Перестройка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:25, реферат

Краткое описание

Предпосылки экономических реформ
Главной причиной начала проведения реформ в СССР несомненно было тяжёлое экономическое положение, которое сложилось в стране с начала 80-х годов.
Внутриполитические предпосылки

Оглавление

Оглавление
Предпосылки экономических реформ 3
Внутриполитические предпосылки 3
Внешнеполитические предпосылки 4
Этапы перестройки 5
3 этапа перестройки 6
I этап (1985 – 1986 гг.) 6
II этап (1987-1989 гг.) 9
III этап (1990-1991 гг.) 11
Социально-экономические последствия реформ. 12
Итоги приватизации 12
Либерализация цен 13
Снижение общего жизненного уровня 14
Приватизация 14
Теневая экономика 14
Демографическая катастрофа 15
Вывод 15
Список литературы: 16

Файлы: 1 файл

Перестройка.docx

— 46.83 Кб (Скачать)

Произошли изменения в  организации сельскохозяйственного  производства. Появились фермерские и частные крестьянские хозяйства. К концу 1990 года в стране насчитывалось  около 50 тысяч фермерских хозяйств, в которых производилось около 1 процента всей сельскохозяйственной продукции.

Экономическая реформа не улучшила положения дел в народном хозяйстве.

 «Радиальная экономическая реформа» фактически слабо проводилась в жизнь. Это была реформа в большей степени «на бумаге». По официальным данным рост промышленного производства в 1986-1988 годах составил 2,8% ежегодно, в 1989 году – 2,4%, а в 1990 году произошло падение объёмов промышленного производства на 2%. При этом изменения в структуре управления промышленностью фактически привели к её хаосу. Уже в 1988 году стали возникать серьёзные проблемы с обеспечением населения продуктами питания и товарами народного потребления. В 1989 г. начинает вводиться карточно-талонная система на отдельные продукты. В 1990-1991 годы она охватывает десятки продовольственных и непродовольственных товаров. Негосударственный сектор – в коллективах и  частных формах – получал все более широкое распространение в экономике.

Постепенно рынок  захватывают  кооперативные производители. Деятельность мелких частных производителей приводит к спекуляции, росту цен. Фактически кооператоры и индивидуальные предприниматели почти не платят налогов государству, так как не существует механизма сбора налогов. Место государства занимают банды рэкетиров.

Увеличиваются размеры дефицита госбюджета, растет безработица. В начале 1990 года численность безработных в стране составляла по официальным данным – 6 млн. человек.

III этап (1990-1991 гг.) – поздняя перестройка.

Летом 1990 года Верховный  Совет СССР принял постановление  «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». Вслед за этим несколько групп видных экономистов  и хозяйственников разработали  проекты программ, получивших название антикризисных. Эти программы представляли собой альтернативные планы перехода к рыночной экономике. Авторами одной  из них – «Программа 500 дней» - была группа экономистов во главе с С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинским. Программа предусматривала децентрализацию экономики, перевод предприятий на аренду и приватизацию. Намечались понятие государственного контроля за ценами и допущение регулируемой безработицы. Программа, по мнению ее составителей, позволила бы в течение 500 дней вывести страну из экономического кризиса. Однако в процессе принятия программы Верховным Советом ее содержание было фактически заменено декларациями о переходе к рыночным отношениям.

Одновременно в 1990 г. активно развивается инфляция. Изначально её породила «социальная направленность» реформ. Уже с 1985 г. государство начало осуществлять рост зарплат и различных социальных пособий. Таким образом, происходил рост денежной массы, тогда как количество товаров на внутреннем рынке практически не менялось. Ослабление рубля привело к росту натурального обмена – бартерных сделок, что в свою очередь снизило собираемость налогов.

В 1991 году происходит окончательный развал плановой экономики. Чтобы замедлить развитие инфляционных процессов; инфляция 1991 году достигала 10% в месяц, правительство во главе с В. Павловым 1 апреля 1991 года объявило денежную реформу. Впрочем, эта мера оказалась неэффективной.

Осенью 1990 года страны Запада стали осуществлять поставки гуманитарной помощи в СССР. Они прекратились лишь в 2000 году с избранием на пост президента В.В. Путина. Практически эти поставки помогали разрушать мало конкурентоспособную экономику СССР и России.

Социально-экономические  последствия реформ.

Итоги приватизации

К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства: за 1991 г. спад составил 11%, причем за последний  квартал года — 21%. Национальный доход  по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего  продукта (ВВП). Нарастание денежной массы  в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией  свыше 50% в месяц, которая могла  парализовать всю экономику.

 

 Ускоренный рост зарплат  и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос,  к концу года большинство товаров  исчезло из государственной торговли, но зато втридорога продавалось  в коммерческих магазинах и  на "черном рынке". За период  с 1985 г. по 1991 г. розничные цены  выросли почти в три раза, государственный  контроль за ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали "кризисы" (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов. Люди опасались возможного голода.

