Первобытное общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Право возникло как результат объективной потребности усложнившегося общества, формировалось одновременно с государством, их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо. В данной работе я попытаюсь охарактеризовать социальные нормы первобытного общества и раскрыть исторический процесс формирования права, его основные пути, а также показать особенности формирования права в европейских государствах и на Востоке.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..2
Социальные нормы первобытного общества………………………3
Процесс формирования права……………………………………...12
Первые письменные источники права……………………………...15
Заключение……………………………………………………………….25
Список используемых источников……………………………………..26

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 52.63 Кб (Скачать)

Новая организация производственной деятельности (ее усложнение, появление  новых управленческих функций), возникающая  на этой основе новая социальная дифференциация общества, становление раннеклассовой структуры, при которой происходит отделение верхушки от рядовых общинников, от массы производителей, новые формы собственности, а также возникновение и присвоение прибавочного продукта ведут к появлению новых качеств регулятивной системы. Зародившееся сначала в зачаточной форме в раннеземледельческих обществах позитивное обязывание (в частности, правила ведения сева, ухода за урожаем, его сбора, распределения и т.п.) становится одной из основных характеристик регулятивной системы раннеклассового государства. Как верно отметил Ф. Энгельс, «на известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена»2.

Мононормы присваивающих обществ под воздействием социально-экономических и политических условий классового общества перерастают в нормы права и морали производящих обществ, как путем «расщепления» на эти нормы, так и путем появления новых позитивно-обязывающих норм, обусловленных организацией земледелия, скотоводства и ремесла. Регулятивная система раннеклассовых обществ получает новую структуру, отличающуюся от предшествующей и по содержанию, и по способам регулирования, и по формам выражения, и по процедурам, и, наконец, по средствам обеспечения — санкциям. В ней возникает специальный и весьма мощный пласт норм, которые по всем характеристикам отличаются от социальных норм присваивающих обществ. Иными словами, появляется право.

Правила производящего хозяйства, возникшие первоначально на основе сельскохозяйственной деятельности, культовой, обрядной стороны новых форм собственности прежде всего на землю, на следующем этапе постепенно получают все более четкое классовое содержание (политизируются). В городах-государствах все больше разрушается социальное, экономическое, информационное равенство, возникает частная собственность, в том числе на землю, эксплуатация. Именно эти классовые отношения начинает обслуживать нормативная система, приобретая уже иные качества. Эти новые содержательные качества и становятся характерными для права.

Применительно к способам регулирования продолжает развиваться, приобретая новый уровень, система  запретов, дозволений и позитивных обязываний, происходит «расщепление мононорм». Позитивное связывание занимает все больший объем.

Что же касается норм морали, появившихся в ходе расщепления  мононорм, то они содержат указания на то, к какому виду поведения можно отнести соответствующие поступки — добро это или зло, честно, справедливо или постыдно, словом, оценивают, что — «хорошо», а что — «плохо».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Процесс формирования права

 Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи, расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

Появление права во многом связано с отделением индивида от коллектива, с осознанием им своей  обособленности, свободы. Право по сути своей выражает меру свободы и  ответственности в обществе. У  индивидов, обладающих частной собственностью, появляется не только сознание собственной  независимости от членов рода, но и  притязания к другим индивидам, связанные  с желанием максимально полно  реализовывать свои возможности  в своих интересах. На определенном этапе человек перестает быть неотъемлемой частью общины, племени, он становится более или менее  независимым индивидом, частные (собственные) интересы которого могут уже не совпадать  с интересами общества в целом. В  этой ситуации неопределенные и немногочисленные нормы родовой организации уже  не могут справляться с функцией упорядочения отношений в обществе. Обычаи архаичны, они не способны решить многие коллизии развивающегося общества. К тому же лица-обладатели частной  собственности стремятся к установлению определенных правил, которые защитили бы их права и интересы. Все эти  вопросы и должно решать право  как особая система формализованных  общеобязательных норм, которые бы поддерживались от нарушений достаточно действенными средствами принуждения.3

 

В процессе возникновения  права можно выделить три способа (пути), формированию права. Эти пути таковы:

– санкционирование обычаев. Государство санкционирует, то есть разрешает действие, берет под  свою защиту определенные обычаи, выгодные и угодные господствующему классу или лицам, стоящим у власти. В  результате формируется такой источник права как санкционированный  обычай - исторически сложившееся  общее правило поведения людей, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и поддерживаемое силой государственного принуждения. Подчеркнем, государство санкционирует  не все обычаи, а лишь те, которые  объективно необходимы, угодны и выгодны правящему классу.

– юридическая (прежде всего  судебная) практика. При разрешении конкретных споров, конфликтов судебные (административные) органы выносят  решения, основываясь на обычаях, собственных  представлениях о справедливости. На эти решения ориентируются в  дальнейшем при разрешении аналогичных  конфликтов. Так формируется юридическая  практика. В результате этого способа  формирования права складывается такой  источник права как правовой (судебный, административный) прецедент, формируется т. н. прецедентное право. Правовой прецедент – это решение суда по конкретному делу, которое в дальнейшем становится обязательным для других судов при разрешении аналогичных дел. Этот источник характерен для англосаксонской правовой системы.

– прямое нормотворчество  государства. Для достижения своих  целей, закрепления выгодных для  себя порядков государственная власть издает особые акты (указы, уложения, декреты, законы и др.), обязательные для исполнения в данном государстве и поддерживаемые силой государственного принуждения. В результате прямого нормотворчества  государства формируется такой источник права как нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт - это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на установление, изменение или отмену норм права.

