Пранікненне старажытнага чалавека на тэрыторыю Беларусі

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:47, контрольная работа

Краткое описание

Начало истории Беларуси относится, как известно, к каменному веку, охватывающему сотни тысяч лет. За это время человек, живший на ее территории, овладел техни­кой обработки камня и кости, научился строить жилье. Главными средствами его существования были охота и собирательство.
Каменный век положил начало самой продолжитель­ной в истории человечества социально-экономической фор­мации — первобытнообщинному строю. Она составляет эпоху от появления человечества (по последним данным, около 3 млн. лет назад) до установления социального неравенства и образования государства.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 Пранікненне старажытнага чалавека на тэрыторыю Беларусі. . . . . . . . . . . 3 заняткі і прылады працы старажытных людзей у каменным веку....4 жыцце ва умовах ледавіка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Бронзавы век. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
пераход ад спажывецкай да вытворчай гаспадарк. . . . . . . . . . . . . . . . .4 жыцце ва умовах ледавіка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Жалезны век. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 выплаўка і апрацоўка жалеза. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 сацыяльна-эканамічнае развіццё плямёнаў. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 зараджэнне вераванняў і ўзнікненне мастацтва. . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Файлы: 1 файл

Старажытнае грамадства на тэрыторыі Беларусі.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

В культурно-социальном отношении население территории Беларуси в это время не было однородным. Об этом свидетельствуют различные памятники материальной культуры южной, центральной и северной ее частей. Разделение населения на ярко выраженные социальные слои и группы произошло b:VI-IX вв. Причем характерной особенностью этого процесса было то, что от первобытнообщинного строя восточные славяне через военную демократию перешли непосредственно к феодализму, ми­нуя рабовладельческий строй. Хотя наиболее архаичной формой эксплуа­тации у них, как и у других народов, было рабство, но оно не стало осно­вой производственных отношений.

; Развивалась техника земледелия. Близ д. Хотомель Столинского рай­она найдено относящееся к этому времени усовершенствованное орудие для рыхления земли: рало с полозом, в котором впереди наральника уста-

навливался железный резак. Помимо проса, пшеницы, ячменя, конопли, гороха наши предки стали культивировать озимую рожь. Это положило начало новому, более прогрессивному этапу в земледелии - паровой сис­теме земледелия. В крестьянских хозяйствах были лошади, крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, домашняя птица.

Семьи, объединенные уже общностью хозяйственной жизни, образо­вывали сельскую (соседскую) или территориальную общину. У восточ­ных славян она называлась вервью или миром. Кроме земледельцев общи­на объединяла кузнецов, гончаров, кожевников. Члены общины были свя­заны взаимной ответственностью (так называемой круговой порукой) за уплату дани, за преступления и т. п. Более усложненными становились духовно-нравственные представления. Религия восточнославянских наро­дов была языческой, многобожной.

В конце I тыс. н. э. начали складываться условия образования вос­точнославянской, или древнерусской, народности. Постоянное укрепле­ние политических и экономических связей между славянскими племен­ными объединениями и союзами, проживавшими на территории Запад­ной, Северо-Восточной и Южной Руси, вело к постепенному сглажива­нию ряда отличий и появлению общих черт, способствовавших образова­нию нового этнического сообщества с едиными языком, территорией, культурой и этническим самосознанием. Но, как справедливо подчеркива­ет ряд ученых, народность это не только этническое, но и историческое сообщество людей, характерное для общества, уже поделенного на клас­сы, и где существует государственность [76. С. 219]. Именно эти условия имели место в Древнерусском государстве. Однако процесс дальнейшего развития и укрепления древнерусской народности прервался уже в первой половине ХП в. в связи с начавшимся распадом Киевской Руси как едино­го государства на ряд самостоятельных удельных княжеств.

