Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:14, реферат
Основываясь на своих знаниях и руководствуясь используемой литературой , думаю , что смогу сказать о Екатерине Великой как о человеке своей эпохи . Цель , которую я преследовал в написании данной работы , - не просто изложить факты биографии этой женщины , вознесенной судьбой на самую вершину власти , а попытаться с возможной точностью нарисовать ее исторический портрет , размышляя о судьбе великой императрицы и , вместе с тем , еще раз задуматься о судьбе России . Я не собираюсь взвешивать на весах истории достижения и неудачи правления Екатерины Великой . Для меня важны не столько исторические факты и даты , сколько сами люди прошлого , их черты и характеры , привычки и причуды , слабости и достоинства , умение в самых непредсказуемых ситуациях повести себя достойно , словом, их жизнь , в чем-то так похожая и так непохожая на нашу.
Введение………………………………………………………..3-4
Глава 1.Великая княгиня Екатерина Великая.
Детство и юность будущей императрицы…………………………..5-6
Восшествие на престол и начало царствования…..…………………..7
Глава 2.Екатерина Вторая .Самодержавная императрица.
Забота о благе страны и народа………………………………………8-9
Просвещенный абсолютизм Екатерины II…………………………….10
Законодательная деятельность…………………………..…………11-13
Крестьяне и крепостное право……………………………………..14-16
Предотвращение “оскудения” дворянства. Вольное экономическое общество…………………….……………………………………….17-18
Глава 3. Под Скипетром Екатерины.
Генеральное межевание 1765 г…..…………………………………19-20
Административно-территориальное деление и местное управление..21
Жалованные грамоты………………………………………………...22-23
Внешняя политика……………………………………………………24-25
Культура и просвещение………………………………………………...26
Окончательный отказ императрицы от мечтаний юности…………….27
Литература…………………………………………………………….…28
Министерство образования и науки
Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Поволжский
Технологический Университет»
Кафедра по истории и психологии.
Реферат по истории на тему «Правление Екатерины 2»
Содержание
Введение……………………………………………………….
Глава 1.Великая княгиня Екатерина Великая.
Детство и юность будущей императрицы…………………………..5-6
Восшествие на престол и начало царствования…..…………………..7
Глава 2.Екатерина Вторая .Самодержавная императрица.
Забота о благе страны и народа………………………………………8-9
Просвещенный абсолютизм Екатерины II…………………………….10
Законодательная деятельность…………………………..…………
Крестьяне и крепостное право……………………………………..14-16
Предотвращение “оскудения”
дворянства. Вольное экономическое
общество…………………….…………………………………
Глава 3. Под Скипетром Екатерины.
Генеральное межевание 1765 г…..…………………………………19-20
Административно-
Жалованные грамоты………………………………
Внешняя политика……………………………………………………
Культура и
просвещение……………………………………………….
Окончательный
отказ императрицы от мечтаний юности…………….27 Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Р
оссийский ХVIII век некоторые историки называют веком женщин. И действительно , после смерти Петра Великого в 1725 году и до конца столетия Россией почти непрерывно правили женщины , сменяя одна другую на императорском троне .
Властительницы огромной страны и в тоже время , как ни странно , жертвы судьбы , тех самых волшебных , случайных , заурядных , роковых обстоятельств , благодаря которым они остались в истории .
Все
они такие разные и у каждой
своя , необычная судьба . Но в
чем-то они и близки . Все они
, кроме несчастной Анны
Их жизни были исковерканы государственной машиной , потому что все они вольно или невольно подчинялись безжалостным по своей сути законам борьбы за власть , которая завораживает и ослепляет любого , кто приближается к ее сияющим вершинам . Поистине каждая из этих женщин дорого заплатила за свое место на российском престоле , и не только политическую цену - они принесли в жертву идолу власти свои мечты о любви и обыкновенном женском счастье , мир и уют семейной жизни , радости материнства , уверенность и покой . Но все это было не только их личной трагедией. Их судьбы с печальной неизбежностью стали и судьбой России - страны , у которой , как писал Николай Бердяев , женская душа , которая до сих пор ищет и не находит покоя .
