Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:47, контрольная работа
Начало истории Беларуси относится, как известно, к каменному веку, охватывающему сотни тысяч лет. За это время человек, живший на ее территории, овладел техникой обработки камня и кости, научился строить жилье. Главными средствами его существования были охота и собирательство.
Каменный век положил начало самой продолжительной в истории человечества социально-экономической формации — первобытнообщинному строю. Она составляет эпоху от появления человечества (по последним данным, около 3 млн. лет назад) до установления социального неравенства и образования государства.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 Пранікненне старажытнага чалавека на тэрыторыю Беларусі. . . . . . . . . . . 3 заняткі і прылады працы старажытных людзей у каменным веку....4 жыцце ва умовах ледавіка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Бронзавы век. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
пераход ад спажывецкай да вытворчай гаспадарк. . . . . . . . . . . . . . . . .4 жыцце ва умовах ледавіка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Жалезны век. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 выплаўка і апрацоўка жалеза. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 сацыяльна-эканамічнае развіццё плямёнаў. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 зараджэнне вераванняў і ўзнікненне мастацтва. . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Население Беларуси в раннем железном веке (VII в. до н.э. —V в. н.э.)
В VII —VI вв. до н.э. племена, жившие на территории Беларуси, как и другие племена Восточной Европы, научились добывать железо и изготавливать из него орудия труда, оружие, украшения. Открытие железа означало переворот в истории человечества. Изделия из железа дали возможность человеку заниматься земледелием на боль-
2 Зак. 2461
ших площадях, расчищать под пахоту целые массивы земли, возводить более основательные жилье и хозяйственные постройки, обеспечили дальнейшее развитие других отраслей домашнего ремесла — обработку древесины, кости и т.д.
Железо добывалось из болотной железной руды, которой была богата территория Беларуси. Для этого строили небольшие примитивные плавильные печи ("домницы"). У самого дна печи имелось отверстие, куда вставлялись глиняные трубки-сопла. В "домницу" засыпали пластами древесный уголь (частично подожженный) и руду. При помощи мехов в печь нагнетали холодный "сырой" воздух. Поэтому процесс, происходящий в печи, исследователи называют сыродутным-. Выплавленное железо затем несколько раз проковывали в кузнице.
На городищах около д.Лабенщина Минского, Свидно Логойского, Тербохунь Витебского районов обнаружены почти целые печи-"домницы", а около д.Урагва Верхнедвинского и Бураково Городокского районов — мастерские, в которых обрабатывали железо.
Сыродутный способ добычи железа требовал от первобытных людей больших старания и знаний.
Железо начало применяться для изготовления многочисленных орудий труда, среди которых особенно важное значение имели топор и мотыга. Применение железного топора дало возможность вырубать леса под посевы на значительной территории. Утратив свой первоначальный, "огородный", характер, земледелие стало более продуктивным и превратилось в основное занятие населения, жившего на территории современной Беларуси.
По способу подготовки почвы к севу система земледелия получила название подсечной. Поля обрабатывали следующим образом. На месте, выбранном для сева, вырубали лес. Вырубленные деревья сжигали, а пепел использовали в качестве удобрения. Верхний пласт почвы разрыхляли железными мотыгами, затем сеяли и бороновали поле деревянной бороной-"суковаткой". Если урожайность снижалась, разработанные делянки бросали и переходили на другие, предварительно подготовленные таким же образом.
О развитии подсечного земледелия на территории Беларуси свидетельствуют найденные при раскопках железные топоры и мотыги, каменные зернотерки, зерна пшеницы, гороха, бобов и вики. Остатки этих растений в обуг-ю
ленном виде найдены при раскопках Банцаровского городища около Минска, зерна пшеницы — на городище За-" горцы Городокского района и на Зборбвичском городище около Заслав ля, а отпечатки зерен пшеницы на глиняной посуде — на городищах Горошков Речицкого и вблизи Чаплина Лоевского районов.
Жали железными серпами. От серпов более позднего периода они отличались отсутствием насечки на лезвии, значительно меньшими размерами и небольшой выгнутостью. Зерно растирали на каменных зернотерках.
Наряду с земледелием развивалось и скотоводство, приобретавшее все большее значение в хозяйстве. Судя по остаткам найденных костей, первобытные люди разводили прежде всего крупный рогатый скот. Мелкий рогатый скот, а также лошади, свиньи играли второстепенную роль. Охота, рыболовство и собирательство стали подсобным
занятием.
С началом применения железных орудий труда, развития подсечного земледелия и скотоводства мужчина занял в общинном хозяйстве рода господствующее положение. Труд женщины утратил прежнее главенствующее значение. В связи с этим наследники по мужской линии оставались в его роду, а происхождение начало вестись не по матери, а по отцу. Так на смену материнскому пришел отцовский (патриархальный) род.
