Перестройка и возрождение политического плюрализма 1985-1991 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:30, контрольная работа

Краткое описание

Перестройка повлекла за собой важные международные изменения: вывод ракет средней и малой дальности из Европы, сокращение ядерных вооружений, распад СССР, распад социалистического лагеря и Варшавского договора (согласно Протоколу о полном прекращении действия Договора 1 июля 1991 г), объединение Германии с последующим выводом советских войск, завершение Афганской войны выводом советских войск (15 февраля 1989), восстановление дипломатических отношений с Албанией (30 июля 1990) и Израилем (3 января 1991).

Оглавление

Введение
Перестройка и возрождение политического плюрализма 1985-1991 гг.
Формирование многопартийной системы и тенденции перестройки.
Реформы в экономике.
Причины неудач перестройки.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная по истории..docx

— 62.66 Кб (Скачать)

В 1988 году был  опубликован Закон о кооперации, который привел к появлению огромного  числа различных кооперативов. Особенно живучими они оказались в сфере  торговли, так как сохраняющаяся  административная система на позволяла им проникнуть в производство (монополия на сырье и ресурсы, отсутствие инфраструктуры и т.п.). Возникла сеть так называемых "коммерческих магазинов", владельцы которых скупали государственные товары и перепродавали их по запредельным ценам. Из продажи исчезли дешевые товары ширпотреба, прилавки магазинов опустели. Для отпуска элементарных продуктов питания были введены так называемые "талоны" - карточки. На деньги практически ничего нельзя было купить. Это вызывало социальное напряжение в обществе, вело к поляризации сил в нем.

Закон "Об общих  началах предпринимательства в  СССР" (1989) привел к появлению частного предпринимательства. Возникли социальные группы, владеющие средствами производства. Обострение проблем труда и быта вызывало различные формы социального  протеста. С 1989 года, как уже отмечалось, растет забастовочное движение.

Начинается борьба за перераспределение финансовых потоков  между центром и регионами. Последние обвиняют центр в несправедливом распределении средств. На политическом уровне это сопровождается идеей экономического суверенитета союзных республик, которую наиболее последовательно проводят народные депутаты от республик Прибалтики. В конце 1988 года в Эстонии была провозглашена Декларация о суверенитете, которая содержала статьи о верховенстве республиканских законов над общесоюзными, о собственности республики на землю, недра и основные средства производства в промышленности. Хотя Верховный Совет СССР признал этот документ недействительным, начавшийся "парад суверенитетов" остановить было невозможно. В начале 1989 года в Литве возникло движение "Саюдис", выступившее за отделение от СССР и создание независимого Литовского государства. В конце 1989 года Закон о суверенитете принял Азербайджан. Возникает опасность распада СССР. Это вызывает необходимость глубоких экономических преобразований. 11

Летом 1990 года правительство  Н.И. Рыжкова наконец разработало экономическую антикризисную программу. Ее готовила рабочая группа во главе с академиком Л.И. Абалкиным. Она исходила из идеи постепенности вхождения в рынок ("сначала стабилизация, а потом рынок"). По-прежнему сохранялось сочетание государственного сектора и рыночных отношений. Вводить рынок предлагалось поэтапно, начиная с 1991 года, но реальные рыночные отношения возникли лишь с 1995 года.

Одновременно  с правительственной программой появились и другие. Альтернативную программу перехода к рыночной экономике, получившую название "500 дней", подготовила  группа ученых во главе с академиком С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинским. Она  предусматривала в этот короткий срок провести масштабную приватизацию государственной собственности, введение свободного рыночного ценообразования  с параллельной индексацией заработных плат и социальных пособий, допущение  регулируемой безработицы. Одновременно она значительно ограничивала возможности  союзного центра управлять экономикой республики. 12

Таким образом, создавались условия для образования  экономического союза республик, который  мог бы стать основой для установления новых, конфедеративных связей между  ними. Эта программа была поддержана оппозиционными силами, и прежде всего  руководством РСФСР (Б.Н. Ельцин, И.С. Силаев). Но эта программа так и не была реализована.

М.С. Горбачев предпочел  программу экономических реформ, разработанную министром финансов СССР В.С. Павловым, ставшим премьер-министром  Кабинета министров СССР в декабре 1990 года. Проект Павлова предусматривал осуществление жесткого государственного контроля при переходе к рынку, от реального перехода к рынку в  ней осталась только рыночная фразеология.

