Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:42, реферат
Мария Михайловна Киселева (1798-1887) родилась в семье саратовского губернского предводителя дворянства князя Михаила Никитича Чегодаева и его жены Александры Петровны. Мария вышла замуж уже в зрелом возрасте, в 30 лет, за Александра Григорьевича Киселева, потомка древнего дворянского рода, крупного землевладельца. Супружеская чета отличались постоянной готовностью к общественно полезным делам и начинаниям. Александр Григорьевич состоял на службе в Пензенской губернии и занимал место члена Комиссии народного продовольствия.
Пензенская дворянка Мария Михайловна Киселева -
попечительница Святой Земли стр. 3
Богадельня под Высочайшим покровительством стр. 4
Созидательница храмов стр. 5
Попечительница святых мест стр. 8
Добрые дела после смерти стр. 15
Оглавление
Пензенская
дворянка Мария Михайловна
Киселева -
попечительница Святой
Земли
Мария Михайловна
Киселева (1798-1887) родилась в семье
саратовского губернского предводителя
дворянства князя Михаила Никитича
Чегодаева и его жены Александры
Петровны. Мария вышла замуж уже
в зрелом возрасте, в 30 лет, за Александра
Григорьевича Киселева, потомка древнего
дворянского рода, крупного землевладельца.
Супружеская чета отличались постоянной
готовностью к общественно
М. М. Киселева умерла в возрасте 89 лет,
в 1887 г. При жизни она была награждена Российским
орденом Св. Екатерины (1886), давшим ей титул
кавалерственной дамы. За участие в делах
общества попечения о раненых во время
русско-турецкой войны 1877–1878 годов она
была награждена сербским орденом Такова
и греческим орденом Спасителя, а также
знаком Красного Креста. В 1881 году Киселеву
избрали почетной гражданкой Пензы. Она
была действительным членом Императорского
Православного Палестинского Общества.
Богадельня
под Высочайшим покровительством
Муж Киселевой оставил завещание, по которому отказал 11 имений в разных губерниях России на строительство богадельни в городе Пензе. Он выразил пожелание, чтобы в этом заведении имели приют до конца своих дней престарелые, больные и увечные люди, без различия вероисповедания и звания. А распорядительницей над всеми своими имениями назначил свою жену Марию Михайловну.
Через пять лет после смерти мужа, приведя все дела в порядок, в 1852 году, Мария Михайловна купила большую усадьбу в Пензе, выходившую на Верхнюю Пешую и Дворянскую улицы. Затем она разработала проект Положения о богадельне. В 1856 г. оно было утверждено российским самодержцем, и началось строительство. Но Мария Михайловна, не дожидаясь его окончания, открыла в 1856 году приют для бедных в собственном доме, на Лекарской улице. И только через три года, когда в купленной усадьбе было возведено прекрасное здание богадельни с домовым храмом Спаса Нерукотворного, призреваемые из дома Киселевой были переведены сюда.
На официальном
открытии богадельни 13 сентября 1859 г. совершалась
Божественная литургия в присутствии
Преосвященного архиепископа Пензенского
и Саранского Варлаама и представителей
высших губернских властей. Богадельню
приняла под свое покровительство
императрица Александра Федоровна,
которая прислала Марии Михайловне
рескрипт с изъявлением признательности
и благоволения. В нем, в частности,
говорилось: «В полной мере ценя столь
великодушный подвиг и утешаясь мыслью,
что при благословении
При открытии в
богадельне жили 70 человек, а через
20 лет – уже 140. Всю прибыль
от хозяйств и земледелия Мария Михайловна
искусно приумножала и
Богадельня Киселевой
просуществовала до 1918 года, когда
с февраля попечительство этого
богоугодного заведения было ликвидировано
новыми властями, а сама богадельня
перешла в ведение коллегии общественного
призрения Пензенского Совета рабочих,
солдатских и крестьянских депутатов.
Здание сохранилось до сих пор, в
настоящее время в нем
Созидательница
храмов
Очень много
сил и средств за свою долгую жизнь
Мария Михайловна потратила на строительство
храмов, особенно в тех своих бывших
имениях, где церквей прежде не было.
На ее средства были построены многие
храмы как в Пензенской губернии,
так и за ее пределами: богатый
теплый двухэтажный пятиглавый Троицкий
храм над могилой мужа в Пензенском Спасо-Преображенском
мужском монастыре (сер. XIX в.), нижний придел
которого в честь Рождества Христова был
выполнен по подобию храма Рождества Христова
в Вифлееме и потрясал посетителей монументальным
великолепием интерьера; придельный храм
Пензенского Спасского кафедрального
собора во имя святых мучеников Евлампия
и Евлампии (1882) перед могилой епископа
Пензенского и Саратовского Иннокентия,
канонизированного в 2000 году на Юбилейном
Архиерейском Соборе, которого Мария Михайловна
знала лично; церковь в г. Пензе в память
обновления храма Воскресения Христова
(Воскресения словущего, известного как
«Старый Спаситель») – старейший храм,
восстановленный и значительно расширенный
М. М. Киселевой, в котором хранился чудотворный
образ Всемилостивого Спаса, подаренный,
по преданию, царем Иоанном Грозным; храм
в память неудавшегося свержения иудеями
Спасителя со скалы в Назарете и храм пророка
Елисея в Иерихоне, сохранившиеся до сих
пор на Святой Земле; церкви в ее собственных
имениях во Владимирской, Саратовской
и других губерниях. Также Мария Михайловна
пожертвовала Мокшанскому Казанскому
женскому монастырю 30 десятин земли, а
в Пензе отдала в вечную собственность
местной епархии свою бывшую усадьбу с
садом для епархиального женского училища.