В общественном строе племен уже в самом начале железного века обозначились признаки разложения первобытнообщинных отношений. В результате роста производительных сил и широкого распространения железных орудий труда появилась возможность накапливать внутри рода больше материальных ценностей, железных орудий труда, оружия, зерна, скота, продуктов охоты и др., что привело к возникновению противоречий между родами и племенами, к частым военным стычкам.
Процесс разложения первобытнообщинного строя нашел отражение в характере поселений. Основным их типом становятся укрепленные городища. Первоначально такие поселения огораживались только деревянной стеной, потом стали выкапываться глубокие рвы, насыпаться валы и т.д. Наличие материальных ценностей у семей и родов вызвало стремление соседей захватить их. Добычей победителей становились не только ценности, но и люди, которых превращали в рабов. Так возникло патриархальное рабство и зародилась эксплуатация.
Необходимо отметить, что разложение первобытнообщинных отношений племен, живших на юге Беларуси по соседству со скифо-сарматскими племенами, началось значительно раньше и имело более интенсивный характер, чем в центре и на севере Беларуси. Большие общинные дома, соответствовавшие тому времени, когда патриархальная семья была еще единым коллективом, на юге исчезли не позже третьей четверти 1-го тысячелетия до н.э. и уступили место индивидуальному жилью, предназначенному для отдельной семьи.
Археологические памятники свидетельствуют о том, что и у этих племен уже возникло имущественное неравенство. В Чаплинском захоронении (д.Чаплин Лоевского района Гомельской области), например, найдены сравнительно богатые могилы с множеством различных вещей, в том числе с оружием, и бедные, где вещей почти нет.
В I —II вв. н.э. на юге Беларуси население оставило укрепленные городища и поселилось на открытых местах — селищах. Исследователи считают, что это произошло в результате возникновения крупных племенных объединений, в границах которых для каждой отдельной общины исчезла необходимость в укрепленных поселениях. В результате изучения археологических памятников установлено, что в период железного века территорию Беларуси населяли несколько больших племенных групп. Это были довольно устойчивые объединения, в состав которых входили племена, не покидавшие мест своего проживания на протяжении многих веков.
Племенные группы были объединены общностью территории, одинаковым характером жилья и поселений, схожестью похоронных обрядов и т.д.
В раннем железном веке территории современных Гомельской, юг Могилевской и Минской, юго-восток Брестской областей, а также значительную часть Северной Украины занимали племена милоградской культуры (от названия д.Милограды Речицкого района Гомельской области). На севере черта их расселения доходила до Слуц-ка, Бобруйска, Рогачева, Кричева. Здесь они граничили с племенами культуры штрихованной керамики. На юге Украины милоградские племена занимали пространство до р.Рось, где они соседствовали со скифскими племенами. Восточными соседями племен милоградской культуры были племена юхновской культуры, жившие в бассейне р.Десна на территории современной Брянской и соседних
с ней областей. На западе с милоградцами соседствовали племена лужицкой и восточнопоморской культур, жившие в бассейне р.Висла.
Представители милоградской культуры жили в укрепленных городищах и неукрепленных поселениях в полуземлянках, а также в небольших жилищах столбовой конструкции. Они занимались земледелием, скотоводством, охотой, ремеслами, добычей и обработкой железа. Этой культуре присущи своеобразные черты, которые выделяют ее среди других культур раннего железного века. Наиболее характерная из них — керамика. Преобладающей формой посуды были круглодонные горшки с резко отогнутым венчиком. В верхней части такая посуда часто покрывалась орнаментом, состоявшим из круглых вогнутостей на внутренней и внешней сторонах стенок, а также из разных по форме и глубине ямок. Похоронный обряд — трупосожжение и трупоположение на бескурганных и курганных могильниках. По мнению одних археологов, милоградская культура принадлежала славянам. Но существует и другая точка зрения ученых, которые относят ее к балтской.
В конце 1-го тысячелетия до н.э. в Верхнем и Среднем Поднепровье, где раньше жили племена милоградской культуры, сложилась зарубинецкая культура (по названию д.Зарубинцы Переяславль-Хмельницкого района Киевской области). Население этих территорий занималось земледелием, скотоводством, добычей и обработкой железа и ремеслами. Орудия труда, оружие, украшения по сравнению с предметами милоградской культуры стали более разнообразными и совершенными. Представители зарубинецкой культуры поддерживали связи с кельтами, сарматами, скифами, античными городами Северного Причерноморья, северными провинциями Римской империи, о чем свидетельствуют находки предметов с эмалью, бронзовой посуды, римских монет и т.д.
В VII в. до н.э. бассейны Немана, Западной Двины и Верхнее Поднепровье заселяла группа индоевропейских племен культуры штрихованной керамики, считающихся балтскими. На юге и юго-востоке их соседями были ираноязычные племена (скифы, сарматы) и славяне, жившие в бассейне Припяти, на севере и северо-востоке — финны, на западе и юго-западе — славяне (в бассейне Вислы и в Южной Прибалтике) и германцы.
