Подвижница благочестия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:42, реферат

Краткое описание

Мария Михайловна Киселева (1798-1887) родилась в семье саратовского губернского предводителя дворянства князя Михаила Никитича Чегодаева и его жены Александры Петровны. Мария вышла замуж уже в зрелом возрасте, в 30 лет, за Александра Григорьевича Киселева, потомка древнего дворянского рода, крупного землевладельца. Супружеская чета отличались постоянной готовностью к общественно полезным делам и начинаниям. Александр Григорьевич состоял на службе в Пензенской губернии и занимал место члена Комиссии народного продовольствия.

Оглавление

Пензенская дворянка Мария Михайловна Киселева -
попечительница Святой Земли стр. 3

Богадельня под Высочайшим покровительством стр. 4

Созидательница храмов стр. 5

Попечительница святых мест стр. 8

Добрые дела после смерти стр. 15

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 193.08 Кб (Скачать)

 
Мария Михайловна послала в Назарет своего архитектора  и племянницу Александру Степановну Радищеву, которая прожила там  три года.

Храм имеет  необычную архитектуру: без купола, с плоской крышей и большим  крыльцом на двух колоннах. Иконостас  в храме был богатейший, полностью  вызолоченный. 

15 мая 1880 года  храм был освящен. Об этом  и пишет митрополит Нифонт  А. С. Радищевой в Пензу:

„Вчера Господь  помог освятить храм Марии Михайловны. Не буду говорить вам, какое это было общее утешение и как наши православные дивились и восхваляли усердии вашей  тети. Много их было на освящении, и  они говорили, что это лучшая церковь, много благолепнее даже Фаворской… Поздравьте от моего имени храмоздательницу и поблагодарите ее за прекрасную утварь и ризницу… Не забывайте  Назарет, когда-то дождусь вас сюда, чтобы полюбовались всем, что приобрел на щедроты вашей тети“.

В книге профессора А. А. Дмитриевского „Праздник Благовещения Пресвятыя Богородицы в Назарете и паломническия хождения по Галилее  в марте месяце“, изданной Императорским  Православным Палестинским Обществом, под номером 40 есть следующее примечание относительно этого храма: „Создательница этого храма в 1884 г. пожертвовала на его нужды 5000 р. в виде вечного  вклада, но с условием, чтобы капитал  этот неприкосновенно хранился в  Императорском Православном Палестинском Обществе, которое и обязано ежегодно выдавать проценты с него (205 р. 20 к.) назаретскому митрополиту. Воля жертвовательницы исполняется свято“.

Караваны с  паломниками, отправляемые Императорским  Православным Палестинским Обществом  в Назарет, непременно посещали храм, построенный на средства русской  благотворительницы М.М Киселевой. Постепенно, русские паломники перестали  заходить в этот храм, совершая богослужения под открытым небом на самой горе, а с окончанием русского влияния  в Назарете, храм пришел в запустение. Специально для этой церкви была написана большая икона на сюжет неудавшегося свержения Спасителя с горы, список с которой митрополит Нифонт присылал Марии Михайловне в Пензу, но следы  обеих икон в настоящее время  утеряны. При подготовке второго  издания книги о Марии Михайловне Киселевой ее автору Анне Федоровне  Головиной удалось отыскать лишь репродукцию этой иконы.

Необычная для  православного храма архитектура  породила распространенное в настоящее  время заблуждение — местные  жители и туристы из разных стран  эту церковь называют церковью страха Мадонны (или Марии) — Our Lady of the fright, Mary's fear, Notre Dame de l'Effroi. Она даже считается  памятником францисканского присутствия  на Святой Земле. Подход к храму труднодоступен, многие любители путешествий стремятся  туда попасть, считая заброшенную церковь  необычайно таинственной и приписывая уже позднее рожденный католический миф, что на этом месте стояла Дева Мария, со страхом глядя на соседнюю скалу, с которой назаретяне намеревались сбросить ее Сына после того, как  на проповеди в синагоге Назарета Он объявил себя Сыном Божиим.

Церковь св.пророка  Елисея в Иерихоне, предположительно  тоже построенная на деньги М. М. Киселевой (хотя надежных документов, подтверждающих это предположение пока не найдено), тоже была хороша. Об этом мы узнаём из письма уполномоченного ИППО в Иерусалиме Д. Д. Смышляева от 12 февраля 1886 г.:„В Иерихоне обнаружил целую русскую колонию. Кроме превосходного дома о. Антонина, я нашел там дома и сады иеромонаха Иоасафа (Плеханова), Богдановой, Сушковой… Купчиха Киселева построила церковь, которую на второй  неделе поста Патриарх приедет освящать. Церковь очень хорошенькая. Образа все писаны в России, где и иконостас делан. Землею Плеханова заведует крестьянин Ярославской губернии Иван Андреевич Рыков… Есть интересные остатки древних зданий, мозаичных полов, много драгоценных для археологии находок“.