Троицкий храм, построенный Марией Михайловной
над могилой муха, хотя и разрушенный полностью
в советские годы, заслуживает того, чтобы
рассказать о нем подробнее. На верхнем
этаже было два престола: Свято-Троицкий
и во имя обновления храма Воскресения.
В нижнем этаже было три престола: главный
– во имя Рождества Христова – и придельные
(в честь Казанской Божией Матери и во
имя Св.Благоверного Великого князя Александра
Невского). Каждый их трех престолов нижнего
этажа составлял как бы отдельную церковь,
т. к. средний престол со всех сторон окружали
капитальные стены. О среднем престоле
– в память Рождества Христова – следует
сказать, что он и устройством, и украшением,
и даже размерами был подобен Вифлеемскому
храму в Палестине, устроенному в вертепе
Рождества Христова. Наиболее почитаемым
местом здесь был Грот Рождества, покрытый
мрамором. Он имел алтарь Рождества в виде
небольшой полуциркулярной ниши, в середине
которой находилась серебряная звезда,
обозначавшая место рождения Спасителя.
Во время служб храм освещали 52 лампады.
16 из них находились в нише, шесть – в яслях,
в которых был положен Иисус после своего
рождения. 30 лампад размещались в своде
храма, вдоль и поперек его. Они были подвешены
на длинных шнурах, спускались и поднимались
с помощью балансира. Выше балансира, над
каждой лампадой находилась скорлупа
страусиного яйца, снизу и по четырем сторонам
обрамленная металлом… Все было так, как
и в Палестинском Вифлеемском храме. В
Киселевском храме, как его тогда называли,
было много икон хорошего письма в дорогих
серебряных вызолоченных окладах. Среди
них особенно выделялась икона Рождества
Христа Спасителя. Она написана в Вифлееме
и освящена на престоле Вифлеемского храма.
Ее прислал М. М. Киселевой митропопит
Петрский (в Аравии) Мелетий.
Примечательна история обновления
храма Воскресения в Черкасской
слободе Пензы. Храм стоял на этом
месте еще тогда, когда и Пензы
как города не было. В нем находилась
древнейшая икона Спасителя, почитаемая
жителями чудотворною. По преданию, она
была прислана этому храму царем
Иоанном Грозным после его
похода на Казань. К 1874 г. храм был полуразрушен
и закрыт, его трапезная и колокольня
разобраны и отданы во вновь строящуюся
Богоявленскую церковь (в народе
ее называли «Новый Спаситель), а сейчас
там находится Дворец культуры им.
Дзержинского). Но Мария Михайловна
взялась за воссоздание древнего
храма как памятника старины.
Он был заново перестроен, причем в
гораздо больших против прежнего
размеров. Храм украшала по фасаду новая
красивая колокольня, а жемчужиной
его, несомненно, являлся хороший
список с иконы Спасителя, украшенный
драгоценной ризой (Мария Михайловна
позаботилась, чтобы список был сделан,
и икона стала постоянной и
неотъемлемой собственностью возобновленного
храма). Советская власть в храме
устроила тюрьму, в настоящее время
храм возвращен Пензенской епархии.
Мария Михайловна Киселева стала основательницей
Пайгармского Параскево-Вознесенского
монастыря, который теперь располагается
в Мордовии, пожертвовав 20 десятин земли
и 2000 рублей. Этой обители она делала пожертвования
всю жизнь: выкупила все строения и усадьбу,
принадлежащие помещикам Струйским, и
подарила монастырю, а для постройки монастырского
хутора пожертвовала еще 245 десятин земли.
Попечительница
святых мест
Известно, что Палестина с ее святынями была предметом особой христианской заботливости М. М. Киселевой.
„Я всегда любила Святые места Иерусалима и желала туда ехать, быть полезной, сколько будет мне возможно“, – писала она обер-прокурору Св.Синода К. П. Победоносцеву, Почетному члену Императорского Православного Палестинского Общества.
О семейном архиве Киселевой хранилось
немало благодарственных писем и
документов от Иерусалимского патриарха
на греческом языке.
Один из таких документов – письмо
иерарха Святой Земли — митрополита
Назаретского Нифонта, Почетного члена
Императорского Православного Палестинского
Общества, присланное в Пензу на
имя племянницы Киселевой А. С. Радищевой,
выражало благодарность по поводу строительства
храма в Назарете.
Уже на склоне своих жизненных лет Киселева за дорогую цену купила небольшой участок земли в Назарете, на горе Свержения. Это было именно то место, где, по преданию, иудеи хотели было свергнуть Спасителя со скалы. В память о неудавшемся свержении Спасителя и был на средства М. М. Киселевой на этом участке, на одной из вершин окружающих гор, принадлежащей грекам, был выстроен благолепный храм. Большую помощь ей в этом оказал сам Назаретский митрополит Нифонт, который выхлопотал фирман (указ) у султана на постройку и взял на себя все труды по возведению храма.