Программа Павлова  начала осуществляться с января 1991 года, когда неожиданно для советских  граждан была проведена денежная реформа (24 января). Согласно реформе  в три дня производился обмен 50 - и 100-рублевых купюр образца 1961 года. Из Сбербанка по вкладам не выдавалось более 500 рублей. В одночасье перестали  существовать сбережения у большинства  трудящихся. Инициаторы реформы предполагали нанести "смертельный удар по теневой  экономике", но он пришелся по всему  населению, при этом "теневики" пострадали меньше всего. Эта непродуманная акция еще больше озлобила народ против центральной власти и ускорила процесс распада СССР. Боясь взрыва народного возмущения, с 1 февраля власти были вынуждены ввести совместное патрулирование милицией и военными улиц крупных городов.

С 1 апреля 1991 года правительство В.С. Павлова пошло  на повышение розничных цен в 2-5 раз практически на все продовольственные  и промышленные товары повседневного  спроса, надеясь, что это остановит  ажиотажный спрос на них. При этом заработная плата повышалась в среднем  на 20-30%, выдавалась также единовременная компенсация в размере 60 рублей. Повышение цен еще более усилило  социальную напряженность. С весны 1991 года наблюдается рост забастовочного движения. К бастующим шахтерам присоединялись сотни трудовых коллективов в  других отраслях. Общее число бастовавших  превысило 1 млн человек. Их требования, наряду с экономическими, теперь носили и политический характер: кроме отставки Горбачева и Павлова, бастующие требовали восстановления частной собственности, реальной многопартийности и т.п.

Экономика СССР в 1991 году переживала глубокий кризис, который выражался в 11% -м спаде  производства, в 20-30% -м дефиците бюджета, в громадном внешнем долге  в 103,9 млрд. долларов.

Таким образом, непоследовательность в проведении преобразований в период "перестройки" не только не позволила преодолеть кризис советской социально-экономической  системы, но и еще больше его углубила. Оппозиция широко использовала в  своих интересах недовольство народных масс центральной властью, что в конечном счете привело к ее уничтожению. 
 

        4. Причины неудач перестройки.

Неудачи в осуществлении экономической и политической реформ, называемых позже перестройкой, немало.

Одна из проблем  перестройки - вопрос об управлении самим  процессом осуществления экономической  реформы. Нетрудно увидеть, что это  управление было построено нерационально  и оказалось совершенно неэффективным. Это заключалось в том, что  отсутствовало единство в управлении всеми взаимосвязанными между собой  элементами экономической реформы. Центральные экономические ведомства - Госплан, Госснаб, Министерство финансов и другие действовали разобщенно, каждое само по себе. Причем комиссия по экономической реформе была лишь одной из структур в этом многообразии учреждений. Был нарушен принцип достаточности полномочий - один из важнейших принципов управления. Этот принцип заключается в том, что цели и задачи, которые ставились в данном случае перед этой комиссией, не совпадали с объемом реальных полномочий, которыми она располагала.

Это несовпадение имело и другую, так сказать, нравственную сторону. Существовал огромный разрыв между ответственностью в глазах общества руководителей экономической  реформы с реальным объемом прав и возможностей, которыми они были наделены.

Еще одной важной причиной являются многочисленные вмешательства  в процесс подготовки и реализации экономической реформы. Эти вмешательства  нарушали целостность замысла, проекта  реформы. Оно исходили как со стороны законодательных органов, прежде всего Верховного Совета СССР, так и других государственных и общественных структур. Такое вмешательство очевидно недопустимо еще и по той причине, поскольку оно не связано с прямой ответственностью тех, кто принимает решения, за нарушение целостности подхода и возникающие негативные последствия.

Если еще учесть, что в годы проведения реформы  происходило серьезное ограничение  полномочий самого правительства, понижение  функций и самостоятельности  исполнительной власти, то совершенно очевидно, что при руководстве  реформой возникло своего рода безвластие, откуда как следствия: нарушение  целостности при осуществлении  реформы, непоследовательность и половинчатость предпринимавшихся шагов.

Есть и другие, не менее серьезные причины, осложнившие  проведение реформы и приведшие  к серьезной дестабилизации общества и экономики. К ним можно отнести  отсутствие общественного согласия, разгул политических амбиций.

Опыт прошедших  лет проведения реформы подтвердил то, что известно из мирового опыта  проведения радикальных э реформ, на который надо было обратить более  серьезное внимание. Можно рассчитывать на успех лишь при наличии авторитетной исполнительной власти и обязательно  при достижении общественного согласия, причем сила этой власти должна быть основана не на физической силе или красивых речах и обещаниях, а на действительно  подлинном авторитете, доверии общества и уважении к Закону.

