Памфлетная война

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:47, реферат

Краткое описание

Памфлетная война началась 1893 году между студентами Бухарестского и Будапештского университетов и обострила обстановку.
В 1893—1894 гг. среди румын Трансильвании широко распространилась петиция, содержавшая протест против национального гнета.
Цель работы: изучить тему о Памфлетной войне.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
1. Противостояние властям Пристли, Джона Хорна, Тука……….4
2. Место Джона Картрайта в Памфлетной войне…………………8
3. Памфлеты Питера Поркьюпайна………………………………..9
4. Итоги памфлетной войны……………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………11
Рецензия на книгу М. Лютера «95 тезисов» …………………..12
Список литературы…………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

2324-ЕК доработать.docx

— 40.87 Кб (Скачать)

 

Памфлетная война 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

Введение……………………………………………………………………..3

  1. Противостояние властям Пристли, Джона Хорна, Тука……….4
  2. Место Джона Картрайта в Памфлетной войне…………………8
  3. Памфлеты Питера Поркьюпайна………………………………..9
  4. Итоги памфлетной войны……………………………………….10

Заключение…………………………………………………………………11

               Рецензия на книгу М. Лютера  «95 тезисов» …………………..12

Список литературы…………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Памфлет – это произведение, направленное  против политического  строя. Может разоблачать отдельных  представителей политического строя. Задача памфлета состоит в том, чтобы  осмеять, предать позору данное явление, данное лицо. Памфлет, создавая образ  разоблачаемого деятеля, стремится  представить его как определенную индивидуальность — бичует его в  его политической жизни, быту, индивидуальных особенностях, для того чтобы сделать  еще сильнее удар по политической линии, им представляемой1.

Памфлетная война началась 1893 году между студентами Бухарестского и Будапештского университетов и обострила обстановку. 
В 1893—1894 гг. среди румын Трансильвании широко распространилась петиция, содержавшая протест против национального гнета. 
Усиление национального движения вызывало большое беспокойство в правящих кругах Будапешта. 5 октября 1893 г. премьер-министр Ш. Векерле. выступая в парламенте, обещал применить «со всей строгостью все имеющиеся в его распоряжении законные средства», в том числе и чрезвычайные, для сохранения «мадьярского характера венгерского государства и общественной жизни Венгрии» 319. Наиболее шовинистически настроенные депутаты пастаивали на усилении полицейских и жандармских репрессий в Трансильвании и других национальных областях, на подавлении движения, по примеру немцев в Познани и англичан в Ирландии.

К началу 90-х годов Х1Х века относятся первые попытки установления связей и координации действий между отдельными национальными организациями.

Уже в начале 1893 г. в Вене и Будапеште происходили совещания  деятелей румынского, словацкого и  сербского национального движения.

Цель работы: изучить тему о Памфлетной войне.

Задачами работы являются: рассмотрение причин и последствий памфлетной войны, проанализировать её события.

  1. Противостояние властям Пристли, Джона Хорна, Тука и майора Картрайта

В книге «Англия в памфлете: Английская публицистическая проза  начала 18 век» составителя И.О. Шайтанова  анализируется история «памфлетной  войны», развернувшейся на фоне политических разногласий в стране.

Мощный поток памфлетов начался с Берка. Он увеличился по силе и объему между 1794 и 1795 г. в ситуации политических трудностей и общественного возбуждения, вызванного приговорами об измене. Уменьшаясь по мере побед на море, сопровождавшихся постоянным ростом патриотизма и враждебности к Франции и идеям, импортированным из Франции, оживленная перестрелка памфлетистов, с одной стороны – друзей Берка, а с другой – его главного врага, Пейна, продолжалась до самого конца столетия. Эти споры в большой части не заслуживают особого внимания и, только, отказавшись от рассмотрения их в этой части, мы можем сформировать правильное представление о платформе радикалов. 
Выступления вигского меньшинства можно не рассматривать вовсе, поскольку они совсем не радикальны. Кроме того, их ряды после поражения Берка поредели. Среди них были влиятельные люди, и они защищали свои принципы за пределами парламента, но их слова были гласом вопиющего в пустыне.  
          Нельзя не упомянуть работы написанные Ричардом Прайсом, Джозефом Пристли, Джоном Хорном Туком и майором Картрайтом.

