Попытки экономических преобразований в годы перестройки

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:39, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучить понятия прибыльности и рентабельности предприятия и разработать мероприятия по улучшению финансовых результатов в деятельности рассматриваемого предприятия.
Объектом исследования является финансовый результат деятельности ООО «Деловые линии».

Файлы: 1 файл

1 часть.docx

— 73.52 Кб (Скачать)

Показатели рентабельности рассчитываются на основе балансовой, налогооблагаемой прибыли или прибыли  от продаж.

Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость  издержек) исчисляется путем отношения  прибыли от продаж или чистой  прибыли от основной деятельности, или суммы чистого положительного денежного потока, включающего чистую прибыль и амортизацию отчетного периода, к сумме затрат  по реализованной продукции:

Рз = Прп/З                                                                                       (1.1) 

где  Ппр – прибыль от продаж,

З – затраты  по реализованной продукции.

Рз = ЧПрп/З                                                                                               (1.2)

где  ЧПпр – чистая прибыль от основной деятельности, 

Рентабельность  производственной деятельности показывает, сколько предприятие имеет прибыли  или самофинансируемого дохода с  каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, и может  рассчитываться в целом по предприятия, отдельным его сегментам и  видам продукции.

Сумма прибыли  может быть небольшой, если предприятие  применяет ускоренный метод начисления амортизации, и наоборот. Однако в  совокупности, эти две величины довольно реально отражают доход предприятия, который может быть использован  в процессе реинвестирования.

Рентабельность  продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от продаж продукции, работ и услуг, или чистой прибыли,  или чистого денежного потока на сумму полученной выручки. Рентабельность продаж характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля   продаж.

Этот показатель широко применяется в рыночной экономике. Он рассчитывается в целом по предприятию  и отдельным видам продукции:

          Роб = Ппр/В                                                                                               (1.3)

 

где  В – выручка от продаж.

Роб = ЧП/В                                                                                       (1.4)

Рентабельность  продаж можно наращивать путем повышения  цен или снижения затрат. Некоторые  экономисты в качестве наиболее действенного метода видят реализацию той продукции (работ, услуг), необходимость которой  определена путем улучшения рыночной конъюнктуры.

Схема формирования показателя, прослеживающая взаимосвязь  значения рентабельности продаж с остальными показателями представлена на рисунке 1.3 [12, c.65].

 

 



   Х



                                 


 «-» «-»


 «/»


          Х




 

 

Рисунок 1.3 - Формирование показателя рентабельности продаж

 

Другим важным показателем рентабельности служат показатели, рассчитанные на основе производственных активов. Данные показатели рентабельности определяется отношением прибыли к среднегодовой стоимости активов:

           Rа = Прибыль/Все производственные активы × 100%                      (1.5)

           Rта = Прибыль/Текущие активы × 100%                                             (1.6)

 Rча = Прибыль/Чистые активы × 100%                                               (1.7)

Эти показатели характеризуют прибыль, которая приходится на рубль соответствующих активов.

Показатели рентабельности активов, рентабельности продаж, оборачиваемости  активов взаимосвязаны. Их взаимосвязь  представлена на рисунке 1.4 [16, c.64].

 

 

 

 


 =



= Х


 =


 

 

Рисунок 1.4 - Взаимосвязь рентабельности активов.

 

Экономический смысл рисунка 1.4 заключается в  том, что эта взаимосвязь показывает пути повышения рентабельности: при  низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота  производственных активов.

Следующим показателем  рентабельности служат показатели, рассчитанные на основе вложенного капитала.

Рентабельность (доходность) капитала исчисляется  отношением валовой  или чистой прибыли  к среднегодовой стоимости всего  инвестированного капитала или отдельных  его слагаемых – собственного капитала, заемного, перманентного, основного, оборотного, операционного капитал

Ркп = БП/КЛ                                                                            (1.8)

где  БП – валовая прибыль,

КЛ – среднегодовая  стоимость капитала.

          Ркп = ЧП/КЛ                                                                                    (1.9)

          Ркп = ЧДП/КЛ                                                                                       (1.10)

Аналогичным образом  определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая  сумма прибыли или чистого  денежного потока от проекта относится  к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность  собственного капитала взаимосвязана  с рентабельностью чистых активов. Их взаимосвязь показана на рисунке  1.5 [18, c.65].

 




 = **


 



 

 

Рисунок 1.5 - Взаимосвязь показателей рентабельности собственного капитала и рентабельности чистых активов.

 

Таким образом, рентабельность собственного капитала зависит от оборачиваемости активов  и рентабельности продаж. Чтобы увеличить  рентабельность собственного капитала необходимо стремится к ускорению  оборачиваемости чистых активов, которая  повышается при увеличении доли заемных  средств в составе совокупного  капитала.

Рентабельность  собственных средств можно представить  также как отношение суммы  средств, направляемых на накопление и  потребление, к величине собственных  средств.

Сумма средств, направляемых на накопление и потребление, представляет собой сумму чистой прибыли, которая образуется у предприятия  после уплаты налога на прибыль и  финансовых издержек:

          Rсс= Фн / СК + Фп / СК.                                                                    (1.11)

где Фн - фонд накопления;

Фп - фонд потребления;

СК - собственный  капитал.

