Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:01, контрольная работа
Экономические реформы в ходе перестройки можно разделить на три условных периода. Первый - «ускорение» (апрель 1985-1986г). Второй период экономических реформ - «перестройка» (1987г.- середина 1990г.) Третий период - переход к регулируемому рынку (июнь 1990г. - декабрь 1991г.)
1.1 Политическая борьба вокруг альтернатив экономического реформирования в 1985 - 1991 годах
1.2 Советская и либеральная модели политической системы: истоки, проявления, итоги противостояния
1.3 Политика «гласности» и ее влияние на духовную жизнь общества
ЗАДАНИЕ 2
2.1 Заполните таблицу «Политическая реформа в СССР в 1988 - 1991 годах».
2.2 В виде таблицы определите основные направления и события в области внешней политики за период 1985 - 1991 гг.
2.3 Составьте таблицу «Национальная политика СССР в годы «перестройки» и ее результаты»
ЗАДАНИЕ 3
КРИЗИС И РАСПАД СССР (1985 - 1991 гг.).
ЗАДАНИЕ 1
1.1 Политическая борьба
вокруг альтернатив
1.2 Советская и либеральная модели политической системы: истоки, проявления, итоги противостояния
1.3 Политика «гласности» и ее влияние на духовную жизнь общества
ЗАДАНИЕ 2
2.1 Заполните таблицу «
2.2 В виде таблицы определите
основные направления и
2.3 Составьте таблицу «
ЗАДАНИЕ 3
Объясните понятия: «бархатные
революции», гласность, ГКЧП, госприемка,
инфляция, КГБ, «механизм торможения»,
«новое политическое мышление», плюрализм,
политика «перестройки», путч, «парад
суверенитетов», Съезд народных депутатов
СССР, концепция «ускорения»
ЗАДАНИЕ 1
1.1 Политическая
борьба вокруг альтернатив
Экономические реформы в ходе перестройки можно разделить на три условных периода. Первый - «ускорение» (апрель 1985-1986г). Второй период экономических реформ - «перестройка» (1987г.- середина 1990г.) Третий период - переход к регулируемому рынку (июнь 1990г. - декабрь 1991г.)
Итогом экономического реформирования первых двух периодов стало дальнейшее ухудшение экономического и финансового положения страны. Падение национального дохода в 1990г. по сравнению с 1989г. составило 9 %. Власть для поддержания жизненного уровня населения была вынуждена прибегнуть к массированным внешним займам. Именно в это время образовалось большая часть внешнего долга СССР- ответственность, за который в последствие легла на Россию.
Экономическая ситуация продолжала ухудшаться, кризисные явления все более усиливались. Продолжалось падение общественного производства, снижение его эффективности, усиливалась денежно-финансовая несбалансированность, возрастала эмиссия денег, шел заметный рост цен на товары народного потребления, еще более обострялась ситуация на потребительском рынке, оставалось отрицательным сальдо внешней торговли и т. д. Сказывалось нарушение хозяйственных связей, ухудшение трудовой и договорной дисциплины и т. п.
Политическая номенклатура
понимала что без каких либо кардинальных
мер экономику не спасти. Страх
потерять власть заставил ее переметнуться
на позиции рыночной экономики. Критическое
положение в этой сфере и определенная
растерянность горбачевского
Правительство предложило свою
программу перехода к "планово-рыночной
экономике" - "О мерах по оздоровлению
экономики, этапах экономической реформы
и принципиальных подходах к разработке
XIII пятилетнего плана". Она определяла
преодоление экономических
Помимо правительственной
был ряд альтернативных программ,
в том числе программа
Съезд народных депутатов СССР, несмотря на серьезную критику (основной и вполне, как представляется, справедливый мотив которой был следующий: за пять лет не сделали ни одного шага по радикальной перестройке экономики, переход к рыночной экономике откладывался, по существу, на шесть лет), утвердил правительственную программу. Однако уже через несколько месяцев всем стало ясно, что она не действует.
На третьей сессии Верховного Совета СССР правительство выступило с новой программой осуществления экономической реформы (докладчик Н. И. Рыжков). В ней намечалось с 1 июля 1990 года, резкое повышение розничных цен на хлеб и хлебобулочные изделия (в 3 раза), с полной компенсацией населению потерь, значительное повышение цен на другие продукты и промышленные товары с частичной компенсацией или без нее.
Эти предложения правительства вызвали настоящую панику в стране. В несколько дней с полок магазинов было сметено все. Как сказал о той программе правительства народный депутат П. Бунич, - это был шок без терапии.
В итоге обсуждения правительственная программа по концептуальным соображениям была отклонена и возвращена на доработку. В период между 3-й и 4-й сессиями Верховного Совета СССР шла активная проработка проблем перехода к рынку. 31 июля 1990 года состоялась встреча Президента СССР М. С. Горбачева и Председателя Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцина, на которой была достигнута договоренность о разработке альтернативной программы. Была создана комиссия под руководством академика С. С. Шаталина и заместителя Председателя Совета Министров РСФСР Г. А. Явлинского.