По мнению некоторых, Прайс  является носителем духа ранних реформаторов. Упорно верующий в теоретическую  свободу, он смело и сильно защищал  американскую революцию. Унитарианский  священник, он выступал за отмену законов  о присяге. Полный отвращения к коррупции  вигов и тори, он выступал за коренную реформу Палаты Общин, и, кроме того, будучи чувствительным человеком с мягким сердцем, приветствовал начало Французской революции. Но он не идет дальше и не является единомышленником старших реформаторов.

Как деловой человек Прайс  обладал большими достоинствами. Его  публикации встречались очень хорошо. Его работа и педагогическая, и религиозная оценивались очень высоко. Кроме всего этого, он оставил выдающийся след в истории единственным и последним своим делом. Четвертого ноября 1789 г. в его молельном доме в старом еврейском квартале Прайс прочел одну из лучших в истории проповедей. Эта проповедь была исполнена симпатии к ранним реформаторам. Прайс оглядывается назад, а не вперед. Он восхваляет свободу, но это свобода, которая теоретически была достигнута в 1688 году. Своим главным тезисом он демонстрирует троякое право, установленное той революцией: знать, что у народа есть право выбирать короля, отстранять его за недостойные дела и самостоятельно формировать правительство. Эти идеалы, скорее, походили на древние традиции, чем на опасные новшества, и, все же, мы, можем рассматривать Прайса как английского сторонника французской революции, поскольку Берк избрал его проповедь целью своей атаки. Впрочем, Прайс был уже стариком, свое дело он сделал. Увидеть борьбу революционной партии в Англии ему не было суждено.

Джозеф Пристли деятелем унитарианской церкви. Характерные для него идеи, как он сам излагает их в 1771 г., состоят в том, что английское правление есть смесь королевской, аристократической и демократической власти, и, если в деле народного образования одна из них будет преобладать, то это неизбежно разрушит баланс сил Эту старую теорию разделения властей и сохранения свободы через баланс ее трех ветвей, Пристли высказывает еще в ранний период своего творчества. Он придерживался этой теории всю свою долгую жизнь. В книге, изданной в 1788 и переизданной в 1793 г. он, говоря о выгодах ограниченной монархии, утверждает: «Такие правительства, состоящие из многих частей, каждая из которых может отменять резолюции других, образуют систему сдержек и противовесов».  Причиной волнений стало празднование второй годовщины взятия Бастилии. Событию был посвящен общественный банкет, на нем присутствовал священник, а произносившиеся тосты были весьма умеренными. Во время банкета на улице перед таверной собралась толпа. Воодушевленная не высказанным прямо, но подразумеваемым одобрением некоторых представителей власти, и в соответствии с психологией толпы, вскоре начались оскорбления, а затем и порча чужого имущества. Дом Пристли, вместе с находившимся в нем дорогостоящим научным прибором был разгромлен.

Последствиями этих волнений было то, что результатом этих событий стало втягивание бедного проповедника в невыгодное ему противостояние с Берком, а вторым – эмиграция Пристли, недовольного положением в Англии в Америку. 

Другой более забавный и приятный представитель радикализма  – Джон Хорн Тук. Тук, как и Пристли  был вовлечен в радикальное течение  стихией и против своей воли. В 1794 г. Тук предстал перед судом  по обвинению в измене. В чём она заключалась - сказать очень трудно сегодня. Против него не было никаких улик, тем не менее, правительство избрало его предметом своей атаки. Неосторожным господам необходимо было дать урок и вот, Тука обвинили в измене. Он с блеском отстоял свою невиновность. Тем не менее, поднялся шум, и Тук волей-неволей превратился в глазах общества в зловредного радикала.

