Петровские преобразования и русское общество первой четверти ХVIII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 07:36, контрольная работа

Краткое описание

Культурный процесс, который берет начало в петровское время, носит характер столь радикального обновления, что в литературе часто используются термины «поворот», «переворот». Казалось, что в последние годы 17 века Россия во многом еще сохраняла облик и ценности древней и средневековой Руси. И вдруг это море все заполнявшей средневековой традиции словно ушло, обнажив дно. И ото всюду со сказочной быстротой появлялись новые побеги, ничем не похожие на прежние. Сразу пришло столько нового: быт, одежда, манеры, войско, мораль, даже столиц

Оглавление

Введение 5
Политическая борьба в верхах российского общества, предшествовавшая приходу к власти Петра I. 6
Необходимость преобразований 9
Реформы Петра I в экономической, социальной и административной сферах общества. 12
Оформление абсолютизма. 18
Реформы в области культуры и быта. 18
Содержание, характер, методы проведения и значение петровской модернизации. 21
Заключение 23
Список литературы 23
ПЛАН

Файлы: 1 файл

Петровские преобразования и.docx

— 43.59 Кб (Скачать)

  Образование Петр ставил во главу всех реформ. В  Москве одна за другой открывались  школы – навигацкая, инженерная, артиллерийская, медицинская, немецкая. Еще со времен первой поездки за границу, Петр вынашивал план создания морской школы в России. В 1701 г. его указом открывается в Москве Навигацкая школа. В составлении  программы принимал участие сам  царь, упор делался на математические и морские науки – арифметика, геометрия, тригонометрия, астрономия, навигация. Дворяне в новое учебное  заведение поступали неохотно, поэтому  приходилось их брать «с принуждением». Около пятисот учеников школы  получали «кормовые деньги», а те, кто победнее, еще и одежду. Школа просуществовала до 1715г. и передала эстафету открывшейся в Петербурге Морской академии.

  В 1703г. открылась Немецкая школа, которую  можно считать первой российской гимназией. Обучались в ней дети мелких царских чиновников. Возглавил  школу немецкий пастор Эрнест Глюк, попавший в плен во время Северной войны.

  В 1714г. Петр I подписал указ об обязательном обучении дворянских детей цифири и  геометрии. Стали создаваться цифирные школы, где помимо дворян обучались  дети приказных, служилых и посадских  людей. При Петре появился обычай посылать дворян учиться за границу. Нередко он сам их распределял  по полкам и школам, а также определял, кому учиться в России, а кому за границей.

  При Петре I появился и первый российский музей – Кунсткамера. Ее экспонатами  поначалу служили различные древние  предметы и редкости, собранные царем  во время заграничного путешествия. Во время второго путешествия  царь приобрел в Данциге для Кунсткамеры  коллекцию минералов и раковин, в Амстердаме – заспиртованных животных, рыб, змей и насекомых. Кунсткамера  впервые была открыта для обозрения  в палатах Кикина в 1719г. Вскоре для  Кунсткамеры на Васильевском острове выстроили отдельное здание.

  Самый устойчивый компонент жизни людей  – это быт, но и он испытал серьезные  изменения в петровскую эпоху. Поставив целью сформировать породу новых  людей, Петр I стремился привить дворянам хорошие манеры, дать им светское воспитание образование.

  С начала XVIII в. многое изменилось как  в устной, таки в письменной русской  речи. Издавались книги с правилами  хорошего тона, рекомендациями по этикету, поведению в различных сферах жизни. Появились обращения на «Вы», «Милостивый государь», «Господин». Письма заканчивались подписями: «Ваш покорный слуга», «Остаюсь к услужению готовый».

  В царствование Петра в обиход вошел  юлианский календарь. Летоисчисление стали вести от Рождества Христова. В связи с этим событием началом  года теперь считалось 1 января, а не 1 сентября. Таким образом вместо 7208 года в России начался 1700 год. Отныне 1 января предписывалось поздравлять  друг друга с Новым годом, украшать дома ветками еловыми, сосновыми  да можжевеловыми. В честь праздника  устраивали пальбу и фейерверки, которые  Россия впервые увидела именно при Петре I.

  По-новому стало исчисляться и время  суток. Куранты, установленные на Спасской башне вначале XVII в. имели циферблат  с 17 делениями, вращался циферблат и  подводил одну из цифр к стрелке. Количество дневных и ночных часов в сутках колебалось от 7 до 17. При Петре I количество часов в сутках стало неизменным – 24. В начале XVIII в. куранты в Кремле заменили голландскими с подвижными часовой и минутной стрелками  и циферблатом с 12 делениями.

  К концу XVII началу XVIIIвв. постепенно меняется быт как простых, так и зажиточных, знатных людей. Меняется на западный манер одежда, пища, жилища. Бояре  и дворяне стригут волосы и  бороды, заводят иностранные книги  и музыкальные инструменты, игрушки, в моду входит курение табака.

Содержание, характер, методы проведения и значение петровской модернизации.

  Реформы Петра Великого – сложное и  противоречивое явление в русской  истории. Петровские преобразования, оценка их значимости и роли для России вызывала и вызывает множество споров. С одной стороны, признается прогрессивная  роль нововведений Петра, с другой –  насильственный характер реформирования кажется причиной многих последующих бед в русской истории.

  Все важнейшие направления деятельности Петра – военная реформа, борьба за выход к морям, развитие промышленности и государственного управления, европеизация культуры правящих кругов – наметились задолго до его прихода к власти. Петр лишь действовал на этих направлениях гораздо более решительно, чем  его предшественники на престоле. Эта решительность была вызвана  отчасти тяжелейшими обстоятельствами, в которых оказалась Россия в  начале XIII века, отчасти особенностями  характера самого царя, которые в  политической жизни России всегда играли большую роль.

  Преобразовательная  деятельность Петра отличалась неукротимой  энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта.

  Принудительная  европеизация, проводившаяся Петром I, резко углубила раскол русского общества на чуждые друг другу не только по социальному  положению, но и по культуре и даже языку «верхи» и «низы». В итоге  стали очевидны многие тяжелые последствия  деятельности Петра: крайнее истощение  народных сил в его царствование; кризис самодержавия и установление диктатуры дворянства после смерти преобразователя; всевластие чиновничества  в бюрократическом аппарате управления; окончательное закрепощение крестьян.

  Роль  Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать – Петр Великий является одной  из самых заметных фигур мировой  истории.

Заключение 

 

     Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. 

     Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относится к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать – Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.

Список  литературы

1. Анисимов Е.В. «Время петровских реформ», 1991г. 
 
2. Павленко Н.И. «Петр Первый и его время», 1989г. 
 
3. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России XVII – XIX века», 2004г.


Информация о работе Петровские преобразования и русское общество первой четверти ХVIII века