Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:35, контрольная работа
Цель данной работы - рассмотреть основные аспекты в истории Великой Отечественной Войны. Для достижения поставленной цели, мной предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть положение СССР накануне и в начальный период второй мировой войны;
- рассмотреть основные этапы Великой Отечественной войны;
- проанализировать итоги и уроки Великой Отечественной войны.
Введение
О трагических событиях 22 июня 1941г. и о том, что предшествовало им, в нашей стране написано больше книг, статей, мемуаров, исследований, чем о любых других эпизодах четырехлетнего советско-германского противостояния. Однако обилие научных трудов и публицистических сочинений не слишком приближает нас к пониманию того, что же всё-таки привело к началу войны, которая очень скоро стала Великой Отечественной для миллионов советских людей - даже для тех, кто под влиянием коммунистической пропаганды почти забыл смысл слова Отечества. Величайший в истории войн разгром многомиллионной армии, обладавшей мощным вооружением и численно превосходившей противника; гибель сотен тысяч людей, так и не успевших понять, почему им пришлось не участвовать в победоносных боевых действиях на чужой территории, о которых столько говорила официальная пропаганда в конце 1930-х гг., а отражать чудовищный удар, хорошо отлаженный машины вермахта; пленение - в считанные дни - небывалого количества советских бойцов и командиров; молниеносная оккупация огромных пространств; почти всеобщая растерянность граждан могущественной державы, оказавшейся на гране распада, - всё это с трудом укладывалось в сознании современников и потомков и требовало объяснения.
Цель данной работы - рассмотреть основные аспекты в истории Великой Отечественной Войны. Для достижения поставленной цели, мной предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть положение СССР накануне и в начальный период второй мировой войны;
- рассмотреть
основные этапы Великой
- проанализировать
итоги и уроки Великой Отечественной войны.
Причины и истоки Великой Отечественной войны, безусловно, следует искать в сложном клубке международных отношений предвоенных лет, особенно в событиях 1939 г., кульминацией которых стало заключение 23 августа 1939 г. советско-германского пакта о ненападении. Летом 1939 г. СССР оказался перед реальной угрозой войны с Германией в условиях, когда, с одной стороны, он не был готов к большей войне, а с другой – воевать с Германией ему предстояло в одиночку, т.к. все усилия СССР по созданию системы коллективной безопасности в Европе наталкивались на довольно прохладное отношение к этой идее стран западной демократии, правительства которых надеялись избежать войны за счет предоставления фашистскому рейху свободы на Востоке. Об этом же свидетельствует отношение Англии и Франции к военным переговорам с Советским Союзом, начавшимся летом 1939 г. Переговоры вели лица, не наделенные должными полномочиями для подписания серьезных договоренностей. Одновременно с переговорами в Москве английская дипломатия вела секретные переговоры с Германией. Переговоры с Москвой рассматривались английским правительством как средство давления на Берлин. Ведь одновременно с попытками создания системы коллективной безопасности в Европе существовал Коминтерн, управляемый из Москвы, оказывалась мощная моральная, финансовая и материальная поддержка компартиям в странах Запада, деятельность которых во многих случаях вела к дестабилизации внутреннего положения в этих странах, росту напряженности, а потому расценивалась правительствами как враждебная и подрывная. Таким образом, не снимая ответственности с Англии и Франции за нереализацию идеи коллективной безопасности в Европе, необходимо помнить и о том, что своим двойственным политическим курсом Советский Союз в немалой степени способствовал наличию враждебности к себе не только со стороны правительств западных демократий, но и их общественности. Небезупречно выглядит позиция советского руководства и летом 1939 г. Была ли серьезной угроза войны с Германией в тот период? У Германии еще не было операционных планов нападения на СССР (план "Барбаросса" был разработан в июле – декабре 1940 г.), она еще не захватила пол-Европы и могла распоряжаться только собственными материальными ресурсами, которые значительно уступали ресурсам СССР. Кроме того, состояние немецкой армии в 1939 г. в корне отличалось от состояния в июне 1941 г.: не хватало тяжелых танков, автомобилей, боеприпасов, средств связи, не было необходимого количества подготовленных резервов, особенно офицеров. Еще не был выработан победный дух, не было безграничной уверенности в своих силах, которые пришли к вермахту только после побед на Западе.
Для И.В.Сталина решающим аргументом в пользу сближения с Германией была не столько возможность оттянуть вступление СССР в европейскую войну и тем самым выиграть время для лучшей подготовки к ней, сколько перспектива территориальных приращений, расширения сферы влияния Советского Союза в Восточной Европе. Фактически именно советские вожди были инициаторами обязательного подписания специального секретного протокола, который являлся неотъемлемой частью пакта о ненападении и в котором разграничивались сферы влияния в Восточной Европе. Действия СССР в 1939 – 1940 гг. подтверждают его заинтересованность в подобном протоколе: фактическое участие в разделе Польши, присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии (сентябрь 1939 г.), война с Финляндией (ноябрь 1939 – март 1940 гг.), включение в состав СССР Прибалтики, Северной Буковины и Бессарабии (лето 1940 г.). Все эти действия подтверждают имперские устремления И.В.Сталина. Кроме того, сталинское руководство рассчитывало использовать противоречия между европейскими державами в своих интересах, полагая, что война ослабит как Германию, так и страны западной демократии.
