Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:31, реферат
ПАВЛОВСКИЙ ЕВГЕНИЙ НИКАНОРОВИЧ - Советский зоолог, паразитолог, действительный член АН СССР (1939), АМН СССР (1944) и почётный член АН Таджикской ССР (1951), Герой Социалистического Труда (1964), генерал-лейтенант медицинской службы. С 1921 г. профессор Военно-медицинской академии в Петрограде. В 1933–1944 гг. работал во Всесоюзном институте экспериментальной медицины (в Ленинграде) и одновременно (1937–1951) в Таджикском филиале АН СССР.
1. Введение…………………………………………………………………….3 стр.
2. Павловский Евгений Никанорович - известный зоолог и паразитолог...4-9 стр.
3. Путь труда и исканий……………………………………………………...10-11 стр.
4. Этнограф вытесняет биолога………………………………………………12-14 стр.
5. Человек как среда обитания ……………………………………………….14-16 стр.
6. Заключение………………………………………………………………….17 стр.
7. Литература…………………………………………………………………..18 стр.
8. Приложение………………………………………………………………….19-20 стр.
ПАВЛОВСКИЙ ЕВГЕНИЙ НИКАНОРОВИЧ
(1884-1965гг.)
Реферат студентки курса
педиатрического факультета
10 группы
Научный руководитель:
.
СОДЕРЖАНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ
ПАВЛОВСКИЙ ЕВГЕНИЙ НИКАНОРОВИЧ - Советский зоолог, паразитолог, действительный член АН СССР (1939), АМН СССР (1944) и почётный член АН Таджикской ССР (1951), Герой Социалистического Труда (1964), генерал-лейтенант медицинской службы. С 1921 г. профессор Военно-медицинской академии в Петрограде. В 1933–1944 гг. работал во Всесоюзном институте экспериментальной медицины (в Ленинграде) и одновременно (1937–1951) в Таджикском филиале АН СССР. С 1930 по 1965 гг. сотрудник Зоологического института АН СССР (его директор в 1942–1962 гг.), с 1946 г. руководитель Отдела паразитологии и медицинской зоологии Института эпидемиологии и микробиологии АМН СССР. Президент Всесоюзных энтомологического (1931–1965) и географического (1952–1965) обществ АН СССР. Дважды лауреат государственной (Сталинской) премии I степени (1941, 1950) и Ленинской премии (1965).
Разработав учение о природной очаговости трансмиссивных болезней человека и сельскохозяйственных животных, заложил основы медицинской и ветеринарной биогеографии. Согласно учению о природной очаговости трансмиссивных болезней, особенность некоторых болезней заключается в том, что их возбудители, специфические переносчики и животные (резервуары возбудителя) неограниченно долгое время существуют в природных условиях (очагах) вне зависимости от обитания человека. Человек заражается возбудителями болезней диких животных, попадая временно или проживая постоянно на территории природного очага. Характерная черта таких болезней — наличие природных резервуаров (очагов) возбудителей среди диких млекопитающих (преимущественно грызунов) и птиц. Наиболее выражена природная очаговость трансмиссивных болезней, при которых распространение инфекции происходит при посредстве кровососущих членистоногих, когда возбудитель заболевания циркулирует по цепи: животное — переносчик — животное. Природные очаги трансмиссивных болезней приурочены главным образом к стыкам различных типов ландшафтов, где наблюдается наибольшее количество грызунов, птиц и членистоногих переносчиков; для отдельных болезней характерны определенные ландшафты: луговые (лептоспироз), степные (лихорадка Ку), саванны (трипаносомоз) и т. п. Эта приуроченность позволяет прогнозировать возможность появления трансмиссивных болезней и соответственно организовывать профилактические мероприятия.
3
Павловский
Евгений Никанорович –
«Наша скромная обязанность, – сказал один из знаменитых зоологов, – вникнуть в хаос, царящий в природе, понять и упорядочить его для самих же себя. Из века в век образуются новые разновидности насекомых и животных, внешне схожих подчас, но глубоко различных по своему составу. Выяснить их подлинную сущность и поделиться этим с другими – истинный долг систематика»
Родился 22 февраля (5 марта) 1884 года в посёлке (сегодня – городе) Бирюч Белгородской области в семье учителя. Интерес к изучению и наблюдению природы, тяга к путешествиям проявились у будущего ученого еще в гимназии.
