Патриарх Никон. Церковный раскол

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 17:30, реферат

Краткое описание

С момента появления на Руси киевских ученых и греков, в России начинает проявляться с каждым годом все сильнее борьба двух направлений: национального и западного.

Оглавление

Введение………………………………………………………стр.3-4
Патриарх Никон……………………………………………… стр.4-7
Реформаторская деятельность Никона……………………… стр.7-10
Влияние реформы на жизнь России. Церковный раскол…... стр.10-14
Заключение……………………………………………………. стр.14-15
Список литературы…………………………………………… стр.16

Файлы: 1 файл

реферат история.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

  Староверы подумали, что возвращается их время, но глубоко ошибались – поскольку  реформа полностью отвечала интересам  государства, она стала проводиться и дальше, под руководством царя.

  Собор 1666-1667 гг. завершил торжество никониан и грекофилов. Собор отменил решения  Стоглавого собора, признав, что Макарий  с иными московскими иерархами  «мудрствовал невежеством своим  безрассудно». Именно собор 1666-1667 гг. положило начало русскому расколу.

  Влияние реформы на социальную жизнь России. Церковный  раскол.

 Введение  новых обрядов и богослужения  по исправленным книгам многие  восприняли как введение новой религиозной веры, «истинно православной». Возникло движение сторонников старой веры - раскол, родоначальниками которого были провинциальные ревнители благочестия. Они стали идеологами этого движения, состав участников которого был неоднородным. Среди них было много малообеспеченных служителей церкви. 
Выступая за «старую веру», они выражали недовольство усилением гнета со стороны церковных властей. Большинство же сторонников «старой веры» составляли посадские люди и крестьяне, недовольные укреплением феодально-крепостнического режима и ухудшением своего положения, что они связывали с нововведениями, в том числе и в религиозно-церковной сфере. Реформу Никона не приняли и отдельные светские феодалы, архиереи и монахи. Уход Никона породил у сторонников «старой веры» надежды на отказ от нововведений и возвращение к прежним церковным чинам и обрядам. Сыски раскольников, проведенные царскими властями, показали, что уже в конце 50-начале 60-х годов XVII в. в некоторых местностях это движение приобрело массовый характер. При этом среди сысканных раскольников наряду со сторонниками «старой веры» оказалось немало последователей учения монаха Капитона, то есть людей, отрицавших необходимость профессионального духовенства и церковных властей.

  В этих условиях руководителем православной церкви России стала царская власть, которая после 1658 г. сосредоточилась на решении двух основных задач — закреплении результатов церковной реформы и преодолении кризиса в церковном управлении, вызванного оставлением Никоном патриаршей кафедры. Этому призваны были содействовать сыски раскольников, возвращение из ссылки протопопа Аввакума, Даниила и других священнослужителей, идеологов раскола, и попытки правительства склонить их к примирению с официальной церковью. Решение этих задач растянулось почти на восемь лет, в основном из-за противодействия Никона.

Новым патриархом церковный собор избрал архимандрита Троице-Сергиева монастыря Иоасафа. По требованию восточных патриархов созванный собор осудил старые обряды и отменил постановление Стоглавого собора 1551 г. об этих обрядах, как необоснованные. Верующие, которые придерживались старых обрядов и защищали их, были осуждены как еретики; было предписано отлучать их от церкви, а светской власти - судить их гражданским судом как противников церкви. Решения собора о старых обрядах способствовали оформлению и закреплению раскола русской православной церкви на официальную, господствовавшую в обществе, церковь и старообрядческую. 
Последняя в тех условиях была враждебной не только официальной церкви, но и тесно связанному с ней государству.

  В 1650—1660-х годах возникло движение сторонников «старой веры» и раскола в русской православной церкви.

  Борясь  со стремлением к светскому образованию, церковники настаивали на том, что только путем изучения священного писания  и богословской литературы верующие могут достичь истинного просвещения, очищения души от грехов и душевного спасения-главной цели земной жизни человека. Западное влияние они расценивали как источник проникновения в Россию вредных иноземных обычаев, нововведений и враждебных православию взглядов католицизма, лютеранства и кальвинизма. Поэтому они были сторонниками национальной замкнутости России и противниками ее сближения с западными государствами.

  Царская власть активно поддержала церковь  в борьбе с расколом и иноверием  и использовала при этом всю мощь государственного аппарата. Она выступила также инициатором новых мер, направленных на совершенствование церковной организации и дальнейшую ее централизацию.