Таким образом, оценивая действия сторон в 1939 г., следует отметить, что ответственность за то, что была упущена возможность создания системы коллективной безопасности в Европе и тем самым предотвращения развязывания второй мировой войны, ложится как на Англию и Францию, так и на Советский Союз. В целом в предвоенный период взаимоотношения между державами складывались в атмосфере недоверия и тайных замыслов, при этом каждая из сторон пыталась решить свои проблемы за счет других. В итоге в выигрыше оказался фашистский рейх, избежавший войны на два фронта и приступивший к реализации своих планов по территориальным захватам в Европе.
Безусловно, советское руководство понимало неизбежность войны с Германией и готовилось к ней. Период фактического сотрудничества с рейхом был коротким. Уже с ноября 1940 г. наметилось постепенное охлаждение советско-германских отношений: СССР предпринимал осторожные дипломатические демарши на вторжение Германии в Грецию и Югославию, ввод немецких войск в Румынию и Финляндию и др. О подготовке к войне свидетельствовала и внутренняя политика советского руководства: ужесточение законодательства в сфере трудовых отношений, введение уголовной ответственности за нарушение в этой сфере, оснащение армии современной техникой.
Весной 1941 г. к советскому руководству стала стекаться информация о подготовке Германии к нападению на СССР. Об этом сообщали советские разведчики из разных стран, деятели международного коммунистического движения, сведения об этом шли по дипломатическим каналам. Ближе к лету 1941 г. даже стала известна точная дата нападения Германии на СССР – 22 июня 1941 г. Однако ряд шагов И.В.Сталина и его окружения в последние предвоенные месяцы вызывают недоумение. Уже имея представления о намерениях Гитлера, Сталин 10 января 1941 г. заключает торговый договор с Германией, согласно которому поставляет ей продовольствие и стратегическое сырье. Из Москвы были выдворены дипломатические представители Бельгии, Норвегии, Югославии. Тем самым Советский Союз согласился с включением этих стран в германский рейх. Самым грандиозным шагом стало сообщение ТАСС от 14 июня 1941 г., в котором говорилось о неизменно дружеских отношениях СССР с Германией. В результате перед самой войной по тылам наших войск ходили группы германских разведчиков под видом "розыска могил". Войскам ПВО было запрещено сбивать немецкие самолеты, неоднократно нарушавшие наше воздушное пространство и свободно ведшие разведки.
Наиболее распространенная точка зрения,
объясняющая все эти "странности",
состоит в следующем. Сталин прекрасно
понимал неготовность страны к войне и
хотел оттянуть ее, выиграть еще какое-то
время для повышения обороноспособности.
А для этого было решено демонстрировать
дружелюбие в отношении Германии, чтобы
не дать ей повода для развязывания войны.
Причем в конечном итоге страх перед провокациями
и желание избежать войны переросли у
И.В.Сталина в маниакальную уверенность
в исполнимости этого желания, в "ослепленное
упрямство", которое вступало в конфликт
с аргументами ума. В результате И.В.Сталин,
несмотря на все сведения, поступавшие
к нему в последние дни и часы перед нападением
Германии и свидетельствовавшие о скором
начале войны, так и не решился на единственно
верный шаг – привести армию в полную
боевую готовность, объявить мобилизацию.
В исторической литературе выделяют три этапа Великой Отечественной войны.
К середине апреля 1945 г. на советско-германском фронте были разгромлены главные группировки немецко-фашистских войск, освобождены почти вся Польша, Венгрия, восточная часть Чехословакии и Австрии с ее столицей Веной. Предстояла битва за Берлин. Германские руководители считали, что лучше сдать Берлин англосаксам, чем пустить в него русских. Главной целью переговоров было внесение раскола в антигитлеровскую коалицию. Однако битва за Берлин (16 апреля – 2 мая 1945 г.), блестяще разработанная Ставкой Верховного Главнокомандования, завершила разгром немецко-фашистских войск в Европе. Преступный фашистский режим и созданное им нацистское государство были окончательно повержены.
Поход на Восток и "возвращение" оттуда фашистских армий продолжались 1418 дней и ночей. Каждый бой, каждое сражение, каждый этап Великой Отечественной войны были историческими и оказывали воздействие на складывание нового облика мира, поведение целых государств и судьбы отдельных людей. Поэтому итоги и уроки борьбы с фашизмом необходимо рассматривать как в общемировом контексте, так и в региональном контексте.
