Первая мировая война и научно-технический прогресс

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 08:05, реферат

Краткое описание

ХХ век – век качественно новых изменений, при этом обществом не отрицался опыт былых веков, он заимствовался, но темпы исторического развития ускорились, что определило контраст между веком минувшим и веком наступившим. Изменения, в значительной мере, нашли отражение и в военно-стратегическом положении ведущих стран мира. Век ХХ изменил сам характер войны, расширились ее масштабы, втянув в зону борьбы уже весь мир, война перестает быть локальной, расширяются и временные границы. Первая мировая война (1914-1918 года) представляла собой уже глобальное противоборство коалиций государств с применением огромных армий (в воюющих странах было мобилизовано около 70 млн. человек).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ВОЕННАЯ ТЕХНИКА И ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 4
Морские вооружения и тактика 4
Рода сухопутных войск и вооружение армии в начале Первой мировой войны 7
Воздушные силы в 1914 г. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 16

Файлы: 1 файл

Первая мировая война и научно-технический прогресс.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

Валовая работа дальнего боя получила еще более подчеркнутый характер отведения снарядов, снаряженных ядовитыми газами. Борьба с помощью отравляющих веществ не является нарождением новой специальности, нового химического рода войск, а составляет  одну из сторон эволюции артиллерийского огня. Попытки использования отравляющих веществ, как средств ближнего боя, в виде газовых баллонов или ручных гранат даже в позиционных условиях не дали положительных результатов и отошли уже в прошлое. В условиях техники Мировой войны можно было рассчитывать на успешность газового обстрела только в обстановке позиционной войны; в будущем газовые снаряды, вероятно, проложат себе дорогу и в маневренной операции.3 Ядовитость газов в течение войны была повышена во много десятков раз. Изготовление газовых снарядов – легко разрешимая техникой задача; оно велось и будет вестись в миллионом масштабе (французы за войну – 3 млн. тяжелых и 11 млн. легких газовых снарядов).

Несмотря на запрещение применения их международным соглашением, состоявшимся после Первой мировой войны, в первые же дни войска должны быть снабжены противогазами, т.к. с разновидностями дурных запахов придется встретиться сразу. Войска должны быть также освоены с мыслью о работе в атмосфере, отравленной ядом, как и в атмосфере, пронизанной свистом пуль.

Применять газы, в единичных случаях  даже путем разброски бомб с аэропланов, будут уже хотя бы с целью использовать то паническое отношение населения к газам, которое порождено во многих государствах «желтой» прессой и даже «желтыми» специалистами. Положительные результаты такого обстрела сведутся не к большому количеству жертв, а к большим затратам средств и энергии в неприятельском тылу на заведение противогазов и устройство газоубежищ.

  • Пехота: средства ближнего боя

Поскольку пехота становилась все  более родом войск ближнего боя, эволюция ее оружия шла обратным артиллерии путем.

Серьезным шагом, совпадавшим с  эволюцией тактики явилось введение во всех армиях в первое десятилетие  ХХ века легкой остроконечной пули. Преимущества легкой пули особенно значительны  на близких дистанциях. Подобие с  артиллерией должно было нарушиться: в артиллерии, чем тяжелее был снаряд при данном калибре, тем было лучше, т.к. этим лучше обеспечивался дальний огонь; в пехоте легкая пуля лучше отвечала требованиям ближнего боя, хотя бы на больших дистанциях она скорее утрачивала свою начальную скорость.

Однако изменение баллистических качеств винтовки оставляет тактику  в общем равнодушной. Тот неверный станок, которым в ближнем бою  является человек, заставляет тактику  лишь в слабой степени реагировать  на повышение точности вкладываемого в него инструмента. Требуемый предел жесткости ружья, по-видимому, всюду достигнут. Качество стрелка в бою несравненно важнее качества ружья.