  Раскол  последней трети XVII в. - это сложное  социально-религиозное движение. В  нем участвовали сторонники «старой веры» (они составляли большинство участников движения), члены различных сект и еретических течений, не признававшие официальную церковь, враждебные ей и государству, тесно связанному с этой церковью. Враждебность раскола официальной церкви и государству определялась отнюдь не расхождениями религиозно-обрядового характера. Ее обусловили прогрессивные стороны идеологии данного движения, его социальный состав и характер. Идеология раскола отразила чаяния крестьянства и отчасти посадского сословия, и потому ей были присущи как консервативные, так и прогрессивные черты. К первым можно отнести идеализацию и защиту старины, замкнутости и пропаганду принятия мученического венца во имя «старой веры» как единственного пути спасения души. Эти идеи наложили отпечаток на движение раскола, породив в нем консервативно-религиозные устремления и практику  
самосожжений.

  К прогрессивным сторонам идеологии  раскола следует отнести освящение, то есть религиозное обоснование  различных форм сопротивления власти официальной церкви и феодально-крепостнического государства, борьбу за демократизацию церкви.

  Сложность и противоречивость движения раскола  проявились в восстании в Соловецком монастыре 1668—1676 гг., которое началось как выступление сторонников  «старой веры». Аристократическая верхушка «старцев» выступала против церковной реформы Никона, рядовая масса монахов - сверх того - за демократизацию церкви, а «бельцы», то есть послушники и монастырские работники,— против феодального гнета, и в частности против крепостнических порядков в самом монастыре.

     Для подавления движения были использованы различные средства, в том числе идеологические. Но главными были насильственные средства борьбы с расколом, которые по требованию церковного руководства применяла светская власть. Полоса репрессий началась со ссылки идеологов раскола, отказавшихся от примирения с официальной церковью на церковном соборе в апреле 1666 г.; из них протопопы Аввакум и Лазарь, дьякон Федор и бывший монах Епифаний были сосланы и содержались в тюрьме Пустозерска. За ссылками последовала массовая казнь оставшихся в живых участников Соловецкого восстания (казнили более 50 человек). На столь суровом наказании настоял патриарх Иоаким.

   

  Жестокие  кары, включая казни, чаще практиковались при Федоре Алексеевиче (1676—1682 гг.). Это вызвало новое выступление раскольников в дни Московского восстания 1682 г. Неудача «мятежа» сторонников старой веры» повлекла за собой казнь их вождей. Ненависть господствовавшего класса и официальной церкви к расколу и раскольникам получила выражение в законодательстве. Согласно указу 1684 г., раскольников надлежало пытать и далее, если они не покорятся официальной церкви, казнить. Тех из раскольников, кто, желая спастись, покорится церкви, а потом вновь вернется к расколу, надлежало «казнить смертью без испытания». Это положило начало массовым гонениям.

                                                Заключение

  В России XVII века объективно ощущалась  необходимость церковной реформы, но ее проведение было сопряжено со многими трудностями. Царь осознавал ее необходимость.

  Церковная реформа патриарха Никона оказала  огромное влияние на внутреннюю жизнь  страны и положила начало такому оригинальному  социально- религиозному движению XVII в. как раскол. Но нельзя также отрицать и ее определенную роль во внешней политике Российского государства. Церковная реформа была призвана упрочнить отношения с некоторыми странами, открывала возможности для новых, более крепких союзов в политике. И поддержка православных церквей других государств также была очень важна для России.

  Никон отстаивал принцип независимости  церкви от государственной власти. Он пытался добиться полного невмешательства  царя и бояр во внутрицерковные дела, а самому иметь власть, равную царской. Это, естественно, не могло остаться незамеченным. И окончательная размолвка 
Никона с царем произошла. Настоящей причиной явилось его чрезмерно усилившееся влияние и постоянное вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику государства. Началась долголетняя борьба самодержавия за полное подчинение церкви государству. 
Следующим важным этапом в ней стало упразднение самого патриаршества в первой четверти XVIII века.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       Список использованной литературы:

  1. Костомаров Н.И. «Российская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». 
  2. Башилов Б. «Причины раскола и его трагические результаты».
  3. Лаппо-Данилевский А.С. «История русской общественной мысли и культуры XVII—XVIII вв.»
  4. http/www.easyschool.ru/
  5. http: /www.BestReferat.ru/
  6. http: /www.sholast.ru/

Информация о работе Патриарх Никон. Церковный раскол