Павловский Евгений Никанорович

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:31, реферат

Краткое описание

ПАВЛОВСКИЙ ЕВГЕНИЙ НИКАНОРОВИЧ - Советский зоолог, паразитолог, действительный член АН СССР (1939), АМН СССР (1944) и почётный член АН Таджикской ССР (1951), Герой Социалистического Труда (1964), генерал-лейтенант медицинской службы. С 1921 г. профессор Военно-медицинской академии в Петрограде. В 1933–1944 гг. работал во Всесоюзном институте экспериментальной медицины (в Ленинграде) и одновременно (1937–1951) в Таджикском филиале АН СССР.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………….3 стр.
2. Павловский Евгений Никанорович - известный зоолог и паразитолог...4-9 стр.
3. Путь труда и исканий……………………………………………………...10-11 стр.
4. Этнограф вытесняет биолога………………………………………………12-14 стр.
5. Человек как среда обитания ……………………………………………….14-16 стр.
6. Заключение………………………………………………………………….17 стр.
7. Литература…………………………………………………………………..18 стр.
8. Приложение………………………………………………………………….19-20 стр.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ПАВЛОВСКОМУ.docx

— 63.08 Кб (Скачать)

 

ПАВЛОВСКИЙ  ЕВГЕНИЙ НИКАНОРОВИЧ

(1884-1965гг.)

 

 

 

 

 

 

Реферат студентки  курса

педиатрического факультета

10 группы

Научный руководитель:

.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение…………………………………………………………………….3 стр.
  2. Павловский Евгений Никанорович - известный зоолог и паразитолог...4-9 стр.
  3. Путь труда и исканий……………………………………………………...10-11 стр.
  4. Этнограф вытесняет биолога………………………………………………12-14 стр.
  5. Человек как среда обитания ……………………………………………….14-16 стр.
  6. Заключение………………………………………………………………….17 стр.
  7. Литература…………………………………………………………………..18 стр.
  8. Приложение………………………………………………………………….19-20 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

ВВЕДЕНИЕ

 

 ПАВЛОВСКИЙ ЕВГЕНИЙ НИКАНОРОВИЧ   -   Советский зоолог, паразитолог, действительный член АН СССР (1939), АМН СССР (1944) и почётный член АН Таджикской ССР (1951), Герой Социалистического Труда (1964), генерал-лейтенант медицинской службы. С 1921 г. профессор Военно-медицинской академии в Петрограде. В 1933–1944 гг. работал во Всесоюзном институте экспериментальной медицины (в Ленинграде) и одновременно (1937–1951) в Таджикском филиале АН СССР. С 1930 по 1965 гг. сотрудник Зоологического института АН СССР (его директор в 1942–1962 гг.), с 1946 г. руководитель Отдела паразитологии и медицинской зоологии Института эпидемиологии и микробиологии АМН СССР. Президент Всесоюзных энтомологического (1931–1965) и географического (1952–1965) обществ АН СССР. Дважды лауреат государственной (Сталинской) премии I степени (1941, 1950) и Ленинской премии (1965).

 

Разработав учение о  природной очаговости трансмиссивных болезней человека и сельскохозяйственных животных, заложил основы медицинской  и ветеринарной биогеографии. Согласно учению о природной очаговости трансмиссивных болезней, особенность некоторых  болезней заключается в том, что  их возбудители, специфические переносчики  и животные (резервуары возбудителя) неограниченно долгое время существуют в природных условиях (очагах) вне  зависимости от обитания человека. Человек заражается возбудителями  болезней диких животных, попадая  временно или проживая постоянно  на территории природного очага. Характерная  черта таких болезней — наличие  природных резервуаров (очагов) возбудителей среди диких млекопитающих (преимущественно  грызунов) и птиц. Наиболее выражена природная очаговость трансмиссивных болезней, при которых распространение инфекции происходит при посредстве кровососущих членистоногих, когда возбудитель заболевания циркулирует по цепи: животное — переносчик — животное. Природные очаги трансмиссивных болезней приурочены главным образом к стыкам различных типов ландшафтов, где наблюдается наибольшее количество грызунов, птиц и членистоногих переносчиков; для отдельных болезней характерны определенные ландшафты: луговые (лептоспироз), степные (лихорадка Ку), саванны (трипаносомоз) и т. п. Эта приуроченность позволяет прогнозировать возможность появления трансмиссивных болезней и соответственно организовывать профилактические мероприятия.

