Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:51, реферат
Первая треть XIX столетия - очень необычный и новый для России период в её великой истории. А необычен он потому, что это время коренного перелома, формирования новых тенденций и черт во всех сферах общественной жизни. Если мы будим брать историческую датировку данного периода, то стоит отметить, что это было время правления императора Александра 1(1801-1825). Прежде всего, эта эпоха была отмечена многочисленными достижениями в области культуры, произошедшие на волне патриотизма и народного единства после победы над Наполеоном Бонапартом в Отечественной войне 1812. После этого события, возникла проблематизация отечественной истории в среде политических
Стихотворение А.Востокова из периодических изданий ВОЛСНХ:
К СТРОИТЕЛЯМ ХРАМА ПОЗНАНИЙ
Вы, коих дивный ум, художнически руки
Полезным на земле посвящены трудам,
Чтоб оный созидать великолепный храм,
Который начали отцы, достроят внуки! -
До половины днесь уже воздвигнут он:
Обширен, и богат, и светл со всех сторон;
И вы взираете веселыми очами
На то, что удалось к концу вам привести.
Основа твердая положена под вами,
Вершину здания осталось лишь взнести.
О, сколь счастливы те, которы довершенный
И преукрашенный святить сей будут храм!
И мы, живущи днесь, и мы стократ блаженны,
Что столько удалось столпов поставить нам
В два века, столько в нем переработать камней,
Всему удобную, простую форму дать:
О, наши статуи украсят храм познаний,
Потомки будут нам честь должну воздавать!
Как придут жертвовать в нем истине нетленной
И из источников науки нектар пить,
Рекут они об нас: "Се предки незабвенны,
Которы тщилися сей храм соорудить;
Се Галилей, Невтон, Лавуазье, Гальваний,
Франклин, Лафатер, Кант - бессмертные умы,
Без коих не было б священных здесь собраний,
Без коих долго бы еще трудились мы".
Итак, строители, в труде не унывайте
Для человечества! - Кроме награды той
Котора в вас самих, вы смело уповайте
Узреть Апофеос в веках грядущих свой.11
Анализируя данное произведение, мы можем понять всю суть и смысл, которые вкладывали члены вольного общества в своё творчество и деятельность в целом. Эта деятельность была пронизана духом патриотизма, народности и преданности своей отчизне. Это был поистине уникальный, культурно-ценностный проект (я говорю о ВОЛСНХ) в девятнадцатом столетии, который заложил глубинные корни в идеологию и мысль российского, нового российского общества XIX века. Эти идеи будут прослеживаться и в декабристкой повестке, и в идеологии Теории официальной народности, и в либеральных реформах Александра 2, и даже среди челнов народнического движения. Также можно поразмышлять над тем, что культура начинает вмешиваться в политику и через нее же находит свое выражение, поэтому понять конкретные события не только современности, но и исторического прошлого, можно только в тесной связи развития политики с общим культурным контекстом исследуемой эпохи и частными ее проявлениями, которые в совокупности влияют на политическое поведение людей, принадлежащих к определенной культуре. 12
Период первой трети XIX столетия являл собой уникальное время в истории русской мысли 19-20 веков. После попытки нахождения себя в европейской культуре во второй половине 18 века, российская, политическая мысль возвращается к своему фольклорному, с целью именно среди своих традиций и культурных достижений обрести единство. Яркими представителями этого поиска были члены ВОЛСНХ, декабристы и другие. Они обращались к истории своей отчизны, чтобы оттуда почерпнуть всё самое великое и непревзойдённое, что создавал русский народ, народ, «творящий и мыслящий» на протяжении многих веков. Для общественного сознания XIX в. народ был достоин своего гордого имени лишь в том случае, если он способен на осознанное коллективное действие в защиту своих идеалов. Если настоящее не давало опоры для веры в народ, эту опору должна была дать история; в культуре России девятнадцатого столетия шел деятельный поиск таких форм, которые позволили бы адекватно воплотить идею народа как ведущего субъекта истории.13
1. Историческая культура императорской России: формирование
представлений о прошлом коллект. моногр. в честь проф.
И. М. Савельевой / отв. ред. А. Н. Дмитриев ; Нац. исслед. ун-т ≪Выс-
шая школа экономики. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики,
2012. — 551, [1] с
2. О.Б. Леонтьева историческая память и об разы прошло го в российской культуре XIX – начала хх вв. 447с.
3. URL: http://www.library.spbu.ru/
4. http://feb-web.ru/feb/kle/kle-
5. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
Работы последних лет: Антология
М.: Новое издательство, 2005. — 69 с.
6. Андреас Реннер «Изобретающее воспоминание: Русский этносв российской национальной памяти». С.436-472
7. М.И.Серовой "Феномен декабристской политической культуры в контексте российской истории Х1Х века" (Краснодар, 2002 г.
1 Е.А. Вишленкова
Прошлое показанное
(вторая половина XVIII — первая четверть XIX века) с.383-417
2 Там же.
3 Там же.
4 Андреас Реннер «Изобретающее воспоминание: Русский этносв российской национальной памяти». С.436-472
5 Историческая культура императорской России: формирование
представлений о прошлом [Текст]: коллект. моногр. в честь проф.
И. М. Савельевой / отв. ред. А. Н. Дмитриев ; Нац. исслед. ун-т ≪Выс-
шая школа экономики.с383-417
6 Там же
7 Там же.
8 О.Б. Леонтьева
историческая память и об разы прошло го
в российской культуре
XIX – начала хх вв. с.286-297
9 Там же
10 Там же
11 http://www.library.spbu.ru/
12М.И.Серова "Феномен декабристской политической культуры в контексте российской истории Х1Х века" (Краснодар, 2002 г. )
13 О.Б. Леонтьева
историческая память и об разы прошло го
в российской культуре
XIX – начала хх вв.
Информация о работе Понятие народности в русской культуре первой трети XIX века