Обращу внимание, способы формирования права и источники права - не одно и тоже. Способы формирования права - это определенная деятельность, процесс создания того или иного источника права. Источники права - это формы выражения вовне правовых норм, определенные носители, в которых содержатся сформированные нормы права. Во всех этих случаях речь идет о позитивном (объективном) праве, для него характерна неотъемлемая связь с государством. Все пути формирования позитивного права связаны с государством, именно государство превращает различные социальные нормы в правовые. Только после того, как некие правила санкционированы или сформулированы государством и взяты им под защиту государственного принуждения, они могут расцениваться как правовые.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Первые письменные источники права

Право как сложное социальное явление, помимо своей внутренней структуры, имеет определенные формы внешнего выражения. Под внешней формой права  понимаются юридические источники, формально закрепляющие правовые предписания, адресованные участникам правоотношений. Однако помимо формальных (юридических) источников право имеет и другие истоки его формирования, т. е. систему  факторов, характеризующих его содержание и формы выражения.

 Источник – это  основные начала, исходные положения.  Обычно различают источники права  в широком смысле и в узком  смысле слова, хотя в учебной  литературе есть и другие классификации  источников права: в материальном  смысле, в идеологическом смысле  и в формально юридическом  смысле. В научной литературе  дискуссионным остается также  вопрос о том, какие, помимо  формально юридических источников, есть еще источники права.

 Существующие различные  расхождения в трактовке понятия  «источник права» объясняется  различными подходами к правопониманию (социальной природы и сущности права). Если в основе правопонимания лежит нормативистский подход, то обычно под источниками права понимают волю законодателя, т. е. правотворческую деятельность государства. При естественно-правовом подходе источниками права считают принципы свободы, равенства и справедливости, которым должно следовать положительное (законодательное) право.

 Термин «источник права»  может иметь несколько значений. В смысле технического термина  под источником права понимаются  способы выражения юридических  норм, действующих в каждом обществе. Это нормотворческая деятельность  государства и уполномоченных  им организаций, а в отдельных  случаях – всего народа (референдум), результатом которой является  создание правовых норм. В нормативных  юридических актах выражается  воля законодателя, и содержащиеся в них правовые предписания носят общеобязательный характер. С другой стороны, под источниками права могут быть поняты и средства познания самого права, т. е. то, откуда мы черпаем наши знания о праве (например, исторические памятники права, свод обычаев, тексты законов, юридическая практика и т. д.).5

 Источниками права  могут быть и объективные факторы  материального характера, определяющие  само содержание правовых норм. Это такие материальные условия  жизни общества, как система экономических  отношений, уровень развития экономики,  формы собственности, материальные  условия жизни людей. Появление  и действие права обусловлено  не только материальными, но  и духовными условиями общественной  жизни. К культурно-историческим  факторам, определяющим возникновение  и развитие права, можно отнести  уровень развития правосознания  и правовой культуры общества, уровень цивилизованности общественных  и государственных институтов. Существующий  уровень правовой культуры общества  – это показатель, отражающий  место и роль права в жизни  общества. Правовая культура –  это не только знание юридических  норм, но и уважительное отношение  к праву и правосудию. Духовной  предпосылкой появления и существования  права также является осознание  человеком своей индивидуальности, самостоятельности, собственной сущности.

К первым источникам права  можно отнести источники права  Древнеримского государства. Римское право — это не только собственно право крупнейшего государства античного мира. В Риме была создана абстрактная правовая форма, которая успешно регулировала любые частнособственнические отношения. Этим объясняется тот факт, что римское право пережило римскую государственность и приобрело новую жизнь в рецепции.

Институции Гая к источникам права относят: законы, сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, деятельность юристов. В этом перечне указанные источники раскрывают способ (форму) возникновения норм права. Следовательно, источник права понимался в Риме как способ (форма) образования права.

В Институциях Юстиниана  упоминается два вида источников:

1) закон и другие нормы,  исходящие от государственных  органов и зафиксированные ими в письменной форме;

2) нормы, складывающиеся  в практике (имеются в виду  правовые обычаи).

По признаку письменной и  устной формы источников римляне  разделяли право на писаное (jus scriptum) и неписаное (jus non scriptum): «Наше право является или писаным, или неписаным…» (D. I. I. 1. 6).6

В более широком смысле к источникам права относятся  многочисленные правовые и другие памятники, содержащие юридические нормы и  иные данные о праве. В первую очередь  к ним можно отнести кодификацию  Юстиниана, произведения римских юристов, историков, философов, ораторов, поэтов и др. К источникам права в широком  смысле причисляют также папирусы с  текстами отдельных договоров и  надписи на дереве, камне и т. д.

Первыми законами в Риме были законодательные акты, принимаемые  народными собраниями и утверждаемые Сенатом.

В 451–450 гг. до н. э. была сделана  запись обычаев, получившая название Законов XII таблиц (leges duodecim tabularum). В 326 г. до н. э. был принят Петелиев закон, отменивший долговое рабство и убийство должника за неуплату долга. Примерно в III в. до н. э. появился закон Аквилия (об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей). Позднее был принят ряд других законов. В период принципата, когда роль народных собраний понизилась, они уже не принимали законы. Последним был аграрный закон I в. н. э.

При одновременном сосуществовании  в Риме в течение длительного  времени правовых обычаев и законов  возникает вопрос: как соотносились друг с другом эти источники права?

У римлян не вызывало сомнения, что закон мог отменить правовой обычай. Римские юристы также считали, что правовой обычай может отменить закон (в этом случае говорили, что  закон вышел из употребления). От классических юристов на сей счет сохранилось высказывание: «…Законы могут быть отменены не только вследствие выраженной воли законодателя, но и  по молчаливому соглашению всех, путем  обычая» (D. 1. 3. 32. 1).7 Этот вывод делался на основании того, что не существовало различия в том, как народ выразит свое согласие с той или иной нормой права: подачей голосов или своими поступками.

Информация о работе Первобытное общество