Политическое учение Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:25, реферат

Краткое описание

Античный философ Аристотель (384 - 322 до н.э.), воззрения которого являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания являлся помимо всего прочего основателем патриархальной теории происхождения государства, которая была широко распространенна в Древней Греции и рабовладельческом Риме.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………3
Общая характеристика литературно-политической деятельности Аристотеля………………4
Философские основания политического учения Аристотеля………………………………….5
Учение Аристотеля о государстве………………………………………………………………..6
Формы правления в политическом учении Аристотеля………………………………………..8
Понятие политического права у Аристотеля…………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………………………….12
Список использованной литературы……………………………………………………………13

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 35.10 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

ИНСТИТУТ  УПРАВЛЕНИЯ  И  ПРАВА

 

Факультет юридический

Специальность: ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

История политических и правовых учений

Тема: Политическое учение Аристотеля

 

Работу выполнила  студентка 1 курса

 Волкогонова  Елена Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………………………3

Общая характеристика литературно-политической деятельности Аристотеля………………4

Философские основания политического  учения Аристотеля………………………………….5

Учение Аристотеля о государстве………………………………………………………………..6

Формы правления в политическом учении Аристотеля………………………………………..8

Понятие политического права  у Аристотеля…………………………………………………..10

Заключение……………………………………………………………………………………….12

Список использованной литературы……………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Античный философ Аристотель (384 - 322 до н.э.), воззрения которого являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания являлся помимо всего прочего основателем патриархальной теории происхождения государства, которая была широко распространенна в Древней Греции и рабовладельческом Риме.

Аристотель считал, что  государство представляет собой  естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение  человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся  к объединению, к образованию  патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение  приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная  власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

Аристотель предпринял попытку  всесторонней разработки науки о  политике, в частности он связывал политику с этикой, справедливостью, экономикой, политическим общением. Свои политико-правовые идеи он воплотил в  таких своих произведениях как, «Политика», «Афинская полития» и  «Этика». К сожалению, многие из его  произведений утеряны.

Несмотря на всю мировую  значимость Аристотеля, слишком часто  в прошлом многие недооценивали  жизненную направленность его философии  и его общественно-политическом деятельности. О политической деятельности Аристотеля вообще не говорили достаточно отчетливо и тем более не пытались существенным образом объединить политическую деятельность Аристотеля с его философией. Вопреки этому устаревшему обыкновению  современная наука обладает целым  рядом ценнейших исследований, рассматривавших  Аристотеля именно как политика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика литературно-политической деятельности

 

Аристотель родился в  небольшом эллинском городе Стагире, в связи с чем его в литературе нередко именуют Стагиритом. Семнадцатилетним юношей он прибыл в Афины (в 367 г. до н.э.), где учился, а затем и преподавал в платоновской Академии вплоть до смерти ее основателя. Покинув Афины (в 347 г. до н.э.), Аристотель в течение  ряда лет жил в других греческих государствах, а в 342-340 гг. до н.э. по приглашению македонского царя Филиппа II занимался воспитанием его сына Александра.

С 335 г. до н.э. Аристотель снова  в Афинах. Здесь он основал свою философскую школу - Ликей (лицей) и руководил ею почти до конца жизни.

Период руководства школой в жизни Аристотеля совпадает  со временем победоносных походов его  воспитанника. Завоевания Александра были направлены на создание единого  государства в западной части  полосы древних цивилизаций и  закрепили порядок единовластного правления покоренной частью мира. Начало такому правлению было положено победой Филиппа II при Хиронее (388 г. до н.э.), когда было разгромлено объединенное ополчение греческих полисов. С этого момента полис, оставаясь основой античного мира, перестает быть автономной единицей политической жизни Эллады; возникает эллинистический мир.

Однако предметом политического  исследования Аристотеля остается классический полис и строй его жизни, хотя он и возвещает возможность образования мирового эллинского государства на полисной основе.

Политическое учение Аристотеля изложено в трактате «Политика», примыкающем к «Никомаховой этике»; кроме того, у него есть очерк развития государственного строя Афин, который называется «Афинская полития». «Политика» охватывает пять связанных между собою исследований:

  • тема первого (кн. 1) - экономика;
  • второго (кн. II) - вопрос о наилучшем образе правления;
  • третьего (кн. III) - общая теория полиса;
  • четвертого (кн. IV, V, VI) - конкретные формы правления, причины их деградации и возможности улучшения;
  • пятого (VII, VIII) - идеальное государство.

Этот труд вобрал в себя опыт наблюдения за существующими формами  государственного устройства и законодательства, результаты наблюдения за практикой  управления государством (и македонского царского двора, и своего собственного: мыслитель, опираясь на македонскую  помощь, восстановил в 341 г. до н.э. разрушенную  прежде Филиппом II Стагиру и дал  ей законы), философскую концепцию  высшего блага, к которому стремится  всякое частное благо.

Философские основания политического учения Аристотеля

 

Одна из определяющих черт аристотелевской политической теории - это стремление исходить не из отвлеченных теоретических построений по поводу конструкции идеального полиса, а потребность учитывать все многообразие реально существующих форм, их градаций и оттенков. Такая, условно говоря, «прагматическая», а не идеократическая направленность аристотелевской теории органически вытекает из ее общефилософских оснований. Его философия так же, как и философия Платона, телеологична, но это - телеология иной модификации. Согласно Аристотелю, цель общественной, политической жизни - тоже благо: «...всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага...».

