Политическое учение Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:25, реферат

Краткое описание

Античный философ Аристотель (384 - 322 до н.э.), воззрения которого являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания являлся помимо всего прочего основателем патриархальной теории происхождения государства, которая была широко распространенна в Древней Греции и рабовладельческом Риме.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………3
Общая характеристика литературно-политической деятельности Аристотеля………………4
Философские основания политического учения Аристотеля………………………………….5
Учение Аристотеля о государстве………………………………………………………………..6
Формы правления в политическом учении Аристотеля………………………………………..8
Понятие политического права у Аристотеля…………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………………………….12
Список использованной литературы……………………………………………………………13

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 35.10 Кб (Скачать)

Государство представляет собой  определенное единство, а то, что  делает людей «общниками одного государства» - это гражданство, которое является важнейшим элементом государства. Определение государства как  формы зависит от того, кого же считать  гражданином, т.е. от понятия гражданина. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто  может участвовать в законосовещательной  и судебной власти данного государства. Государство же есть достаточная  для самодовлеющего существования  совокупность граждан.

Каждой форме государства  соответствует свое определение  понятия гражданина, свои основания  наделения того или иного круга  лиц совокупностью гражданских  прав. Вместе с изменениями понятия  гражданина и, следовательно, формы  государства изменяется и само государство.

 

Формы правления в политическом учении Аристотеля 

 

Перед политической наукой стоят, по мнению Аристотеля следующие  задачи:

  1. исследование того, какое государственное устройство является наилучшим;
  2. определение того, каков «относительно наилучший» вид государственного строя «возможный при данных обстоятельствах;
  3. когда невозможно пользоваться лучшими видами, и приходится довольствоваться низшей формой, то необходимо определить, как можно сохранить на возможно более длительное время существующее государственное устройство;
  4. поиск такого вида государственного устройства, который был бы универсальным и подходил бы для всех полисов.

Все это учитывает практические нужды управления государством и  составляет искусство политики, которое  состоит в умении, ориентируясь на образец, одновременно приноравливаться к конкретным обстоятельствам, возможностям и нуждам - подобно медицине, кораблестроению, гимнастике и всякому иному искусству.

Выполнению всех задач  политического искусства служат создаваемые Аристотелем классификационные  сетки, их наложение на конкретные «обстоятельства», а затем сведение полученных результатов  дает определенный итог как основание  для выводов о том, что именно необходимо делать при данных условиях.

Основной классификационной  сеткой у Аристотеля является классификация  видов государственного строя (форм правления).

Многообразие форм политического  устройства государства определяется множественностью частей, из которых  слагается всякий полис. Согласно Аристотелю, - а он в данном случае апеллирует к реальному опыту, - в одних  формах правления все части государства  участвуют в управлении, в других только некоторые, в одних - большинство, в других - меньшинство. При этом в каждой форме политустройства  возможны внутренние модификации

В целом формы правления  Аристотель подразделяет на правильные и неправильные. К первым он относит царство (монархическое правление), аристократию и политию. Вторые - тирания, олигархия и демократия соответственно.

Каждая форма имеет, в  свою очередь, несколько видов, поскольку  возможны различные комбинации формообразующих  элементов.

Самую правильную форму государства  Аристотель называет политией. В политии  правит большинство в интересах  общей пользы. Все остальные формы  представляют собой то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением  олигархии и демократии. Этот элемент  политии (объединение интересов  зажиточных и неимущих, богатства  и свободы) имеется в большей  части государств, т.е. вообще характерен для государства как политического  общения.

Из неправильных форм государства тирания - наихудшая.

Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит  демосу, а не закону, Аристотель с  одобрением характеризует умеренную  цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона. Отсюда - высокая оценка им реформ Солона.

Полития как лучшая форма  государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и  крайностей. Полития - «средняя» форма  государства, и «средний» элемент  в ней доминирует во всем: в нравах - умеренность, в имуществе - средний  достаток, во властвовании - средний  слой. «Государство, состоящее из «средних»  людей, будет иметь и наилучший  государственный строй».

Основную причину возмущений и переворотов в государстве  Аристотель видит в отсутствии подлежащего  равенства. Перевороты оказываются  следствием нарушения относительного характера равенства и искажения  принципа политической справедливости, требующего в одних случаях руководствоваться  количественным равенством, в других - равенством по достоинству. Так, демократия основывается на том принципе, что  относительное равенство влечет за собой и абсолютное равенство, а олигархия исходит из принципа, будто относительное неравенство  обусловливает и неравенство  абсолютное. Подобная ошибочность в исходных принципах государственных форм и ведет в дальнейшем к междоусобицам и мятежам.

В ходе обоснования своего идеального проекта наилучшего государства  Аристотель отмечает, что это - логическое построение и здесь «нельзя искать той же точности, какую мы вправе предъявлять к наблюдениям над  фактами, доступными исследованию путем  опыта».

Население лучшего государства  должно быть достаточным и легко  обозримым. Территория лучшего государства  должна быть одинаково хорошо ориентирована  по отношению к морю и материку. Территория, кроме того, должна быть достаточной для удовлетворения умеренных потребностей. Аристотель говорит о большом числе рабов  в лучшем государстве. Гражданских  прав лишены ремесленники, «толпа матросов», торговцы.