По данным археологии и языкознания, балты формировались в эпоху позднего неолита и бронзы (конец 3-го и 2-е тысячелетие до н.э.). В письменных источниках балты впервые упоминаются в конце I в. н.э. (Тацит); в скандинавских хрониках IX в. упоминаются курши, зем-галы, пруссы; в древнерусских летописях (XI в.) — курши, латгалы, пруссы, ятвяги, позже (XII в.) — литва, жмудь и др.
На севере Беларуси и на соседней с ней территории в 1-м тысячелетии до н.э. и в первой половине 1-го тысячелетия н.э. жили племена, культура которых походила на культуру штрихованной керамики. В археологии она, как и другие культуры, не имела специального названия. В связи с тем, что основная масса поселений этой культуры размещалась в бассейнах Днепра и Западной Двины, условно ее назвали днепро-двинской.
Племена днепро-двинской культуры заселяли довольно значительную территорию. На юге они граничили с племенами культуры штрихованной керамики, на юго-востоке и Смоленщине — с племенами юхновской культуры, на востоке, в западной части волго-окского бассейна — с племенами дьяковской культуры, на севере, северо-западе и западе — с древними прибалтийскими племенами.
Основным типом поселений племен днепро-двинской культуры являлись укрепленные поселения, расположенные главным образом по берегам рек и озер, имевших заливные луга и удобные земельные угодья. В экономической жизни эти племена отставали от своих южных соседей. Железный век здесь начался на несколько веков позже, и поэтому, по данным археологических раскопок, у этих племен длительное время основную роль в хозяйстве играли не земледелие, а скотоводство и охота. Только к концу 1-го тысячелетия до н.э. каменные и костяные орудия здесь уступают место железным, в результате чего земледелие и скотоводство становятся главными отраслями хозяйства.
Вопрос об этнической принадлежности днепро-двинской культуры в науке окончательно не решен. Большинство исследователей считает, что ее создали восточнобал-тские племена. В пользу этого предположения свидетельствует и тот факт, что названия рек и озер на территории, где размещались поселения днепро-двинской культуры (Вопь, Каспля, Лучеса, Оболь и др.), уходят корнями в древние балтские языки.
Религия, быт
Религиозные верования славян были языческими. Они обожествляли окружающую природу (землю, небо, солнце, деревья), стихийные силы природы (молнию, дождь, ветер). Различные верования переплетались и создавали сложный пантеон Богов (Сворог - Бог неба, Велес - Бог солнца, Перун - Бог грома). Священным считался огонь, которому отдавали тело умершего, возле огня в купальскую ночь водили хороводы, с огнем провожали зиму. Боги задавали в жизни человека определенные мировоззренческие ориентиры. Чем лучше человек осуществлял свое предназначение на земле, тем более угоден он был богам.
Рис 2: «Козьянковский клад». Рис 3: «Лепной горшок»
Обнаружен в 1972 г.
Общий вес монет составил 20 кг.
На первый план выходили ценности, обеспечивающие физическое существование человека, жизнь последующих поколений. Боги требовали от человека поклонения, которое осуществлялось в виде жертвоприношения идолам.
Существовало много обрядов, связанных с землей, началом и окончанием земледельческих работ. Земля занимала особое место в жизни человека. Во многих языках слово «родина» в дословном переводе - это земля рождения.
В традиционных обществах высоко ценилась семья. Объединение родственников по мужской линии вело общее хозяйство, несло ответственность перед обществом за своих членов. Семья в древности была замкнута, отгорожена от внешнего мира, ориентировалась на поддержание и воспроизводство социального, нравственного опыта старших поколений. Уважение к главе семейства было основой в семейной иерархии. Дети должны были служить родителям, выполнять их волю. Эти семейные отношения, сложившиеся тысячи лет назад, проявляются и сегодня в праздновании Дедов, Радуницы.
Кроме множества богов в жизни древних людей присутствовало верование в духов (в основном зловредных), животных, обладающих способностью наносить вред человеку. Деревья, реки выступали также как носители определенных сил.
Таким образом, древний человек никогда не был предоставлен сам себе. Он был окружен кем-то, кто постоянно контролировал его, формируя определенные ритуалы и культуру поведения.
Список литературы:
1. «История Беларуси» Е.Л. Абицедарская, Минск ИП «Экоперспектива» 1997 г. (стр. 4 -15);
2. «История Беларуси в контексте Европейской истории» П.И. Бригадин, Минск ГИУСТ БГУ 2007 г. (стр. 12 – 25);
3. «Очерки истории Беларуси» П. Г. Чигринов, Минск «Вышэйшая школа» 2004г. (стр. 7 – 13).
Информация о работе Пранікненне старажытнага чалавека на тэрыторыю Беларусі