Бесспорно ,самая фантастическая судьба у латышской крестьянской девушки Марты , ставшей женой Петра Великого , а потом самодержавной императрицей . На нее так не похожа царская дочь Анна Ивановна , но превращения ее судьбы , не менее удивительны . Тихая , скромная Анна Леопольдовна , которая безропотно подчинилась насилию , но и в заточении сохранила до конца своих дней достоинство и честь . А вот терзаемая вечным страхом и завистью ослепительная красавица Елизавета Петровна , которая стремилась обратить ночь в день , а жизнь - в вечный бал , где она одна могла бы сиять королевой красоты .
Понятнее и ближе других кажется мне самая яркая и талантливая из всей вереницы женщин на русском престоле Екатерина II - деятельная и энергичная , умная и веселая , остроумная собеседница , чья сердечность и простота удивительно сочетались с истинным величием и мудростью гениального правителя .
О властных , волевых женщинах с сильным характером , умеющих ясно мыслить , нередко говорят : у нее мужской ум. Таким "мужским умом " , без сомнения , обладала и Екатерина , но при этом она оставалась женщиной со всеми чертами , свойственными "слабому полу".
Может быть поэтому , так увлекла меня эта женщина , и я предоставил ей честь стать героиней моего повествования . Не могу не сказать , что личность Екатерины II интересовала меня уже давно . Я прочитал несколько хороших книг , в том числе и художественных произведений , посвященных ей , и каждый раз находил для себя что-то новое , ранее неизвестное , что одновременно поражало и восхищало меня .
Основываясь на своих знаниях и руководствуясь используемой литературой , думаю , что смогу сказать о Екатерине Великой как о человеке своей эпохи . Цель , которую я преследовал в написании данной работы , - не просто изложить факты биографии этой женщины , вознесенной судьбой на самую вершину власти , а попытаться с возможной точностью нарисовать ее исторический портрет , размышляя о судьбе великой императрицы и , вместе с тем , еще раз задуматься о судьбе России . Я не собираюсь взвешивать на весах истории достижения и неудачи правления Екатерины Великой . Для меня важны не столько исторические факты и даты , сколько сами люди прошлого , их черты и характеры , привычки и причуды , слабости и достоинства , умение в самых непредсказуемых ситуациях повести себя достойно , словом, их жизнь , в чем-то так похожая и так непохожая на нашу .
Глава 1.Великая княгиня Екатерина Великая.
Детство и юность будущей императрицы.
Екатерина II, до брака
принцесса София Августина
Ее отец принц Христиан Августин Ангальт-Цербский состоял на прусской службе и был комендантом, а потом губернатором Штеттина; мать – принцесса Иоганна Елизавета – происходила из старинного Гольштейн-Готторпского герцогского дома.
Родители девочки
не были счастливы в браке и
нередко проводили время
Когда Софии было уже десять лет, ее познакомили с мальчиком по имени Петр Ульрих. Мать рассказала ей, что Петр Ульрих претендент на престолы России и Швеции, обладатель наследственных прав на Шлезвиг-Гольштейн, приходится ей троюродным братом.
Прошло несколько лет, и мать вновь заговорила с ней о странном мальчике по имени Петр Ульрих. За это время его тетка Елизавета стала русской императрицей. Она вызвала племянника в Россию и объявила своим наследником под именем Петра Федоровича. Теперь юноше подыскивали невесту среди дочерей и сестер европейских герцогов и принцев. Выбор был велик, но приглашение прибыть в Россию на смотрины получила одна София Августина Фредерика Ангальт-Цербстская.
В Петербурге София предстала перед императрицей. Елизавете Петровне понравилась принцесса София, но не понравилась ее мать, принцесса Иоганна. Поэтому первую она распорядилась «наставлять в православной вере» и обучать русскому языку, а вторую выслала из России за участие в политических интригах.
В 1745 г. состоялась
свадьба с Петром Федоровичем, накануне
которой она приняла
Очень скоро юная Екатерина испытала переменчивый нрав императрицы, неуравновешенность мужа, пренебрежение и коварство окружающих.