Отношение фонда  накопления к величине собственного капитала определяет внутренние темпы  роста, то есть темпы увеличения активов. Отношение фонда потребления  к размеру собственного капитала составляет уровень потребления.

В процессе анализа  показателей рентабельности следует  изучить динамику перечисленных  показателей, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности  деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных  позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли (и дохода) предприятий. По этой причине  они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

На рисунке 1.6 представлена блок-схема поиска резервов увеличения прибыли предприятия [16; c. 66].



Рисунок 1.6 – Блок схема  поиска резервов увеличения прибыли  предприятия

 

 Для повышения  прибыльности  предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и продаж, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. Основными резервами увеличения прибыльности являются: увеличение объема продаж продукции; снижение себестоимости продукции; повышение качества товарной продукции; реализация продукции на более выгодных рынках сбыта.

Следует учитывать, что при осуществлении финансово-хозяйственной  деятельности предприятия все выявленные  факторы роста объема прибыли  находятся в тесной взаимосвязи  и взаимозависимости.

Таким образом, для оценки эффективности работы предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Комплексным, интегральным показателем экономической  эффективности производственно-хозяйственной  деятельности предприятия выступает  рентабельность. Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности – производственной, коммерческой, инвестиционной. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величины показывают соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Показатели рентабельности используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.

 

 

 

 

 

 

1.3 Понятие, процесс разработки и особенности управленческих решений

 

Управленческое  решение представляет собой закономерный результат деятельности руководителя и реализуется в форме директивного целенаправленного воздействия  на объект управления.

Управленческое  решение — акт целенаправленного изменения ситуации, разрешения проблемы, вариант воздействия на систему и процессы, происходящие в ней. Управленческие решения предполагают действия руководства, ведущие к разрешению противоречия и изменению ситуации. Любое решение основывается на анализе данных, характеризующих ситуацию, определении целей и задач, и содержит программу, алгоритм действий по реализации мероприятий. Управленческие решения — это собственно основной результат деятельности руководителей на любом уровне иерархической лестницы. Так, к примеру, руководители организаций и ведущие топ-менеджеры могут принять решение о расширении организации, выходе на новые рынки, изменении направлений финансовых потоков организации. Это наиболее сложные стратегические решения, которые принимаются с большой долей осторожности и предусматривают анализ целого ряда факторов, моделирование различных вариантов развития ситуации, прогнозирование точных количественных результатов: прибыли, валовой выручки от реализации, доли рынка, темпов развития рынка и т.д. В процессе принятия решений такого уровня требуется планировать мероприятия, которые могут включать изменение структуры, ассортиментной политики, вида деятельности организации. Могут приниматься решения на уровне директора, начальника цеха или отдела, бригадира.

В зависимости  от уровня управления меняется степень  ответственности и последствия  принятых решений. Так, некоторые руководители имеют полномочия для принятия решений  по финансовым, кадровым вопросам, проблемам качества продукции (услуги). Например, руководитель организации может принять решение о закупке нового оборудования, изменении системы оплаты труда, обеспечении качества. Начальник отдела продаж принимает решения о заключении договоров на реализацию, проведении рекламных акций в рамках выделенного бюджета и т.д.

В процессе разработки решений менеджеры анализируют  информацию, осуществляют коммуникации с руководителями других уровней  управления, с непосредственными  исполнителями мероприятий, заказчиками, продумывают сценарии развития ситуации, проводят деловые совещания, выбирают наилучшую альтернативу.

Процесс принятия управленческих решений состоит из ряда последовательных этапов (См.: рис. 1.).






 


 

 

Рисунок 1.7 Этапы процесса принятия решений

 

На первом этапе  возникает проблема, которую необходимо своевременно разрешить, иначе может  возникнуть ситуация дисбаланса в системе. Так, снижение конкурентоспособности  организации на рынке приведет к  снижению спроса на ее товары или услуги. В дальнейшем это может означать потерю прибыли, и даже возникновение  ситуации неплатежеспособности организации, фактическое банкротство.

В условиях, когда  организация процветает, является прибыльной, требуется принятие решений, например о расширении деятельности, покупке  бизнеса в другой сфере, проведении диверсификации, инвестициях в капитальное  строительство и т.д. Подобные решения  требуют продуманных действий управляющих, точного диагностирования состояния  системы.

Переходим ко 2 этапу  принятия управленческого решения. В данном случае менеджер сталкивается с необходимостью анализировать  документы: финансовой отчетности, динамику продаж, договоры, данные о преимуществах  фирм-конкурентов.

Управляющий изучает  коммуникационные каналы и информацию, поступающую к нему из разных источников: от работников организации, заказчиков, конкурентов; видит себя в этом информационном поле, наблюдает за людьми, которые  могут ему помочь принять правильное эффективное решение.

На третьем  этапе управленческое решение принимается  индивидуально руководителем или  совместно с группой, например на деловом совещании. Также руководитель, может использовать для принятия решения мнение компетентных специалистов, экспертов в избранной сфере  деятельности. Может обсудить с ними проблему, получить их компетентное заключение, и затем принять решение о  дальнейших действиях. Так, весьма востребован  финансовый или маркетинговый аудит (оценка) деятельности, который может  помочь руководителю принять оптимальное  решение с наименьшими потерями для организации.

Информация о работе Попытки экономических преобразований в годы перестройки