Это во многом предопределило начало формирования белорусского, украинского и русского народов. В частности, в новых условиях на терри­тории нынешней Беларуси дальнейшее развитие получили самостоятель­ные государственные образования - княжения. Это способствовало еще более прочному объединению, консолидации уже исторически сложив­шихся устойчивых групп людей, характеризовавшихся единым происхож­дением, ярко выраженной общностью языка, культуры, быта, социально-психологического склада, традиций, обычаев и нравов. Становление белорусского этноса заняло исторически длительный период и прошло через ряд этапов, отличавшихся различной степенью зрелости его призна­ков. Основным результатом влияния комплекса социально-экономи­ческих, политических и этнических процессов XIV-XVI вв. стало склады­вание самостоятельного этносоциального сообщества феодального типа -белорусской народности. В настоящее время завершение становления белорусской нации как самостоятельного этносоциального организма многие ученые связывают с формированием национального самосознания

 

всех классов и социальных слоев общества, утверждением белорусской государственности. В частности, формирование белорусской нации как самостоятельного этносоциального организма учеными относится на на­чало XX в. Некоторые ученые полагают, что только с завершением про­цесса обретения белорусами своей этнической территории и самостоя­тельной государственности состоялось становление их как единого наро­да, нации. Несомненно, что развитие и становление белорусского народа осуществлялось в рамках общеисторического прогресса человечества. Он прошел все этапы социально-экономического развития: от первобытно­общинного состояния до нынешнего экономического, социально-политического и духовного уровня.

 

Территория Беларуси, таким образом, входила в зону, где происходил процесс антропогенеза, т.е. эволюционно-исторического формирования человека.

Период первичного человеческого стада характеризо­вался преимущественно присвоением готовых продуктов природы. Люди в поисках пищи кочевали небольшими группами, занимались собирательством, рыболовством, охотой. Объектами охоты были олени, быки, лошади, мамонты, шерстистые носороги. Охотились первобытные люди коллективно. Обычно они устраивали облавы с применением огня, загоняли животное на крутые обрывы, в болото, ловчие ямы. Оружием, видимо, были дубинки из твердого дерева с обожженным концом. Широко при­менялось и метательное оружие с кремневым наконечни­ком. Жизнь людей была очень тяжелой и опасной. Боль­шинство из них не доживали до 20 лет: одни гибли в борьбе с хищниками, другие — от болезней и голода.

Усовершенствование охотничьего оружия и способов добычи материальных средств способствовало созданию запасов пищи, длительному пребыванию охотничьих кол­лективов на одном месте.

Наиболее сохранившиеся остатки жилья позднепалео-литического человека обнаружены на стоянках вблизи д.Бердыж и Юревичи. На бердыжском поселениях найде­ны остатки четырех полуземлянок и пяти хозяйственных ям. Полуземлянки овальной, полуовальной и продолгова­той формы были углублены в землю на 0,5 —0,6 м. Фун­даментом служили крупные кости мамонта, стенами — плоские кости, поставленные вертикально, и трубчатые кости, положенные одна на другую горизонтально в виде кладки. Подпорками для них служили черепа мамонтов. В центре двух жилищ были обнаружены огнища, свиде­тельствующие о том, что их обитатели были знакомы с огнем и умели его добывать. Применение огня имело огромное значение для развития первобытного общества. Оно давало возможность расселяться на более обширной территории и употреблять в пищу новые продукты.

Исследования остатков постоянного жилья позволили сделать вывод, что социальной ячейкой эпохи верхнего палеолита была уже парная семья. Несколько парных, сна­чала еще неустойчивых семей объединялись в общину или род. Он состоял из потомков одной определенной родона­чальницы — матери. В то время существовала экзогамия, т.е. обычай, запрещающий связи внутри рода: муж и жена должны были принадлежать к разным общинам (родам). Основой общины была группа родственников по матери, т.е. материнский род. Он и был основным хозяйственным и общественным центром. Все имущество, находившееся в совместном использовании, и большинство средств ведения хозяйства принадлежали роду. Несколько общин, связанных экзогамными отношениями, образовывали племя.

