Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 19:58, реферат
Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне – выдающееся событие в жизни страны и летописи всего человечества. В этом году мы празднуем семидесятилетие этой великой победы. Мы часто обращаемся к истории Великой Отечественной войны, стремимся полнее представить себе, как ковалась победа, какие внутренние силы и источники привели к победоносному исходу вооруженной борьбы с фашизмом.
Среди этих многочисленных источников я хочу выделить роль искусства, в частности музыкальной культуры.
Студентка 331 группы
Экономического факультета
Песни Великой Отечественной Войны
Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне – выдающееся событие в жизни страны и летописи всего человечества. В этом году мы празднуем семидесятилетие этой великой победы. Мы часто обращаемся к истории Великой Отечественной войны, стремимся полнее представить себе, как ковалась победа, какие внутренние силы и источники привели к победоносному исходу вооруженной борьбы с фашизмом.
Среди этих многочисленных источников я хочу выделить роль искусства, в частности музыкальной культуры.
Великая освободительная война родила прекрасные, вдохновенные мелодии, выразившие несгибаемый дух советского народа. Сражающийся народ, отдавший все свои силы на разгром врага, неуклонно продолжал развивать свою культуру, науку, умножать свои духовные богатства. В суровое военное время, в годы Великой Отечественной войны советская массовая песня стала мощным идейным оружием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала живой отклик в сердце каждого советского человека.
Много замечательных песен звучало в эти годы. Среди них особенно выделяется песня А.В. Александрова на слова В. Лебедева – Кумача «Священная война», проникнутая мужественной решимостью народа отстоять Родину от «фашистской подлой нечисти». Песня была создана в первые дни жестоких сражений с врагом и, по меткому выражению одного советского музыковеда, явилась своего рода, «музыкальной эмблемой Отечественной войны» [ 1].
Текст этой могучей и грозной песни был впервые опубликован в «Известиях», 24 июня 1941 года. В тот же день руководитель краснознаменного ансамбля композитор А.В. Александров написал музыку песни. Премьера песни «Священная война» состоялась на Белорусском вокзале.
По просьбе слушателей эта песня звучала еще и еще раз. Она была полна внутренней энергии и огромной силы. Она укрепляла уверенность в будущей победе и звала к борьбе. Песня «Священная война» с большой силой выразила и в музыке и в словах то состояние, которое испытывал наш народ в начале войны: здесь ярко переданы и ощущения страшной опасности, нависшей над нашей Родиной, и горечи вынужденного отступления, и ненависти к фашизму, и глубокая вера в победу над врагом.
«Священная война» вошла в быт армии и всего народа, как гимн мести и проклятия гитлеризму. Когда группа Краснознаменного ансамбля выступала на вокзалах и других местах перед бойцами, уходившими на фронт, то эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением, и не только бойцы, но и мы, исполнители, нередко плакали». «Священная война» пелась и далеко от фронта, в глубоком тылу там, где ковалось боевое оружие, формировались пополнения. Она звучала и по ту сторону фронта, поднимая силы заключенных в фашистских лагерях смерти. «Священная война» – песня – гимн. Эта песня помогала громить врага.
Во время войны на фронте возникла острая потребность в лирической, задушевной песне. Бойцы, сражавшиеся за честь и свободу Родины, не могли не думать о родном доме, где они оставили родителей, детей, любимую.… К числу лучших лирических фронтовых песен относится патриотическая песня «Вечер на рейде» В.Н. Соловьева – Седого. Вот как вспоминает он о рождении этой песни: «В августе 1941 года пришлось работать на погрузке в Ленинградском порту. Стоял чудесный вечер, какие бывают, кажется лишь, только у нас на Балтике. Невдалеке на рейде стоял какой–то корабль, с него доносились к нам звуки баяна и тихая песня. У меня возникла мысль написать песню об этом чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, предстояло идти в опасный поход, в бой». Композитор тут же сам придумал первые слова припева: «Прощай, любимый город». И только когда музыка была готова, поэт А. Чуркин написал полный текст.