Но тактика резко реагирует  на всякое повышение удобств стрельбы, доставляемых новым образцом, в  виде ли бездымного пороха, позволяющего не демаскировать место производства выстрела, в виде ли магазина, допускающего заряжать ружье сразу пачкой патронов, что едва заметно повышает скорострельность, в видели автоматического ружья, устраняющего энергию, затрачиваемую после каждого выстрела на экстракцию гильзы и досылку нового патрона и позволяющего стрелку не отвлекать своего внимания от цели. Тенденции развития современного пехотного оружия ярко выступают на эволюции пулемета. Пулемет провалился в 1870 г., т.к. его выступление было организовано в стиле оружия дальнего боя, суррогата артиллерии. В Первой мировой войне пулемет выступил уже на низких салазках или на легкой треноге, но пулеметы были еще недостаточно многочисленны и являлись все же станковыми. С точки зрения пехотного ближнего боя у них был даже избыток дальнобойности, меткости, скорострельности, приводивший к излишней массивности и тяжеловесности. Тактика в одно и то же время требовала утяжелить материальную часть артиллерии и облегчить таковую пулемета; для ближнего боя 40-50 кг являлись не допустимым весом. Появился и быстро начал размножаться легкий пулемет. К концу Мировой войны на западе приходилось на батальон 8 станковых пулеметов и такое же количество легких – на роту. Вторжение автоматического оружия в рамки пехотной организации вызвало необходимость его радикальной перестройки.

К началу войны были изготовлены  опытные образцы орудий специального назначения  - противосамолетные (в  России 76-мм пушка образца 1914 г., установленная  на автомобиле). С началом войны для стрельбы по воздушным целям приспосабливали легкие полевые пушки. Специальных противосамолетных орудий насчитывалось очень мало; русская действующая армия лишь к концу войны имела 72 зенитные 76-мм пушки образца 1914г.

Минометы к началу войны имела только германская армия. В 1914 г. у нее имелось минометов: 112 средних, образца 1913 г., стреляющих на 800-900 м; 64 тяжелых (25-см), изготовленных в 1910 г. Стреляющих на 420 м миной в 100 кг. В 1914 г. в немецких войсках появился легкий миномет с дальностью стрельбы до 1000 м. Развитие минометов в мировую войну объясняется стремлением получить экономию, заменяя часть артиллерии упрощенными мортирками с дальностью в 0,5-1,5 км. Вместо дорого снаряда, посылаемого крупным зарядом пороха из орудия, расположенного в 5 км за фронтом, брался дешевый снаряд с тонкими стенками из простейшего сорта металла, вмещающий в большом количестве суррогат принятого для начинки снарядов взрывчатого вещества; этот дешевый снаряд переправлялся к противнику таким образом, что первые 5 км его несут на руках, а последний километр его перебрасывают минометом с минимальной затратой пороха. Экономия весьма значительна, но позиция миномета среди пехоты очень неприятна, т.к. навлекает на нее ответный огонь неприятеля. Поэтому действия минометов имеют успех лишь в том случае, если одновременно вступают в бой с нашей стороны и сильные артиллерийские массы; экономия в средствах дальнего боя получается исключительно за счет новых усилий и неприятностей пехоты, чаша которой и так сильно переполнена. Германская дисциплина позволила широко использовать это средство; русская – нет, отчасти, может быть, потому, что русские минометы были уже слишком экономны и бросали бомбы всего на несколько сот шагов, уж слишком на виду у неприятеля.