Однако в скором времени климатические условия ухуд­шились. Наступили жестокие холода, и люди покинули территорию Беларуси почти на 10 тыс. лет. Многометро­вый пласт суглинка покрыл стоянки первобытных людей и тем самым сохранил их остатки до наших дней. Жизнь людей продолжалась только на Юге Беларуси — в бассей­не Десны (стоянки Елисеевичи, Мезин, Юдиново), на среднем Днепре, Днестре и Горыни.

На протяжении 12 — 10-го тысячелетий до н.э. ледник отступает. Климат становится более теплым и влажным. Создаются благоприятные условия для распространения лесов. Изменилась и фауна: крупные млекопитающие лед­никового периода — мамонты и носороги — вымерли. Северный олень, песец, приспособленные к суровому кли­мату, отступили далеко на север. Широко распространи­лись тур, лось, кабан, медведь, волк, лиса и др. Реки и озера наполнились рыбой.

В 6 —2-м тысячелетиях до н.э. растительный и живот­ный мир на территории Беларуси уже мало отличался от современного. В это время население, проживавшее здесь, как и население всей Европы, сделало крупный шаг в развитии производительных сил. Самым важным достиже­нием было распространение шлифования и сверления ка­менных орудий, сделавших труд более производительным. В связи с началом применения новой техники обработки камня этот период принято называть новокаменным веком, или неолитом.

Началом неолита считают время изобретения способа изготовления глиняной посуды, концом — появление ме­таллургии.

Посуду лепили вручную. Из глины и растительной примеси, а позже примеси песка или толченого камня вытягивались ленты, которые затем вылеплялись на спи­рали, образуя венчик, туловище и донышко. Посуда полу­чалась остродонная, с прямыми стенками, иногда слегка суженными кверху. Поверхность, особенно внутренняя, часто заглаживалась зубчатым штампом. Посуда покрыва­лась орнаментом, просушивалась и обжигалась на огне.

Овладение приемами лепки и обжига посуды улучшило способы приготовления пищи и позволило увеличить срок ее хранения. Это достижение способствовало переходу к оседлому образу жизни.

На территории Беларуси обнаружено более 500 поселе­ний, относящихся к разным периодам эпохи неолита. Не­большие поселения с наземными жилищами типа полузем­лянок размещались чаще всего на террасах небольших рек, в старых, пересохших руслах и на песчаных дюнах. Сущес­твует предположение, что к концу эпохи неолита на терри­тории Беларуси проживало около 5—6 тыс. человек.

Основными занятиями населения в это время были охота, рыболовство и собирательство. В конце неолита расширились производственные формы хозяйства — при­митивное земледелие и скотоводство.

Материальная культура племен эпохи неолита не была однородной. Наряду с общими чертами в ней уже выявля­ются и отличия. Особенно это касается форм глиняной посуды и ее орнаментации.

Данные археологических раскопок позволили выяс­нить, что на территории Беларуси в неолитическую эпоху жили три большие группы племен. В связи с тем, что настоящие названия этих племен неизвестны, их культуры принято называть по типу орнаментации на посуде, а также по формам горшков или по областям их распространения. В Белорусском Полесье и на территории Украины в это время сложилась культура гребенчато-накольчатой кера­мики. Основная область ее распространения кроме По­лесья охватывала территорию Украины между Днепром и Донцом, в связи с чем и культура была названа днепро-до­нецкой. Представители этой культуры изготавливали ши-рокогорлые остродонные горшки, украшенные отпечатка­ми гребня и наколками, и микролитические орудия тру­да листовидные, пластинчатые наконечники стрел, сер­повидные ножи, долота, тесла, небольшие трапециевидные топоры и др.