 

 

 

 

 

 

 

3

Павловский  Евгений Никанорович – известный  зоолог и паразитолог

«Наша скромная обязанность, – сказал один из знаменитых зоологов, – вникнуть в хаос, царящий в природе, понять и упорядочить его для самих же себя. Из века в век образуются новые разновидности насекомых и животных, внешне схожих подчас, но глубоко различных по своему составу. Выяснить их подлинную сущность и поделиться этим с другими – истинный долг систематика»

Родился 22 февраля (5 марта) 1884 года в посёлке (сегодня – городе) Бирюч Белгородской области в семье учителя. Интерес к изучению и наблюдению природы, тяга к путешествиям проявились у будущего ученого еще в гимназии.

 

Еще в отрочестве Павловский обнаружил неистребимую жажду все  увидеть и узнать. Восхищенный  и взволнованный великолепием природы, он проникся любовью к ней. Маленький гимназист собирал насекомых, коллекционировал их, в равной мере очарованный крошкой мухой дрозофилой, кровососом клещом и подорожной жабой. Много ли человеку в этом возрасте надобно, чтобы принять решение? Увидев под микроскопом червячка, извивающегося в кишечнике мухи, он дал себе слово стать зоологом, разведать все тайны животного мира. О, их немало, этих непостижимых чудес! Что, казалось бы, хорошего в этой назойливой и вредной букашке? Ведь и впрямь ничем не замечательное насекомое. А послушать молодого энтузиаста, муха – седьмое чудо мира.

 

– Павловский будет натуралистом, – говорил о нем в гимназии учитель физики. – Взгляните, в каком состоянии физический кабинет, которым он заведует. Мы очень мало, к сожалению, можем ему дать, курс гимназии не позволяет…

 

– Он будет этнографом, – не менее уверенно настаивал преподаватель географии. – Такой страсти к народоведению и интереса к географии я у школьников не наблюдал. Мальчик цитирует Пржевальского, Купера и Елисеева, говорит о них так, словно с ними проделал все их путешествия…

 

Оба учителя были одинаково  правы. На первый скопленный полтинник  молодой Павловский купил книжку «Анатомия лягушки», а на первые более крупные деньги отправился путешествовать по стране. Юношу действительно  волновали повествования Пржевальского  и Елисеева. Ему виделись далекие, неведомые страны, влекло к вершинам Тянь-Шаня, к Заполярью, на Кавказ. Упрямый  мечтатель воображал себя неутомимым путешественником, подчас самим Пржевальским. «Взобравшись на вершину, с которой  открывается далекий горизонт, – мысленно вторил он великому исследователю, – чувствуешь себя свободным… Громадные отвесные скалы, запирающие мрачные ущелья или увенчивающие собою вершины гор, прелестны в своей дикости… Тишина здесь не нарушается ни говором людским, ни суматохой обыденной жизни. Изредка раздается воркованье каменного голубя и пискливый крик клушицы… Проползет по отвесной стене краснокрылый стенолаз, или высоко из-под облаков с шумом спустится к своему гнезду гриф… Внизу на востоке узкой лентой блестит река и, словно алмазы, сверкают многочисленные озера. К западу широкой полосой уходят из глаз сыпучие пески пустыни, на желтом фоне которых, подобно

 4

островам, пестреют зеленеющие оазисы…» Какое счастье открывать  неведомые земли! Какой простор  для познания зоологии, ботаники, астрономии и метеорологии! Есть ли на свете  более благородное занятие!

