Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 17:15, реферат
В начале XX века в России начался процесс оформления политических течений и движений. Согласно последним историческим исследованиям, в России конца XIX - начала XX вв. существовало около 300 политических партий, организаций и движений.
Такое количество политических партий в России было следствием полного отсутствия демократии. Авторитарный режим выступал тормозом прогрессивного развития страны и практически все социальные группы и классы находились в оппозиции к нему, в результате чего формировавшиеся политические партии были по своему характеру не только антиправительственными, но и нелегальными и подвергались преследованиям со стороны правительства.
1. Введение 3
2. Особенности возникновения партий в России. Типы партий. 4
3. Политические партии России начала XXв. и их программы. 5
3.1. Монархисты. 5
3.2. Буржуазно-либеральные партии. 8
Конституционно-демократическая партия (кадеты). 8
Союз 17 октября (октябристы). 10
3.3. Народническая партия: эсеры. 12
3.4. Социально-демократические партии: РСДРП. 14
4. Список использованной литературы. 17
Министерство транспорта Российской Федерации
Сибирский государственный университет путей сообщения
Кафедра «История и политология»
Реферат
Тема: Политические партии в России начала XX в.: их образование, программы
Выполнил: студент группы ЭМЭ-111
Сердюкова А. Д.
Проверил: кандидат исторических наук
доцент Балахнина М. В.
Новосибирск 2013
Содержание:
В начале XX века в России начался процесс оформления политических течений и движений. Согласно последним историческим исследованиям, в России конца XIX - начала XX вв. существовало около 300 политических партий, организаций и движений.
Такое количество политических партий в России было следствием полного отсутствия демократии. Авторитарный режим выступал тормозом прогрессивного развития страны и практически все социальные группы и классы находились в оппозиции к нему, в результате чего формировавшиеся политические партии были по своему характеру не только антиправительственными, но и нелегальными и подвергались преследованиям со стороны правительства.
В России первой политической
организацией, официально присвоившей
себе название партии, была, как известно,
«Народная воля» (1879). До этого «партиями»
здесь называли на западный манер то разного
рода придворные группировки или кружки
гвардейских офицеров, нередко делавших
в XVIII в. в России большую политику, то литературно-филосовско-
Процесс образования партий в России проходил как на основе общих закономерностей, характерных для буржуазных стран, так и имел свои особенности. Они были связаны со спецификой социально-экономического строя, политической структурой российского общества, многонациональностью населения. Процессы классовой консолидации в России сильно затянулись, так как царизм сдерживал развитие политической деятельности общества.
Процесс образования партий связан с предреволюционным кризисом и революцией 1905-1907 гг. Главной особенностью было то, что первую политическую партию в России образовал пролетариат, а не буржуазия; ядро всех партий составила интеллигенция; число партий было очень большим; были партии как общероссийские, так и национальные.
Все партии можно разделить на четыре типа:
Таким образом, пролетариат и другие слои трудящегося населения России, от имени которых выступала радикально настроенная марксистская и народническая интеллигенция, обогнали в своем политическом развитии буржуазию и помещиков.
Символика:
Знамя РМС — это имперский флаг, принятый Александром III в 1883 году (сребро-злато-чётный), на котором изображён герб РМС.
Герб РМС — это двуглавый орёл, окружённый зелёным венком, символизирующим единство.
Лозунги РМС:
«За Веру, Царя и Отечество!»;
«С нами Бог!»;
«За Великую, Единую и Неделимую Россию!»;
«Православие, Самодержавие, Народность!».
Идеология и цели:
Идеология партии базируется на монархических, патриотических основах.
РМС преследует государственно-общественные полезные цели:
Воссоздание Великой, Единой и Неделимой Российской Империи;
Историческое, культурное и религиозное просвещение русского народа;
Сохранение и отстаивания исторической достоверности Российской и Русской Истории;
Разработанное В. А. Грингмутом «Руководство черносотенца-монархиста» приводит следующий перечень внутренних врагов России:
Первая легальная монархическая организация – «Русское собрание», появилась в октябре 1900г. в Петербурге.
Партия первоначально носила воспитанно-художественный характер с уклоном в национальное славянофильство. К сферам деятельности собрания относилось изучение в области научного и художественного творчества, что является заслугой людей необыкновенно русской национальности.