Еще в отрочестве Павловский обнаружил неистребимую жажду все увидеть и узнать. Восхищенный и взволнованный великолепием природы, он проникся любовью к ней. Маленький гимназист собирал насекомых, коллекционировал их, в равной мере очарованный крошкой мухой дрозофилой, кровососом клещом и подорожной жабой. Много ли человеку в этом возрасте надобно, чтобы принять решение? Увидев под микроскопом червячка, извивающегося в кишечнике мухи, он дал себе слово стать зоологом, разведать все тайны животного мира. О, их немало, этих непостижимых чудес! Что, казалось бы, хорошего в этой назойливой и вредной букашке? Ведь и впрямь ничем не замечательное насекомое. А послушать молодого энтузиаста, муха – седьмое чудо мира.
– Павловский будет натуралистом, – говорил о нем в гимназии учитель физики. – Взгляните, в каком состоянии физический кабинет, которым он заведует. Мы очень мало, к сожалению, можем ему дать, курс гимназии не позволяет…
– Он будет этнографом, – не менее уверенно настаивал преподаватель географии. – Такой страсти к народоведению и интереса к географии я у школьников не наблюдал. Мальчик цитирует Пржевальского, Купера и Елисеева, говорит о них так, словно с ними проделал все их путешествия…
Оба учителя были одинаково
правы. На первый скопленный полтинник
молодой Павловский купил книжку
«Анатомия лягушки», а на первые
более крупные деньги отправился
путешествовать по стране. Юношу действительно
волновали повествования
4
островам, пестреют зеленеющие оазисы…» Какое счастье открывать неведомые земли! Какой простор для познания зоологии, ботаники, астрономии и метеорологии! Есть ли на свете более благородное занятие!
Всю жизнь собирал Павловский некогда очаровавшие его книги. Давно стояли у
него на полках Пржевальский, Купер и другие; не хватало книги Елисеева «По белу свету». Много лет искал ее ученый, пока не нашел, и совсем недавно. Увидев знакомую обложку в витрине книжной лавки, почтенный академик примчался туда чуть свет, чтобы не упустить желанную находку…
В семнадцать лет юноша собрался в путь. Маршрут его лежал по Кавказу, через перевал, и по Крыму. Что удивительно, он оказался на редкость практичным, все обдумано и взвешено, каждая мелочь в поездке учтена до мельчайших подробностей. Он в пути собирает минералы и растения – коллекцию для музея гимназии. Директору это должно понравиться. Всякого рода наблюдения, важные и неважные, вносятся в дневник. Из этого материала он надеется сделать две-три статьи, которые, возможно, удастся напечатать в журнале. Считая за каждую по четвертной, наберется семьдесят пять, а то и больше рублей. Вот и расходы покрыты. Путь через перевал небезопасен, и он первым делом приобретает оружие, – с револьвером в кармане куда приятнее ходить по горам.
Юноша бродит по базарам
Кавказа, по глухим переулкам, мечетям
и церквам. До чего у него жадные
глаза! Ничто не ускользает от его
внимания. Армянский базар в Тбилиси
и древняя архитектура
Позже он навестит Самарканд, и в «Историческом вестнике» появится его иллюстрированный фотографиями очерк. Чего только в нем нет! Ничего не упустил острый взгляд молодого человека: и ремесленников «под сенью гордо высящихся на площади громадных мечетей», и цирюльника, «которому надобно немного места, так как все инструменты за поясом у него». «Они пускают здесь кровь, – повествует юный наблюдатель, – ловко выматывают на палочку ришту, червя, паразитирующего под кожей узбеков». Студент посещает медресе, фотографирует проповедников на Гегистане, увлекательно рассказывает о великолепной мечети Шах-и-Зинда, приводит красочные легенды и обнаруживает понимание этнографических тонкостей.
5
– Он будет литератором, – настаивал учитель словесности. – Любовь его к природе и интерес к этнографии – это черты будущего художника, которого занимает весь мир, прочтите его очерк «Дарьял – Крестовый перевал – Млеты», напечатанный в журнале, вникните в смысл этой прекрасной работы… И преподаватель с удовольствием цитировал сочинение своего воспитанника: «Когда порывистый ветер, ударяясь о горы, стонет, свистит и плачет под грозное рычанье Терека, когда, разрывая тучи в клочья, бросает их по ущелью, разбивает о скалы, когда глаз среди мглы едва различает очертания великанов гор, – тогда Дарьял кажется дорогой, ведущей в ад… Облака
принимают форму теней, печально несущихся в подземное царство, и сквозь гул и
стенанья страшишься увидеть где-нибудь за поворотом мрачную расщелину с леденящей кровь надписью: «Оставь здесь надежды навсегда!»