 

Всю жизнь собирал Павловский некогда очаровавшие его книги. Давно стояли у 

него на полках Пржевальский, Купер и другие; не хватало книги  Елисеева «По белу свету». Много  лет искал ее ученый, пока не нашел, и совсем недавно. Увидев знакомую обложку  в витрине книжной лавки, почтенный  академик примчался туда чуть свет, чтобы не упустить желанную находку…

 

В семнадцать лет юноша  собрался в путь. Маршрут его лежал  по Кавказу, через перевал, и по Крыму. Что удивительно, он оказался на редкость практичным, все обдумано и взвешено, каждая мелочь в поездке учтена до мельчайших подробностей. Он в пути собирает минералы и растения –  коллекцию для музея гимназии. Директору это должно понравиться. Всякого рода наблюдения, важные и  неважные, вносятся в дневник. Из этого  материала он надеется сделать две-три  статьи, которые, возможно, удастся  напечатать в журнале. Считая за каждую по четвертной, наберется семьдесят  пять, а то и больше рублей. Вот  и расходы покрыты. Путь через  перевал небезопасен, и он первым делом приобретает оружие, – с револьвером в кармане куда приятнее ходить по горам.

 

Юноша бродит по базарам  Кавказа, по глухим переулкам, мечетям  и церквам. До чего у него жадные глаза! Ничто не ускользает от его  внимания. Армянский базар в Тбилиси  и древняя архитектура грузинских церквей, рыночные зазывалы, муши –  носильщики с обложенной подушками  спиной – все замечено, схвачено памятью. «Эти люди, – записал юный этнограф в своем дневнике, – подлинно зарабатывают свой хлеб в поте лица». Его внимание останавливают ишаки, обвешанные корзинами так, что «из-под гор зелени торчат лишь одни уши и хвост осла». Юноша бродит по харчевням, где «царствует смешение языков», с интересом следит за работой оружейников, торговцев, ремесленников и аккуратно отмечает свои наблюдения в блокноте. Любуясь древней крепостью Ананура, видевшей под своими стенами татар, он заносит в дневник глубоко практическое замечание грузина: «Какой толк из того, что Ананура так долго стоит, – право, нам от этого не легче; лес – казенный, земли своей нет, подати плати, сыновей на службу отдавай…»  Молодой путешественник серьезно потрудился – и не ошибся в расчетах: статьи из дневника под заголовком «Записки пешехода» были напечатаны в «Русском туристе».

 

Позже он навестит Самарканд, и в «Историческом вестнике»  появится его иллюстрированный фотографиями очерк. Чего только в нем нет! Ничего не упустил острый взгляд молодого человека: и ремесленников «под сенью  гордо высящихся на площади громадных  мечетей», и цирюльника, «которому  надобно немного места, так как  все инструменты за поясом у него». «Они пускают здесь кровь, – повествует юный наблюдатель, – ловко выматывают на палочку ришту, червя, паразитирующего под кожей узбеков». Студент посещает медресе, фотографирует проповедников на Гегистане, увлекательно рассказывает о великолепной мечети Шах-и-Зинда, приводит красочные легенды и обнаруживает понимание этнографических тонкостей.

5

– Он будет литератором, – настаивал учитель словесности. – Любовь его к природе и интерес к этнографии – это черты будущего художника, которого занимает весь мир, прочтите его очерк «Дарьял – Крестовый перевал – Млеты», напечатанный в журнале, вникните в смысл этой прекрасной работы… И преподаватель с удовольствием цитировал сочинение своего воспитанника: «Когда порывистый ветер, ударяясь о горы, стонет, свистит и плачет под грозное рычанье Терека, когда, разрывая тучи в клочья, бросает их по ущелью, разбивает о скалы, когда глаз среди мглы едва различает очертания великанов гор, – тогда Дарьял кажется дорогой, ведущей в ад… Облака

принимают форму теней, печально несущихся в подземное  царство, и сквозь гул и 

стенанья страшишься увидеть  где-нибудь за поворотом мрачную  расщелину с леденящей кровь  надписью: «Оставь здесь надежды  навсегда!»

 

Молодой человек как  будто, в самом деле, решил стать литератором. Он ищет возможности печататься в журнале «Природа и люди», не прочь стать сотрудником в издании «Вокруг света» или в «Историческом вестнике». Ему легко даются описания природы, сценки из быта, зарисовки, наброски, не ладится только диалог…

 

Окончив гимназию с золотой  медалью, Павловский поступает в  Военно-медицинскую академию. Не этнографом и не литератором будет он, а  военным врачом. Рассчитывал ли таким  образом он разделаться со своими увлечениями, чтобы к ним никогда  не вернуться, и направить все  силы к единой практической задаче, или он тогда уже понимал, как  опасно для человека всю жизнь  колебаться между раздирающими его  увлечениями, – трудно сказать. Единственно достоверно, что, покидая гимназию, молодой натуралист не расстался с физическим кабинетом и, будучи студентом, все еще продолжал заведовать им. На этой почве случайно, а возможно и не случайно, состоялось его знакомство с человеком, сыгравшим в жизни будущего врача исключительную роль.

