Пранікненне старажытнага чалавека на тэрыторыю Беларусі

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:47, контрольная работа

Краткое описание

Начало истории Беларуси относится, как известно, к каменному веку, охватывающему сотни тысяч лет. За это время человек, живший на ее территории, овладел техни­кой обработки камня и кости, научился строить жилье. Главными средствами его существования были охота и собирательство.
Каменный век положил начало самой продолжитель­ной в истории человечества социально-экономической фор­мации — первобытнообщинному строю. Она составляет эпоху от появления человечества (по последним данным, около 3 млн. лет назад) до установления социального неравенства и образования государства.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 Пранікненне старажытнага чалавека на тэрыторыю Беларусі. . . . . . . . . . . 3 заняткі і прылады працы старажытных людзей у каменным веку....4 жыцце ва умовах ледавіка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Бронзавы век. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
пераход ад спажывецкай да вытворчай гаспадарк. . . . . . . . . . . . . . . . .4 жыцце ва умовах ледавіка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Жалезны век. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 выплаўка і апрацоўка жалеза. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 сацыяльна-эканамічнае развіццё плямёнаў. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 зараджэнне вераванняў і ўзнікненне мастацтва. . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Файлы: 1 файл

Старажытнае грамадства на тэрыторыі Беларусі.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

Население Беларуси в раннем железном веке (VII в. до н.э. —V в. н.э.)

В VII —VI вв. до н.э. племена, жившие на территории Беларуси, как и другие племена Восточной Европы, нау­чились добывать железо и изготавливать из него орудия труда, оружие, украшения. Открытие железа означало переворот в истории человечества. Изделия из железа дали возможность человеку заниматься земледелием на боль-

2 Зак. 2461

ших площадях, расчищать под пахоту целые массивы земли, возводить более основательные жилье и хозяйствен­ные постройки, обеспечили дальнейшее развитие других отраслей домашнего ремесла — обработку древесины, кос­ти и т.д.

Железо добывалось из болотной железной руды, кото­рой была богата территория Беларуси. Для этого строили небольшие примитивные плавильные печи ("домницы"). У самого дна печи имелось отверстие, куда вставлялись глиняные трубки-сопла. В "домницу" засыпали пластами древесный уголь (частично подожженный) и руду. При помощи мехов в печь нагнетали холодный "сырой" воздух. Поэтому процесс, происходящий в печи, исследователи называют сыродутным-. Выплавленное железо затем нес­колько раз проковывали в кузнице.

На городищах около д.Лабенщина Минского, Свидно Логойского, Тербохунь Витебского районов обнаружены почти целые печи-"домницы", а около д.Урагва Верхнед­винского и Бураково Городокского районов — мастерские, в которых обрабатывали железо.

Сыродутный способ добычи железа требовал от перво­бытных людей больших старания и знаний.

Железо начало применяться для изготовления много­численных орудий труда, среди которых особенно важное значение имели топор и мотыга. Применение железного топора дало возможность вырубать леса под посевы на значительной территории. Утратив свой первоначальный, "огородный", характер, земледелие стало более продуктив­ным и превратилось в основное занятие населения, жив­шего на территории современной Беларуси.

По способу подготовки почвы к севу система земледе­лия получила название подсечной. Поля обрабатывали следующим образом. На месте, выбранном для сева, вы­рубали лес. Вырубленные деревья сжигали, а пепел ис­пользовали в качестве удобрения. Верхний пласт почвы разрыхляли железными мотыгами, затем сеяли и бороно­вали поле деревянной бороной-"суковаткой". Если урожай­ность снижалась, разработанные делянки бросали и пере­ходили на другие, предварительно подготовленные таким же образом.

О развитии подсечного земледелия на территории Бе­ларуси свидетельствуют найденные при раскопках желез­ные топоры и мотыги, каменные зернотерки, зерна пшени­цы, гороха, бобов и вики. Остатки этих растений в обуг-ю

ленном виде найдены при раскопках Банцаровского горо­дища около Минска, зерна пшеницы — на городище За-" горцы Городокского района и на Зборбвичском городище около Заслав ля, а отпечатки зерен пшеницы на глиняной посуде — на городищах Горошков Речицкого и вблизи Чаплина Лоевского районов.

Жали железными серпами. От серпов более позднего периода они отличались отсутствием насечки на лезвии, значительно меньшими размерами и небольшой выгнутос­тью. Зерно растирали на каменных зернотерках.

Наряду с земледелием развивалось и скотоводство, приобретавшее все большее значение в хозяйстве. Судя по остаткам найденных костей, первобытные люди разводили прежде всего крупный рогатый скот. Мелкий рогатый скот, а также лошади, свиньи играли второстепенную роль. Охота, рыболовство и собирательство стали подсобным

занятием.

С началом применения железных орудий труда, разви­тия подсечного земледелия и скотоводства мужчина занял в общинном хозяйстве рода господствующее положение. Труд женщины утратил прежнее главенствующее значе­ние. В связи с этим наследники по мужской линии остава­лись в его роду, а происхождение начало вестись не по матери, а по отцу. Так на смену материнскому пришел отцовский (патриархальный) род.

