Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 23:13, реферат
Родители при рождении, 27 ноября 1990 года, нарекли меня Александром в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, чудотворца.
Память святого отмечается ежегодно 30 августа/12 сентября и 23 ноября/6 декабря.
Истинный христианин, святой Александр был храбрым воином, талантливым полководцем, крепким защитником Родины, «печальником» -молитвенником за родной народ, «солнцем земли Русской».
Введение
История создания житие святых
Происхождение святого Александра Невского
Образ святого Александра Невского, представленный в «Житии»
5. Заключение
6. Список используемой литературы
Содержание
5. Заключение
6. Список используемой литературы
1. Введение
Родители при рождении, 27 ноября 1990 года, нарекли меня Александром в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, чудотворца.
Память святого отмечается ежегодно 30 августа/12 сентября и 23 ноября/6 декабря.
Истинный христианин, святой Александр был храбрым воином, талантливым полководцем, крепким защитником Родины, «печальником» -молитвенником за родной народ, «солнцем земли Русской».
Целью курсовой работы является раскрытие художественного замысла и значения «Повести о житии Александра Невского», ее влияния на последующую русскую литературу. Для этого изучены исторические обстоятельства написания «Повести о житии Александра Невского», определена специфика и особенности жанра «Повести о житии Александра Невского».
Житие Александра - это не биография, а описание самых значительных событий, которые воссоздают героический образ князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика. При этом в Житии много канонического, традиционного для этого жанра, поскольку проводится мысль о священности княжеской власти.
Главная мысль Жития: «Не в силе Бог, но в правде».
Военно-политическая, историческая и религиозная обстановка к моменту начала его княжения представляла период феодальной раздробленности. Русь захлестнули междоусобицы. Каждое княжество пыталось существовать на свой манер.
В ход пускалось все: убийство, вступление в родственные связи с авторитетными чужеземными родами, кровосмешение, интриги, заигрывание и одновременная жестокость с горожанами, которые имели право принять или не принять князя. Мнение горожан оказывало влияние на те или иные политические решения. Существовала и опасность бунта. Нередкими были конфликты между боярами и простым людом. Причиной мог стать неурожай или опасность военной интервенции со стороны чужеземцев.
Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли, уничтожая всё на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцари. В этот грозный час Промыслом Божиим встал на спасение Руси святой князь Александр— великий воин-молитвенник, подвижник и строитель земли Русской.
Православная церковь в событиях начала XIII века на Руси в отличие от западного католичества не оказывала столь большого влияния, определяющего политику государства, хотя идеи защиты церкви были ключевыми в некоторых военных и политических действиях. В свою очередь Русская Церковь напутствовала защитников ее интересов, оказывала им поддержку, возводила их действия в ранг духовных.
С падением Византии Русская Православная Церковь и Русское государство оказались по существу в изоляции от остального христианского мира. Отсюда - отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголы, турки и другие завоеватели).
Кроме того, средневековые русские люди были во власти веры и суеверий, и часто возлагали на бога и судьбу решения, которые надлежало принимать им самим. Решительность в ту пору была качеством редким. Знаменья и приметы, сулившие радость и горе, победы и поражения, запоминались и заносились в летописи.
Каждый народ помнит и знает свою историю. В преданиях, легендах, песнях сохранялись и передавались из поколения в поколение сведения и воспоминания о прошлом.
Общий подъем Руси
в XI веке, создание центров письменности,
грамотности, появление целой плеяды
образованных людей своего
Древнерусская литература вплоть до XVII в. не знает или почти не знает условных персонажей. Имена действующих лиц — исторические:Борис и Глеб, Феодосий Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский...
Смирение как победа — вот чему нас учит Александр Невский. Человек вроде бы не видит своей победы. Он получает только поношение от близких, которые разделяют его унижение, не понимая смысла и видя один только срам.
Далекие потомки, наоборот, почти не в силах оценить, чем заработано их великое наследие. В данном случае столь длительное народное почитание благоверного князя Александра обусловлено чутьем и верой народа в то, что не сама собой пережила Россия татарское иго и расширилась на восток, не сама собой присоединилась Сибирь.
2. История создания житие святых
Житие - описание жизни святого. В древнерусской литературе образ Христа выдвигался как образец поведения человека. Герой жития в своей жизни следует этому образцу. Житие, как правило, описывает, как святой становится таковым, проходя через ряд испытаний.
Как правило, в житии сообщается об основных событиях жизни святого,его христианских подвигах (благочестивой жизни, мученической смерти, если таковая была), а также особых свидетельствах божественной благодати, которой был отмечен этот человек (к ним относятся пожизненные и посмертные чудеса).
Жития святых пишутся по особым правилам (канонам):
- так, считается, что появление отмеченного благодатью ребёнка чаще всего происходит в семье благочестивых родителей (хотя бывали случаи, когда родители, руководствуясь, как им казалось, благими побуждениями, мешали подвигу своих чад, осуждали их);
- чаще всего святой с ранних лет ведёт строгую, праведную жизнь (хотя иногда святости достигали и раскаявшиеся грешники, например, св. Мария Египетская);
- в процессе своей жизни святой набирается мудрости, проходит через ряд искушений и побеждает их;
- Святой мог предсказать свою смерть, так как чувствовал её;
- после смерти его тело оставалось нетленным.
В XI — начале XII в. создаются первые русские жития: два жития Бориса
и Глеба, «Житие Феодосия Печерского», «Житие Антония Печерского» (до нового времени не сохранившееся). Их написание было не только литературным фактом, но и важным звеном в идеологической политике Русского государства и Русской Православной Церкви.
В это время русские князья настойчиво добиваются у константинопольского патриарха прав на канонизацию своих, русских святых, что существенно повысило бы авторитет Русской Православной Церкви. Создание жития являлось непременным условием канонизации святого.
«Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», написанная вскоре после смерти князя (ум. в 1263 г.), создает идеальный образ правителя, защитника своего отечества от военных и идеологических посягательств внешних врагов, и является одним из великих памятников древнерусской литературы.
Из сохранившихся до наших дней древних источников известно, что родиной Александра Невского был город Переславль - Залесский. Как установил историк XVIII столетия В. Н. Татищев, пользовавшийся не сохранившимися до наших дней летописями, родился Александрв субботу30 мая 1220 года,и наречен, по обычаю того времени, в честь святого, подвиги которого церковь вспоминала близко ко дню его рождения (9 июня). Небесным покровителем его стал святой мученик Александр.
Имя Александр было редким для XIII века в княжеской среде и напоминало имя героя языческой древности Александра Македонского.
Отцом Александра был деятельный и властный князь Ярослав Всеволодович. В момент рождения сына ему было 30 лет.
Его мать Феодосия, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава, Александр был их вторым сыном.
Предком Александра по отцовской линии был славный воин, мудрый правитель и талантливый литератор Владимир Мономах. Его сын Юрий по прозвищу Долгорукий прославился не только военной доблестью, но и жестокостью. С 1176 по 1212 годы Владимирским князем был младший сын Юрия Долгорукова Всеволод. Автор “Слова о полку Игореве” описывает могущество этого князя “Ты можешь Волгу веслами расплескать, или Дон вычерпать шлемами (своих воинов)”. Всеволод получил прозвище Большое Гнездо так как у него было много сыновей. После его смерти сыновья разделили княжество на части и вели лютые усобицы. Одним из них стал Ярослав князь Переславль - Залесский отец Александра Невского.
Будущее Александра было предопределено от рождения. Он князь, а значит, законовед и законодатель, воин и полководец, праведный христианин и защитник веры. Способствовало становлению характера будущего Великого князя и последующее воспитание, и сложившийся ход событий связанный с его детскими годами.
Первые годы юного княжича прошли в Переславле-Залесском. В три года над ним в Спасо-Преображенском соборе Переславля был совершен святителем Симоном, епископом Суздальским, одним из составителей Киево-Печерского Патерика. древний княжеский обряд - “постриг”. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли.
Юный Александр изучал правила этикета, письмо и чтение, историю великих предков.
В 1227 году князь Ярослав, отец Александра, по просьбе новгородцев, был послан братом, великим князем Владимирским Юрием, княжить в Новгород Великий. Он взял с собой двух сыновей, Феодора и Александра. Недовольные Владимирскими князьями новгородцы вскоре пригласили на княжение к себе Михаила Черниговского, и в феврале 1229 года Ярослав с сыновьями вернулся в Переславль. Однако в 1230 году Ярослав с сыновьями возвратился в Новгород, а дочь Михаила, Феодулия, обручилась с Феодором, старшим братом святого Александра. После смерти жениха, в возрасте пятнадцати лет, его жена, юная княжна, в 1233 году ушла в монастырь и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросиния Суздальская.
Шла пора разумения, которую Александр проходил в Новгороде при отце. Где обучался внутренней и внешней дипломатии, постигал искусство подчинять бояр и повелевать толпой, переменчивой и грозной. Онприсутствовал на вече, иногда на совете, слушал беседы отца. Александра водили на княжеский суд, “слушать жалобы истцов и объяснения обвиняемых, постигать трудную для молодого ума череду законов и правил - “Русскую правду”, данную народу два века назад Ярославом Мудрым, дополненную его сыновьями Ярославичами.Но особое место в обучении и воспитании княжича отводилось ратному делу. Пока его научили владеть конем, защитным и наступательным оружием, быть и турнирным рыцарем и знать строй пеший и конный, тактику полевой битвы и осады крепости –прошли годы.
С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1235 году он был участником битвы на р. Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем, 1236 году Ярослав уезжает в Киев, «посадив» своего сына, святого Александра, самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери. Эта икона постоянно была потом при святом Александре, как его моленный образ, а затем в память о нем была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом, Василием Ярославичем Костромским, и перенесена в Кострому.
До появления «Жития Александра Невского» было написано «Слово о погибели Земли Русской». Это своеобразное предисловие к повествованию об Александре Невском: «О светло светлая и искусно украшенная земля Русская! Многими красотами дивными наделена: озёрами многими, реками дивными, источниками месточтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными, зверьми различными, птицами бесчисленными, горами великими, сёлами дивными, виноградниками монастырскими, храмами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всего ты исполнена, земля Русская, о православная вера христианская…»
Политическая ситуация раннего средневековья предполагала частые военные действия и бурные внутренние интриги. Это, в свою очередь было хорошим “наглядным пособием” для формирующегося полководца. Пример предков обязывал его быть героем.
Житие святого Александра Невского известно в нескольких редакциях. Первоначальная редакция была написана в 1282 — 1283 годах во Владимирском Рождественском монастыре, который был центром церковного почитания святого князя (там теперь стоит ему памятник). Она сохранилась в составе Лаврентьевской и Псковской Второй летописи. Вторая редакция вошла в Новгородскую Первую летопись. Остальные редакции относятся к XVI и XVII векам: Владимирская редакция (1547 — 1552), вошедшая в Великие Минеи-Четьи митрополитаМакария; Псковская редакция, составленная Василием Псковитянином (впоследствии Варлаамом, митрополитом Ростовским) между 1550 и 1552 годами, редакция Степенной книги (1560 — 1563) и др.
Долгое время «Житие Александра Невского» считалось образцом для описания жизни князей и воинских повестей. Оно оказало значительное влияние на многие заметные литературные памятники того времени: «Сказание о Мамаевом побоище», «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича Донского» и др.
Информация о работе Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра Невского