 

Встретив как-то в перерыве начальника кафедры зоологии профессора Холодковского, он попросил у него дубликаты  насекомых и животных для кабинета гимназии. Ему разрешили их взять. Студент явился в лабораторию, отложил  нужные экземпляры и тут заметил  у шкафа свободное место за лабораторным столом.

– Это место у вас свободно? – спросил студент.

– Свободно, – ответили ему.

– Можно тут устроиться работать? – поинтересовался молодой человек.

– Можно, пожалуйста.

– И микроскоп дадите?

– Дадим, – согласился зоолог.

 

Так начались его научные  занятия. Павловский аккуратно посещал лекции по медицинским предметам, а свободное время проводил в лаборатории: вскрывал лягушек и паразитов, учился делать срезы тканей нервов и мышц.

 

Однажды он обратился к  профессору:

– Разрешите попросить у вас оттиск статьи об устройстве органов рта у кровососущих насекомых.

6

 

– А вы на каком курсе? – заинтересовался Холодковский.

– На первом.

– Ах, вот как, – улыбнулся ученый. – Хорошо, я вам дам, но обещайте мне этим делом заняться.

– Каким?

– Да вот анатомией вши.

Так возникла его первая научная тема.

Профессор принес с собою  «Библию природы» Сваммердама, издание  давних веков.

– Прочтите эту книгу, – предложил он своему молодому аспиранту, – она научит вас любить наше дело.

 

У Павловского любви  этой было больше чем достаточно. Он уже изучил корифеев русской мысли, знает знаменитых паразитологов, своих  и чужих. Тот, кто видел его

снующим по ночлежным домам  в поисках вшей для лаборатории, упрашивающим сторожей скупить их для  него у ночлежников, не мог усомниться в истинных чувствах студента. На втором курсе он разрешает ряд любопытных вопросов. В науке не ясно, чем  питается вошь, пьет ли она кровь  или капельки жира из сальных желез. Так же не установлено, где именно у самки приемник для спермы. Существование  органа предполагается, но никто его  ни разу не видел. Прилежный студент  решил первую и вторую задачу: он обнаружил механику кровососания у  вши и мышечный аппарат, действующий  подобно насосу. Ученик нашел также  и семяприемник. Учитель в свое время всего этого не разглядел.

 

Молодой Павловский с рвением  отдался любимому делу. В короткое время он усвоил анатомию паразита, его биологию и историю развития. Он мог рассказать, что далекие  предки человеческой вши были крылаты  и снабжены «грызущими ротовыми частями». Наибольший срок жизни самца платяной вши – тридцать два дня, век  самки – двумя неделями больше. Головная вошь менее счастлива –  она живет только двадцать семь дней. За это время она трижды линяет и успевает дать миру четыре тысячи с лишним вшей.

 

В памятной книжке, куда юноша  записывал всякого рода историко-литературные замечания, по этому поводу было отмечено: «При общей вшивости человек обильно  покрывается вшами, в расчесах кожи и ранках мухи откладывают яйца, из которых вылупляются хищные личинки. Они разъедают тело и способствуют вшам в их разрушительной работе. Такой  несчастный заживо съедается червями  и вшами… Так погибли Ирод, Филипп II, Сулла и другие…» Все это было исследовано в академии, в тесном уголке за шкафом…

 

Миновала зима. Будущий  врач с грехом пополам сдал медицинские  зачеты, чудесно преуспел в лаборатории  зоолога, и его снова потянуло на простор. Каникулы он проводит на Кавказе, на ледниках Казбека, в пешем хождении по Военно-осетинской дороге. Тут каждая букашка глубоко занимает его, каждый дом и поселение – источник для наблюдения, познания края и  людей. Молодой путешественник снова  пишет дневник и готовит статьи, в тайной надежде окупить ими  расходы по поездке.

Информация о работе Павловский Евгений Никанорович