В общественном строе племен уже в самом начале железного века обозначились признаки разложения перво­бытнообщинных отношений. В результате роста произво­дительных сил и широкого распространения железных орудий труда появилась возможность накапливать внутри рода больше материальных ценностей, железных орудий труда, оружия, зерна, скота, продуктов охоты и др., что привело к возникновению противоречий между родами и племенами, к частым военным стычкам.

Процесс разложения первобытнообщинного строя на­шел отражение в характере поселений. Основным их типом становятся укрепленные городища. Первоначально такие поселения огораживались только деревянной стеной, по­том стали выкапываться глубокие рвы, насыпаться валы и т.д. Наличие материальных ценностей у семей и родов вызвало стремление соседей захватить их. Добычей побе­дителей становились не только ценности, но и люди, которых превращали в рабов. Так возникло патриархаль­ное рабство и зародилась эксплуатация.

Необходимо отметить, что разложение первобытнооб­щинных отношений племен, живших на юге Беларуси по соседству со скифо-сарматскими племенами, началось зна­чительно раньше и имело более интенсивный характер, чем в центре и на севере Беларуси. Большие общинные дома, соответствовавшие тому времени, когда патриархальная семья была еще единым коллективом, на юге исчезли не позже третьей четверти 1-го тысячелетия до н.э. и уступили место индивидуальному жилью, предназначенному для отдельной семьи.

Археологические памятники свидетельствуют о том, что и у этих племен уже возникло имущественное неравен­ство. В Чаплинском захоронении (д.Чаплин Лоевского района Гомельской области), например, найдены сравни­тельно богатые могилы с множеством различных вещей, в том числе с оружием, и бедные, где вещей почти нет.

В I —II вв. н.э. на юге Беларуси население оставило укрепленные городища и поселилось на открытых мес­тах — селищах. Исследователи считают, что это произош­ло в результате возникновения крупных племенных объе­динений, в границах которых для каждой отдельной об­щины исчезла необходимость в укрепленных поселениях. В результате изучения археологических памятников установлено, что в период железного века территорию Беларуси населяли несколько больших племенных групп. Это были довольно устойчивые объединения, в состав которых входили племена, не покидавшие мест своего проживания на протяжении многих веков.

Племенные группы были объединены общностью тер­ритории, одинаковым характером жилья и поселений, схожестью похоронных обрядов и т.д.

В раннем железном веке территории современных Го­мельской, юг Могилевской и Минской, юго-восток Брес­тской областей, а также значительную часть Северной Украины занимали племена милоградской культуры (от названия д.Милограды Речицкого района Гомельской об­ласти). На севере черта их расселения доходила до Слуц-ка, Бобруйска, Рогачева, Кричева. Здесь они граничили с племенами культуры штрихованной керамики. На юге Украины милоградские племена занимали пространство до р.Рось, где они соседствовали со скифскими племенами. Восточными соседями племен милоградской культуры бы­ли племена юхновской культуры, жившие в бассейне р.Десна на территории современной Брянской и соседних

с ней областей. На западе с милоградцами соседствовали племена лужицкой и восточнопоморской культур, жившие в бассейне р.Висла.

Представители милоградской культуры жили в укреп­ленных городищах и неукрепленных поселениях в полу­землянках, а также в небольших жилищах столбовой конструкции. Они занимались земледелием, скотовод­ством, охотой, ремеслами, добычей и обработкой железа. Этой культуре присущи своеобразные черты, которые выделяют ее среди других культур раннего железного века. Наиболее характерная из них — керамика. Преобла­дающей формой посуды были круглодонные горшки с резко отогнутым венчиком. В верхней части такая посуда часто покрывалась орнаментом, состоявшим из круглых вогнутостей на внутренней и внешней сторонах стенок, а также из разных по форме и глубине ямок. Похоронный обряд — трупосожжение и трупоположение на бескурган­ных и курганных могильниках. По мнению одних архео­логов, милоградская культура принадлежала славянам. Но существует и другая точка зрения ученых, которые относят ее к балтской.

В конце 1-го тысячелетия до н.э. в Верхнем и Сред­нем Поднепровье, где раньше жили племена милоград­ской культуры, сложилась зарубинецкая культура (по названию д.Зарубинцы Переяславль-Хмельницкого рай­она Киевской области). Население этих территорий за­нималось земледелием, скотоводством, добычей и обра­боткой железа и ремеслами. Орудия труда, оружие, украшения по сравнению с предметами милоградской культуры стали более разнообразными и совершенными. Представители зарубинецкой культуры поддерживали связи с кельтами, сарматами, скифами, античными горо­дами Северного Причерноморья, северными провинция­ми Римской империи, о чем свидетельствуют находки предметов с эмалью, бронзовой посуды, римских монет и т.д.

В VII в. до н.э. бассейны Немана, Западной Двины и Верхнее Поднепровье заселяла группа индоевропейских племен культуры штрихованной керамики, считающихся балтскими. На юге и юго-востоке их соседями были ира­ноязычные племена (скифы, сарматы) и славяне, жившие в бассейне Припяти, на севере и северо-востоке — финны, на западе и юго-западе — славяне (в бассейне Вислы и в Южной Прибалтике) и германцы.