Раскопки поселений культуры гребенчато-накольчатои Керамики осуществлялись вблизи д.Слободка и Юровичи Калинковичского района на нижней Припяти. Установле­но, что поселения состояли из нескольких небольших помещений, расположенных на берегу реки или озера. Одно из таких помещений, по форме напоминающее овал длиной 4 м, шириной около 3 м, углубленное в землю на 0,8 м, было обнаружено на берегу о.Литвин. Внутри сохранились остатки очага, выложенного камнями. В по­селении, расположенном неподалеку, обнаружены назем­ные помещения как с очагами, выложенными из камня, так и без выкладок.

Представители днепро-донецких племен были европе-идами — поздними кроманьонцами, рослыми, широколи­цыми, с высоким черепом. Они носили одежду из обрабо­танных кож животных, бусы и подвески из шлифованных пластинок, раковин и клыков. Их одежда, головные уборы и даже обувь украшались костяными пластинками, зубами оленя, кабана, рыбы и т.д.

Вторая группа племен заселяла верховья Днепра и Сожа. Для верхнеднепровской культуры характерна посу­да, орнаментированная ямочными и "лапковыми" отпечат­ками. Наколы почти отсутствуют. Поэтому такую керами­ку называют гребенчато-ямочной. Она найдена на стоянках около д.Весть Быховского, Лучин и Ходосовичи Рогачев-ского, Стрелица и Рудня-Шлягинская Ветковского, Себ-ровичи Чечерского, Струмень Кормянского районов.

Третья группа неолитических племен расселялась в верховьях Припяти, по Ясельде и в бассейне Немана. Племена неманской культуры занимались изготовлением остродонной толстостенной посуды, под венчиком которой наносились наколы, насечки и перечеркнутые линии. Ос­новная же часть поверхности посуды не орнаментирова­лась.

Памятники с такой керамикой обнаружены при раскоп­ках около д.Лысая Гора Столбцовского, Добрый Бор Барановичского, Камень Пинского, Русаково Слонимского районов и в других местах.

Около 2000 г. до н.э. население евразийского региона вступило в период, который в археологии называется бронзовым веком.

Использование металла способствовало глубокому пе­ревороту в развитии производительных сил, вызвало боль­шие изменения в общественных отношениях, оказало зна-

чительное влияние на дальнейший ход исторического про­цесса. В степных и лесостепных районах наблюдались значительные перемещения животноводческо-земледельческих племен, разворачивалась борьба за пастбища, заво­евание земель, слияние племен. Продолжалось формиро­вание крупных этнических и культурных общностей.

На территории Беларуси не найдено следов изготовле­ния медных и бронзовых предметов. Это объясняется тем, что здесь не встречается месторождений меди. Медные и бронзовые орудия труда, найденные в основном в захоро­нениях (около.80 бронзовых и несколько медных вещей), своей формой указывают на их происхождение из других,

смежных, территорий.

Среди орудий труда местного изготовления особенно были распространены топор и мотыга, использовавшиеся при обработке земли, лук и стрела — на охоте, челн и сеть — для ловли рыбы. Важнейшими занятиями людей этого периода становятся мотыжное земледелие и ското­водство. Начался переход к производственному хозяйству, придававшему большее значение труду мужчин. Возмож­но, только тогда стало практиковаться переселение жены в род мужа. Это новое явление свидетельствовало о начале разложения матриархата. Однако роль женщины как хра­нительницы древних обычаев и обрядов, предсказательни­цы и знахарки сохранялась еще длительное время. Более того, занятие земледелием, выращивание крупного рогато­го скота, строительство домов, наличие плоскодонной по­суды свидетельствуют о том, что тогдашние племена вели оседлый образ жизни. Их поселения были небольшими, без оборонительных сооружений и располагались около рек и озер. Остатки многих таких поселений встречаются по всей территории Беларуси, особенно по берегам Днепра, Сожа, Припяти, Немана.

Информация о работе Пранікненне старажытнага чалавека на тэрыторыю Беларусі