Молодой человек как будто, в самом деле, решил стать литератором. Он ищет возможности печататься в журнале «Природа и люди», не прочь стать сотрудником в издании «Вокруг света» или в «Историческом вестнике». Ему легко даются описания природы, сценки из быта, зарисовки, наброски, не ладится только диалог…
Окончив гимназию с золотой медалью, Павловский поступает в Военно-медицинскую академию. Не этнографом и не литератором будет он, а военным врачом. Рассчитывал ли таким образом он разделаться со своими увлечениями, чтобы к ним никогда не вернуться, и направить все силы к единой практической задаче, или он тогда уже понимал, как опасно для человека всю жизнь колебаться между раздирающими его увлечениями, – трудно сказать. Единственно достоверно, что, покидая гимназию, молодой натуралист не расстался с физическим кабинетом и, будучи студентом, все еще продолжал заведовать им. На этой почве случайно, а возможно и не случайно, состоялось его знакомство с человеком, сыгравшим в жизни будущего врача исключительную роль.
Встретив как-то в перерыве начальника кафедры зоологии профессора Холодковского, он попросил у него дубликаты насекомых и животных для кабинета гимназии. Ему разрешили их взять. Студент явился в лабораторию, отложил нужные экземпляры и тут заметил у шкафа свободное место за лабораторным столом.
– Это место у вас свободно? – спросил студент.
– Свободно, – ответили ему.
– Можно тут устроиться работать? – поинтересовался молодой человек.
– Можно, пожалуйста.
– И микроскоп дадите?
– Дадим, – согласился зоолог.
Так начались его научные занятия. Павловский аккуратно посещал лекции по медицинским предметам, а свободное время проводил в лаборатории: вскрывал лягушек и паразитов, учился делать срезы тканей нервов и мышц.
Однажды он обратился к профессору:
– Разрешите попросить у вас оттиск статьи об устройстве органов рта у кровососущих насекомых.
6
– А вы на каком курсе? – заинтересовался Холодковский.
– На первом.
– Ах, вот как, – улыбнулся ученый. – Хорошо, я вам дам, но обещайте мне этим делом заняться.
– Каким?
– Да вот анатомией вши.
Так возникла его первая научная тема.
Профессор принес с собою «Библию природы» Сваммердама, издание давних веков.
– Прочтите эту книгу, – предложил он своему молодому аспиранту, – она научит вас любить наше дело.
У Павловского любви этой было больше чем достаточно. Он уже изучил корифеев русской мысли, знает знаменитых паразитологов, своих и чужих. Тот, кто видел его
снующим по ночлежным домам в поисках вшей для лаборатории, упрашивающим сторожей скупить их для него у ночлежников, не мог усомниться в истинных чувствах студента. На втором курсе он разрешает ряд любопытных вопросов. В науке не ясно, чем питается вошь, пьет ли она кровь или капельки жира из сальных желез. Так же не установлено, где именно у самки приемник для спермы. Существование органа предполагается, но никто его ни разу не видел. Прилежный студент решил первую и вторую задачу: он обнаружил механику кровососания у вши и мышечный аппарат, действующий подобно насосу. Ученик нашел также и семяприемник. Учитель в свое время всего этого не разглядел.
Молодой Павловский с рвением отдался любимому делу. В короткое время он усвоил анатомию паразита, его биологию и историю развития. Он мог рассказать, что далекие предки человеческой вши были крылаты и снабжены «грызущими ротовыми частями». Наибольший срок жизни самца платяной вши – тридцать два дня, век самки – двумя неделями больше. Головная вошь менее счастлива – она живет только двадцать семь дней. За это время она трижды линяет и успевает дать миру четыре тысячи с лишним вшей.
В памятной книжке, куда юноша записывал всякого рода историко-литературные замечания, по этому поводу было отмечено: «При общей вшивости человек обильно покрывается вшами, в расчесах кожи и ранках мухи откладывают яйца, из которых вылупляются хищные личинки. Они разъедают тело и способствуют вшам в их разрушительной работе. Такой несчастный заживо съедается червями и вшами… Так погибли Ирод, Филипп II, Сулла и другие…» Все это было исследовано в академии, в тесном уголке за шкафом…
Миновала зима. Будущий
врач с грехом пополам сдал медицинские
зачеты, чудесно преуспел в лаборатории
зоолога, и его снова потянуло
на простор. Каникулы он проводит на Кавказе,
на ледниках Казбека, в пешем хождении
по Военно-осетинской дороге. Тут каждая
букашка глубоко занимает его, каждый
дом и поселение – источник
для наблюдения, познания края и
людей. Молодой путешественник снова
пишет дневник и готовит