По данным археологии и языкознания, балты форми­ровались в эпоху позднего неолита и бронзы (конец 3-го и 2-е тысячелетие до н.э.). В письменных источниках балты впервые упоминаются в конце I в. н.э. (Тацит); в скандинавских хрониках IX в. упоминаются курши, зем-галы, пруссы; в древнерусских летописях (XI в.) — кур­ши, латгалы, пруссы, ятвяги, позже (XII в.) — литва, жмудь и др.

На севере Беларуси и на соседней с ней территории в 1-м тысячелетии до н.э. и в первой половине 1-го тысяче­летия н.э. жили племена, культура которых походила на культуру штрихованной керамики. В археологии она, как и другие культуры, не имела специального названия. В связи с тем, что основная масса поселений этой культуры размещалась в бассейнах Днепра и Западной Двины, условно ее назвали днепро-двинской.

Племена днепро-двинской культуры заселяли довольно значительную территорию. На юге они граничили с племе­нами культуры штрихованной керамики, на юго-востоке и Смоленщине — с племенами юхновской культуры, на вос­токе, в западной части волго-окского бассейна — с племе­нами дьяковской культуры, на севере, северо-западе и западе — с древними прибалтийскими племенами.

Основным типом поселений племен днепро-двинской культуры являлись укрепленные поселения, располо­женные главным образом по берегам рек и озер, имевших заливные луга и удобные земельные угодья. В экономи­ческой жизни эти племена отставали от своих южных соседей. Железный век здесь начался на несколько веков позже, и поэтому, по данным археологических раскопок, у этих племен длительное время основную роль в хозяй­стве играли не земледелие, а скотоводство и охота. Только к концу 1-го тысячелетия до н.э. каменные и костяные орудия здесь уступают место железным, в результате чего земледелие и скотоводство становятся главными отраслями хозяйства.

Вопрос об этнической принадлежности днепро-двин­ской культуры в науке окончательно не решен. Большин­ство исследователей считает, что ее создали восточнобал-тские племена. В пользу этого предположения свидетельс­твует и тот факт, что названия рек и озер на территории, где размещались поселения днепро-двинской культуры (Вопь, Каспля, Лучеса, Оболь и др.), уходят корнями в древние балтские языки.

Религия, быт

 

Религиозные верования славян были язычес­кими. Они обожествляли окружающую природу (землю, небо, солнце, деревья), стихийные силы природы (молнию, дождь, ветер). Различные веро­вания переплетались и создавали сложный пантеон Богов (Сворог - Бог неба, Велес - Бог солнца, Пе­рун - Бог грома). Священным считался огонь, кото­рому отдавали тело умершего, возле огня в купаль­скую ночь водили хороводы, с огнем провожали зиму. Боги задавали в жизни человека определенные мировоззренческие ориентиры. Чем лучше человек осуществлял свое предназначение на земле, тем бо­лее угоден он был богам.

 

 

 

 

 

 

 

Рис 2: «Козьянковский клад».                                     Рис 3:  «Лепной горшок»

Обнаружен в 1972 г.

Общий вес монет составил 20 кг.

             

 

На первый план выходили ценности, обеспечивающие физическое существование человека, жизнь последующих поколений. Боги требовали от челове­ка поклонения, которое осуществлялось в виде жертвоприношения идолам.

Существовало много обрядов, связанных с землей, началом и окон­чанием земледельческих работ. Земля занимала особое место в жизни чело­века. Во многих языках слово «родина» в дословном переводе - это земля рождения.

В традиционных обществах высоко ценилась семья. Объединение родственников по мужской линии вело общее хозяйство, несло ответствен­ность перед обществом за своих членов. Семья в древности была замкнута, отгорожена от внешнего мира, ориентировалась на поддержание и воспроиз­водство социального, нравственного опыта старших поколений. Уважение к главе семейства было основой в семейной иерархии. Дети должны были слу­жить родителям, выполнять их волю. Эти семейные отношения, сложившие­ся тысячи лет назад, проявляются и сегодня в праздновании Дедов, Радуницы.

Кроме множества богов в жизни древних людей присутствовало веро­вание в духов (в основном зловредных), животных, обладающих способно­стью наносить вред человеку. Деревья, реки выступали также как носители определенных сил.

Таким образом, древний человек никогда не был предоставлен сам себе. Он был окружен кем-то, кто постоянно контролировал его, формируя определенные ритуалы и культуру поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.      «История Беларуси» Е.Л. Абицедарская, Минск ИП «Экоперспектива» 1997 г. (стр. 4 -15);

2.      «История Беларуси в контексте Европейской истории» П.И. Бригадин, Минск ГИУСТ БГУ 2007 г. (стр. 12 – 25);

3.      «Очерки истории Беларуси» П. Г. Чигринов, Минск «Вышэйшая школа» 2004г. (стр. 7 – 13).



Информация о работе Пранікненне старажытнага чалавека на тэрыторыю Беларусі