Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 23:13, реферат
Родители при рождении, 27 ноября 1990 года, нарекли меня Александром в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, чудотворца.
Память святого отмечается ежегодно 30 августа/12 сентября и 23 ноября/6 декабря.
Истинный христианин, святой Александр был храбрым воином, талантливым полководцем, крепким защитником Родины, «печальником» -молитвенником за родной народ, «солнцем земли Русской».
Введение
История создания житие святых
Происхождение святого Александра Невского
Образ святого Александра Невского, представленный в «Житии»
5. Заключение
6. Список используемой литературы
«Житие» не имеет постоянного названия, заголовка; оно называется и «Повесть о жизни и храбрости», и «Слово о великом князе», и «Житие блаженного великого князя».
Однако основная мысль «Жития» - прославление славного героя, защитника Родины, образа Александра Невского.
«Житие Александра Невского» - это не биография, не жизнеописание великого русского князя, в которых последовательно и подробно рассказывается о всей жизни Александра, о всех значительных и малозначащих событиях в его жизни. Автор «Жития» называет себя современником великого князя, «самовидцем» его жизни, и описывает только самые важные события из жизни Александра Невского. Это прежде всего битва со шведами на Неве, за которую князь и получил свое имя - Невский, это освобождение Пскова, Ледовое побоище, отношения с Ордой и др.
Автор, «самовидец», с любовью и гордостью описывает Александра, его «святую, и честную, и славную жизнь». Он подчеркивает красоту князя — не только внутреннюю, но и внешнюю, при этом используя образы библейских героев: Александр красив как Иосиф Прекрасный, силен как Самсон и мудр (даже премудр) как Соломон. Он непобедим - никто и никогда не может одержать над ним победу.
Почтительное отношение автора к Александру Невскому, убеждение в священности княжеской власти, сравнение Александра с библейскими героями определяют и особенности стиля «Жития»: торжественно-величавый стиль.
Александр Невский в «Житии» - представляется достаточно взрослым мужчиной, хотя в 1240 году, когда он сражался со шведами на Неве, ему не было и 20 лет.О нем с уважением и почтением говорят послы других стран: «Прошел я страны и народы, но не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей», - говорит один из них.
Автор «Жития» не дает подробного описания картин сражений Александра и его дружины на Неве, под Псковом, на немецких землях. Для него было важно другое - нарисовать образ князя, гордого, решительного, самоотверженного, горячо любящего свою Родину.
Вот Александр обращается к своей дружине, и речь его сурова и лаконична: «Не в силе Бог, но в правде». Вот он освобождает Псков, чувствуя в себе огромную силу ненависти к захватчикам, пришедших на его землю и хвастливо восклицающих: «Покорим себе славянский народ», «Пойдем и победим Александра, и захватим его». Однако Александр разбивает самонадеянность врагов: они были разгромлены и с позором бежали с русской земли.
Автор с гордостью пишет о том, что слава Александра Невского разнеслась далеко за пределы Руси: «И прославилось имя его во всех странах, от моря Египетского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до Великого Рима».
Безымянный автор, «самовидец», славит не только военные подвиги Александра Невского, не только черты характера славного воина - освободителя родной земли от врагов. Он с гордостью пишет и о таланте политика и дипломата, о политической мудрости и прозорливости великого князя. Таким Александр предстает в отношениях с Ордой, и в непростых отношениях с Папой Римским. Эти свойства личности Александра Невского признают и его враги. Так, Батый говорит: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему».
Священную миссию защитников Русской земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав, отец Александра Невского, отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой — необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси — продолжал крепить святой Александр Невский.
Не все русские князья обладали прозорливостью святого Александра. В 1252 году многие русские города восстали против татарского ига, поддержав Андрея Ярославича. Положение было очень опасным, возникла угроза самому существованию Руси. Святому Александру пришлось снова ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Разбитый Андрей бежал в Швецию.
Святой Александр стал единовластным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Огромная ответственность перед Богом и историей легла на его плечи. В 1253 году он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил походом в Финскую землю. Летописец назвал его «темным походом», т. к. русское войско шло сквозь полярную ночь. В тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.
В 1256 году умер хан Батый. В 1261 году стараниями святого Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви. Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром Невским историческое призвание Руси. Святой князь использовал любую возможность для облегчения крестного жребия родной земли. Русь была спасена, долг святого Александра пред Богом был выполнен, жизнь его была положена на служение Русской Православной Церкви, но и силы были отданы все. Святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце-на-Волге, в Феодоровском монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу.
В «Житии…» смерть князя описана в заключительной части и напоминает плач: «О, горе тебе, бедный человек! Не можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут твои глаза со слезами вместе! Как не разорвётся сердце от горькой печали! Отца человек может забыть, а доброго государя забыть не может, готов бы живым с ним в гроб лечь!» Смерть князя воспринимается всеми как великое горе. Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, что уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». Останки святого князя понесли к Владимиру; девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным.