В те годы Екатерина много читала. Сначала она увлеклась модными романами, но ее пытливый ум требовал большего. Она обратилась к произведениям французских просветителей, трудам историков, естествоиспытателей, экономистов, правоведов, философов и филологов. Овладев русским языком, она читала летописи, древние своды законов, жизнеописания великих князей, царей и отцов Церкви.
В итоге Екатерина II усвоила идеи просветителей об общественном благе как высшей цели государственного деятеля, о необходимости воспитания и просвещения подданных, о главенстве законов в обществе.
В 1754 году у Екатерина II родился сын-наследник Павел. Но ребенка взяли от матери в апартаменты императрицы. Елизавета полагала, что лишь она сможет воспитать его разумно и достойно.
Восшествие на престол и начало царствования.
В декабре 1761 года скончалась императрица Елизавета Петровна. На престол вступил Петр III.
Екатерина II отличалась огромной работоспособностью, силой воли, целеустремленностью, храбростью, хитростью, лицемерием, неограниченным честолюбием и тщеславием, в общем, всеми чертами, характеризующими “сильную женщину”. Она могла подавлять свои эмоции в угоду развитому рационализму. Ей был присущ особый талант завоевывать общие симпатии.
Екатерина II медленно, но верно, продвигалась к русскому престолу, и, в итоге, отняла власть у мужа. 28 июня 1762 г. в России был совершен переворот в пользу Екатерины.
28.06.1762 от лица
Екатерина II был составлен манифест,
говорящий о причинах
В первые годы царствования Екатерина II напряженно искала пути утверждения на троне, проявляя при этом крайнюю осмотрительность. Решая судьбу фаворитов и фавориток предшествующего царствования Екатерина II проявила великодушие и снисходительность. Она прилагала все усилия, чтобы не оттолкнуть как влиятельных, умудренных жизнью сановников, служивших еще Елизавете Петровне, так и молодых своих соратников, которые рвались к управлению государством, не имея опыта и знаний. В итоге многие действительно талантливые и полезные государству люди остались на своих прежних должностях. Екатерина II любила и умела ценить заслуги людей. Она понимала, что ее похвалы и награды заставят людей еще усерднее трудиться.
Глава 2. Екатерина Вторая. Самодержавная императрица.
Забота о благе страны и народа.
Сразу после воцарения Екатерина II была заметна кипучая деятельность в государственном организме. При этом во всех отношениях выказывалось личное участие императрицы в решении всевозможных вопросов.
С момента восшествия на престол и до коронации Екатерина II участвовала в 15 заседаниях Сената, и небезуспешно. В 1763 году Сенат был реформирован: он был разделен на шесть департаментов со строго определенными функциями и под руководством генерал-прокурора, назначаемого монархом, стал органом контроля за деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией. Сенат лишился своей главной функции - законодательной инициативы, она фактически перешла к императрице.
Смерть Иоанна Антоновича (05.07.1764) избавила Екатерина II от страха за будущее своего трона. Теперь ее честолюбие могло быть удовлетворено реализацией собственных планов. Она накопила определенный опыт управления, появились замыслы реализовать новшества. Екатерина II принадлежала к числу тех государственных деятелей, которые намеревались не только царствовать, но и управлять.
Екатерина II хорошо понимала место России в тогдашнем мире. Она не слепо копировала европейские образцы, но была на уровне тогдашнего мирового политического знания. Она стремилась использовать европейский опыт для реформирования страны, где не было ни частной собственности, ни буржуазного гражданского общества, но, напротив, имелось традиционно развитое государственное хозяйство, господствовало крепостное право.
Трудно перечислить все, что сделала Екатерина II для пользы и славы России. Еще проживая в Москве, после коронации, она ознаменовала начало царствования великим и добрым делом: основала так называемый Воспитательный Дом. В этом доме находили приют дети, оставленные родителями. До этого времени брошенные дети либо погибали от голода и холода, либо вырастали в нищете и невежестве. Только немногие попадали к добрым людям, которые доводили их до ума. В Воспитательном Доме детей не только кормили, поили, одевали, но и учили. Из “дома” они выходили уже самостоятельными людьми, способными приносить пользу себе и отечеству. Вскоре такой же дом был открыт в Петербурге.