Перестройка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:25, реферат

Краткое описание

Предпосылки экономических реформ
Главной причиной начала проведения реформ в СССР несомненно было тяжёлое экономическое положение, которое сложилось в стране с начала 80-х годов.
Внутриполитические предпосылки

Оглавление

Оглавление
Предпосылки экономических реформ 3
Внутриполитические предпосылки 3
Внешнеполитические предпосылки 4
Этапы перестройки 5
3 этапа перестройки 6
I этап (1985 – 1986 гг.) 6
II этап (1987-1989 гг.) 9
III этап (1990-1991 гг.) 11
Социально-экономические последствия реформ. 12
Итоги приватизации 12
Либерализация цен 13
Снижение общего жизненного уровня 14
Приватизация 14
Теневая экономика 14
Демографическая катастрофа 15
Вывод 15
Список литературы: 16

Файлы: 1 файл

Перестройка.docx

— 46.83 Кб (Скачать)

Реферат по экономической  истории на тему:

Перестройка.

( Экономические предпосылки, этапы протекания и последствия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Предпосылки экономических реформ 3

Внутриполитические  предпосылки 3

Внешнеполитические  предпосылки 4

Этапы перестройки 5

3 этапа перестройки 6

I этап (1985 –  1986 гг.) 6

II этап (1987-1989 гг.) 9

III этап (1990-1991 гг.) 11

Социально-экономические  последствия реформ. 12

Итоги приватизации 12

Либерализация цен 13

Снижение  общего жизненного уровня 14

Приватизация 14

Теневая экономика 14

Демографическая катастрофа 15

Вывод 15

Список литературы: 16

 

 

 

 

 

Предпосылки экономических реформ

 Главной причиной начала проведения реформ в СССР несомненно было тяжёлое экономическое положение, которое сложилось в стране с начала 80-х годов.

Внутриполитические  предпосылки

К началу 80-ых годов советское  общество вступило в затяжной социально-экономический  и духовно-нравственный кризис.

В 70-80 годы экономика развивалась  экстенсивно: строились новые предприятия, но лишь немногие технически и технологически соответствовали мировому уровню, росла добыча невосполнимых природных ресурсов (нефть, газ, руда), увеличивалось число лиц, занятых ручным и малоквалифицированным трудом.

Между тем, к началу 70-х  годов в связи с резким повышением цен на энергоносители экономика  Запада претерпела глубокие структурные  и технологические сдвиги. Экономика СССР отвергала новейшие технические разработки. Достижения научно-технического прогресса внедрялись крайне слабо. Шанс для экономического рывка был упущен, быстрыми темпами шло отставание советской экономики от западной.

Вместо структурной перестройки экономики, перевода ее с индустриальной на научно-техническую стадию, СССР продолжало наращивание нефтяного экспорта. Между тем добыча топливно-сырьевых ресурсов, перемещаясь в труднодоступные районы Сибири и Крайнего Севера, дорожала; темпы роста населения снижались, возникла проблема трудовых ресурсов; оборудование изнашивалось и морально устаревало.

Доходы от экспорта природных ресурсов шли на поддержание энергоемкой и сверхмилитаризированной экономики, на дотирование восточноевропейских и ряда развивающихся стран. Экономика фактически переключалась на обслуживание нужд обороны, но и с этим справлялась все хуже. 

За 70 лет в СССР была создана мощная гигантская милитаризованная экономика. Тяжким бременем для экономики были огромные затраты на военно-промышленный комплекс, которые позволяли поддерживать военно-стратегический паритет (равенство) с США. Качественные показатели (производительность труда, прибыль, отношение прибыли к затратам) ухудшались.

Это был тупик: командная  экономика не могла эффективно работать в условиях научно-технической революции, но все проблемы руководство страны  по-прежнему пыталось решить преимущественно  административными способами. Тупик  опасный, так как отрыв развитой экономики мира от экономики СССР неуклонно увеличивался.

Положение в сельском хозяйстве  также не внушало оптимизма. Затраты  государственных средств непрерывно росли. В 70-е годы они достигли более 30 процентов всех бюджетных средств, но отдача была крайне мала. Колхозно-совхозная экономика, охотно принимая огромные капиталовложения, заметного роста производства не демонстрировала. Отсюда весьма серьезные деформации в социальной сфере. Заработная плата, доходы населения постоянно росли, и это было бесспорным достижением. Но ни промышленность, ни сельское хозяйство не могли предложить обществу достаточное количество товаров, продовольствия, услуг. Дефицит, очереди были непременным явлением повседневной жизни в эти годы. В конце 70-ых годов в отдельных регионах страны вновь появилось нормированное распределение некоторых продуктов по карточкам. Возникновение подпольных мастерских, спекуляции в этих условиях были естественным и даже неизбежным явлением.

Внешнеполитические  предпосылки

Ухудшению экономического положения  также способствовал целый ряд  внешнеполитических причин.