Вооруженные силы европейских государств в различной степени были оснащены военной техникой, которая обеспечивала боевые действия войск. Боевые средства были представлены блиндированными (бронированными) поездами. Такие поезда применяли  англичане во время англо-бурской войны для охраны тыловых железнодорожных сообщений. Бронированные автомобили только разрабатывались. Их технические свойства еще не отвечали предъявляемым требованиям и к началу войны они не были приняты на вооружение, стали применяться лишь с началом войны и были вооружены пулеметом или малокалиберным орудием. Передвигались они с высокой скоростью и предназначались для использования как средство разведки и для внезапного нападения на тыловые подразделения противника, но существенного влияния на ход боевых действий не оказывали. Накануне  войны появились проекты самоходных бронированных машин высокой проходимости (получивших впоследствии название танков), а во время войны появились и сами машины (танки). В 1911 г. Сын известного русского химика Д.И.Менделеева, инженер В.Д.Менделеев, предложил первый проект танка. Уже во время войны русский изобретатель военный инженер А.А.Пороховщиков представил свой проект легкой, вооруженной пулеметом бронированной машины на гусеницах, названной «вездеходом». Машина изготовлялась в Риге и была собрана в мае 1915 г. «Вездеход», как отмечено в акте испытаний, «прошел по грунту и местности, непроходимым для обыкновенных автомобилей», скорость его достигала 25 км в час. Однако царское правительство, преклонявшееся перед иностранными образцами, не решилось ввести на вооружение армии отечественный танк.

Пополнение армии автомобилями по мобилизационному плану предусматривало только замену им конной тяги в громоздком корпусном тылу. При мобилизации армии получали следующее количество автомобилей: французская – около 5500 грузовых и около 4000 легковых машин; английская – 1141 грузовик и трактор,213 легковых и полугрозовых машин и 131 мотоцикл; германская – 4000 машин (из них 3500 грузовиков); русская – 475 грузовых и 3562 легковые машины.

Бронированный автомобиль, могущий  двигаться только по хорошим дорогам, в условиях большой войны уступил  место танку. Последние, сначала  отдельный род войск, массивные, скоро вошли в категорию средств  ближнего боя, получили более легкое вооружение, меньше размеры, начали перерастать в механизированную бронированную пехоту. Спайка с пехотой, приспособление к пехотным методам боя будут играть в боевом употреблении танков существенную роль.4

Воздушные силы в 1914 г.

Русские летчики применяли авиабомбы крупного для того времени калибра (около 10 кг). Итальянцы для воздушных бомбардировок применяли однокилограммовые бомбы. Летно-тактические данные самолетов были: мощность моторов 60-80 л.с., у отдельных самолетов доходила до 120 л.с., скорость редко превышала 100 км в час, потолок – 2500-3060 м, продолжительность полета – 2-3 часа; экипаж состоял из летчиков и наблюдателя. Самолеты не имели вооружения. Например, немецкий разведывательный моноплан «Таубе» был оснащен фотоаппаратом и поднимал несколько бомб, которые летчик сбрасывал руками через борт кабины. Летчик был вооружен пистолетом или карабином для самообороны в случае вынужденной посадки на вражеской территории. Работы по вооружению самолетов хотя и велись, но к началу войны они оказались не завершенными. Русский офицер Поплавко впервые в мире создал установку пулемета на самолете, но она была неправильно оценена и не была принята на вооружение.

Важнейшим событием в развитии самолетостроения в России является постройка в 1913 г. на Русско-Балтийском заводе в Петербурге тяжелого многомоторного самолета «Русский витязь» (четыре мотора по 100 л.с.). При испытании он продержался в воздухе 1 час 54 мин. с семью пассажирами, установив мировой рекорд. В 1914 г. был построен многомоторный самолет «Илья Муромец», являвшийся улучшенной конструкцией «Русского витязя». «Илья Муромец» имел 4 мотора по 150 л.с. (или два мотора по 220 л.с.). При испытаниях аппарат развивал скорость до 90-100 км в час. Самолет мог держаться в воздухе 4 часа. Экипаж - 6 человек, полетная нагрузка – 750-850 кг. В одном из полетов этот самолет с десятью пассажирами достиг высоты 2000 м (значительно дольше держался он и воздухе), 5 июля 1914 г. самолет с пассажирами находился в воздухе 6 час.33 мин. «Русский витязь» и «Илья Муромец» - родоначальники современных тяжелых бомбардировщиков. «Илья Муромец» имел специальные установки для подвески бомб, механические бомбосбрасыватели и прицелы.

В России раньше, чем где бы то ни было, появились гидросамолеты, сконструированные Д.П.Григоровичем в 1912-1913 гг. По своим летным качествам они значительно превосходили созданные впоследствии аналогичные типы иностранных машин.

