Отмена крепостного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 21:28, реферат

Краткое описание

Цель моей работы – рассмотреть процесс отмены крепостного права на более глубоком уровне.
В соответствии с целью я ставлю перед собой следующие задачи:
Выяснить причины и узнать этапы подготовки реформы.
Изучить содержание реформы, познакомиться с историческими документами.
Выявить последствия реформы.

Оглавление

Введение. 3
ГЛАВА I. 4
Предпосылки и подготовка отмены крепостного права. 4
ГЛАВА II. 16
Содержание крестьянской реформы. 16
ГЛАВА III 20
Последствия реформы. 20
Заключение. 22
Список литературы. 23

Файлы: 1 файл

Реферат1.docx

— 397.79 Кб (Скачать)

16 февраля 1861 г. в Государственном совете было завершено обсуждение проекта "Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости". Подписание "Положений" было приурочено к 19 февраля - 6-й годовщине восшествия Александра II на престол. Одновременно им был подписан и Манифест, возвещавший об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Первоначальный его текст был составлен Н.А. Милютиным и Ю.Ф. Самариным, но по повелению царя он был переделан московским митрополитом Филаретом: он должен был придать Манифесту форму, призванную воздействовать на религиозные чувства крестьян. Манифест проводил идею "добровольности" и "жертвенности" дворянства (от которого якобы исходила инициатива освобождения крестьян), навстречу пожеланиям которого пошел государь. Манифест призывал крестьян к "спокойствию и благоразумию", к неукоснительному выполнению установленных законом повинностей.

В тот же день, 19 февраля, был учрежден Главный комитет "об устройстве сельского  состояния" под председательством  великого князя Константина Николаевича. Он заменил собой Главный комитет "по крестьянскому делу" и был  призван осуществлять высшее наблюдение за введением в действие "Положений" 19 февраля 1861 г., рассматривать проекты законов в дополнение и развитие этих "Положений", изменение правового и поземельного положения других категорий крестьян (удельных и государственных), решения ряда спорных и административных дел. На местах были учреждены губернские по крестьянским делам присутствия.

Правительство прекрасно понимало, что подготовленный закон не удовлетворит крестьян, поэтому приняло ряд  чрезвычайных мер для подавления крестьянских восстаний, которые могли  вспыхнуть в ответ на "даруемую волю". Заранее были составлены подробные  инструкции и предписания о дислокации и действиях войск на случай крестьянских "беспорядков". В течение декабря  1860 г. - января 1861 г. проходили секретные совещания военного министра, министра внутренних дел и министра двора, военного генерал-губернатора Петербурга и начальника III отделения, на них обсуждались меры по охране правительственных зданий и царских дворцов во время объявления Манифеста о "воле". Приходскому духовенству разослано было предписание от Синода, чтобы оно в своих проповедях убеждало крестьян сохранять спокойствие и повиновение властям.

С необходимым количеством экземпляров  Манифеста и "Положений" после  подписания их царем и опубликования  в печати в губернии были отправлены флигель-адъютанты царской свиты, на которых возлагалась обязанность  объявления "воли". Они наделялись широкими полномочиями для подавления возможных крестьянских "беспорядков". В подчинение флигель-адъютантам переходили все местные власти и 

дислоцированные в губерниях войска.

Подготовка к обнародованию "воли" потребовала две недели. Обнародование  проходило в течение месяца - с 5 марта (в Петербурге и Москве) по 2 апреля (на местах).

В Прощеное воскресенье, был обнародован манифест Александра II об отмене крепостного права. Несмотря на знаковость этого события, день прошел спокойно и новость не произвела особого впечатления в народе, едва ли осознавшего его эпохальное значение. Крестьяне были очень рады отмене, помещики же не очень.

По первой главе я могу сделать  вывод: подготовка к проведению реформы была очень долгой: 1 этап 1856 – 1858г – деятельность секретного комитета, 2 этап – собирались предложения о том, как отменить крепостное права, рассматривались предложения разных губерний, 3 этап в подготовке отмены крепостного права был связан с деятельностью редакционных комиссий было много предложений по поводу как освободить крестьян. Если бы крепостное право не начали отменять с «верху», то оно могла бы начать отменятся «снизу».

 

ГЛАВА II.

Содержание  крестьянской реформы.

"Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости"  постановляло: "Крепостное право  на крестьян, водворенных в помещичьих  имениях, и на дворовых людей  отменяется навсегда" 17 и им предоставляются "права свободных сельских обывателей" безо всякого выкупа в пользу помещиков.