К 1985 году внешний долг СССР превысил рубеж 31 млрд. долларов. Размер долга порождал ряд проблем. Всё трудней было найти новых кредиторов. Последние требовали всё более высокие проценты. И наконец, долг было необходимо ежегодно обслуживать, то есть платить проценты по предыдущим кредитам.

Второй крупной внешнеполитической проблемой для советского руководства  было резкое падение мировых цен  на нефть и нефтепродукты. В середине 1980-х годов цены на сырую нефть, добываемую в СССР, достигли предельно низкой отметки – около 8 долларов за барейль. В результате экспортные поступления от продажи нефти резко снизились.

Третьим важным внешнеполитическим фактором, повлиявшим на ухудшение  экономического положения, была активная военная кампания в Афганистане. Она по некоторым оценкам ежегодно обходилась экономике в 3-4 млрд. долларов. Одновременно афганская авантюра «оттолкнула» от СССР западные кредиты и поступление  новых западных технологий. Это также  негативно стало сказываться  на советской экономике.

 В четвёртых, в 1983 г. президент США Рональд Рейган выдвинул идею «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ), или «звездных войн» – космических систем, которые могли бы защитить США от ядерного удара. Эта программа осуществлялась в обход договора. У СССР не было технических возможностей для создания такой же системы. Несмотря на то, что США тоже были далеки от успеха в этой области, и идея СОИ имела целью заставить СССР попусту тратить ресурсы, советские лидеры восприняли ее всерьез. Ценой больших усилий была создана космическая система «Буран», способная нейтрализовать элементы СОИ.

Таким образом, сложилась  ситуация, что советское правительство  не имело достаточных валютных средств для импорта необходимых товаров народного потребления и продовольствия, которые в недостаточном количестве производились в Советском Союзе.

Этапы перестройки

Несмотря на ухудшающееся экономическое положение в середине 80-х годов советское руководство не сформировало целостной программы социально-экономических преобразований. Существовала лишь определённая концепция реформ. В соответствии с ней фундаментальные основы советской экономики – планирование, директивное управление, дотационность определённых отраслей сохранялись. Кроме государственной собственности предполагалось широко развивать кооперативную собственность. Самостоятельность предприятий должна была значительно увеличиться.

В середине 80-х годов к  власти в стране пришла группа молодых  энергичных работников, ранее тесно сотрудничавших с Юрием Владимировичем Андроповым. В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Михаил Сергеевич Горбачев. М.С. Горбачев и поддержавшие его радикально настроенные политические деятели выступили с инициативой «обновления социализма». Суть «обновления общества» его инициатор М.С. Горбачев видел в соединении социализма и демократии, в установлении «лучшего социализма».

Начало новому курсу было положено на апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 г. На Пленуме шла речь о необходимости качественного преобразования общества, о неотложности глубоких перемен во всех сферах жизни. Были намечены направления развития народного хозяйства и социальной сферы.

3 этапа перестройки

В истории перестройки  выделяется 3 этапа:

I этап (1985 – 1986 гг.) – период ускорения. Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны.

М.С. Горбачев исходил из того, что, во-первых, реформы необходимы и, во-вторых, они должны реализовать  огромные экономические и политические возможности, которые есть у построенного в СССР социализма. Успех ускорения связывался с более активным использованием достижений науки и техники, децентрализацией управления народным хозяйством, расширением прав предприятий, внедрением хозрасчета, укреплением порядка и дисциплины на производстве. Приоритетное внимание уделялось машиностроительным отраслям. С их подъемом предполагалось добиться технической реконструкции всего народохозяйственного комплекса. На основе реформированной экономики намечалось решить важнейшие социальные вопросы, прежде всего жилищный и продовольственный. Ставилась цель уже к 2000 году удвоить промышленный потенциал СССР. Методы реализации этой стратегии оказались вполне традиционными: активизация «человеческого фактора» (соцсоревнование, укрепление трудовой дисциплины, борьба с пьянством, полная загрузка производственных мощностей, организация многосменной работы); резкое увеличение расходов на техническое обновление предприятий; ужесточение административных мер (государственная приемка продукции). В мае 1985 г. была принята «Продовольственная программа», в соответствии с которой должно было произойти улучшение обеспечения советских людей основными продуктами питания.

Одновременно (май 1985 г.) была начала знаменитая антиалкогольная кампания. Ей руководил соратник Горбачёва – секретарь ЦК КПСС по идеологии, Е.К. Лигачёв. 7 мая 1985 г. было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». В нём отмечалось, что экономика несёт колоссальные убытки из-за прогулов и пьянства на рабочем месте. Неумеренное потребление спиртных напитков являлось одной из основных причин ранней смертности среди мужчин трудоспособного возраста. Предусматривалось ежегодно сокращать производство водки и ликероводочных изделий, к 1988 году полностью прекратить выпуск плодово-ягодных вин. Спиртные напитки продавались лицам, достигшим 21 года.

