………19-20
Административно-территориальное деление и местное управление..21
Жалованные грамоты………………………………………………...22-23
Внешняя политика……………………………………………………24-25
Культура и просвещение………………………………………………...26
Окончательный отказ императрицы от мечтаний юности…………….27
Литература…………………………………………………………….…28
Под протекторат России
добровольно перешла Грузия (1783 г.).
Это привело к новой русско-
В 1791 г. был подписан Ясский мир с Турцией. Турция признавала Крым владением России. Граница между Россией и Турцией устанавливалась по Днестру. В состав России вошла огромная территория Азовско-Черноморского побережья между реками Буг и Днестр ("Новороссия"). Россия прочно утвердилась на берегах Черного моря и получила выход в Средиземноморье. В 1780 г. русское правительство приняло "Декларацию о вооруженном нейтралитете", которая сорвала попытку Англии организовать морскую блокаду восставших американских колоний.
В 1789 г. во Франции произошла буржуазная революция. После казни Людовика XVI Россия разрывает дипломатические и торговые отношения с Францией, активно поддерживает антифранцузскую коалицию во главе с Англией. Во внутренней политике происходит отступление от принципов "просвещенного абсолютизма": было запрещено распространение произведений французских просветителей, в 1790 г. введена цензура светских книг, началось преследование русских просветителей. В 1796 г. запрещается "вольное книгопечатание" и контакты с революционной Францией.
Польская политика Екатерины II.На западе эпицентром российской политики стала Польша. В 1764 г. Екатерина II добилась избрания польским королем своего бывшего фаворита?1.78 С. Понятовского?2.124. Это привело к возникновению в Польше сильной оппозиции, вступившей в вооруженную борьбу с новым королем и русскими войсками, введенными в Польшу для его поддержки. В польские дела вмешались Австрия, Пруссия и Турция. В 1772 г. состоялся первый раздел Польши между Россией. Австрией и Пруссией. К Австрии отошла Западная Украина, к Пруссии - Поморье. Россия присоединила восточную часть Белоруссии до Минска и часть Ливонии.
Второй раздел Польши
был связан с принятием Польским
Сеймом Новой демократической
В 1794 г. в Польше вспыхнуло
национально-освободительное
Культура и просвещение.
В увлечении науками и изящными искусствами проявлялась еще одна сторона многогранной натуры императрицы. Екатерина II занималась коллекционированием: покупала библиотеки, графические и нумизматические собрания, коллекции живописи и скульптуры. Среди известных приобретений Екатерина II – библиотеки Дидро и Вольтера, живописные собрания таких меценатов, как Брюль в Дрездене и Кроза в Париже, куда входили шедевры Рафаэля, Рембрандта, Пуассена,Ван Дейки, Рубенса и других. Екатериной II был основан Эрмитаж – богатейшее собрание художественных коллекций при дворце.
Царствование Екатерины II отмечено широкими просветительскими преобразованиями. Заботами императрицы утверждаются институты, кадетские корпуса и воспитательные дома. Но главной заслугой Екатерина II в этой области можно считать первый опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). Императрица велела открывать училища всюду: в губернских городах возникают главные, а в уездных - малые народные училища. Главным помощником в этом деле был И.И. Бецкий. В Екатеринославле, Пензе, Чернигове и Пскове при содействии общественности предполагалось учредить университеты.
Здравоохранение тоже привлекало внимание Екатерины. Примечательно и то, что при Екатерине II организация врачебной помощи населению возлагалась на власти. Каждый город обязан был иметь больницу и аптеку, где больным предлагались не те лекарства, которые дешевле, а те, которые назначал врач.
Страшным бедствием для жителей России оставались эпидемии оспы, и Екатерина II собственным примером положила начало проведению вакцинации, которая затем по Указу стала обязательной.
Во время 1-й турецкой войны в стране началась эпидемия чумы. Только в Москве за год умерло 50 тысяч человек. Неграмотный народ не соблюдал элементарных карантинных правил. Тогда в Москву были посланы опытные начальники. Приняты были строгие меры. Зараза ослабла. Для пострадавшего народа были сделаны облегчения: устроили приют для сирот, дали работу бедным, стали покупать в казну изделия ремесленников, не имевших покупателей.
Окончательный отказ императрицы от мечтаний юности.
Нарастание революционного движения в Европе и рост передовой общественной мысли в России обусловили обострение реакционного курса, направляемого лично Екатериной II (сыскная канцелярия С.И. Шешковского), и особенно усиление идеологической борьбы: как покушение на принцип самодержавия и монархии Екатерина II расценила книгу А.Н. Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” (1790). Антикрепостнические взгляды автора не шокировали императрицу, но его антимонархизм и республиканизм показались очень опасными, особенно на фоне начавшейся во Франции революции. Радищев был охарактеризован как “бунтовщик хуже Пугачева”, приговорен сначала к смертной казни, а затем “прощен” - на 10 лет сослан в Илимский острог в Сибирь. Книга была конфискована и уничтожена.
Сложно однозначно оценить итоги царствования Екатерины II. Многие ее начинания внешне эффектные, задумывавшиеся с широким размахом, приводили к скромному результату или давали не ожидаемый и часто ошибочный результат. Можно также сказать, что Е. просто воплощала в жизнь изменения, диктуемые временем, продолжала политику, намеченную в предыдущие царствования. Или признать в ней первостепенного исторического деятеля, сделавшего второй, после Петра I, шаг по пути европеизации страны, и первый - по пути реформирования ее в либерально-просветительском духе.
Список использованной литературы:
1 Материалы по истории СССР. М., 1989г.