Государственная власть не видела в  этом никакого нарушения прав помещиков. В своей речи Государственному совету император Александр указывал на то, что крепостное право в Росси  имело государственный характер: "Право это установлено самодержавной  властью, и только самодержавная  власть может уничтожить его".18

В то же время земля, на которой  жили и работали крестьяне, была признана собственностью помещиков. Крестьяне  освобождались с тем, что помещики предоставят им в пользование  их усадебную оседлость и некоторое  количество полевой земли и других угодий (полевой надел). Но крестьяне  за усадьбу и полевые наделы должны были отбывать в пользу помещиков  повинности деньгами или работой.

По закону крестьяне получили право  выкупить у помещиков свои усадьбы  и, сверх того, могли по соглашению с помещиками приобрести у них  в собственность полевые наделы. Пока крестьяне пользовались наделами, не выкупив их, они находились в  зависимости от помещиков и назывались временнообязанными19 крестьянами. Когда же выкуп был произведен, крестьяне получали полную самостоятельность и становились крестьянами-собственниками.

Выкуп производился по заключении соответствующих договоров - уставных грамот20, при этом казна уплачивала помещикам (процентными бумагами) стоимость их земель, отошедших под крестьянские наделы. После этого крестьяне должны были в течение 49 лет погасить свой долг государству ежегодными взносами "выкупных платежей" (в размере 6 % с выкупной ссуды).

Крестьянские надельные земли  не были собственностью отдельных крестьян или крестьянских "дворов" (семейств). Они передавались во владение крестьянским обществам, в которые соединялись  по месту жительства вышедшие из крепостной зависимости крестьяне. Общества "уравнительно" распределяли полевые земли между своими членами и сообща пользовались общими угодьями (пастбищами, сенокосами и др.). Выкупные платежи и все подати (государственные, земские и мирские) крестьяне платили сообща, миром, который был связан "круговою порукою", т.е. коллективной ответственностью, и потому должен был платить подати за своих неисправных или несостоятельных членов. Поэтому каждый крестьянин был "приписан" к своему обществу и без согласия "мира" не мог из него выйти.

Органом крестьянского мира был  сельский сход, в котором участвовали  все крестьяне-домохозяева и который  в своих внутренних делах имел широкую компетенцию. Сельский сход выбирал сельского старосту, а  также уполномоченных (по одному от каждых 10 дворов), которые образовывали волостной сход, выбиравший волостного старшину, и состав волостного суда – от 4 до 12 судей, из коих не менее  трех должны были присутствовать в  судебных заседаниях.

Одним из самых трудных и сложных  вопросов в деле крестьянской реформы  было определение размеров крестьянского  полевого надела. Земледелие не везде  было главным занятием крестьян. Только в южном черноземном районе крестьяне  усиленно пахали и на себя, и на помещиков, отбывая на барском поле тяжелую "барщину". В центральных же областях, где земледелие не было прибыльно, крестьяне чаще "ходили на оброке", т.е. занимались промыслами на стороне  и вместо барщинного труда платили  ежегодно помещикам условленную  сумму – оброк.

На юге помещику было выгодно  отпустить крестьян на волю без земли, а землю удержать за собой, потому что именно земля там и представляла главную ценность. На севере же помещикам  была невыгодна потеря крестьянского  оброка, а не земли. Поэтому одни помещики старались по возможности  уменьшить крестьянские земельные  наделы, а другие были к этому  равнодушны.

С другой стороны, в южных губерниях  пахотной земли было много, и поэтому  крестьяне пользовались землей без  стеснения. В центре же государства  при большом росте населения  сильно чувствовалось малоземелье.

Под влиянием столь разнообразных  местных условий и приходилось  определять размеры крестьянского  полевого надела особо для каждой "полосы" государства (нечерноземной, черноземной и степной) и для  отдельных губерний и даже уездов. Размеры наделов определялись от 1 до 12 десятин на "душу", т.е. на лицо, записанное в крестьянах за помещиком  по ревизии. Средний размер "душевого" надела помещичьих крестьян составлял 3,3 десятины. В общем, во владение крестьян поступили те земли, которые они  обрабатывали при крепостном праве, и лишь в некоторых (многоземельных) губерниях крестьянские наделы были несколько уменьшены (так называемые "отрезки")21 Дворовые люди, находившиеся в личном услужении помещикам и не пахавшие земли, освобождались без земельного надела, и по прошествии двух лет временно-обязанного состояния под властью помещиков могли приписаться к какому-нибудь сельскому или городскому обществу.