Антиалкогольная кампания привела  к положительному эффекту. Сократилось  потребление алкоголя на душу населения, снизилась смертность людей в  трудоспособном возрасте, увеличилась  средняя продолжительность жизни.

Вместе с тем возросло самогоноварение, потребление непищевых  спиртосодержащих жидкостей и химических препаратов. В стране возникли проблемы с обеспечением сахаром, ухудшилось качество хлеба из-за недовложения дрожжей, недоставало спирта в медицинских учреждениях. Государственный бюджет в 1985-1987 годах получил налогов от производства алкоголя на 37 млрд. рублей меньше. Осенью 1988 года антиалкогольная кампания была свёрнута.

В феврале 1986 году на XVII съезде КПСС предлагалось: «Повернуть производство лицом к потребителю и активизировать человеческий фактор». Но одними призывами было не обойтись: на выпуск товаров народного потребления была задействована только одна седьмая часть основных производственных фондов. И правительство затеяло малую индустриализацию - с тем, чтобы в конечном итоге модернизировать отсталую легкую промышленность. Тогда сократили закупку ширпотреба и бросили валютные средства на закупку техники за рубежом. Результат - минимальный. Часть оборудования так и осталась на складах и под открытым небом - нехватка производственных площадей. Целые поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, низкого качества сырья. Все это закончилось провалом уже на первом этапе: миллиардные государственных вложений в базовые отрасли бесследно растворились во всеобщем хаосе - нового оборудования, материалов, технологий легкая промышленность так и не дождалась.

Ухудшению положения в  экономике способствовали и внутренние субъективные факторы.

Во время загранпоездок  Горбачёв отказался от использования  местных автомашин. «Каждая загранпоездка  требовала для доставки в страну визита до двадцати машин «ЗИЛ-115». Под  них необходимо было семь транспортных самолётов ИЛ-76. При этом совершались  визиты по всему миру (Вашингтон, Гавана, Дели и т.д.). С другой стороны, с каждым разом увеличивалось число членов делегаций, которое достигало 400-500 человек, для которых также требовалось не менее пяти-шести самолётов.

26 апреля 1986 году произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции. На ликвидацию последствий взрыва потребовалось по самым минимальным оценкам свыше 20 млрд. рублей. 

К началу 1987 году Горбачёву стало ясно, что реформа экономики топчется на месте. Это было связано с тем, что реформу должны были осуществлять советские партийные чиновники, которые жили в другой реальности, в сравнении с обычными гражданами СССР (спецмагазины, спецполиклиники, курортное обслуживание, спецдачи, личные шофёры и другой персонал). Чиновники не понимали целей реформ и не хотели потерять своё влияние.

Катастрофа на АЭС ускорила принятие экономической реформы (1987 год.) Главная ее направленность заключалась  в переходе от преимущественно административных к экономическим методам управления производством.

II этап (1987-1989 гг.) – «гласность» и перестройка. Идеологической основой нового курса стала концепция «хозрасчетного социализма», прообраз которого был найден в нэпе, а теоретическое обоснование – в последних работах В.И. Ленина. Глава государства призвал увеличить выпуск товаров народного потребления на предприятиях тяжёлой промышленности в целом, и на заводах военно-промышленного комплекса в частности. Именно в январе 1987 года на пленуме ЦК КПСС Горбачёв впервые и произносит термин «перестройка». «Перестройка – это решительное преодоление застойных механизмов и слом механизма торможения, создание эффективного механизма ускорения, опирающегося на творчество масс, развитие демократии и самоуправления, расширение гласности».

М.С. Горбачёв заявляет о необходимости введения на государственных предприятиях хозрасчёта, самофинансирования, самоокупаемости. Был принят закон «О государственном предприятии (объединении)». Он расширял самостоятельность предприятий. Министерства готовили контрольные показатели экономического развития на год и на их основе устанавливали государственный заказ предприятию. Все, что производилось сверх госзаказа, можно было реализовывать на выгодных условиях по свободным ценам. Предприятия самостоятельно устанавливали численность работников, уровень заработной платы. Трудовые коллективы получали право выбирать администрацию. Это была попытка изменить хозяйственный механизм, ослабить административное давление, ввести конкуренцию.

 Но крупных результатов  она не имела: госзаказ устанавливался  на пределе возможностей предприятия,  система ценообразования и материально-технического  снабжения не изменялась. В 1988 году был сделан следующий шаг: разрешено мелкое частное предпринимательство (в рамках так называемого кооперативного сектора). Происходила реорганизация банковской системы, создавались коммерческие  банки. Расширилось привлечение в экономику иностранных инвестиций, создавались совместные  с зарубежными фирмами предприятия.

Информация о работе Перестройка