За несколько лет до войны  началась работа над созданием авиационного ранцевого парашюта. В России оригинальная конструкция такого парашюта была разработана и предложена в 1911 г. военному ведомству Г.Е.Котельниковым. Но парашют Котельникова был использован в 1914 г. Лишь частично для снаряжения летчиков, летавших на тяжелых самолетах «Илья Муромец».

Перед войной авиация входила в состав вспомогательных войск и не была вооружена. Работы по вооружению хотя и велись, но к началу войны они оказались не завершенными. Численность самолетов в составе военной авиации была небольшой. Россия имела 263 самолета, из которых в авиационных отрядах было 224. Франция насчитывала 156 самолетов в строю, Германия – 232, Австро-Венгрия – 65; Англия из 258 самолетов направила на Западноевропейский (французский) театр 30 самолетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В своем реферате мною были установлено взаимное влияние войны на развитие НТП и наоборот. Война заставляет двигаться науку в направлении усовершенствования вооружения в направлении минимизации затрат на единицу оружия и удобства для ликвидации противника.

Главным решающим условием, оказавшим значительное влияние на исход войны, стало использование в больших количествах нового механического оружия – танков. Американские танки прорвали немецкие позиции и фактически решили судьбу Германии.

Если применение нового механизированного  оружия – танков и пулеметов – определило исход сухопутных сражений, то в морской войне аналогичную роль сыграли подводные лодки, оснащенные самодвижущимися торпедами.

Вся боевая мощь линкоров и крейсеров  практически не использовалась на протяжении большей части Первой мировой войны. Единственная важная попытка формирования линкоров для проведения решающего морского сражения была сделана английским флотом у Ютландии в начале войны, но и там страх перед торпедами заставил британское командование прекратить битву до начала решительных действий со стороны как британского, так и германского флота. Время от времени несколько британских, французских или немецких надводных кораблей предпринимали боевые рейды, которые, однако, не имели какого-либо стратегического значения.

Самодвижущиеся торпеды сыграли почти решающую роль также в борьбе против коммерческих судов. Интересно отметить, что ни немецкая, ни британская морская стратегия не допускала, что самодвижущиеся торпеды, выпущенные с подводных лодок, приобретут такое значение. До этого времени немецкая морская стратегия основывалась на доктрине Тирпица, согласно которой достижение победы связывалось с морскими сражениями, где наиболее крупные линкоры одной державы сталкивались с аналогичными кораблями другой.5

Во время Первой мировой войны боевая мощь подводных лодок достигла таких размеров, что надводные суда перестали быть сколько-нибудь важным фактором решающей военной победы.6

Таким образом, можно заключить  взаимообуславливающее влияние  НТП и Первой мировой войны. Изменение количества и качества вооружения неоспоримо, как и неоспоримо то, что иной характер ведения войны определил новый виток развития военных технологий.

Список используемой литературы:

 

1.Кроссер П. Диалектика военной  техники и ее последствия. –  Пер. с англ. – М.,1973

2. Свечин А.А. Эволюция военного  искусства. – М.,2001.

3. История войн.Т.3.Вторая мировая  и начало ядерной эры.- Ростов-на-Дону, 1997.

4.Белоусов Р. Экономическая история России: ХХ век. – М, 1999

5. Шацилло В.К. Первая мировая  война 1914-1918. Факты. Документы.  – М., 2003.

6. Дюпюи Р.Э. и Дюпюи Т.Н.  Харперская энциклопедия военной  истории. – Всемирная история  войн. – Кн.3

1  Шацилло В.К. Первая мировая война 1914-1918. Факты. Документы. – М., 2003.

2 Дюпюи Р.Э. и Дюпюи Т.Н. Харперская энциклопедия военной истории. – Всемирная история войн. – Кн.3

3В ожесточенных боях под Ипром немцы впервые в мире применили отравляющие вещества (так и названые - иприт) для поражения живой силы.

Информация о работе Первая мировая война и научно-технический прогресс