Земля делится на две части: одна часть находится в общем  пользовании всего государства, другая - в частном владении граждан (продукты этой части на дружественных  началах предоставляются в общее  пользование других граждан). Законодатель лучшего государства должен стремиться к тому, чтобы доставить гражданам  досуг и мир. Таково в общих  чертах должно быть, по мнению Аристотеля идеальное государство «полития».

 

 Понятие политического права у Аристотеля

 

В своем правопонимании Аристотель разделяет положение Сократа  и Платона о совпадении справедливого  и законного. Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений  между людьми.

В целом право как политическое явление Аристотель называет «политическим  правом». Это, в частности, означает невозможность неполитического  права, отсутствие права вообще в  неполических (деспотических) формах правления.

Политическое право делится  им на естественное и условное (волеустановленное). Естественное право - то, которое везде  имеет одинаковое значение и не зависит  от признания или непризнания  его. Условное право то, которое первоначально  могло быть без существенного  различия таким или иным, но раз  оно определено, это безразличие  прекращается.

Таким образом, в учении Аристотеля и естественное, и условное (волеустановленное) право хотя и различаются между  собой, но оба относятся к сфере  политических явлений и носят  политический характер. У софистов, например, различие между естественным правом (правом по природе) и правом условным (полисными законами, установленными по соглашению, произволу и т. д.) означало различение, а зачастую и  прямое противопоставление естественного (природного) и политического (условного). Своеобразие позиции Аристотеля обусловлено тем принципиальным обстоятельством, что под «природой» он и в вопросе о праве имеет в виду именно политическую природу человека: ведь человек, согласно Аристотелю, есть по своей природе существо политическое

Вообще при рассмотрении тех или иных естественно-правовых концепций важно установить, что, собственно говоря, имеется в виду под понятиями «природа», «естественное» и т.д. в соответствующих учениях. Данный момент имеет существенное значение для характеристики также и других аспектов правопонимания.

Естественное  право у Аристотеля есть набор всеобщих представлений и требований, которые наиболее полно отражают природную склонность человека к общению, совместному проживанию для достижения счастливой жизни. Чтобы каждый свободный гражданин жил счастливо, надо, чтобы он имел свое, надлежащее ему, и чтобы была установлена равная мера за равное.

Предписания естественного  права специально нигде не доказываются, они формируются в соответствии с политической природой человека. Естественное право - это право человеческого  разума.

Под условным (волеустановленным) правом в концепции Аристотеля подразумевается все то, что в последующем словоупотреблении стало обозначаться как позитивное (положительное) право. К условному праву он относит установления закона и всеобщих соглашений. Причем он говорит о писаном и неписаном законе. Под неписаным законом, тоже относящимся к условному (позитивному) праву, имеются в виду правовые обычаи (обычное право).

Существенным составным  моментом политического качества закона является его соответствие политической справедливости и праву. Отступление  закона от права означало бы, согласно концепции Аристотеля, отход от политических форм к деспотическому насилию, вырождение закона в средство деспотизма. Политическое правление - это, по Аристотелю, правление  закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же - «уравновешенный разум».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В истории античной мысли  с именем Аристотеля связано представление  о конце классической эпохи и  одновременно - о начале эпохи эллинистической; это, в частности, определено двойственностью  и пограничностью аристотелевского понимания государства, ориентированного, с одной стороны, на классический полис, а с другой на возможность  создания единого (мирового) государства, в котором будет господствовать эллинский элемент.

Социальная и политико-правовая проблематика освещается Аристотелем  в принципе с позиций идеального понимания полиса - города-государства  как политического общения свободных  и равных людей.

В своем учении о государстве  Аристотель исходил из того, что  государство - продукт естественного  развития. В этом отношении оно  подобно таким естественно возникшим  первичным общениям, как семья  и селение. Но государство - высшая форма  общения, обнимающая собою все остальные  общения. В политическом общении  все другие формы общения достигают  своей цели (благой жизни) и завершения. Человек по природе своей существо политическое, и в государстве (политическом общении) завершается генезис этой политической природы человека.

Много размышляет Аристотель и о форме государства, характеризуя ее так же как политическую систему, которая олицетворяется верховной  властью в государстве. В этом плане государственная форма  определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Кроме того, им различаются правильные и неправильные формы государства: в правильных формах правители имеют в виду общую пользу, при неправильных - только свое личное благо.

И, наконец, большую роль в политических отношениях между  людьми Аристотель отводит праву, рассматривая его как политическое явление  и называя его «политическим  правом». Он считает, что право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического  общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

 

  • Алексеев П.В. Философия: Учебник. - М.: ТЕИС, 1996. - с. 580.
  • История политических и правовых учений. Учебник для вузов. / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 1999. - с. 736.
  • История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.В.Мартышина. - М.: Норма, 2002. - с. 912.
  • Кальной И.И. Философия: Учебник. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. - с. 447.
  • Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А.. Платон. Аристотель. - М.: «Молодая гвардия», 1993. - с. 381.
  • Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. - М.: Приор-издат, 2004. - с. 608.
  • Скирбек Г. История философии: Учебное пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - с. 715.
  • Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность - первая четверть ХIХ в.). - М.: «Российская политическая энциклопедия», 2001. - с. 479.

Информация о работе Политическое учение Аристотеля