Планировалось строительство специального здания, в традициях русского зодчества, в котором бы проводились собрания в национальной русской одежде. С первых шагов «Русское собрание» зарекомендовало себя как непринудительный косный орган, т.к. его членами были знатные дворяне, чиновники, деятели искусств. Председательствовал князь Голицин. С развитием революционной деятельности «Соединение» приобрело государственно-правовую направленность. Первым политическим выступлением была делегация к царю 1904г. С обеих сторон была высказана идея поддерживания друг друга. С этого момента «Русское собрание» - лидер монархического движения.
«Русское монархическое братство» было создано в апреле 1905г. для борьбы с революцией. Общественное втирание партии неоднородно: это представители кругов мелкой буржуазии, помещиков, интеллигенции, духовенства. РМБ имеет главной своей задачей сохранение монархической самодержавной власти русских царей; возвеличение единой православной церкви; свободное развитие русской национальной идеи на всем пространстве Российской империи; убережение сословного строя русского народа. Партийка запрещена после Февральской революции.
Правомонархические силы создавали так называемые «черные сотни». Эти объединения организовывали еврейские погромы, нападения на демократические собрания и митинги в 150 городах страны. «Союз русского народа» - черносотенная организация, возникшая 8 ноября 1905г. для борьбы с революцией. Социальный состав идентичен до этого описанным партиям. Его руководители А.И.Дубровин, В.М.Пуришкевич, Н.Е.Марков. «Союзу» покровительствовал царь Николай II. Устав утвержден в августе 1906г., основными положениями которого являлись: единство и неразделенность Российской империи, постоянность основных начал царского руководства, неприкосновенность частной собственности, учреждение Государственной думы, оставление православия. Центральным органом являлся Преобладающий лад из 12 рабочих единиц. В 1905 – 1907гг. насчитывалось более 400 тыс. членов, активно действовало более 100 отделов «Союза». Основное печатное средство – газета «Русское знамя».
Русская монархическая партия (РМП), одна из крупнейших право-монархических организаций, основанная В.А. Грингмутом.
Деятельность по созданию РМП Грингмут начал сразу после Манифеста 18 февраля 1905. В марте — начале апреля он опубликовал в газете «Московские ведомости» цикл статей о необходимости создания монархической партии и ее задачах. 24 апреля 1905 состоялось первое собрание кружка единомышленников, по результатам которого при редакции «Московских ведомостей» было создано Центральное бюро (этот день и стало принято считать днем рождения РМП). Затем был большой перерыв, и следующие собрания прошли только 1 и 9 сентября. 6 октября на собрании были обсуждены программа и план выборной кампании. Однако революционные выступления побудили членов создаваемой партии к более активным действиям. Собрание 18 октября, прошедшее на следующий день после выхода известного Манифеста, как писал Грингмут, «под свист и улюлюканье уличной толпы» положило начало борьбе с революционерами. На собрании 20 ноября были приняты решения: заключить тесный союз с другими патриотическими организациями для совместной борьбы с революцией; обратиться к Государю с заявлением о верности коренного Русского Народа присяге и о желании укреплять Самодержавие.
Программа:
РМП объявляла своей главной задачей «сохранение Самодержавия». Необходимость реформ не отрицалась, но, во-первых, их предлагалось проводить только после прекращения смуты, а, во-вторых, они должны основываться на триаде «Православие, Самодержавие и Русская народность». Программа провозглашала Православную Церковь «залогом укрепления Самодержавия и благоденствия Русского Народа», выдвигала требования сохранения ее первенствующего положения в Империи и ее роли духовного и нравственного руководителя государства и народа. Вторая основа реформирования — неограниченное Самодержавие — без него, согласно Программе, Россия просто не может существовать. Реформы должны основываться также на «свободном развитии Русской национальной и культурной идеи по всей Империи, но без стеснения местных национальных особенностей, не имеющих политического значения». Это означало, прежде всего, что должны сохраняться: единство и целость Российской Империи, единый русский государственный язык, единый русский закон, единая русская государственная школа. Отвергая идею законодательного органа, Программа РМП предлагала оригинальный способ участия народа в высшем государственном управлении — через реорганизацию Государственного Совета. Теперь в нем заседают бывшие государственные деятели, имеющие служебный опыт, но не имеющие жизненного, — считал Грингмут, — поэтому они не приносят должной пользы. И предлагал назначить в Госсовет выдающихся русских деятелей, имеющих заслуги не только на государственном поприще, но и в других сферах, которые могут быть советниками Царя в делах законодательства. Однако они не должны ограничивать Государя своими решениями. Программа требовала сохранения сословного строя Русского Народа, особенно духовного, дворянского и крестьянского сословий. В решении вопроса о бюрократии Программа исходила из того, что парламентаризм сам по себе не даст хорошей бюрократии. Освободить от дурной бюрократии может только Неограниченный Самодержец путем привлечения к суду всех неисправных чиновников по почину любого верноподданного. В решении крестьянского вопроса РМП выступала против «незаконных методов ликвидации малоземелья» (захват чужой собственности, принудительное отчуждение крупных владений), ибо неприкосновенность «имущественных прав — важнейший залог здорового развития и процветания государства и прочного укрепления народной нравственности». Проблема малоземелья должна решаться исключительно законными мерами: повышением производительности земли, распространением дешевого мелкого кредита, организацией сельскохозяйственных школ, широкой организацией переселения не только крестьян, но и помещиков. Все эти меры требовали, прежде всего, энергичной помощи со стороны правительства, которое, напротив, в целях привлечения иностранного капитала забросило сельское хозяйство и сосредоточило усилия только на промышленности.