В 1863 г. основные положения крестьянской реформы были распространены на "удельных крестьян"22, а в 1866 г. – на крестьян государственных, составлявших около 10 млн. душ мужского пола, т.е. около половины всего крестьянского населения России. Последние должны были вносить выкупные платежи за свои земельные наделы в казну.

Земельное обеспечение удельных и  государственных крестьян было значительно  лучше, чем у бывших помещичьих крестьян: средний размер надела на душу мужского пола составлял у крестьян удельных 4,8 десятины, у государственных –  около 6 десятин.

Порядок осуществления крестьянской реформы требовал соглашения между  помещиками и их крестьянами как  о размерах надела, так и о всяких обязательных отношениях крестьян к  их бывшим господам. Это соглашение надлежало изложить в Уставной грамоте в течение одного года со дня освобождения.

Конечно, нельзя было надеяться, что  помещики и крестьяне сами сумеют достичь мирного и справедливого  конца своих отношений. Поэтому  для разбора могущих возникнуть недоразумений, споров и жалоб была учреждена должность мировых  посредников23, избираемых из местных дворян. Мировые посредники должны были следить за правильностью и справедливостью сделок помещиков с их крестьянами, выходящими на волю. Они утверждали уставные грамоты. Они наблюдали за ходом крестьянского самоуправления в сельских обществах и волостях. О важнейших и сомнительных делах посредники докладывали уездному мировому съезду, состоявшему из мировых посредников всего уезда. Общее же руководство делом крестьянской реформы по губерниям было возложено на губернские по крестьянским делам присутствия. Эти присутствия действовали под председательством губернатора и состояли из важнейших чинов губернии и представителей местного дворянства.

Так было совершено великое дело отмены крепостного права. Освобождение крестьян существенно изменило все  основы русского государственного и  общественного быта. Оно создало в центральных и южных областях России новый многолюдный (21-22 млн.) общественный класс. Прежде для управления им довольствовались помещичьей вотчинной властью. Теперь же управлять им должно было государство. Старые екатерининские учреждения, установившие в уездах дворянское самоуправление, уже не годились для нового, состоявшего из различных сословий, уездного населения. Необходимо было заново создать местную администрацию и суд. Крестьянская реформа, таким образом, неизбежно вела к другим преобразованиям.

Согласно этим документам, крестьяне, ранее принадлежавшие помещикам, объявлялись  свободными и наделялись гражданскими правами. При освобождении они получали землю, но в ограниченном размере  и за выкуп на особых условиях. В  России было ликвидировано крепостничество. Крестьяне стали свободными людьми. Однако реформа сохранила в деревне  крепостнические пережитки и  прежде всего – помещичьи землевладение. К тому же крестьяне так и не получили землю в полную собственность, а значит, не имели возможности  перестроить свое хозяйство на новый  лад. Реформа была проведена в интересах государства и помещиков, потому что они получали большие деньги, за то что крестьяне выкупали земли, крестьяне сами шли к ним работать, чтобы отработать свои отрезки.

 

ГЛАВА III

Последствия реформы.

Разрабатывая крестьянскую реформу, правительство Александра II ясно отдавало себе отчет в грабительском характере ее и испытывало огромный страх при мысли о возможности крестьянского восстания. В связи с этим еще заблаговременно был принят ряд мер для предотвращения этого.

Обнародование “Положений 19 февраля” произошло в период великого поста с 7 марта по 2 апреля. Объявление о “дарованной крестьянам воле” производилось путем чтения манифеста, в котором излагалось основное содержание реформы. Основная задача манифеста заключалась в том, чтобы доказать, что ограбление крестьян является актом “величайшей справедливости”, вследствие чего они безропотно должны выполнять свои повинности помещику.

Обнародование “Положений” сразу же вызвало мощный подъем крестьянского движения. Сохраняя наивную веру в царя, крестьяне отказывались верить в подлинность “Положений” и манифеста, утверждая, что царь дал “настоящую волю”, а дворянство и чиновники либо ее подменили, либо истолковывают в своих интересах. 24Среди крестьян нашлись люди, пытавшиеся истолковать “Положения” с точки зрения крестьянских интересов. На первых порах крестьянское движение проявлялось главным образом в отказе от выполнения барщины и уплаты оброка, но вскоре начались и крестьянские волнения. Следует отметить, что и войска, посылаемые на подавление крестьянских волнений, вызывали большую тревогу у господствующих классов: они хоть и не выражали открыто своего неповиновения, но вне строя не только выражали сочувствие крестьянам, но иногда и возглавляли движение.

Информация о работе Отмена крепостного права