 Серьезные сомнения  возникли у западных кредиторов  в платежеспособности СССР. Суммарный  внешний долг Советского Союза  к концу 1991 г. составлял 103,9 млрд. долларов, с учетом взаимных  долгов чистая задолженность  СССР в конвертируемой валюте  в реальном выражении оценивалась в 56,5 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и др.) уходило 25—30% от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. Золотой запас СССР в сентябре 1991 г. составлял всего 242 тонны (в 10 раз меньше, чем в 1985 г.), запас других драгоценных металлов и алмазов оценивался в 2 млрд. долларов, наличные запасы валюты составляли 240 млн. долларов. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязательства по обслуживанию внешнего долга и задолжал по процентным выплатам 6 млрд. долларов.

 Проводимые в стране  с 1991 года рыночные реформы  очень сильно отразились на  социально-экономической ситуации  в стране и на имущественном  положении граждан. 

Либерализация цен

 Либерализация цен  вызвала безудержный их рост, при фактическом замерзании зарплат, хлынувший из-за рубежа, зачастую второсортный товар, душил отечественного производителя.

 В повседневные разговоры  россиян вошли такие экономические  термины как инфляция, курс валют,  дивидент, дефолт. Полным ходом шло и идет имущественное расслоение населения Российской Федерации на богатое меньшинство и бедное большинство на фоне практически полного отсутствия среднего класса. В среднем разница между доходами самых бедных и самых богатых доходит до 26 раз (в Москве до 48).

Снижение  общего жизненного уровня

 В Центре уровня  жизни Академии труда считают,  что для нормальной жизни нужно  получать, по крайней мере, 500 долл. Именно столько составляет минимальная  зарплата в Греции, Португалии и т.д. (в развитых странах она примерно в 2 раза выше).  В Комитете Госдумы по труду и социальной политике считают, что нормальный заработок – если на питание уходит меньше 60%. Народ же в большинстве своем ни о чем подобном и не помышляет. По Санкт-Петербургу статистика утверждает, что душевой доход петербуржца позволяет ему купить 1,6 набора прожиточного минимума. То есть на еду уже хватает на остальное – нет. Приблизительно так живут в 72 регионах из 89. Еще хуже в 12.

Приватизация

  Становление рыночных  механизмов в экономике не  возможно без разгосударствления  большей части народного хозяйства,  акционирования предприятий. У  нас же приватизация государственной  собственности приняла откровенно  бандитские формы что только  усугубило падение промышленного  производства: за редчайшим исключением  предприятия так и не получили  эффективного управления, основные  фонды беспощадно разворовывались,  иностранные компании целенаправленно  банкротили российских производителей  для устранения конкурентов. Сейчас  можно сказать, что именно те  методы и способы приватизации которые использовались правительством вызвали невиданный до этого разгул преступности и коррупции.

Теневая экономика

 По оценкам экспертов  уже 40-45% всей нашей экономики  ушло в "тень", т.е. в полностью  неналоговую сферу, от которой  бюджет не имеет ничего. К этому  еще можно добавить упорную,  длительную, ничем разумным не  объяснимую вражду правительства  реформаторов к основному источнику  налогов во всем мире, а так  же основе для формирования  среднего класса – мелкому  и среднему бизнесу, во многом  обеспечившему в последние два  десятка лет такой феноменальный  экономический рост такому гиганту  как Китай.

Демографическая катастрофа

 Создавшаяся в стране  социально-экономическая ситуация, когда богатые становятся богаче, а бедные беднее, непредсказуемость  в завтрашнем дне привели к  сложной демографической ситуации, которая грозит перерасти в  демографическую катастрофу.

 Ведущие ученые, исследуя  перспективы и противоречия социального  прогресса на пороге третьего  тысячелетия, считают, что демографическая  ситуация в России уже катастрофическая. К середине 80-х годов Россия  по численности населения занимала 4-е место в мире. С начала 90-х  - на 6-м месте. Подобная убыль  населения сопоставима с периодом  Великой Отечественной войны  и хуже демографических показателей  России в период Первой мировой войны и гражданской междоусобицы. Даже в годы сталинских репрессий среднегодовой прирост населения составлял 1,5 млн. человек. В послевоенные годы прирост населения колебался в пределах 1-1,5 млн. человек.

Вывод

 Подводя итог можно  сказать, что любые реформы,  тем более такие масштабные  и системные как у нас всегда  вызывают некоторое падение уровня  жизни, имеют другие побочные  эффекты. Но те негативные последствия,  которые произошли в нашей стране и в нашей жизни в годы перестройки стали неожиданностью для всех. Учитывая уроки и ошибки, допущенные на уже пройденном, не малом пути все больше и больше становится очевидно, что неспособность политиков проводить разумные экономические преобразования приводят к разрушительному эффекту. Некомпетентность некоторых государственных деятелей, их необузданное желание наживиться, способны разорить богатую огромную страну в кротчайшее время.

Список литературы:

  1. История России: учеб./ А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина.– М.: Проспект, 2009.
  2. Экономическая история : учебник / О. Д. Кузнецова, И. Н. Шапкин, А. С. Квасов, Л. И.  Пермякова. – М. : Издательство ЮРАЙТ, 2010 год.
  3. Материалы Свободной Энциклопедии ВИКИПЕДИИ
  4. Новейшая история России 1945-2006 гг.: книга для учителя/  А.В. Филиппов. Издательство : Просвещение
  5. Материалы электронной библиотеки Истории России (http://www.bibliotekar.ru/istoriya-rossii/index.htm) : «История России» Учебник для вузов Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Перестройка