Зимой 1941–1942 года по всем фронтам с молниеносной быстротой распространилась новая песня
Бьется в тесной печурке огонь
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Слова и мотив песни передавались из уст в уста и опережали весть об ее авторах. Песня приходила к солдатам безымянной, и ее окружали легендами – рассказывали, будто сложил ее молодой лейтенант в окопах под Москвой. Позднее выяснилось, что слова «Землянки» принадлежат поэту А. Сурикову, музыка – композитору К. Листову. Но в том, что говорили о песне, одно оказалось совершенно верным: она действительно родилась «в белоснежных полях под Москвой» во время оборонительных сражений за столицу.
На фронтах Отечественной войны «Землянку» пели по-разному: ее текст приобретал десятки вариантов. Были сложены и многочисленные песни – «ответы» на это «музыкальное письмо с фронта». Так «Землянка», подобно другим лучшим песням советских композиторов стала, по существу, народной песней того времени.
Особая глава в песенной летописи Великой Отечественной войны – песни о партизанах. Эта задача оказалась особенно по сердцу композитору Захарову. С предложением написать слова для песни он обратился к своему постоянному соавтору – М. Исаковскому.
«Песня должна быть такая, чтобы ее хотелось петь самим партизанам, – отметил он на полях текста. – Песня должна быть очень широкая, русская». И вот, четвертого октября 1942 года в Москве хор впервые исполнил «Ой, туманы мои, растуманы».
За великие наши печали,
За горячую нашу слезу.
Песня звучала как молитва, как клятва, как надежда.
Ни в одной другой песне не рассказано так любовно и вдохновенно о советских партизанах, и не воплощены с подобной глубиной великие печали народа, из которых вырастает решимость отомстить врагу [ 2 ].
Когда немцы напали на нашу страну, повсеместно было введено затмение. На улицах ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывали шторами и листами черной бумаги. И вдруг на фронт прилетела песня «Огонек». Это было в тяжелую пору. Сейчас трудно себе представить, какое ошеломляющее впечатление произвела эта картина: уходит боец на позиции, удаляясь, долго видит огонек в окне любимой. Поэтический образ огонька в окошке превратился в огромный символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет!
Песня неразрывной связью скрепила фронт и тыл.
Знаменитая «Катюша» - песня о верности пограничника и любви к пограничнику, написанная поэтом Михаилом Исаковским и композитором Матвеем Блантером в те времена, когда пограничная служба была предметом всеобщего внимания. Очень простые слова песни в годы войны приобрели могучую весомость и значимость [ 3].
Однажды в прифронтовом лесу появились грузовики, которые находились под усиленной охраной. Их выкатили на позицию только тогда, когда исход боя висел на волоске. Раздался залп. В стан врага помчались, чертя траекторию, огненные стрелы. С быстротой их полета распространилась по фронту их слава – слава реактивных снарядов советского изобретения. В первые же дни своего пребывания на фронте они получили, кроме своего технического наименования, сердечное, дорогое имя – Катюша.
Почему их так назвали? Солдат всегда ищет слова, соответствующие его вере в победу. Катюша была таким именем, таким словом.
Это имя, взятое из песни, оказалось настолько подходящим, что и военные, приученные к точности терминологии, вскоре стали называть свое оружие только «Катюшами». Больше того – вся гитлеровская армия дрожала при слове «Катюша».
Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко.
Песни Великой Отечественной войны были написаны в те годы, когда решалась судьба не только нашей Родины, но и всего человечества, всей мировой культуры, которую надо было отстоять в долгой и напряженной борьбе с фашизмом.
Никогда не забудет суровое военное время наш народ, никогда не забудет он, и лучшие песни того времени.
1. Из истории песен Великой Отечественной
Войны: http://pskovlib.ru/events/
2. Значение песни во время Великой Отечественной
Войны: http://ext.spb.ru/2011-03-24-
3. История создания песни «Катюша»:
http://www.school.embrussia.