С точки зрения общемировой, главным итогом войны было крушение фашизма. В результате фашистской агрессии было загублено около 67 млн. человеческой жизни, уничтожены несметные материальные богатства. После войны изменилась и расстановка политических сил: весьма популярной стала социалистическая идея, началось крушение колониальной системы, многие страны встали на путь демократического развития и укрепления мира. Для победы над фашизмом объединились и выступили вместе народы, живущие в разных общественно-политических условиях, имеющие различное мировоззрение, вероисповедание, образ жизни.
С точки зрения региональной необходимо оценивать уроки войны для того или иного района или отдельной страны. Для США Великая Отечественная война стала фактором ослабления их вероятного противника – СССР, а II мировая война в целом позволила занять главенствующие позиции в мире. Итогом для Германии стала ликвидация фашизма как идеологии и создание условий для демократического развития этой страны. Причем это лишь наиболее видимая часть итогов и обусловленных ими уроков.
Основную тяжесть борьбы с фашизмом вынес советский народ. Этот итог II мировой Великой Отечественной войны требует более аргументированные обоснования, для чего используется система научных критериев: масштабы, напряженность, продолжительность, результаты вооруженной борьбы на всех фронтах и театрах военных действий – советско-германском, западноевропейском, тихоокеанском, североафриканском, итальянском. Анализ показывает, что советско-германский фронт на протяжении почти четырех лет приковывал к себе основную массу средств и сил фашистской Германии и ее союзников. Против Красной Армии противник использовал наиболее боеспособные соединения своих войск. До 1944 г. всего на фронтах против англо-американских сил действовало 9 – 21 дивизии фашистского блока, а на советско-германском фронте в этот период было сосредоточено 190 – 266 немецких дивизий, т. е. из трех солдат вермахта 2 постоянно воевали на советско-германском фронте и лишь 1 – на западном.
По своей протяженности советско-германский фронт (4000 – 6200 км) почти в 3 – 4 раза был больше всех других фронтов, развернутых союзниками против Германии и Италии вместе взятых. Именно на этом фронте происходили наиболее напряженные военные действия, которые по своей длительности, пространственному размаху, упорству и активности не идут ни в какое, сравнение с действиями англо-американских войск. Из 1418 суток существования советско-германского фронта 1320 суток приходилось на активные боевые действия, что составляло 93 % времени (для сравнения: на итальянском фронте – 74 % времени, на североафриканском – 31 %, западноевропейском – 87 %). На советско-германском фронте было уничтожено 607 дивизий, на западноевропейском и североафриканском – 176. Именно в результате мощных ударов советских сил из войны на стороне гитлеровской Германии последовательно были выведены Румыния, Болгария, Финляндия, Венгрия.
Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне была достигнута огромной ценой – 27 млн. жизней советских людей, из них 11,3 млн. погибли на полях сражений. Это была плата не только за разгром лучшей военной машины Европы, за фашистский террор, но и за "издержки" деспотического сталинского режима, не сумевшего в начале войны эффективно использовать свой военно-экономический потенциал и до последних победных дней не считавшегося с людскими потерями для достижения своих целей. Решающую роль играли позиция народа, его отношение к войне, к противнику, к властям. Однако в настроениях подавляющего большинства населения преобладал все-таки патриотизм. Для части людей, особенно для тех, чья сознательная жизнь пришлась на 30-е гг., Родина сливалась со сталинским политическим режимом, в социально-политическом строе СССР 30-х гг. они видели большие преимущества, с ним связывали значительные социальные завоевания (бесплатное образование, медицинское обслуживание, отсутствие явной безработицы), которые они и шли отстаивать в войне. Но гораздо большую роль в поведении людей играли традиционный русский патриотизм и народная готовность к храбрости, самоотверженной защите от внешнего врага. Это прекрасно понимало высшее советское руководство.
Победа страны в войне достигалась не только на фронтах, но и в тылу. С конца 1942 г., мобилизовав все силы и средства, промышленность СССР стала давать фронту военной техники, оружия, боеприпасов и снаряжения больше, чем промышленность Германии. Режим смог использовать такие преимущества, как сверхцентрализация управления, огромные природные и людские ресурсы, предельное напряжение всех сил народа. Война продемонстрировала и крупные достижения советского военного искусства, военной науки, организаторский талант и мастерство командиров и военачальников. Всему миру стали известны имена таких полководцев, как Г.К.Жуков, А.М.Василевский, К.К.Рокоссовский, В.И.Чуйков, И.С.Конев и др. Важная роль в обеспечении победы принадлежала советской дипломатии. Несмотря на допущенные ошибки и просчеты, она обеспечила создание антигитлеровской коалиции, выработку прочных основ и гарантий послевоенного мира. Отношения внутри коалиции не укладывались в параметры блока и соответствовали скорее понятию временного союза. И если до высадки англо-американских войск в Нормандии союзники по антигитлеровской коалиции практически не оказывали Советскому Союзу военной помощи, то промышленная, сырьевая и продовольственная помощь, оказанная в рамках программы ленд-лиза имела место. Однако, по мнению большинства исследователей, не может быть и речи о "решающей роли" поставок по ленд-лизу ни на одном этапе войны.