Первая государственная дума. «Русская Правда как исторический памятник

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:11, контрольная работа

Краткое описание

ПЕ́РВАЯ ГОСУДА́РСТВЕННАЯ ДУ́МА — российский представительный законодательный орган, действовавший с 27 апреля по 8 июля 1906 года в течение одной сессии. Принципы деятельности Государственной думы были определены Манифестом 17 октября 1905 года, который декларировал основы гражданских свобод и созыв законодательного органа, к выборам которого будут допущены все слои населения.

Оглавление

Первая государственная дума………………………………………………………………..3
«Русская Правда» как исторический памятник……………………………………………..5

Файлы: 1 файл

контрольная по истории.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Эта статья отмечает шаг в развитии личной семейной боярской собственности, - весьма существенный, или признать эту статью относящейся  и к земельным владениям боярства. Заметим, что на Западе право наследования по женской линии получило раньше признание в крестьянской среде и дольше отрицалось в боярской среде. У нас оно, по-видимому, развилось в этой последней раньше, чем на Западе. И для XII—XIII вв. нет оснований отрицать приложимость статьи 119 к земельным имуществам. В других списках эта статья перередактирована так: «Аже и боярех либо и Гюярстен дружине, то за князя задница не идеть». Или даже: «Аще въ боярстъй дружини, то за князя задниця не иидеть». Центр внимания переносится на вопрос о наследстве зависимых от бояр людей, которых власть бояр-вотчинников начинает закрывать от княжей власти

Еще два слова  о терминах - «тиун боярский» и  «боярская дружина». По статье 89, боярский тиун - холоп, но отличенный в суде тем, что на него, как на закупа, «складают  послушество», «по нужи» - в крайнем случае». 
Статья 3 заменяет этим же термином слово «ябетник». Что же такое ябетник? 
Слово это германское, где его этимологическое значение «преданный» слуга из челяди - слуга-челядин. И в древнейшей Русской Правде видим упоминание ябетника княжого рядом с мечником. Русская Правда Ярославичей вместо ябетника называет тиуна княжа, выделяя его в ряд княжих мужей или, точнее, ставя его рядом с ними, как 80-гривенную голову. Пространная Русская 
Правда, повторяя статью 3 древнейшей и сохранив в ней, возможно, ошибочно, мечника, исключила ябетника, заменив его тиуном боярским. Это такой же прием, как приписка «такоже и за боярескъ» в статье «О княжи мужъ», причем это сопоставление должно предостеречь от слишком буквального понимания последней приписки. Тут княжие люди распределены на три категории: за тиуна княжого огнищного и за конюшего - 80 гривен, за отрока, конюха, повара - 40 гривен, за сельских слуг урок - 12 гривен и 5 гривен, а за боярского тиуна 
- 40 гривен по статье 3. Что же он такое? Один из вариантов к статье 89 
(Карамзинский список, ст. 77) дает: «на боярьска тиуна на дворьскаго». 
Перед нами та же фигура при боярине, как тиун огнищный при князе.

Введение всех этих терминов в поздние редакции Русской Правды - слабо выраженный, но тем более ценный намек на усвоение черт княжого права и княжого быта средой бояр, крупных землевладельцев, в конце изучаемого нами периода.

При создании Русской  Правды – крупнейшем правовом акте периода ранней русской государственности  – происходило широкое использование  результатов предшествующего многовекового нормотворчества, истоки которого восходили к периоду распада родоплеменных отношений, к начальному этапу становления классовых отношений. За соблюдением правовых норм следили уже не племенные старейшины и народное собрание, а князь – глава государства и иерархически подчиненная ему администрация.

Русская Правда имела большое значение для формирующегося русского, украинского и белорусского феодального права. Насколько хорошо удовлетворяла она потребности  княжеских судов, свидетельствует включение ее в юридические сборники XIII—XV вв. - Кормчие, Мерило Праведное. Она широко распространилась во всех землях Древней Руси как основной источник светского права и стала основой юридических норм, включенных в договоры 
 
 

 
 

Информация о работе Первая государственная дума. «Русская Правда как исторический памятник