 
Великим Постом 1886 г. Патриарх Никодим освятил „греческую“  иерихонскую церковь во имя Пророка Елисея (Антонин (Капустин), архимандрит. Дневник за 1886 г. Музей истории религии, СПб., шифр: И.П.П.О. Б. IV. № 853/28. с. 40), построенную на средства русских благотворительниц А. Д. Богдановой и М. М. Киселевой, с греческим „древом Закхея“ на церковной аллее. (см. К истории русских археологических исследований в Иерихоне. Р. Б. Бутова, Н. Н. Лисовой). 
 
Мария Михайловна много жертвовала на храм Гроба Господня в Иерусалиме, Русской духовной миссии в Иерусалиме, Императорскому Православному Палестинскому Обществу, Пантелеимоновскому монастырю и Андреевскому скиту на Святой Горе Афон, Православному Московскому миссионерскому обществу в пользу сибирских инородческих миссий. 
 
18 октября 1884 года Мария Михайловна стала действительным членом Императорского Православного Палестинского Общества и была удостоена серебряного знака ИППО. Постоянно она вносила очень существенные суммы в пользу Общества.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Добрые  дела после смерти 
 

Скончалась Мария  Михайловна 6 декабря 1887 года. Как ни необычно это звучит, Киселева не оставила нуждающихся и после своей  смерти. По ее завещанию, в собственность  и общее владение ее бывших крестьян разных сел и деревень были предоставлены 6 тысяч десятин земли и даже капитал в 39 837 рублей, процентами от которого они могли пользоваться в особо трудных обстоятельствах  – при неурожае, пожаре, падеже скота.

На богадельни ею был оставлен неприкосновенный капитал  в 565 тысяч рублей. Кроме того, в  дар получили:

Спасо-Преображенский монастырь – усадебное место  в Пензе, 5 тысяч рублей и ценные иконы; 
Арзамасская Алексеевская женская община – 50 десятин земли; 
Палестинское православное общество, Главное Российское общество Красного Креста, заведение для душевнобольных „Всех скорбящих радость“ в Санкт-Петербурге, Николаевская военная Чесменская богадельня – по 50 тысяч рублей.

 
Сверх того были назначены значительные суммы Московскому миссионерскому обществу, военным раненым, не выслужившим  пенсии, на образование детей дворянских фамилий в России, 100 тысяч рублей были ею пожертвованы для раздачи  бедным в Палестине, Кандии, Болгарии, Месопотамии.

Но это только известные выдающиеся дела Марии  Киселевой. Многим и многим она помогала тайно. И сегодня мы уже достоверно не можем узнать, сколько людей  было облагодетельствовано Марией Киселевой. Зато память о ее благотворительной  деятельности в родном городе жива до сих пор.

Похоронена М. М. Киселева была рядом со своим мужем  в Троицком храме в Пензенском Спасо-Преображенском мужском монастыре, полностью стертым с лица земли  за годы советской власти. Однако в 2002 году усилиями клира и паствы Пензенской епархии удалось найти  фундамент Троицкого храма, а  в нем – склеп с останками  Александра и Марии Киселевых, которые  планируется перезахоронить в более подходящее место.

Память о Марии  Михайловне Киселевой вернула землякам старший научный сотрудник Пензенского  краеведческого музея Анна Федоровна  Головина — старейший музейный работник Пензенской области. Много лет она  по крохам собирала документы и свидетельства, разбросанные по самым разным архивам  и весям. На их основе в 2003 году ею была издана книга о Марии Михайловне под названием „Великая благотворительница“. Анна Федоровна Головина была удостоена  медали Русской Православной Церкви. На основе документов и фактов, обнаруженных Анной Федоровной, создан телефильм, удостоенный диплома телеканала „Культура“ на VIII Всероссийском фестивале-семинаре „Православие на телевидении и радиовещании“. Сейчас Анна Федоровна работает над вторым изданием книги, дополненным новыми находками, а  ее единомышленники ведут реставрацию храма Воскресения словущего (он же Старый Спаситель) в г. Пензе, обновленного М. М. Киселевой.

Императорское Православное Палестинское Общество увековечило  память о своей благодетельнице  на мемориальной доске Александровского подворья в Иерусалиме, где золотом  на черном мраморе выбиты имена людей, внесших большой вклад в дело Палестинского Общества. Имя Марии  Михайловны можно увидеть в верхнем  ряду справа среди таких имен, как  Василий Николаевич Хитрово, Граф Ефим Васильевич Путятин, его дочь графиня  Ольга Евфимиевна Путятина, Епископ  Порфирий (Успенский), великий князь  Николай Николаевич, великая княгиня  Александра Георгиевна, великий князь  Константин Николаевич, Его Императорское  Величество Государь Император Александр III, архимандрит Антонин (Капустин), князь М. Р. Кантакузин, граф Сперанский, Н. Ф. Фан-дер-Флит и других известных  имен учёных, государственных деятелей и жертвователей ИППО. Осталось надеяться, что такие же зримые свидетельства  увековечивания ее памяти на пензенской земле тоже появятся в ближайшем  будущем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 
 

  1. Головина А.Ф. «Великая благотворительница» - 2003 г. 114 стр.
  2. Логинова Т. Великая благотворительница - «Комсомольская правда – Пенза-Саранск», №2(325), 14.01.2000
  3. Благотворители Императорского Православного Палестинского Общества // Интернет ресурс: http://pravoslavie58region.ru/

Информация о работе Подвижница благочестия