Интересы Тука, как и  у Прайса и Пристли принадлежали к прежним временам. Он был джентльменом старой закалки, и, как он сам подчеркивал, скромного происхождения. Он был  учителем и священником англиканской церкви и никогда не позволял себе забывать об этом. Когда он забросил богословие, он стал адвокатом. Он смело  сражался за парламентскую реформу  и за упразднение «гнилых местечек», он стал лидером, следует заметить, не ради нововведений, а для того, чтобы добиться торжества старых английских прав и привилегий. Суть его политической философии может быть легко выведена из его речей в ходе выборов в Вестминстере в 1796 г. Тогда он провозгласил следующее: «Избиратели привязаны к дереву коррупции, а дерево это в нашей стране высокое, толстое и развесистое до крайности». Дерево уже раскачали, и совместными усилиями его можно повалить. И, по его словам, «весь необходимый конституционный контроль выведен из-под управления судов». «Избиратели могут понять это из того, что выносятся приговоры, противоречащие законным прецедентам и годные только для дьявола, который диктует их судьям».

Суды вновь должны стать  частью системы сдержек и противовесов. Для Тука, Пристли и Прайса система  сдержек и противовесов была самой  желательной вещью. Бывший священник  впал в особую немилость правительства. Поскольку Тук ненавидел в  равной мере и вигов, и тори для  них он выглядел опасным человеком. Против него начались интриги, закончившиеся  знаменитым судом, стенограмма которого представляет собой весьма забавное чтение. Тук вел собственную защиту по большей части сам. Злясь на судью и прокурора, он, будучи уверен в своей правоте, посмеивался  над своими обвинителями. Даже с  судьей он говорил подчеркнуто игриво. Он парировал обвинения и атаковал сам, с чистым сердцем свидетельствуя о собственном врожденном консерватизме, нелюбви к Пейну, а его презрение  к всеобщему избирательному праву  было всепобеждающим. 
      После освобождения из тюрьмы Тук безуспешно попытался избираться в парламент, затем, попробовал еще раз и имел удачу, но ему как бывшему священнику было запрещено занимать должности. Избегая общественной жизни он все сильнее увлекался литературными занятиями, своим садом, устройством званых обедов в своем поместье в Уимблдоне. В конце века мы видим его превращение в строго одетого старика в шелковых чулках, с длинными кружевными манжетами и напудренным волосами. Его мнения как нельзя лучше шли к его облику. В своем последнем письме к друзьям в Вестминстере в 1804 г. он заверяет их, что на всю жизнь он сохранит приверженность древним свободам своей страны, которыми он пользовался под властью этих благородных людей – Георга I и Герга II.

    1. Место Джона Картрайта в Памфлетной войне

Джон Картрайт, или майор  Картрайт, как его обычно называют, не может быть исключен из нашего рассмотрения английских реформаторов. Картрайт представляет разом и старый, и новый радикализм, поскольку восемьдесят странноватых трактатов, написанных им разбросаны во времени по обеим эпохам. Картрайт верил во всеобщее избирательное  право, которое не было в большом  фаворе у людей старшего поколения, хотя, в социальном отношении он принадлежал к их кругу. На протяжении всей своей политической карьеры  он оставался провинциальным джентльменом. Он заведовал ополчением Его Величества и был морским офицером. Тем  не менее, его политические идеи были скорее теоретическими, чем практическими. Он искал в прошлом так называемое «время английской свободы». «Я должен иметь право голоса, потому, что  я человек, потому, что его имели  мои предки» - утверждает Картрайт, и на этом философском основании  он строит всю свою общественную жизнь. Он смотрит на избирательное право  как на волшебный предмет, который  избавляет от всех бед, и эту веру он демонстрирует к месту и  не к месту на протяжении пятидесяти лет. Его призывы были написаны так  неуклюже и глуповато, что майора всерьез никто не воспринимал. Говорят, что он был полностью свободен от влияния Макиавелли. И это правда, поскольку даже самые известные  из его восьмидесяти чудаковатых  трактатов неимоверно скучны и банальны. Но майора Картрайта все любили. Законченным экстремистом он не был. Он не любил Пейна и об этом всегда любили вспоминать его друзья, а  доброе сердце и искренность искупали многие его заблуждения. 
Заурядных памфлетистов можно не брать во внимание. Мы можем совсем коротко отозваться об этих рыцарях пера, чьи писания были низменны, оскорбительны, шумны и хвастливы. Памфлеты такого рода в огромном количестве писались и вигами, и тори, и радикалами.

