Понятие народности в русской культуре первой трети XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:51, реферат

Краткое описание

Первая треть XIX столетия - очень необычный и новый для России период в её великой истории. А необычен он потому, что это время коренного перелома, формирования новых тенденций и черт во всех сферах общественной жизни. Если мы будим брать историческую датировку данного периода, то стоит отметить, что это было время правления императора Александра 1(1801-1825). Прежде всего, эта эпоха была отмечена многочисленными достижениями в области культуры, произошедшие на волне патриотизма и народного единства после победы над Наполеоном Бонапартом в Отечественной войне 1812. После этого события, возникла проблематизация отечественной истории в среде политических

Файлы: 1 файл

ЭПШТЕЙН ЭДУАРД. РЕФЕРАТ.docx

— 44.40 Кб (Скачать)

 

Стихотворение А.Востокова  из периодических изданий ВОЛСНХ:

 

К СТРОИТЕЛЯМ ХРАМА  ПОЗНАНИЙ 

Вы, коих дивный ум, художнически руки

Полезным на земле посвящены  трудам,

Чтоб оный созидать великолепный храм,

Который начали отцы, достроят внуки! -

До половины днесь уже  воздвигнут он:

Обширен, и богат, и светл  со всех сторон;

И вы взираете веселыми очами

На то, что удалось к  концу вам привести.

Основа твердая положена под вами,

Вершину здания осталось лишь взнести.

О, сколь счастливы те, которы довершенный

И преукрашенный святить  сей будут храм!

И мы, живущи днесь, и мы стократ  блаженны,

Что столько удалось столпов  поставить нам

В два века, столько в  нем переработать камней,

Всему удобную, простую форму  дать:

О, наши статуи украсят храм познаний,

Потомки будут нам честь  должну воздавать!

Как придут жертвовать в  нем истине нетленной

И из источников науки нектар пить,

Рекут они об нас: "Се предки незабвенны,

Которы тщилися сей  храм соорудить;

Се Галилей, Невтон, Лавуазье, Гальваний,

Франклин, Лафатер, Кант - бессмертные  умы,

Без коих не было б священных  здесь собраний,

Без коих долго бы еще  трудились мы".

Итак, строители, в труде  не унывайте

Для человечества! - Кроме  награды той

Котора в вас самих, вы смело уповайте

Узреть Апофеос в веках  грядущих свой.11

 

Анализируя данное произведение, мы можем понять всю суть и смысл, которые вкладывали члены вольного общества в своё творчество и деятельность в целом. Эта деятельность была пронизана духом патриотизма, народности и преданности своей отчизне. Это был поистине уникальный, культурно-ценностный проект (я говорю о ВОЛСНХ) в девятнадцатом столетии, который заложил глубинные корни в идеологию и мысль российского, нового российского общества XIX века. Эти идеи будут прослеживаться и в декабристкой повестке, и в идеологии Теории официальной народности, и в либеральных реформах Александра 2, и даже среди челнов народнического движения. Также можно поразмышлять над тем, что культура начинает вмешиваться в политику и через нее же находит свое выражение, поэтому понять конкретные события не только современности, но и исторического прошлого, можно только в тесной связи развития политики с общим культурным контекстом исследуемой эпохи и частными ее проявлениями, которые в совокупности влияют на политическое поведение людей, принадлежащих к определенной культуре. 12

 

                                                     Заключение.

 

Период первой трети XIX столетия являл собой уникальное время в истории русской мысли 19-20 веков. После попытки нахождения себя в европейской культуре во второй половине 18 века, российская, политическая мысль возвращается к своему фольклорному, с целью именно среди своих традиций и культурных достижений обрести единство. Яркими представителями этого поиска были члены ВОЛСНХ, декабристы и другие. Они обращались к истории своей отчизны, чтобы оттуда почерпнуть всё самое великое и непревзойдённое, что создавал русский народ, народ, «творящий и мыслящий» на протяжении многих веков. Для общественного сознания XIX в. народ был достоин своего гордого имени лишь в том случае, если он способен на осознанное коллективное действие в защиту своих идеалов. Если настоящее не давало опоры для веры в народ, эту опору должна была дать история; в культуре России девятнадцатого столетия шел деятельный поиск таких форм, которые позволили бы адекватно воплотить идею народа как ведущего субъекта истории.13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

 

 

 

 

 

                                       Библиография.

 

1. Историческая культура  императорской России: формирование

представлений о прошлом коллект. моногр. в честь проф.

И. М. Савельевой / отв. ред. А. Н. Дмитриев ; Нац. исслед. ун-т ≪Выс-

шая школа экономики. —  М.: Изд. дом Высшей школы экономики,

2012. — 551, [1] с

 

2. О.Б. Леонтьева историческая память и об разы прошло го в российской культуре XIX – начала хх вв. 447с.

 

3. URL: http://www.library.spbu.ru/rus/volsnx/index.html

 

4. http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-a262.htm

 

5. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Работы последних  лет: Антология

М.: Новое издательство, 2005. — 69 с.

 

6. Андреас Реннер «Изобретающее воспоминание: Русский этносв российской национальной памяти». С.436-472

 

7. М.И.Серовой "Феномен декабристской политической культуры в контексте российской истории Х1Х века" (Краснодар, 2002 г.

1 Е.А. Вишленкова

Прошлое показанное

(вторая половина XVIII —  первая четверть XIX века) с.383-417

2 Там же.

3 Там же.

4 Андреас Реннер «Изобретающее воспоминание: Русский этносв российской национальной памяти». С.436-472

5 Историческая культура императорской России: формирование

представлений о прошлом [Текст]: коллект. моногр. в честь  проф.

И. М. Савельевой / отв. ред. А. Н. Дмитриев ; Нац. исслед. ун-т ≪Выс-

шая школа экономики.с383-417

6 Там же

7 Там же.

8 О.Б. Леонтьева

историческая память и  об разы прошло го

в российской культуре

XIX – начала хх вв. с.286-297

9 Там же

10 Там же

11 http://www.library.spbu.ru/rus/volsnx/Vostok/OpLir/ol2t004.html

12М.И.Серова "Феномен декабристской политической культуры в контексте российской истории Х1Х века" (Краснодар, 2002 г. )

13 О.Б. Леонтьева

историческая память и  об разы прошло го

в российской культуре

XIX – начала хх вв.


Информация о работе Понятие народности в русской культуре первой трети XIX века