Но аристотелевское «благо» - в отличие от платоновского «эйдоса» - неразрывно связано с наличным устройством и сложением частей конкретного, естественным образом  возникшего полисного тела. На этом основании Аристотеля, в противоположность  Платону как идеократу, можно  назвать физиократом (греч. «фюсис» - тело).

Политика как наука  у Аристотеля тесно связана с  этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов).

Объектами политической науки  являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика  предстает как начало политики, введение к ней.

Аристотель  различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую.

Критерием уравнивающей справедливости является «арифметическое равенство», сферой применения этого принципа - область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д. Распределяющая справедливость исходит  из принципа «геометрического равенства» и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена  общения. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью, деньгами).

Основным итогом его этических  исследований, существенным для политики, является положение о том, что  политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными  людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворенность (автаркию).

 

 

 

Учение  Аристотеля о государстве 

 

Государство, по Аристотелю, это политическое общение, оно обнимает и включает в себя другие формы общения, которые генетически предшествуют ему.

Аристотель считает, что  наилучший метод научного объяснения политического общения сочетание  своего рода структурного анализа и  генетического подхода.

Первый элемент  теоретического построения - расчленение сложного целого на его простые элементы, чтобы рассмотреть его состав и конкретные отличия одного целого от другого; второй - рассмотрение «первичного образования предметов».

Говоря об общностях, предшествующих государству, Аристотель называет семью  и селение. Это же - изначальные  элементы государства, которое представляет собой по отношению к двум первым более широкий и более высокий (более свободный) круг общения.

Естественная необходимость, прежде всего, побуждает попарно  сочетаться мужчину и женщину  в целях продолжения рода. Точно  так же в целях взаимного самосохранения необходимо объединяться существу, властвующему в силу своей природы (способному к предвидению), и существу, подвластному и рабствующему (способному лишь физически  исполнять полученные указания). Все  это создает семью как общение, возникшее для удовлетворения повседневных нужд. При этом женщина не находится  в рабском положении, как у  варваров, у которых «отсутствует элемент, предназначенный по природе  своей к властвованию» и в  силу этого «бывает только одна форма  общения - общение раба и рабыни».

Общение, состоящее из нескольких семей и обслуживающее не только текущие нужды, - это селение; оно  представляет собой колонию разросшейся  и расселившейся семьи. Если семья - это «едящие из одного ларя», то селение - «молочные братья», «сыновья», «внуки». Греческие государства, говорит  Аристотель, первоначально управлялись  патриархальными царями (а в настоящее  время мы видим это у негреческих  племен), так как они состояли из элементов, которые признавали над  собой власть старшего как нечто  само собой разумеющееся.

Но власть как явление  политическое отличается от власти патриарха; Аристотель различает власть господскую и политическую следующим образом: «Душа властвует над телом, как  господин, а разум над нашими стремлениями - как государственный муж»; «...власть государственного мужа, равно как и все виды власти, не тождественны, как это утверждают некоторые. Одна - власть над свободными по природе, другая - власть над рабами. Власть господина в семье - монархия (ибо всякая семья управляется своим господином монархически), власть же государственного мужа - это власть над свободными и равными». В семье патриарх тоже властвует над свободными - женой и детьми, - но они не равны ему.

Несколько селений образуют общество, которое представляет собой  завершенное государство, возникшее  ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни. Отсюда следует, что всякое государство - продукт  естественного возникновения, как  и первичные общения: оно является завершением их, в завершении же сказывается природа.

Государство (причем, каждое государство), таким образом, - это  осмысленная, естественным образом  возникающая ради определенной цели-блага  целостная структура. То, что придает  этому целому уникальный и неподменный  смысл, на философском языке Аристотеля называется энтелехией (греч., завершение, осуществленное единство предмета, его свойств и образа действия) - реализованной, достигнутой в нем благой целью, включенной в иерархию энтелехий, восходящую к богу как высшей энтелехии - полностью самодостаточному и свободному существу.

Отсюда - категорический запрет на возможность произвольно изменять естественные элементы этого целого искусственными частями.

С признанием того, что государство  «существует по природе», связано  утверждение, что сущность человека - его общественная, политическая природа: «...человек по природе своей есть существо политическое», - говорит Аристотель. Тот же, кто в силу своей природы или вследствие обстоятельств живет вне государства, - либо выше человека (сверхчеловек, бог), либо ниже его (животное, нравственно недоразвитое существо - без роду, без племени, вне законов, без очага, которое только и жаждет войны и которое можно сравнить с изолированной пешкой).

В состав «человечности» (признаков  «завершенного» человека), согласно Аристотелю, входят также следующие элементы, которые по совокупности создают  основу семьи и государства:

  1. свобода, предназначение к властвованию по природе;
  2. речь, которая выделяет человека из мира животных;
  3. человек - существо в большей степени общественное, нежели животное.

Поскольку государство - более  широкий и более совершенный  круг общения, чем семья, постольку  именно оно является первичным по отношению к последней (представляет собой ее целевую причину), а тем  более - и по отношению к отдельному человеку.

Нашедший свое завершение в политической общности человек - наиболее совершенное из живых существ; человек, живущий вне закона и права, без  добродетели, но наделенный оружием, умственной силой и энергией духа - по мнению Аристотеля, существо самое нечестивое и дикое, лишенное справедливости как нормы, регулирующей политическое общение.

Информация о работе Политическое учение Аристотеля