Таким образом, разработкой программы перехода к рыночной экономике одновременно занимались две комиссии: правительственная и Шаталина - Явлинского. Кроме того, для анализа и оценки альтернативных программ и других предложений по этим вопросам создали комиссию под руководством академика А. Г. Аганбегяна.
Комиссия Шаталина - Явлинского выполнила поручение, подготовив, как общесоюзную, "Программу 500 дней". В качестве первого решающего шага "Программа 500 дней" предусматривала стабилизацию финансово-денежной системы и определяла конкретные меры для решения этой задачи. При этом цены на основные продукты и товары планировалось сохранить на неизменном уровне и лишь по мере стабилизации рубля они должны были "опускаться" по группам товаров, при сохранении контроля над ценами по другим товарам. Ее авторы четко расписали по периодам, - какие меры должны быть осуществлены в течение каждого из них. Это давало возможность общественности осуществлять постоянный контроль над ходом реализации "Программы 500 дней". В ней также обстоятельно и конкретно были проработаны такие принципиальные вопросы, как разгосударствление и приватизация экономики, вопросы структурной перестройки хозяйства, внешнеэкономической деятельности и валютной политики, программы социальной защиты населения.
В начале сентября сессия Верховного Совета РСФСР в целом одобрила "Программу 500 дней", определила начало ее осуществления - 1 октября 1990 года. Затем эта программа была доложена на сессии Верховного Совета СССР.
Одновременно был заслушан доклад Председателя Совета Министров СССР Н. И. Рыжкова о правительственной программе (хотя содержание самой программы правительства так и не было доведено до сведения широкой общественности).
К тому времени Горбачев,
долго не решавшийся на окончательный
выбор стратегии и союзников,
оказался под огнем жесткой критики
как слева, так и справа. «Демократы»
осуждали Горбачева
за нерешительность и непоследовательность
преобразований, а коммунистические консерваторы
- за «предательство дела социализма»
и «буржуазное перерождение».
В октябре 1990 г. под давлением консерваторов и недоверия к рынку и демократам Горбачев отказался от ее поддержки. Была принята «компромиссная» программа. Складывавшаяся было, коалиция с демократами была ликвидирована.
По предложению президента
решили выработать единый, компромиссный
вариант, хотя многие видные экономисты
однозначно подчеркивали, что эти
программы концептуально
19 октября 1990 года, после
предварительного обсуждения в
комитетах и комиссиях,
В чем отличие "Основных
направлений..." от программы Шаталина-Явлинского?
Главное в том, что они предусматривали
решение целого ряда ключевых проблем
экономической реформы
В рамках "Основных направлений..."
каждая республика, а также Москва
и Ленинград могли осуществлять
свои варианты перехода к рыночным
отношениям. Получалось так - ресурсы,
финансы, валюта и др., т. е. реальная
власть, оставались у Центра, а ответственность
за осуществление программ должны были
нести республики. Предполагалось,
что президентская программа
станет экономической основой
1.2 Советская и либеральная модели политической системы: истоки, проявления, итоги противостояния
Советская модель в более широком смысле, взятая в совокупности всего своего 74-летнего опыта, конечно, является исключительно богатой по содержанию и по существу. Она распадается на несколько самостоятельных моделей, которые использовались на разных этапах исторического пути нашей страны после Октября 1917 г. и содержали в себе определенные возможности для реализации социалистической альтернативы капитализму.
Из изученного мной материала можно сделать вывод: советской модели политической системы соответствует - тоталитарный режим правления.
<<…Тоталитарный режим
характеризуется абсолютным
Наиболее близко к «чистому» типу тоталитаризма СССР подошел в годы правления Сталина (т.е. в 1929-1953 гг.).
В 60-80-е годы партийно-хозяйственная номенклатура утвердилась в качестве господствующего класса. Политическая система советского общества в эти годы была формализована. Многие из её институтов сохранили прежнюю форму, однако, в результате развития номенклатурной режимной системы, утратили изначальное предназначение и перестали выполнять свои функции.
Впрочем, с точки зрения
советского политического руководства
ситуация выглядела намного менее
тревожной: да, оно понимало необходимость
перемен, но полагало, что можно ограничиться
проведением их только в экономической
сфере. Собственно говоря, к 1985 г. багаж
реформаторов мало обновился в сравнении
с представлениями Ю.В. Андропова.
У нового руководства, пришедшего к
власти, не было четкой концепции и
программы перемен. Преобладала
все та же идея наведения порядка
и дисциплины на производстве, в
результате которой будут исправлены
накопившиеся недостатки и социализм
сможет начать быстрое и поступательное
движение вперед. Ни чем не изменился
метод, выбранный для экономических
преобразований - он развивался в русле
опыта реформы 1965 г. - была предпринята
попытка повышения