23 ноября 1263 года, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Когда положено было тело святого Александра в раку, митрополит Кирилл и эконом Севастиан хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. «И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время». Так прославил Бог своего угодника — святого воина-князя Александра. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Канон святому составлен тогда же владимирским иноком Михаилом.
Александр умер великим князем Владимирским. «Уже погибаем!» - горюет весь народ.«Благоверным и великим князем» назван Александр Невский в одном из разделов «Жития».
«Житие Александра Невского» еще раз подтверждает то, что только истинный патриот может стать настоящим защитником своей страны.
В последние дни своей беспокойной жизни, когда часы его были сочтены “Александр захотел принять великую схиму - самый полный вид монашеского пострижения. Разумеется, постриг умирающего, да еще в высшую монашескую степень! - противоречило самой идеи иночества. Однако для Александра было сделано исключение. Он принял великую схиму с именем Алексий. Позднее следуя его примеру многие русские князья перед кончиной принимали схиму. Это стало своего рода обычаем.
Прижизненные заслуги - далеко не все, чем славен образ Великого князя. Князю Александру суждено было обрести вторую, посмертную жизнь. Его имя стало символом боевой доблести. Окружавший князя ореол святости, созданный митрополитом Кириллом, позволял ждать от Невского и небесного заступничества. Там, где люди истово просили чуда,- оно непременно случалось.
Князь - святой вставал из гробницы и ободрял соотечественников накануне Куликовской битвы и во время страшного набега крымских татар в 1571 г. В 1547 г. он был включен в число святых, память которых отмечалась во всех без исключения храмах Русской Православной Церкви.
Особенно часто вспоминали об Александре Невском тогда, когда шла война со шведами или немцами.Почти утратив реальные черты, Александр превратился в своего рода историко-патриотическую икону.
Александр Невский - бесстрашный, храбрый, справедливый правитель, великий полководец, живущий по христианским заповедям, тихий, приветливый, мудрый праведник, человек высокой духовности, подлинный защитник земли Русской. Личность князя Александра удивительно соединяет в себе черты славного полководца, мудрого правителя и благоверного христианина. Недаром имя Александр в переводе с греческого языка означает «защитник».
Образ Александра Невского актуален
и сегодня. Выдающийся полководец и государственный
деятель жил в тяжелое время для Руси.
Время - феодальной раздробленности. Александр
Ярославович правил в княжестве, где зародилась русская демократия. Сильное Новгородское княжество
могло стать центром объединения Русских
земель. Но Новгородское Вече решило: каждый выбирает сам. Южная Русь занялась
бессмысленным соперничеством князей,
за утратившей свою силу Киевский престол.
Лилась кровь единоверцев. Не поняла Русь,
что смертельная опасность надвигается
со стороны соседей. Цена непонимания
велика: унижение, страдание, бедствие
земли Русской.
А чем мы лучше сегодня? Каждый в своей квартире, городе, регионе, республике, крае - каждый за себя. Забыли, что совсем недавно наше государство состояло из 15 братских республик и представляло из себя сильнейшую державу мира, которая защищала не только свою территорию, но и другие слабые народы. Забыли, что не слабость погубила Русь в XIII в., а раздробленность.
Пора умерить гордыню. Перед Россией и россиянами стоит задача: вспомнить время, в котором жил Александр Невский; оценить проводимую им политику; сделать выводы и определить собственное отношение к тому, что сейчас происходит на Русской земле.
Князь Александр, прозванный Невским, прожил всего 43 года. Он стал Новгородским князем в 16 лет, в 20 лет - победил шведов в на реке Неве, в 22 года одержал знаменитую победу на льду Чудского озера.
Автор Жития Александра, «самов
Отец наставлял Александра: Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч твоею грозою! Бог дал тебе старейшее княжение во всей земле Русской!
Патриотизм Александра на несколько столетий определил принципы устроения Руси. Заложенные князем традиции, основанные на национальной и религиозной терпимости, вплоть до нашего времени привлекают к России народы, живущие на сопредельных территориях, и в современной России многие народы видят своего защитника.
Петр I перенес мощи князя из Владимира в Петербург, сделав его ангелом-хранителем Новой империи.
6. Список используемой литературы:
1. В.И. Охотникова, Житие Александра Невского, ПЛДР: XIII век, М., 1981г.
2. Н.М. Карамзин, История государства Российского, М., 2001 г.
3. С.М. Соловьев, История России, М.,1998 г.
4. Л.Н. Гумилев, От Руси до России, М.,1996 г.
5. Ю.К. Бегунов, Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли», М., Л., 1965
Информация о работе Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра Невского