Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 07:36, контрольная работа
Культурный процесс, который берет начало в петровское время, носит характер столь радикального обновления, что в литературе часто используются термины «поворот», «переворот». Казалось, что в последние годы 17 века Россия во многом еще сохраняла облик и ценности древней и средневековой Руси. И вдруг это море все заполнявшей средневековой традиции словно ушло, обнажив дно. И ото всюду со сказочной быстротой появлялись новые побеги, ничем не похожие на прежние. Сразу пришло столько нового: быт, одежда, манеры, войско, мораль, даже столиц
Введение 5
Политическая борьба в верхах российского общества, предшествовавшая приходу к власти Петра I. 6
Необходимость преобразований 9
Реформы Петра I в экономической, социальной и административной сферах общества. 12
Оформление абсолютизма. 18
Реформы в области культуры и быта. 18
Содержание, характер, методы проведения и значение петровской модернизации. 21
Заключение 23
Список литературы 23
ПЛАН
Образование Петр ставил во главу всех реформ. В Москве одна за другой открывались школы – навигацкая, инженерная, артиллерийская, медицинская, немецкая. Еще со времен первой поездки за границу, Петр вынашивал план создания морской школы в России. В 1701 г. его указом открывается в Москве Навигацкая школа. В составлении программы принимал участие сам царь, упор делался на математические и морские науки – арифметика, геометрия, тригонометрия, астрономия, навигация. Дворяне в новое учебное заведение поступали неохотно, поэтому приходилось их брать «с принуждением». Около пятисот учеников школы получали «кормовые деньги», а те, кто победнее, еще и одежду. Школа просуществовала до 1715г. и передала эстафету открывшейся в Петербурге Морской академии.
В 1703г. открылась Немецкая школа, которую можно считать первой российской гимназией. Обучались в ней дети мелких царских чиновников. Возглавил школу немецкий пастор Эрнест Глюк, попавший в плен во время Северной войны.
В 1714г. Петр I подписал указ об обязательном обучении дворянских детей цифири и геометрии. Стали создаваться цифирные школы, где помимо дворян обучались дети приказных, служилых и посадских людей. При Петре появился обычай посылать дворян учиться за границу. Нередко он сам их распределял по полкам и школам, а также определял, кому учиться в России, а кому за границей.
При Петре I появился и первый российский музей – Кунсткамера. Ее экспонатами поначалу служили различные древние предметы и редкости, собранные царем во время заграничного путешествия. Во время второго путешествия царь приобрел в Данциге для Кунсткамеры коллекцию минералов и раковин, в Амстердаме – заспиртованных животных, рыб, змей и насекомых. Кунсткамера впервые была открыта для обозрения в палатах Кикина в 1719г. Вскоре для Кунсткамеры на Васильевском острове выстроили отдельное здание.
Самый устойчивый компонент жизни людей – это быт, но и он испытал серьезные изменения в петровскую эпоху. Поставив целью сформировать породу новых людей, Петр I стремился привить дворянам хорошие манеры, дать им светское воспитание образование.
С начала XVIII в. многое изменилось как в устной, таки в письменной русской речи. Издавались книги с правилами хорошего тона, рекомендациями по этикету, поведению в различных сферах жизни. Появились обращения на «Вы», «Милостивый государь», «Господин». Письма заканчивались подписями: «Ваш покорный слуга», «Остаюсь к услужению готовый».
В царствование Петра в обиход вошел юлианский календарь. Летоисчисление стали вести от Рождества Христова. В связи с этим событием началом года теперь считалось 1 января, а не 1 сентября. Таким образом вместо 7208 года в России начался 1700 год. Отныне 1 января предписывалось поздравлять друг друга с Новым годом, украшать дома ветками еловыми, сосновыми да можжевеловыми. В честь праздника устраивали пальбу и фейерверки, которые Россия впервые увидела именно при Петре I.
По-новому стало исчисляться и время суток. Куранты, установленные на Спасской башне вначале XVII в. имели циферблат с 17 делениями, вращался циферблат и подводил одну из цифр к стрелке. Количество дневных и ночных часов в сутках колебалось от 7 до 17. При Петре I количество часов в сутках стало неизменным – 24. В начале XVIII в. куранты в Кремле заменили голландскими с подвижными часовой и минутной стрелками и циферблатом с 12 делениями.
К концу XVII началу XVIIIвв. постепенно меняется быт как простых, так и зажиточных, знатных людей. Меняется на западный манер одежда, пища, жилища. Бояре и дворяне стригут волосы и бороды, заводят иностранные книги и музыкальные инструменты, игрушки, в моду входит курение табака.
Реформы Петра Великого – сложное и противоречивое явление в русской истории. Петровские преобразования, оценка их значимости и роли для России вызывала и вызывает множество споров. С одной стороны, признается прогрессивная роль нововведений Петра, с другой – насильственный характер реформирования кажется причиной многих последующих бед в русской истории.
Все
важнейшие направления
Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта.
Принудительная европеизация, проводившаяся Петром I, резко углубила раскол русского общества на чуждые друг другу не только по социальному положению, но и по культуре и даже языку «верхи» и «низы». В итоге стали очевидны многие тяжелые последствия деятельности Петра: крайнее истощение народных сил в его царствование; кризис самодержавия и установление диктатуры дворянства после смерти преобразователя; всевластие чиновничества в бюрократическом аппарате управления; окончательное закрепощение крестьян.
Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать – Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.
Преобразовательная
деятельность Петра отличалась неукротимой
энергией, невиданным размахом и целеустремленностью,
смелостью в ломке отживших учреждений,
законов, устоев и уклада жизни и быта.
Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относится к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать – Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.
1.
Анисимов Е.В. «Время петровских реформ»,
1991г.
2. Павленко Н.И. «Петр Первый и его
время», 1989г.
3. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История
России XVII – XIX века», 2004г.
Информация о работе Петровские преобразования и русское общество первой четверти ХVIII века