    1. Памфлеты Питера Поркьюпайна

Памфлеты Питера Поркьюпайна - так вышло – были написаны и  опубликованы в Филадельфии, но наибольшее влияние имели в Англии. Их популярность была настолько велика, что выходные данные, указывающие на Филадельфию, расценивались как маскировка. Его  первый памфлет «Кость, брошенная  демократам» сразу же получил  ответ, написанный в самых изысканных выражениях и озаглавленный «Пинок кусачей собаке» и, он в свою очередь, получил ответ от Поркьюпайна, а за этим последовали новые потоки оскорблений. В этой полемике широко использовались такие обороты речи, как «продажный писака», «свиной патриот», «мистер Хеджхог» и другие вежливые слова. Поркьюпайн немедленно заслужил славу защитника короля и церкви.

Непристойности писали не только консерваторы, такой же стиль  демонстрируют и несколько изданий  радикалов. Одно из них, перефразировало  слова Берка о «свинском большинстве» и выходило под заглавием «Свинина». Другое под названием «Свиное  корыто» издавал некто Дэниэл Исаак Итон. Этот Итон был обвинен  правительством в публикации бунтарских пасквилей и прямом оскорблении  короля, и, хотя он и был оправдан, в свет ни один номер «Корыта» в  свет не вышел; можно предположить, что грубый тон издания не встретил одобрения читателей и в каждом последующем из тринадцати вышедших номеров он смягчался. 
Тем не менее, этот еженедельник, даже в очищенном виде вполне сравним с выступлениями Питера Поркьюпайна. Итон старался привлечь внимание к своему журналу стихами и баснями. В «Стране обезьян» английские условия были описаны в самом омерзительном виде. Похабщиной были наполнены другие короткие рассказы. Пример этого – «История честного сапожника», его юмору вторило «Аристократическое высокомерие и демократическая тупость». В статье о происхождении знати говорится, что князья и властители происходят от кровопийц: тиранов, подлых нарушителей договоров, грабителей и паразитов» - и далее в духе такого же потока ругательств. От такого языка человека начинает тошнить и он ищет других способов вести спор.

    1. Итоги памфлетной войны

Не заслуживает большого внимания и значительная часть пристойной литературы, отвечающей на непристойные выходки. Так, можно оставить в стороне  большой пласт религиозной литературы, поскольку проповедников больше интересовала отмена рабства, а не внутренние реформы. Преподобный Джон Акин сообщает нам, что британцы «лично свободны, политически свободны и экономически свободны» по этой причине, они должны направить все свои силы на то, чтобы  добиться этих благ для несчастных рабов и темных язычников. Другие священники, т.е. большинство англикан и часть нонконформистов были искренними тори. Сомнения им были неведомы, их выступления были громкими и ясными. Тем не менее, мы не станем на них  останавливаться. Когда нам сообщают, что радикальные писатели «шарлатаны, которые под маркой философии  и разума отстаивают собственную  корысть и уничтожают силы страны», когда нас уверяют, что не должно «лишать британского льва его  клыков и оставлять беззащитным  перед лицом любой лесной мелочи», и, когда, наконец, нам сообщают, что  нет веры, лучше той, что проповедуется  господствующей церковью, мы, в сущности, узнаем мало нового, епископ Сэмюэл Хорсли с радостью использует такой  язык, как и многие другие священники из Шотландии, высказывающие свой консерватизм в схожих выражениях. Годовщины казни  Карла I отмечались все чаще. На фоне этой священной даты зло французской  революции становилось обычной  темой для проповедей. Лидеры диссентерского духовенства после 1791 г. отошли от радикальной  партии, если вообще когда-либо принадлежали к ней. Их активность возросла в связи  с основанием миссионерских обществ  в большей мере, чем в борьбе за отмену «Акта о присяге» Подозрительное правительство вскоре поняло, что их не заботят земные дела. 

Информация о работе Памфлетная война