8 декабря 1991 года, в бывшей охотничьей резиденции  ЦК КПСС "Вискули" были подписаны Беловежские соглашения. Закончился не только советский, но и имперский период истории России. Граждане, остервеневшие от очередей и встревоженные предстоящим 1 января отпуском цен, исторического события почти не заметили. Только Демократическая партия Николая Травкина провела в Москве малочисленный митинг в защиту Союза. Большинству тогда казалось, что выстраивается очередная политико-лингвистическая конструкция, а единое государство, конечно же, никуда не денется.

Относиться к  распаду СССР можно по-разному. Главный  вопрос, который и сегодня волнует  всех: имелась ли тогда реальная возможность сохранить единое государство? 14

Член российской делегации в Беловежской пуще Сергей Шахрай в одном из интервью сравнил Бориса Ельцина, Леонида  Кравчука и Станислава Шушкевича  с врачами, оформившими свидетельство  о смерти - чтобы семья могла  похоронить усопшего, поделить наследство и вообще как-то жить дальше.

Противоположное мнение выразил бывший командующий  воздушно-десантными войсками, впоследствии "министр обороны" в просуществовавшем  меньше двух недель "правительстве" Александра Руцкого, Владислав Ачалов. Достаточно было бы одной телефонограммы с Арбатской площади, однажды  сказал он, чтобы советские генералы, стоявшие во главе военных округов, арестовали "так называемых президентов" и навели порядок.

Человек из противоположного лагеря, демократ Гавриил Попов, тоже уверен, что Михаилу Горбачеву "ничего не стоило бросить на Беловежскую пущу десантный полк".

Многие считают  главной причиной распада СССР личную вражду Горбачева и Ельцина. Но осенью 1991 года ножки кресла союзного президента подпиливал не только Ельцин. Если бы на возобновившихся в Ново-Огареве переговорах остальные главы республик твердо поддержали Горбачева и единый Союз, Ельцину пришлось бы уступить коллективной воле.

Газеты "Советская  Россия" и "Завтра" предлагают самое простое объяснение: президенты, собравшиеся в "Вискулях", наломали дров, увлекшись белорусской "зубровкой".

Однако причину  надо скорее искать не в алкоголе, а  в нефти.

После окончания "войны в Заливе" в начале 1991 года мировые цены на главный  предмет советского экспорта рухнули  с 30 до 19,7 долларов за баррель. "Неуправляемый  внешний долг, валютные резервы тают, потребительский рынок в катастрофическом состоянии, политическая стабильность подорвана, прокатилась череда межнациональных  конфликтов", - говорил Егор Гайдар о положении СССР накануне его распада.

Из-за недостатка валюты импорт в 1991 году упал на 43 процента, что вызвало на потребительском  рынке, и без того не отличавшемся изобилием, жесточайший дефицит. Каждый рубль на руках у населения  был обеспечен товарами по государственным ценам на 14 копеек, а торговля по рыночным все еще называлась "спекуляцией". В условиях экономического спада уличная торговля стала для многих россиян источником заработка.

Госзакупки зерна по сравнению с 1990 годом сократились на треть, поскольку хозяйства не хотели продавать продукцию за обесценивающиеся рубли.

В сентябре-декабре 1991 года СССР должен был выплатить  иностранным кредиторам 17 миллиардов долларов, а ожидаемые поступления  от экспорта составляли семь с половиной  миллиардов. Такое финансовое состояние  попросту зовется банкротством. Кредит на Западе был закрыт.

В октябре были впервые опубликованы ранее секретные  данные о размерах золотого запаса СССР. Он составил 240 тонн, к изумлению  зарубежных экспертов, оценивавших его в 1000-1300 тонн.

Как вспоминает в книге "Крах империи" Егор Гайдар, в декабре стало нечем платить  даже за фрахт судов, которые должны были перевозить ранее закупленное  зерно. "Госбанк закрыл все платежи: армии, чиновникам, нам грешным. Остаемся без зарплаты. Внешторгбанк объявляет  себя банкротом. Ему нечем оплачивать пребывание за границей наших представителей - домой не на что будет вернуться", - записывал в своем дневнике помощник Горбачева Анатолий Черняев.

Что было делать дальше?

При наличии  политической воли сохранить СССР было возможно. Проблема заключалась в  том, что никто не знал, что делать дальше.

Единственным, кто  на что-то решился, был Ельцин. Хороша или плоха "шоковая терапия" по Гайдару, реальной альтернативой  отпуску цен в тот момент были либо военный коммунизм, продразверстка и карточки, либо голод, холод и  остановка транспорта уже наступающей  зимой.

Информация о работе Перестройка и возрождение политического плюрализма 1985-1991 гг