По инициативе «Русского собрания» в 1906г. в Петербурге был созван 1 сконцентрированный съезд монархистов с целью объединения сил, но свершить это не удалось. Объединение «Русского собрания» и «Союза русского народа» произошло в апреле 1907г. Спустя некоторое время монархические партии прекратили свое существование.
Конституционно-демократическая партия (кадеты), организационно оформившаяся в период высшего подъема революции 1905-1907 гг., прочно заняла место на левом фланге российского либерализма. Лидером кадетской партии, ее главным теоретиком и стратегом являлся Павел Николаевич Милюков.
Учредительный съезд партии состоялся 12-18 октября 1905 г. в Москве. На нем присутствовал 81 делегат. В связи с октябрьской Всероссийской стачкой, парализовавшей железные дороги и другие средства коммуникации, многие делегаты не могли прибыть на съезд.
Основным ядром партии кадетов стали идеологически и политически родственные элементы из двух либеральных организаций – «Союза освобождения» и «Союза земцев-конституционалистов». Октябрьский учредительный съезд заложил основы организационной структуры конституционно-демократической партии, принял ее устав и программу, избрал ее временный ЦК. На II съезде, состоявшемся в январе 1906 г., произошло уже окончательное ее конституирование.
В партию кадетов входил цвет русской интеллигенции, часть либерально настроенных помещиков, средней городской буржуазии, служащие, учителя, врачи, приказчики. Социальный состав кадетов претерпевал изменения в зависимости от конкретной политической ситуации.
Идеология и программа:
Являясь идеологами либерализма нового типа, кадеты считали капитализм наиболее оптимальным вариантом общественного прогресса. Они выступали против насильственных социальных переворотов, за эволюционное развитие общества. Отвергая идею социальной революции, кадеты вместе с тем в принципе признавали возможность, а в ряде случаев даже неизбежность политической революции. Реформа 1861 г., считали идеологи кадетизма, в корне изменила основу материального способа производства. Но она фактически оставила в неприкосновенности политическую надстройку. Власть оказалась неспособной ликвидировать «ножницы» между новым, капиталистическим в своей основе социальным базисом и старой, феодальной политической надстройкой.
Программа кадетов представляла собой радикально-демократический вариант реформистского решения коренных вопросов российской действительности. В ней были выражены тенденции капиталистического развития страны на обозримую историческую перспективу. Исходной посылкой в программе кадетов была идея постепенного реформирования старой государственной власти. Они требовали замены неограниченного самодержавия конституционно-монархическим строем. Политическим идеалом кадетов была парламентарная конституционна монархия английского типа. Они последовательно проводили идею о разделении законодательной, исполнительной и судебной властей, требовали создания ответственного перед Государственной думой правительства, коренной реформы местного самоуправления и управления, суда. Кадеты выступали за введение в России всеобщего избирательного права, осуществление всего комплекса демократических свобод (слова, печати, собраний, союзов и т.д.), настаивали на строгом соблюдении гражданских и политических прав личности. В условиях России того времени кадетская политическая программа имела прогрессивное значение. Кадетам удалось создать такую теоретическую модель устройства правового государства, которая могла бы стать образцом для любого демократического общества.
Информация о работе Политические партии в России начала XX в.: их образование, программы